Ну вот и новый опус про музыку
Виктор П., Православный - 19:07 24.09.2003
|
Я начал писать его еще вчера, сегодня вот закончил.
Не знаю, интересно ли это кому, но не выбрасывать же
Итак, когда же появилась музыка профессиональная?
Поразмыслив над этим, я пришел к выводу (возможно, небесспорному), что началось это тогда, когда совпали по времени две вещи:
1. Появилась удобная система нотной записи
2. Появились люди, которые имеют желание и возможность пользоваться этими записями - то есть, люди, имеющие свободное время для музицирования. И им в это время не надо пахать, сеять, стоять у станка, обеспечивать свое тяжелый средневековый быт и т.д.
Вы совершенно верно заметили в одном из своих сообщений, что музыка - единственное искусство, которое длится секунды. Картину, книгу, здание - все это можно сохранять годами и веками, а музыка заканчивается с последним колебанием воздуха после последнего аккорда. И именно поэтому мы имеем литературные записи древности (в том числе и о чудесных певцах-музыкантах - Садко и т.д.), но не знаем ничего о музыке того времени. Хрупкая берестяная грамота дожила до наших дней, а звучание Садко утеряно навеки.
Вполне очевидно поэтому, что во все времена были энтузиасты, которых волновали те же мысли, и они задавались вопросом - как сохранить музыку для потомков? Очевидно также, что первые попытки записать музыку (чтоб ее потом смогли воспроизвести другие люди) предпринимались в самые древние времена. Но сформировалась более-менее универсальная и общеизвестная нотная грамота лишь тогда, когда на нее появился устойчивый спрос (см. второе условие). И мне кажется не случайным, что этот период совпадает с бурным научно-техническим ралли в европейской цивилизации, когда в течение одного века резко упростился быт человека, развились города, ускорилась и упростилась передача информации, развилось книгопечатание и т.д. Чуть ли не впервые после долгого интеллектуального застоя человечество открыло в себе способность творить не только ради удовлетворения животных инстинктов, но дабы насытить то, чем человек отличается от животного мира - в людях открылась доселе дремавшая жажда "необязательных желаний". Но не всех людей это коснулось - поначалу лишь наиболее богатых и "ленивых" слоев населения (пресловутых буржуа) - тех, у кого появилось свободное время - время, в течение которого не требовалось пахать, сеять, ковать металл и т.д.
Да, это очень условно, но не зря именно на этот период приходятся первые дошедшие до нас в почти современном виде музыкальные произведения - те же Бах с Генделем.
Соответственно складывается не только система нотной записи, но постепенно формируется и симфонический оркестр - поначалу, наверное, как набор всех возможных инструментов, потом уже как четко организованная структура, в которой существуют свои законы. Формируется музыкальная наука - композиция и исполнительство становятся профессиями, а не хобби. Опять же - есть спрос (что самое главное). Есть спрос и со стороны Церкви - в то время в основном католической (оговорюсь, что мы рассматриваем европейскую культуру, ибо все, что известно под именем "классическая музыка" - это продукт европейской цивилизации). Еще с 7 века орган официально допущен в храмы (указом самого Папы!), и видимо в те давние времена уже существовали свои произведения духовной музыки для органа. Но тот факт, что до нас дошли по большей части произведения более поздних авторов, писавших для Церкви, лишь подтверждает мою "теорию" о неслучайном совпадении научно-технического прогресса и развития классической музыки.
Но органная музыка стоит несколько особняком (так уж сложилось, что на Западе она имеет явный религиозный уклон, в России же традиционно она являлась сугубо светской музыкой).
Мне же представляется, что то, что мы называем классической музыкой, - это, грубо говоря, музыка для симфонического оркестра. Соответственно и период формирования классической музыки совпадает с формированием симфонических оркестров как устойчивой, постоянно воспроизводимой структуры.
Разумеется, есть варианты - есть огромное произведение для соло-инструментов (одна фортепианная музыка - это целый жанр), для небольших коллективов (для ф-но и скрипки, скажем), есть целый пласт произведений для инструмента Х с оркестром, но для нас сейчас важно, что все эти произведения создавались композиторами, владеющими искусством создания симфонической музыки. На базе симфонического оркестра (и около него) базировалась практически вся музыка того времени, под этот выразительный инструмент были "заточены" все жанры - от оперы до оперетты, от реквиема до легкой полечки.
Получилась ситуация, когда необходимо было очень много и упорно учиться, чтоб осилить написание даже простенькой партитуры. Недостаточно было возникнуть в голове мелодии - необходимо было знать основы композиции, структуру симфонического оркестра, его законы, необходимо было уметь управлять этим оркестром, чтоб в итоге хотя бы просто донести до слушателя свои музыкальные искания. Разумеется, никто не отменял более простых видов музыки - всегда существовал фольклор, всегда были и свои "барды", которым достаточно было освоить легкий аккомпанемент на одном инструменте. Но вся знать того времени просила большего - им нужна была более сложная музыка. Они (слушатели из верхов общества) непременно сами учились музыке, они с детства готовились к тому, чтобы не просто слушать, а слышать, понимать сложную симфоническую музыку.
Соответственно классическая (симфоническая) музыка являлась своего рода "искусством для избранных" - передача творческих исканий одних профессионалов другим, не столь профессиональным, но достаточно подготовленным, чтоб понять, о чем им говорят.
