Что значит для нас союз двух природ во Христе (Виктору Ш)
Тарас, православный, ПЦА - 01:16 13.10.2004
|
Виктор, простите. Если позволите, я все же решил начать новую ветку, т.к. думаю, что это будет интересно всем почитать. На новые ветки все же побольше народу обращает внимания.
Почему я затронул Христологию? Потому что в этом ключ к нашему разговору. Потому что не понимая православно, Кто был Иисус Христос, невозможно ткнуть пальцем в православное отношение к Божеству и сказать: "Вот здесь - Пантеизм, а вот здесь Монофилетизм" и т.д.
Мы знаем, с чем вы надеюсь согласны, что во Христе присутствуют две природы: божественная и человеческая. Причем присутствуют они во Христе "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно." Присутствуют они так в вечном союзе. И нужно только понимать, что этот союз означает для нас, людей.
А последствий несколько. И в первую очередь это относиться к вопросу искупления, затронотому вами. Знаете такой латинский термин "communicatio idiomatum"? Это означает, что в личности Христа обе природы соединенные "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно" передают друг другу свои атрибуты. Говоря иными словами, то, что принадлежит Христу как человеку, принадлежит Ему как Богу, а то, что принадлежит Ему как Богу принадлежит Ему и как человеку. И этот принцип (пишу специально для вас) находит подтверждение в Новом Завете: "Мы примирились с Богом смертью Сына Его" (Рим 5:10); "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас" (Рим. 8:32); "Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши" (1 Пет. 3:18); "Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба." (1 Кор. 15:47); "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах." (Иоанн 3:13). Господь по природе безсмертен и не может страдать. Человек же принадлежит к тварям и не может "сойти с небес". Но здесь мы видим атрибуты одной природы совершенно переносимыми на другую.
К стати жаль что вы все же не православный, т.к. именно в Божественной Литургии Церкви мы многосторонне видим и познаем эту доктрину. Святой Иоанн Дамаскин оставил нам прекрасное и простое описание этой доктрины в своей книге "Точное изложение Православной веры":
"Говоря о Божестве Его, мы не приписываем Ему свойств человечества. Так, мы не говорим, что Божество подлежит страданию или что Оно сотворено. Равным образом, и говоря о плоти, или о человечестве Его, мы не приписываем им свойств Божества, не говорим, например, что плоть Его, или человечество, не сотворена. В отношении же ипостаси, — даем ли ей наименование, заимствованное от обоих естеств, ее составляющих, или же — от одной, — мы приписываем ей свойства обоих естеств. Так Христос, — имя, означающее то и другое естество в совокупности, — называется и Богом и человеком, и сотворенным и несотворенным, и подверженным страданию и неподверженным. Так же, когда Он по одному из составляющих Его естеств (т. е. Божескому) именуется Сыном Божиим и Богом, тогда принимает свойства соприсущего естества, то есть плоти. Так, Он называется Богом — страждущим и Господом славы — распятым, — не поскольку Он — Бог, но поскольку Он же Сам есть и человек. Равным образом, когда Христос называется человеком и Сыном Человеческим, Он принимает свойства и отличия Божеского естества и (именуется) предвечным Младенцем, безначальным человеком, — не поскольку Он — Младенец и Человек, но поскольку, будучи предвечным Богом, стал напоследок Младенцем. И таков способ взаимного сообщения (свойств), когда каждое из обоих естеств передает другому свои свойства по причине тождества ипостаси и взаимного проникновения естеств. Поэтому мы можем говорить о Христе: Сей Бог наш на земли явися и с человеки поживе (Вар. 3, 36, 38)."
Одним словом, обе природы во Христе находятся в своей целостности. Они никак не растворены друг в друге. Они сохраняют свои атрибуты полностью и без изменения. Все выражения связанные с искупительной работой Слова Божиего относятся всегда к личности Иисуса Христа, Которая "нераздельна и неразлучна".
Таким образом, к стати, Церковь именует и Приснодеву Марию Богородицею, т.е. Той, которая родила самого Бога, т.к. она родила Иисуса Христа.
В воплощении Сын Божий стал совершенным человеком, т.е. человеком Он стал во всем: во всех проявлениях, в образе действия и т.д., за исключением греха. (Евр. 4:15) Единственное, что Он принял от греха, так это последствия греха, т.е. смерть. Смерть вошла в мир только посредством греха. "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили." (Рим. 5:12). Т.е. понятно, что все человечество настолько связано между собой, что не только последствия греха имеют силу над каждым человеком, но и предрасположение к совершению греха стало наследием каждого живущего человека. В то же время безгрешность, праведность и послушание одного человека принесло всему человечеству освобождение от власти смерти. Спасение человека стало возможным только посредством одного пути: посредством соединения с Богом.
Пока согласны? Ну не иначе, ведь Библия для вас авторитет:
"Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие." (Рим. 5:17-19)
Человек был создан по образу и подобию Божиему. Ему были даны все средства, чтобы полностью реализовать этот образ. Собственно это и был так называемый процесс обожения, целью которого было 100 % - ное участие человека в славе и делах Божиих. Но человек неправильно использовал дары и по своей воле прервал этот процесс. Он сам запятнал образ и изменил свою природу. Возникла острая необходимость восстановления утраченных отношений с Богом, так сказать, необходимость "примирения". Поэтому, принятие на Себя Христом человеческой природы и поднятие ее до наивысшего уровня совершенства, процессом обожения, и есть основа обожения любого человека во Христе. Человек получает возможность встать на правильный путь, т.е. путь воссоединения с Богом, или, иначе говоря, путь спасения.
Св. Афанасий писал, что-то типа того, что "единение всего человечества таково, что через пребывание Слова в единой плоти, разрушается сила смерти над всем человечеством".
Т.е. последствием единения двух природ во Христе, человеческая природа обожается, становиться безгрешной, божественной. И это отнюдь не означает, что человеческая природа Христа превратилась в божественную, что она перестала быть ограниченной, или что она получила божественные атрибуты вместо человеческих. Это означает, что человеческая природа взятая Сыном Божиим в единстве Его личности, принимала участие в делах Божества, что собственно и было изначальной целью сотворения человека. В своем совершенстве человеческая природа достигла наивысшей степени своего предназначения, ни на секунду не переставая оставаться человеком.
Надеюсь пролил вам немного света на православное учение, которое вы немного не поняли.
|
|