Гостиная

Простой-сложный вопрос
Южанин, православный - 09:46 30.07.2003
Здравствуйте!
Простой и очень сложный вопрос: как обрести веру?
Мне уже 45 лет. Крещен в православии. Венчан в церкви.
Посещаю храм как положено, НО не могу в нем находиться. Чувствую огромное напряжение, хочется выйти (хотя вне храма хочется в него зайти). Жена говорит "в тебе нет веры". Мне кажется это не совсем так.Я верю в единый вселенский разум, но когда доходит до соблюдения нормальных православных требований - не могу, все во мне восстает против.
Хочу понять отчего это и как мне себя вести.
Спасибо!

                


Re: Простой-сложный вопрос
Димитрий, православный христианин (МП) - 07:23 01.08.2003
Прости брат
Хорошо самому писать записки перед службой, не доверяя это супруге. Самому же и подавать их непосредственно батюшке. Затем ждать, когда будут читать их, молиться вместе со священником за поминаемых и, наконец, по окончании службы, спросить себя: "Откуда знаю, что мои записки были прочтены?"
Вера есть и сила есть -- их не может не быть. У женщин они на поверхности, у мужчин глубже. Как пробьется росток, на мощных корнях быстро и вырастет. Придется скоро супругу в вере поддерживать.
Спаси Господи

                


Re: Простой-сложный вопрос
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 15:11 31.07.2003
> Я верю в единый вселенский разум

Тут понимаете, какое дело... Подобная абстрактно-философская вера верой-то в подлинном смысле и не является. Это просто добротный идеализм. "Вселенский разум", Творец мира, Бог... Вера в его существование еще отнюдь не означает веры в возможность личного общения с Ним, доверия Ему, а также того, что Ему до меня - песчинки в мироздании, одного из миллиардов человеков - вообще есть дело... Недаром в языке веры постоянно присутствует еще иное слово - "Господь" (Господин), не говоря уже о евангельском "Отец"! Почувствуйте разницу... Нужно ли молиться Вселенскому Разуму? Нужно ли это Ему? Может, да, а может и нет, трудно понять... А Отцу и Господу - несомненно можно и нужно. "Вселенский Разум" веет космическим холодом, от этих слов сразу возникает аналогия: Он по отношению к нам, как мы - к созданиям рук и ума наших (скажем, к героям компьютерной игрушки). Все это голая философия... А вера - _личное_, а не абстрактное; молиться, обращаться можно только к тому, кто слышит - л и ч н о слышит (и хочет слышать, и любит, и хочет помочь - лично тебе), кому ты доверяешь и любишь - л и ч н о любишь (а не просто веришь в "существование"...)

> но когда доходит до соблюдения нормальных православных требований - не могу, все во мне восстает против.

И совершенно правильно востает! Телега не может быть впереди лошади, церковная практика без веры - хуже голого атеизма.
ХодИте в храм, насколько можете и хотите; читайте Евангелие; молитесь о вере и ищите ее в себе. А вот "требования" (посты, скажем, или свечки/поклоны и проч.) - это пока не к Вам.

                


Re: Простой-сложный вопрос
Тарас, православный, АААПЦ - 17:49 30.07.2003
Здравствуйте!

Присоединяясь в целом к советам наших собеседников, хотел бы посоветовать вам в первую очередь все же пообщаться со священником. Причем необходимо не просто задать ему один или два вопроса, а попросить его уделить вам час или два на личную обстоятельную беседу. Опытный священник наверняка сможет ответить вам на очень многие вопросы, а заодно и определить ту меру "нормальных православных требований", которая соответствует вашему духовному возрасту и глубине веры.

Помоги вам Господи!

                


Re: Простой-сложный вопрос
Anton, Православный, РПЦ МП - 12:00 30.07.2003
Здравствуйте!

Говорят, что вера в человеке - только от Бога, и своими силами её никак нельзя обрести. Поэтому все, наверное, христиане, без различия, могут повторить вслед за отцом больного отрока (Мф 21:24) : "Верую, Господи, помоги моему неверию !".

Для укрепления веры свв. отцы советуют как можно чаще Евангелие (лучше положить себе какое-то правило - например 2-3 главы вечером перед сном и его выполнять), посещать богослужения, а также молиться. Поскольку "качество" молитвы от нас не зависит (очень часто в нас нет ни веры, ни душевного расположения, ни сил), то всё, что зависит от нас - это количество, и, если Бог даёт, то это количество может перейти в качество. Поэтому нужно стараться (даже через силу) понуждать себя к молитве как можно чаще, лучше взять какую-нибудь краткую молитву и её повторять про себя с вниманием.

