Беседы о Православии

Об одном периоде церковной истории
Александр Шецен, агностик - 14:35 05.10.2004
Имею в виду время синодального правления РПЦ.

Ищу сслылок и мнений по теме:

1. Отразилось ли синодальное правление на богословии?

2. На отношениях с другими православными и неправославными церквами?

3. На народной вере?

4. Существует ли общая оценка?

5. Перспективность или (не-) актуальность возобновления?

Расспрашиваю, потому что чуется мне какая-то существенная разница между тогдашней Церковью и сегодняшней, не объяснимая только трагической историей двадцатого века или, так сказать, изменениями в обществе. Впрочем, об этом ничего толком не знаю. Так что буду очень благодарен, если кто-нибудь укажет серьезные исследования, или расскажет, как знает.

Заранее большое спасибо. :)

                


Re: Об одном периоде церковной истории
Евгений, православный - 16:27 05.10.2004
По синодальному периоду до сих пор самой основательной остается монография: П.В. Верховской. Учреждение духовной коллегии и духовный регламент. Ростов на Дону. 1916. т. 1, 2 (см. также имеющиеся там ссылки)

Может быть, не столько с точки зрения оценок, которые со временем меняются, а с точки зрения фактического материала. Основной вывод автора: Духовная коллегия имела прототип в
протестантской Генеральной консистории, а Духовный регламент -- копия немецкого "Кирхенорднунга". Современные немецкие историки (см., например, Баггер Х. Реформы Петра Великого. М., 1985 и ссылки), правда, оспаривают это вывод и утверждают (в целом, я думаю, безосновательно), что протестантские юристы в Германии с начала 17-го в. сами находились под преобладающим влиянием византийского права, и что Феофан Прокопович, создавая Регламент, имел ввиду прежде всего византийские образцы. Вполне возможно также, что Прокопович списывал Регламент и со шведского образца того времени.

> 1. Отразилось ли синодальное правление на богословии?
>

Отразилось, но довольно сложным образом. Протестантизм, в частности, "уравновесил" католическое влияние на православное богословие и восприятие латинской схоластики, но в целом богословие законсервировалось, что было не самым плохим в тех условиях.

> 2. На отношениях с другими православными и неправославными церквами?

Восточные патриархи "благословили" Синод как орган замещающий патриарха. Но надо сказать, что Петр (посылая проект Регламента) скрыл от них детали, которые бы им, очевидно, не понравились.

> 3. На народной вере?

Обширная тема. Есть хорошая монография на эту тему:
Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. – М.: Индрик, 2003 (см. и имеющиеся там ссылки, особенно, на монографию Лаврова).

>
> 4. Существует ли общая оценка?
>

Сугубо отрицательная. Петр был лишь номинально православным монархом и поработил Русскую Церковь во всех отношениях, как если бы она оказалась под властью совсем не христианских властей, например, как греки под турками. Конечно, для протестантских церквей того времени, это было бы, можно сказать, нормой, но для православных явилось бедствием.

> 5. Перспективность или (не-) актуальность возобновления?
>

Актуально, если появится какая-нибудь тираническая власть, а пока нет.

> Расспрашиваю, потому что чуется мне какая-то существенная разница между тогдашней Церковью и сегодняшней, не объяснимая только трагической историей двадцатого века или, так сказать, изменениями в обществе.

Разница, конечно, велика. Особенно в статусе Церкви, которая при Петре была, по сути, ведомством в его государственной машине, а сейчас вполне самостоятельное образование.

                


Re: Об одном периоде церковной истории
Александр Шецен, агностик - 22:17 05.10.2004
Спасибо огромное, Евгений! :)

Добавлю еще один вопрос, отчасти двигающий остальные. Дело в том, что последние стадии синодального периода (и не только) тесно связаны с фигурой Константина Петровича Победоносного. А вот в ней разобраться всесторонне очень сложно. Какова современная православная оценка?

Еще раз спасибо. :)

                


Re: Об одном периоде церковной истории
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 08:40 06.10.2004
> Дело в том, что последние стадии синодального периода (и не только) тесно связаны с фигурой Константина Петровича Победоносного. А вот в ней разобраться всесторонне очень сложно. Какова современная православная оценка?

В книге прот.Г.Флоровского "Пути русского есть целый подраздел "Эпоха Победоносцева", в главе "Историческая школа": http://www.vehi.net/florovsky/puti/07.html

Ну и в целом эта книга заслуживает внимание: http://www.vehi.net/florovsky/puti/index.html

                


Re: Об одном периоде церковной истории
Александр Шецен, агностик - 23:43 06.10.2004
Большое спасибо! Действительно основательная работа и дает о чем подумать. :)