Гостиная

Дилемма
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 18:00 27.10.2003
Зачастую, когда в православной среде возникает беседа о фактах дискриминации отдельных людей, обязательно появляется мнение: "А это им для смирения полезно" (следовательно, и делать ничего не надо).
Некоторые идут в запредельные высоты:
рабство полезно - для смирения рабов и их нравственного совершенствования;
крепостное право в России не следовало отменять, т.к. крестьяне смирялись и опять же нравственно совершенствовались;
женщинам не надо было добиваться прав получать образование - пусть бы смирялись и нравственно совершенствовались;
то же относится и к неграм на плантациях, касте неприкасаемых в Индии, - и неисчислимому множеству других случаев, когда на людей "налагают бремена неудобоносимые".
Мне кажется, что такая точка зрения глубоко порочна.
Просьба высказаться и сторонников, и противников.

                


Re: Дилемма
Valerius, Православный МП - 18:06 29.10.2003
Дарья Дмитриевна, Вы писали:
> Зачастую, когда в православной среде возникает беседа о фактах дискриминации отдельных людей, обязательно появляется мнение: "А это им для смирения полезно" > Мне кажется, что такая точка зрения глубоко порочна.

Да, порочна. И к Евангелию никакого отношения не имеет.

Ведь если апостол Павел говорит, что мы не рабы, а "сыны" Бога, так что смело можем именовать его "Авва" (т.е. в отличие от обычного арамейского "ав" - это даже не "Отец", а "Папуля" или "Папочка"), то кто же, спрашивается, имеет право "втиснуться" между нами и нашем собственным "Папой" или "Батей", чтобы нас смирять?

То есть речь идет о той же разнице, что между Father и Daddy. Причем, я ничего не преувеличиваю. Хотя Бога называли "Отцом" еще в Ветхом Завете (а Отец в патриархальном обществе был и Господином), то Павел все радикально меняет. Иными словами, я лишь "раб Христов", и никто другой (ни старец, ни монах, ни священник) не имеет никакого права меня обременять какими-то дополнительными "послушаниями". (И хотя мы любим всевозможные вырванные из контекста назидательные поучения о пользе "смирения", но евангельская свобода во Христе и усоновление Богу все-таки гораздо важнее, чем то раболепство, которое мы стыдливо именуем "смирением").

Право же не знаю, какие злые люди выдумали эту страшную нелепицу, что "послушание превыше поста и молитвы", что пусть над человеком измываются, это ему, дескать, "для смирения полезно", (интересно, а душеполезно ли это безобразие тому, кто "смиряет"?), но то, что этой порочной практике не место в Церкви, - для меня очевидно.

                


Re: Дилемма
Димитрий, православный христианин (МП) - 00:27 30.10.2003
Прости, брат
Красиво и приятно ты говоришь. Кому же не хочется быть(?), нет, какой уж там "быть", хотя бы на миг возомнить себя сыном Царя царей? Тем более на халяву, запросто? Почему-то так и стоят в уме слова: отойди от меня, сатана...

Попробую напомнить. К мирно почивающим, твердо уверовавшим и без сомнения ожидающим иудеям, избранному народу Божиему, пришел однажды из пустыни странный человек во власянице из жесткой верблюжьей шерсти. И говорил он совершенно обратное, чем ты: «порождения ехиднины! ... Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.» (Лк.3:7,8-9; Мф.3:7,8-10). Давай попробуем разобрать, о чем же святой Предтеча и Креститель Христов Иоанн говорит людям, гораздо более нас, по плоти, по крайней мере, родственным Христу.

Ангел Пустыни свидетельствует о приближении Царства Небесного — через крестную смерть и Воскресение Иисуса Христа, Сына Божия; о Пути к Богу в Сыне Его и Духом Его. Это — совокупность тех сверхъестественных и благодатных даров, которые необходимы для спасения человека и дарованы нам Богом в Иисусе Христе, в устроении Церкви на земле. Как внутреннее действие и состояние человека, Царство не приходит с соблюдением, т.е. оно незаметно для внешнего наблюдения, но есть внутрь(Лк.17:21). Такое вожделенное Царство, по словам пророка, уже приближися, но в него не могут войти люди с ожиданиями земными, с расположениями и наклонностями чувственными, с сердцем нечистым, грубым и развращенным. Посему Предтеча требует от всех очищения духа и исправления сердца: покайтесь, принесите искреннее раскаяние о содеянных грехах своих; всячески удаляйтесь от них и на место греховных склонностей питайте в себе лучшие и богоугодные расположения; возбудите в себе стремление к чистоте сердца и благоговение к Богу, которые выражаются в соответствующих им делах. Задумайтесь, "что заставляет вас, таких святых и чистых, какими вы представляете себя, бояться и избегать предстоящего гнева Божия?"(Свт.Иоанн Златоуст) Вспомните о совести, прислушайтесь к ней, действуйте праведно, отвращайтесь впредь от того, в чем теперь надобно раскаяться; не думайте, что вы избежите этого суда и будете гражданами нового Царства собственно потому, что вы дети Авраама или сами причисляете себя к Церкви. Напрасно вы думаете, что ваше плотское происхождение от этого великого праотца освобождает вас от трудных подвигов для наследования грядущего Царства Божия. Одно происхождение от Авраама, равно как и причисление себя к Церкви, не приносит вам никакой пользы и не имеет никакого значения в отношении к наследию наступающего Царства, если не будет соединено с истинным покаянием и добрым внутренним чувством. Не думайте, что в случае отвержения вашего у Авраама (Церкви) будет недостаток в чадах — нет, Бог может и из камней сих воздвигнуть чад Аврааму, «ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» (Рим.9:6-8). Только совершенное внутреннее изменение своих чувств и склонностей может возвратить вам давно уже потерянное право наследия нового Царства и охранить вас от предстоящего гнева Божия, — "суд пред дверьми, — ибо секира при корени древа лежит, и древа, не приносящие доброго плода, то есть люди, коих дела свидетельствуют о нечистых чувствах их, будут посечены, искоренены и сожжены ... потому что всякое без различия древо, не приносящее плода, будет иссечено и сожжено ... Суд близ есть, но есть время избегнуть предстоящей участи; секира только лежит при корени, но не начинает еще посекать" (Свт.Иоанн Златоуст).