Может быть Вам покажется интересна эта книга - в ней довольно лёгким художественным языком рассказывается об опыте обретения человеком внутренней молитвы (и, следовательно, крепкой веры) :

http://www.ccel.org/contrib/ru/Strannik/Strannik.htm

                


Re: Простой-сложный вопрос
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 13:34 30.07.2003
> Может быть Вам покажется интересна эта книга - в ней довольно лёгким художественным языком рассказывается об опыте обретения человеком внутренней молитвы (и, следовательно, крепкой веры) :
>
> http://www.ccel.org/contrib/ru/Strannik/Strannik.htm

До этого момента я с Антоном полностью согласен :)

Мне кажется, что "Странник" - не та книжка, которую можно рекомендовать новоначальному. В ней есть определенные моменты, которые можно неверно понять, результаты могут быть плачевными. Подробнее здесь: http://pravbeseda.org/library/books/strannik.html

Я бы порекомендовал более безопасное, но не менее увлекательное чтение: http://pravbeseda.org/library/books/fed2.html

Еще добавлю немножко к словам Антона. Те требования, которые Вы считаете "нормальными православными" - совсем не обязательно являются таковыми для Вас. Дело в том, что требования ко всем различны, они зависят от меры духовного возраста, от физических сил и здоровья, от условий жизни христианина. Уныние - знак того, что Вы несете не свой крест. Лучший вариант - нахождение опытного рассудительного священника, который поможет найти Вашу меру, дать конкретные советы. Ну и сами старайтесь узнавать о Православии, загляните в нашу библиотеку: http://pravbeseda.org/library/

Что касается храма ("Чувствую огромное напряжение, хочется выйти") - тут многое зависит от самого храма, т.е. от служащих. Увы, есть такие храмы, где тяжело находиться и мне. Если дело в усталости (тяжело долго стоять), приучайте себя постепенно, стойте, пока можете слушать службу и молиться, станет тяжело - садитесь, если есть возможность, или выходите. Ведь смысл службы - в Вашей молитве, а не в том чтобы непременно отстоять ее целиком.

                


Re:
Димитрий, православный христианин (МП) - 22:06 03.08.2003
"Я бы порекомендовал более безопасное, но не менее увлекательное чтение: http://pravbeseda.org/library/books/fed2.html" -- Спаси Господи. Замечательная книга. Жаль закончилась -- читал бы и читал.
А и "Рассказы странника" книга хорошая. Опасность не в ней, а в том, с чем, с каким чувством берет ее в руки человек. Если ищет помощи -- найдет.

                


Поддержу
Олеговна, православная, РПЦ - 20:46 04.08.2003
> А и "Рассказы странника" книга хорошая. Опасность не в ней, а в том, с чем, с каким чувством берет ее в руки человек. Если ищет помощи -- найдет.
>
Купила эту книгу в мае месяце, захотелось самой прочесть.
Надо сказать - постоянные споры на форуме - подстегнули ;)).

Понравились такие места:

1."Исповедь внутреннего человека, ведущая к смирению" - наставления духовника из Китаевой Пустыни (близ Киева) о подготовке к исповеди. Убедительно показано, что любой, готовящийся к исповеди, должен дасть себе отчет, что он:
не любит Бога,
ненавидит ближнего,
не верует слову Божию,
преисполнен гордостью и честолюбием.
(Прочитв объяснение духовника - соглашаешься, что так и есть. Очень полезно при подготовке к исповеди, надо сказать)

2.То место, где говорится о обоюдных молитвах друг за друга; их значении и значимости, способе и форме (беседа профессора и монаха во второй части); многое сразу стало понятным.

Инструкцию по освоению умной молитвы пропустила (Приложение "Три ключа...") - не "доросла" до такой ступени, да и слишком сложно показалось при беглом прогляде, поэтому насчет "вредно/невредно" относительно именно этой части молчу. Все остальное вреда точно не принесет, ИМХО, даже полезно.

Когда Антоша похвалил книгу и был "отмодерирован", я уж не стала встревать со своим отзывом, но если уж сам Димитрий... :-) ...тут я и осмелела

                


Re: Поддержу
Димитрий, православный христианин (МП) - 19:37 05.08.2003
Прости сестра
"любой, готовящийся к исповеди, должен дать себе отчет, что он:
не любит Бога,
ненавидит ближнего,
не верует слову Божию,
преисполнен гордостью и честолюбием." -- Наверное, здесь очень важно слово "себе"?
"если уж сам Димитрий" -- Прости ради Христа за "сам". Бьюсь, бьюсь с ними, прошу, помолись обо мне, грешном.
Спаси Господи

                


Re: Поддержу
Anton, Православный, РПЦ МП - 21:09 04.08.2003
> Когда Антоша похвалил книгу и был "отмодерирован"

:) Ну, по-моему, это не было модерированием. Саша, кажется, выступал как участник Беседы, а не как модератор.