Отсюда вытекает понимание того, почему сейчас, в эпоху "тотальной демократии" (когда разделение общества на классы не столь очевидно - все очень перемешано) классическая музыка не пользуется широким спросом - не так уж много людей имеют должный уровень музыкальной подготовки, чтоб воспринимать классику. Но означает ли это, что классическая музыка умерла?
Подумаем об этом.
Итак, есть современное человечество, не готовое воспринимать классику, но требующее каких-то заменителей. Без музыки человек жить не может (см. мой предыдущий трактат о народной музыке) - всем нужно хоть что-то, отвечающее их интеллектуально-духовным нуждам. Классика - слишком сложная, народная - слишком простая (мы ведь уже не крестьяне, мы интеллектуалы-горожане, зачем нам балалайки), значит, нужен какой-то заменитель. Нужна музыка, которая одновременно была бы достаточно простой для восприятия (ибо хоть мы и переехали в город и одели костюмы, но это пока еще мало что нам дало), и в то же время несла бы в себе черты научно-технического прогресса, чтоб она совпадала с нашими возросшими ожиданиями. Балалайки для нас недостаточно технологичны - это "деревенщина", а нам нужно что-то наше, урбанистическое, интеллектуальное.
Кстати, еще одно отступление - об экспериментах в искусстве.
В 18-19 веках такой музыкой "для избранных" была классика. И были эксперименты, были духовные искания, выразившиеся в "Страдания молодого Вертера", были неоднозначные произведения с точки зрения душеполезности. Но даже эти неоднозначные произведения были созданы на той же элементной базе - акустические, естественные для восприятия человеческим организмом, колебания воздуха, издаваемые инструментами симфонического оркестра, те же законы композиции, все то же - но с исканиями, с попытками выйти за рамки законов, но этот выход за рамки был лишь флуктуацией, "управляемым заносом" - в этом "протесте" не было попытки создания каких-то новых "отрицающих" законов. И тут я хотел бы сказать, что мне кажется глубоко ошибочной идея о том, что "эпатаж" и прочие протестные проявления в искусстве могут привести молодого прыткого подростка-нигилиста к Богу (тут такая мысль высказывалась). Нет, революционность мышления никак не может быть богоугодной - просто по самой своей природе. Если мы согласны, что вера - это прежде всего смирение, то как может быть полезным разжигание протестных, революционных настроений? Все эти идеи несут в себе заведомый вред, вкладывая в голову идеи гордости, отсутствия авторитетов, отрицания отеческого наследия, превосходства над другими и т.д. Ведь речь тут вовсе не идет о протесте против чего-то нестерпимого - тут протест "в воздух", пропаганда непослушания как самоидеи.
Но вернемся к теме "умирания" классики.
Позволю себе утверждать, что законы создания музыкальных произведений, сформулированные европейской цивилизацией в форме симфонической музыки 17-19 веков, являются базисными, основополагающими, ибо основаны на самой природе человека - это точка отсчета любой музыки, направленной на понимание ее европейцем. Классика содержит в себе законы гармонии, ритма, которые любой композитор неизбежно обязан знать и он неизбежно будет их использовать. Эти законы можно развивать дальше, но развивать, зная эти законы! И именно поэтому классика не может считаться отжившей музыкой! Точно так же, как не может считаться устаревшей классическая механика Ньютона после появления теории относительности Эйнштейна.
Кстати, законы эти непременно используют сами рок-музыканты, но они по большей части делают это неосознанно, просто в силу своей природной принадлежности к европейской цивилизации - просто потому, что все мы живем в информационном музыкальном поле, сформированном под влиянием классической музыки. Если же, создав новое звучание своих электро-инструментов, они думают, что сотворили "что-то новое", то они этим впадают в иллюзию (промолчу пока про гордыню) - они думают, что их музыка и есть точка отсчета, а на самом деле эта музыка - лишь ответвление от ствола. И жизненные соки есть у этих композиторов только потому, что они питаются этими соками от ствола - классической музыки.
Объявлять же классическую музыку "старым, отжившим искусством" - это все равно, что отрезать себя от ствола. Отрежешь - упадешь. Обрубишь ствол - прервется твоя связь с корнями (народной музыкой), перестанут поступать питательные вещества.
Знаю, что многие будут спорить, возможно, что методологически я не безупречен, но я лишь выражаю свое видение музыки - все-таки, это видение человека не совсем "с улицы". Так уж сложилось, что я, в силу всего своего образа жизни, пропитанного постоянным занятием музыки, чувствую музыку как единый организм, как живое растение. В нем нет лишних веток (кроме тех, которые должны отмереть, ибо они родились больными) - это растение прекрасно во всем своем многообразии. Если же мы восхитимся лишь одним листиком и назовем его основой всего растения, то совершим ошибку. Мы сорвем этот листок (желая отбросить от него все "отжившее"), и погубим этот листок. Заметьте, само растение при этом выживет, хоть и будет скорбеть о погибшем гордом листике.
Но очень плохо, когда листок заболевает, покрывается пятнами, и при этом продолжает считать себя лучше всего остального растения…
Все, не могу больше. Мне ведь и работать иногда надо…
Завтра посмотрю, что я тут такое понаписал...
|
|