Подробнее о любви
Тарас, православный, АААПЦ - 19:34 13.02.2003
|
Димитрий-то, мне кажется хорошо понимает разницу между чувственной любовью и любовью к Богу и ближнему своему. Раз цитаты святых отцов остаются для вас не совсем ясными, давайте разбираться другим путём.
В своем (опять же-таки непонятом вами) сообщении Антона, он писал: "Православный идеал, насколько я себе это понимаю (увы, могу лишь теоретизировать об этом) - это умное безмолвие, т.е. свобода от всех чувств, мыслей и образов в чистом предстоянии пред Ним." Вы с этим не согласились. Но не согласились, потому что ничего не поняли. А Антон был чуточку скуп на пояснения. Но в целом он указал вам правильное направление.
Дело в том, что православное богословие вообще видит процесс спасения не исключительно в одной воле Бога простирающейся наперекор воле человека. Напротив, глубоко понимая свободу воли человека, Церковь учит о том, что для спасения необходимы как минимум две воли - воля Бога и воля человека. Для того, чтобы Бог мог спасать человека, человеку необходимо для этого изъявить свое желание.
Но изъявление своего желания в человечестве пораженном грехом известно к чему приводит. В мире царит смерть. Все подвержено смерти. И человек в своих желаниях обычно стремиться выжить любой ценой. Для него это борьба - борьба за выживание. И любовь Бога ему нужна только для того, чтобы выжить самому, ну а если возможно, то и другим помочь. Любой человек в этом плане эгоист, борец за свое собственное выживание. Но эта-то борьба и является камнем предкновения для него, т.к. в этой борьбе цель одна - его собственное выживание. В чем и кроется корень религиозного фанатизма и, пожалуй, самой большой и глубокой ошибки, которую совершают христиане. Это неосознанное, но фактическое нарушение первой заповеди из двух данных Христом (Матф. 22:37).
Святые отцы, посвятившие всю жизнь поиску Божественной любви в своем сердце на своем опыте смогли убедиться в словах Христа: "Без Мене не можете творити ничегоже". (Иоанн 15:5) И поняли, что воистину сами они ничего хорошего сотворить не могут, ибо какие бы добрые дела они не творили, чего бы не делали, как бы не пытались возлюбить Бога и ближнего своего, все их старания, если были от своего собственного произволения, всегда оканчивались как минимум неидеально, а иными словами: с каким-нибудь грешком, со страстью, уводящей их либо в гордость, либо в гнев, либо в печаль, либо в тщеславие, либо в уныние. Зато они видели, что когда они сами ничего не пытаются делать по своей воле, то Господь Сам Творит чудеса, что всех из них всегда удивляло. Все чудотворцы изумлялись, как это Господь их "недостойных" избрал, чтобы творить через них чудеса.
Однако подвиги святых и их усилия разумеется не были тщетными. Постоянное покаяние, пост и усердная молитва по слову Христа все же давали свои плоды. Но какие? Это были плоды очищения от страстей, плоды выздоровления от болезни, которая поразила человечество после грехопадения. Не так ли Господь велел изгонять самых крепких бесов? В православном богословии этому выздоровлению отводиться пожалуй самое первое место. Это как основа всей православной антропологии: Адам пал, и через его грехопадение в мир вошли болезни ведущие к смерти. Человек не был мгновенно убит Богом за свой грех. Но он был предан болезням, чтобы испытав их понял, чего лишился и изъявил желание излечиться от болезний, вернуться в Дом Небесного Отца.
Как известно, концом любой болезни, если она не лечится, и если организм не может с ней бороться является смерть. Полнейшее же излечение от всех болезней означает жизнь. Причем не только жизнь, но и хорошее самочувствие, так сказать. В физическом смысле все как бы просто. Но и духовная жизнь имеет свои законы очень сходные по сути с законами жизни физической. Разница есть, например в том, что духовная болезнь человеком может и не ощущаться: "Имеют уши и не слышат, имеют глаза, но не видят." Даже алкоголики часто возмущаются, когда их кто-то такими величает.
Так вот главный результат духовного выздоровления заключается как раз в прозрении человека и способности распознавать слово Божие и видеть правду. Путь к этому духовному выздоровлению лежит через победу над духами злобы, демонами, а иначе говоря страстями и пристрастиями, которые делают нас больными и слепыми. Для того, чтобы наше духовное око (nous) смогло различать духовную реальность необходимо очистить его от всякого сора, грязи, бельма и даже песчинок, о которых говорил Господь. Т.е. по сути дела очищение этого духовного ока как раз и требует, как необходимое условие, "свободы от всех чувств, мыслей и образов", о которых говорил Антон.
Т.е. разница между православным взглядом на духовное состояние челоека и католическим очень глубока. В Православии вершина и идеал аскетического усилия - это достижение полного очищения себя от страстей, чтобы предоставить себя чистым и непорочным для Господа Бога, и чтобы Дух Святой мог действовать через уготовавшего себя подвижника. А в католическом учении цель видиться в достижении некой любви к Богу и к людям, при этом совершенно игнорируется тот факт, что ни один человек не знает, какая любовь правильная, а какая нет. Это видно и по вашим вопросам: "Что, де, такое чувственная любовь?" Т.е. где православный говорит, что он вообще не достоин Божественной любви, католик считает, что он должен ее достигать любой ценой, при чем при первых же необычных ощущениях он принимает их как раз за эту "любовь", которую он так усиленно ищет.
Плоды этих двух подходов очевидны. Они конкретно видны по католическим подвижникам: Франциск, Игнатий Лойола, Монпас, Фома Кемпийский и многие другие, находившиеся, по свидетелству святых отцов, в прелести, которая не позволяла им видеть свое плачевное страстное состояние, полное свое порабощение демонским страстям. Эти "святые подвижники" не имеют ничего общего со святыми подвижниками первых столетий истории христианства, достигших полного безстрастия, пребывающих в умном безмолвии, предстоящих пред Господом в чистом теле и сокрушенном духе, пожертвоваших собой всецело, пожертвоваших даже желанием развития у себя поврежденной любви, ради любви Божией и любви к ближнему.
Чувствуете разницу?
|
|