Касательно же самой книги - впринципе я с Сашей (и с рекомендованной им статьёй) согласен ... Т.е. просто читая какие-то странные моменты "Странника" (навроде рекомендации воображения органа сердца), я их отметал, как противоречащие учению отцов, но вцелом книга мне понравилась. Она, по-моему, написана так, что во всяком человеке возбуждает ревность во-первых к молитве, во-вторых - к чтению свв. отец, и этим действием книги просто можно пользоваться. Ревность же - это всегда меч обоюдоострый, и с ним нужно осторожно обращаться - однако и без него никак нельзя ...

                


Еще к этому же вопросу
Олеговна, православная, РПЦ - 05:38 05.08.2003
>> Когда Антоша похвалил книгу и был "отмодерирован"
> Ну, по-моему, это не было модерированием. Саша, кажется, выступал как участник Беседы, а не как модератор.
>
Прошу прощения за некорректность, ведь действительно, могла как-то задеть (не хотела этого) :((

> Касательно же самой книги - впринципе я с Сашей (и с рекомендованной им статьёй) согласен ... Т.е. просто читая какие-то странные моменты "Странника" (навроде рекомендации воображения органа сердца), я их отметал, как противоречащие учению отцов, но вцелом книга мне понравилась. Она, по-моему, написана так, что во всяком человеке возбуждает ревность во-первых к молитве, во-вторых - к чтению свв. отец, и этим действием книги просто можно пользоваться. Ревность же - это всегда меч обоюдоострый, и с ним нужно осторожно обращаться - однако и без него никак нельзя ...
>


Дополнительно к той статье можно прочесть выложенное в сети не так давно:

Басин И.В. Авторство "Откровенных рассказов странника духовному своему отцу",
http://www.pagez.ru/olb/158.php
Сидоров Сергий, свящ. О странниках земли Русcкой (о "Страннике" - см. гл. "Иисусова молитва")
http://www.pagez.ru/olb/159.php

Во второй из названных публикаций в очень короткой главе - об авторстве книги, о том, следует ли вообще читать, а если читать, то какие части (мнения людей, причастных Церкви, в том числе старцев Зосимовой и Оптинской пустынь). Только не поняла, о какой третьей части там сказано, в купленной мною книге только две части и Приложение к ч.1 "Три ключа ко внутренней..." (изд. Св.-Тихон. Богосл. И-та, 2002).

                


Re: Простой-сложный вопрос
Anton, Православный, РПЦ МП - 18:40 30.07.2003
> > http://www.ccel.org/contrib/ru/Strannik/Strannik.htm
> До этого момента я с Антоном полностью согласен :)
> Мне кажется, что "Странник" - не та книжка, которую можно рекомендовать новоначальному. В ней есть определенные моменты, которые можно неверно понять, результаты могут быть плачевными. Подробнее здесь: http://pravbeseda.org/library/books/strannik.html

Ну, думаю, после этой ссылки то, что можно было неверно понять, теперь понять неверно нельзя. :-) В общем, Саш, я согласен с твоим предостережением :-) ...

Хотя у меня несколько лет назад знакомому, в общем-то новоначальному, духовник (иеромонах) посоветовал прочитать "Странника" ... знакомый (уже слышавший предостережение об этой книге) спросил : "Батюшка, а как же - ведь говорят, что после этой книги легко возмечтаться и в прелесть впасть ?", на что иеромонах ответил : "Прелесть, братец, это для духовных, а ты ещё пока мирской, тебе до этого ещё очень далеко".

                


Прелесть... она всем прелесть.
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 09:00 31.07.2003
> Хотя у меня несколько лет назад знакомому, в общем-то новоначальному, духовник (иеромонах) посоветовал прочитать "Странника" ... знакомый (уже слышавший предостережение об этой книге) спросил : "Батюшка, а как же - ведь говорят, что после этой книги легко возмечтаться и в прелесть впасть ?", на что иеромонах ответил : "Прелесть, братец, это для духовных, а ты ещё пока мирской, тебе до этого ещё очень далеко".

Увы, этой мысли я не нахожу подтверждения у святых отцов. На мой взгляд, именно новоначальный находится в большей опасности, т.к. полон энтузиазма и энергии. Вспомни святоотеческое изречение: если видишь юношу, взлетающего к облакам, возьми его за ногу и сдерни вниз, ибо ему это неполезно (цитирую по памяти). А Странник - как раз "стартовая площадка" для таких "полетов".

                


Re: Прелесть... она всем прелесть.
Anton, Православный, РПЦ МП - 21:10 04.08.2003
> > "Прелесть, братец, это для духовных, а ты ещё пока мирской, тебе до этого ещё очень далеко".
> если видишь юношу, взлетающего к облакам, возьми его за ногу и сдерни вниз, ибо ему это неполезно

Так ведь иеромонах этими словами-то и "сдёрнул вниз" юношу, который запросто мог и без "Странника" о себе начать мечтать. :)