О музыке - решил вынести в отдельную тему.
Виктор П., Православный - 17:54 15.09.2003
|
Почитал ветку о рок-музыке. Обнаружилось некое противостояние - в красном углу ринга "великая музыка группы ХХХ", в синем - "мерзость, ведущая к суициду".
Сразу говорю - я сам люблю очень разную музыку, благо сам играю на нескольких инструментах. Но вот к рок-музыке мое отношение довольно осторожное (при том, что в ней разумеется встречаются свои жемчужины).
Итак, позволю себе поспорить с обеими точками зрения, тем не менее указав, что больше склоняюсь ко второй, нежели чем к первой.
Аргументы. Во-первых, я категорически не согласен с употреблением слов типа "великий" в одном словосочетании с названиями рок-групп. Нет, господа, великая музыка - она другая, она вечная. И не по возрасту своей популярности (нельзя гарантировать, что через 100 лет все забудут Deep Purple - может, и не забудут), а по степени своей божественности, что ли.
Что я имею в виду. Любая музыка - хотим мы того или нет - только тогда имеет шанс понравится психически здоровому человеку, когда она построена по определенным законам. Это свойство нашего организма - воспринимать позитивно гармоничные созвучия и отвергать (эмоционально) диссонанс. Законы эти столь же просты в математическом выражении, сколь и непостижимы с точки зрения многообразия вариантов - 12 нот, несколько октав. Плюс широкий список тембров (читай - инструментов), который неимоверно расширился в конце 20 века после появления электромузыкальных инструментов, плюс - фантазия композитора. Сочетание этих составляющих дает нам бесконечный мир музыки - от народных песен до ультрасовременных "музыкальных инсталляций", когда мы слушаем уже не столько музыку, сколько звуки, "сэмплы". Но это другая тема.
Возьмите любого человека - его неизбежно обрадует мажорный аккорд (грубо говоря, разумеется), но его лицо неизбежно исказится гримассой боли, если он услышит какой-нибудь диссонирующий аккорд, изобилующий малыми секундами и неудобоваримыми септимами. Разумеется, диссонирующие аккорды вполне допустимы в музыке - как вспомогательное украшающее средство, но ни в коем случае как основной выразительный инструмент - иначе мы получим абстракционизм в музыке. Можно, конечно, встать в позу умудренного искусствоведа и произнести немало слов в защиту кубистов-абстракционистов, но хотим мы того или нет, классическое искусство - всегда от Бога, а вот авантюрные попытки "сломать штампы" - не факт. Заметьте, я не говорю, что они заведомо от лукавого - я лишь говорю, что эксперименты эти имеют довольно сомнительную духовную направленность. И недаром перед 1917 годом в России развелось огромное количество всяких интеллектуальных кружков, развивающих "новые авангардные виды искусства", ибо именно увлечение интеллигенции всякими "новыми теориями", как бы отрицающими весь накопленный классический опыт прошлого, и привело Россию к краху (помимо прочего) - потому что "когда Бога нет, то все позволено". Праздник непослушания - долой стереотипы, сначала в искусстве, потом в политике. Все можно, смелее экспериментируй, товарищ. Ты тоже художник. Кухарка может управлять государством, слепой может рисовать, дурак может писать книги - все можно, все позволено. Что бы ты ни сделал - это будет просто новым направлением в искусстве, не дрейфь, твори!
Разумеется, речь не идет о полном неприятии экспериментов. Речь идет лишь о наличии камертона в голове (и душе) каждого художника. И этот камертон должен подсказать - не перешел ли художник ту грань, за которой искусство перерастает в отрицание Божественной сути мироздания.
Таким переходом границ и является по большей части рок-музыка - но не самим своим существованием, а лишь тем, что большинство ее аудитории не в силах понять замыслов музыканта - они (слушатели), будучи людьми мало подготовленными в музыкальном плане, воспринимают лишь первый, самый верхний пласт информационного содержания музыки. Богатый ритмический рисунок (часто не по музыкальному содержанию, но по процентному соотношению с остальными выразительными средствами), большое количество повторов на единицу времени, вполне конкретное поведение музыкантов не сцене (ритмичное сотрясание головами в такт ударным) и т.д. - получается, что чисто внешне выступление даже очень хорошей рок-группы выглядит скорее как шаманские пляски дикого племени. И результат часто такой же - вход в транс, жажда "добавить ощущений", приводящая рок-фаната к алкоголю и наркотикам - как к самым быстрым способам усилить транс-ощущения от музыки.
И можно сколь угодно долго описывать, какие новые веяния привнес в музыку тот или иной музыкант, и какой он был истинный христианин, но на деле получается, что, преследуя чисто творческие цели (занимаясь как бы чистым искусством, и даже достигнув определенного успеха в этом деле) музыкант невольно становится причиной довольно массовых непотребств. Пусть его роль и не столь велика по значению (понятно, что благочестивого подростка не так-то просто увлечь всякой гадостью), но знак этого влияния - увы - очевиден. Это знак "минус". Это очень большая проблема, ибо получается, что рок-музыка - как и алкоголь - имеет двоякую природу. То, что для людей с устоявшимися взглядами не может причинить вреда (выпить хорошего вина редко, к месту и по случаю - полезно во всех отношениях), для других, менее подготовленных, оказывается чуть ли не смертельным.
Но если про вред алкоголя (в целом) по крайней мере знают все, то от музыки не принято ждать подвоха. Музыка - это как бы заранее хорошо. Это ж музыка, не водка, не табак - "чего ж плохого, что мальчик любит музыку?" Но у этого мальчика с вероятностью в 99% не успели сформироваться базисные ориентиры - он не знаком ни с классической музыкой, ни даже с тем, что такое хорошо и что такое плохо в музыке. Грубо говоря, получается, что человеку, ни разу не пробовавшему хорошего вина, дают попробовать портвейн Агдам и говорят, что это и есть "классика жанра". Возможно, это и так, но классика КАКОГО жанра? Того ли жанра, который следует развивать и пропагандировать? Что имеем на выходе? Людей, утверждающих, что такая-то рок-группа - это "классика, это понимать надо", но при этом имеющих довольно слабое представление о том, что такое ИСТИННАЯ классика, и из чего в конечном итоге вырос этот самый Агдам. Увлекшись суррогатом, люди так и остаются в неведении о первоисточнике. А не зная того, какие напитки и как употреблять правильно, перебарщивают - как с дозой, так и с качеством продукции. Вот вам и суициды, вот вам и наркомания.
Знаю, что мои тезисы не бесспорны - я лишь попытался изложить словами те опасения, которые наличествуют у многих людей относительно рок-музыки, и которые эти люди порой не в силах сформулировать. Увы, эти опасения небезосновательны.
Простите, если что не так.
Очень прошу вас не раздирать мой текст на цитаты - ясно, что в отдельных формулировках я далек от совершенства. Но надеюсь, что главную мысль я донес.
|
|