Re: Проповедь на эту тему - очччень полезная
Паломник, христианин, ортодокс - 17:45 18.10.2003
|
http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/hristianin_v_mire_archbishop_averky.htm
Словами: "Не судите, да не судимы будете" Господь не запрещает давать нравственную оценку людям - проводить различия между добрыми и злыми людьми? И не только не воспрещает, а даже предписывает это делать. Так, Господь прямо повелевает обличать согрешившего брата. "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего"... (Матф. 18:15).
Мало того! К такому благоразумному и христианскому суду над согрешившим братом не только разрешается, а даже предписывается привлекать и других братий: "...Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово" (Матф. 18:16).
Но и это еще не все! Если брат продолжает упорствовать в творимом им зле, то надо "поведать" о том Церкви, то есть церковной власти, получившей от Самого Господа благодатное право "вязать и решить": "Если же не послушает их, скажи церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Матф. 18:17).
Одно осуждение - греховное, а другое, как мы уже видели, не только не греховно, а предписывается самим Евангелием. И это вполне понятно: ибо, если мы никогда никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем всякую способность различать добро и зло и легко сможем сами быть увлечены на путь зла.
Величайший из рожденных женами, святость и безупречная нравственная высота которого засвидетельствована Самим Христом-Спасителем, св. Предтеча Господень Иоанн, видя идущих к нему фарисеев и саддукеев, говорил им: "Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева?" (Матф. 3:7).
Что это? Греховное осуждение?
Сам Господь наш Иисус Христос, предлагавший Своим последователям брать пример с Него, говоря: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Матф. 11:29), тем не менее не раз употреблял в отношении к закореневшим во зле грешникам, не желавшим внимать Его Божественному учению, то же самое выражение: "порождения ехиднова!" и нередко обращался к окружавшим Его людям, особенно к книжникам и фарисеям, с весьма резкими словами осуждения: "род лукавый и прелюбодейный!" (Матф. 12: 39); "О, род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?" (Матф. 17:17). Книжников и фарисеев Он постоянно называл: "лицемерами," "безумными и слепыми," "змеями" (Матф. 15:7; 16:3; 16:6-12; вся 23-я глава), царя Ирода называл однажды "лисицей" (Лук. 13:32); "поносил," как выражается само Евангелие, целые города: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум за то, что они "не покаялись" (Матф. 11:20-24).
Мало того! Мы знаем из Евангелия, что кроткий и смиренный Господь, молившийся впоследствии за Своих распинателей: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают" (Лук. 23:34), не только употреблял резкие слова осуждения, но прибегал иногда и к очень сильным и решительным мерам физического воздействия: так, Он дважды - в самом начале Своего общественного служения - и вторично - в самом конце его, незадолго до Своих крестных страданий, совершил изгнание торгующих из храма. Живо и образно передают нам об этих событиях св. евангелисты. Не будучи в состоянии стерпеть безобразного торгашества, которое завели под покровительством самих священников и даже при участии первосвященников, имевших большой доход от продажи голубей, иудеи в иерусалимском храме, Господь Иисус Христос, "сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул," сказав при этом продавцам: "Дома Отца Моего не делайте домом торговли" (Иоан. 2:14-17). А после Своего торжественного входа во Иерусалим перед своими страданиями Он снова, войдя в храм, "выгнал всех продающих и покупающих в храме, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: "написано: Дом Мой Дом молитвы наречется," а вы сделали его вертепом разбойников" (Матф. 21, 12-13; Марк. 11, 15-17; Лук. 19:45-46).
Что же это такое?
И как далеко это от той мнимо христианской "любви" и всеобъемлющего "всепрощения," которые проповедуют современные либералы - "нео-христиане"! И не найдут ли они, более "любвеобильные," чем Сам Господь, такие слова и действия Безгрешного Господа греховными и недопустимыми, противоречащими Его учению: не заклеймят ли они их столь излюбленными ими выражениями "мракобесия," "черносотенства," "мрачной средневековщины," "ретроградства," "инквизиции" и т. под.?
Но можем ли мы думать, чтобы Господь наш Воплотившийся Единородный Сын Божий, пришедший на землю ради спасения нас, людей, ради научения нас Божественной Истине и жизни, согласной с нею, противоречил, в чем бы то ни было, Сам Себе - поступал вопреки Своему собственному учению?
Об этом, конечно, не может быть и речи: думать так было бы величайшим кощунством!
Но вот Он так поступал!
Следуя примеру Самого Господа, и Его Святые Ученики и Апостолы не боялись в нужных случаях "осуждать" людей, упорно противившихся той Евангельской Истине, которую они проповедовали, и прибегать иногда к самым решительным мерам воздействия для обуздания и пресечения зла.
Так, св. Апостол Петр сурово осудил за допущенный ими обман Ананию и Сапфиру, которые были наказаны мгновенною смертью только за то, что "утаили из цены земли," проданной ими, некую часть, вместо того, чтобы полностью принести все в жертву Церкви (Деян.5:1-11).
Св. первомученик Архидиакон Стефан открыто при всех, в заседании синедриона, осудил своих сородичей иудеев, назвав их "жестоковыйными" и "людьми с необрезанным сердцем и ушами" и обвинив их в том, что они "всегда противятся Духу Святому," что они "убивали пророков" и, наконец, "сделались предателями и убийцами" Самого Господа Иисуса Христа, о пришествии которого предвозвещали эти пророки (Деян. 7:51-52).
Св. Апостол Петр осудил Симона-Волхва за его попытку купить благодать Св. Духа за деньги, сказав ему: "серебро твое да будет погибель с тобою... вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды" (Деян. 8:18-23).
Св. Апостол Павел во время своего первого миссионерского путешествия сурово осудил волхва-лжепророка Вариисуса, или Елиму, пытавшегося отклонить от веры во Христа проконсула Сергия Павла, сказав ему: "О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды!" и наказал его слепотою (Деян. 13:6-12).
Что это? Греховное осуждение? Отсутствие христианской любви у Апостолов?
|
|