Помнишь, в самый первый раз, когда ты заговорил о "всеобщем богосыновстве", я, грешный, спросил тебя: "Чей ты сын"? Ведь ты не смог тогда прямо ответить, "изошел кругами". И это было правильно, — честно, по крайней мере.
Здесь собралось много замечательных людей. Спросим каждого: "Чей/чья ты сын/дочь?" и не будем требовать гласного ответа. С самим собой ведь легче быть откровенным. Вот и попробуем ответить сами себе откровенно, вспоминая при этом: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»(Мф.7:21), «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»(Мф.12:50), «всякий, делающий грех, есть раб греха ... Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего ... ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего»(Ин.8:34,38,44). Вспомним, накормили ли мы алчущего Христа, когда Он приходил к нам, напоили ли жаждущего, приняли ли бездомного, одели ли нагого, посетили ли больного и заключенного в темницу...

Ты опускаешь, что для обожения человеческого нужно сотрудничество Бога с человеком. Господь исполнил все, что обещал нам и безмерно сверх того. А вот исполнили ли мы свою часть? Избавились ли от "зла извнутрь исходящего"(Мк.7:23), не распяли ли Сына Человеческого, преданного в наши руки(Лк.9:44), не строим ли гробницы пророкам, которых избили действительные, не мнимые, отцы наши(Лк.11:47)? Посмотрим, свет, который в нас, не есть ли тьма?

И если свет который В нас — тьма, то хоть "папочка", хоть "папуля", хоть ежедневное Причастие — все одно. Пять тысяч, нет, сто тысяч, миллион раз назовем себя рабами Христовыми и причастимся при этом, но если свет, который В нас — тьма, это нам не поможет. А знаешь что поможет? Нам поможет, если мы посмотрим на "факты дискриминации" как на воспитательные меры, великое благо и великую любовь Отца нашего Небесного к нам, безпутным, заблудшим, неразумным детям; если смиримся и скажем Ему: "Слава, Тебе, Господи! Мало мне — достоин худшего, но по великой милости Твоей позволяешь мне, грешному, ради избежания вечной муки, которую я заслужил, и ради будущих благ которых Ты хочешь для меня, потерпеть малые неудобства".

Но, наверное, это для тебя "неочевидно"... :-(
Спаси, Господи.

                


Re: Дилемма - Дмитрию.
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 19:08 03.11.2003
Опять ситуация семантической нестыковки.
Вы с Valerius' ом об одном и том же говорите. Слэнг разный. ;)

Про "папочку" мне очень понравилось.

Хоть у меня самого, немного другое представление.

Не в родственники ЕМУ хочу набиться. В ученики. И не будет у меня других учителей, пред лицом ЕГО.

IMHO

Требовать смирения можно только у себя самого.

                


Re:
Димитрий, православный христианин (МП) - 03:40 04.11.2003
Прости брат
>Вы с Valerius' ом об одном и том же говорите.
И то слава Богу :-)
Знаешь, брат, чем верующий человек от неверующего отличается? По скудному разумению моему, у верующего всякая беда, грусть, печаль радостью оборачивается, а у невера — наоборот. Со стороны, да на первый взгляд очень похоже, правда ведь? Итог разный.
Спаси Господи

                


Re: Дилемма
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 11:23 30.10.2003
Вопрос:
Стоило или нет отменять крепостное право в России?
Если человек по оговору попал в тюрьму, стоит ли ему бороться за свое освобождение?

                


Re: Дилемма
pasha_z, православный - 19:32 30.10.2003
> Стоило или нет отменять крепостное право в России?

На самом деле, Дарья, вся эта дискуссия мне кажется в чем-то наивной. Сидят интеллегенты в теплых креслах и вещают типа "ну про крепостное право - это вопрос объемный, надо было освобождать, но не так, а этак...". Когда говорят о высокоотвлеченных материях, не задумываются о том, ЧТО конкретное могли сделать хозяева с крепостным (были, конечно, и судебные преследования распоясавшихся дворян, но была и практика безнаказанности).

Поэтому всякие такие рассуждения типа "не стоило" или "стоило, но..." не имеют особой ценности, т.к. не затрагивают рассуждающего. ("есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе..." (с)).

> Если человек по оговору попал в тюрьму, стоит ли ему бороться за свое освобождение?

Аналогично. Попадет конкретный человек в тюрьму - Бог ему подскажет, как бороться, за что бороться, а не советчики, пищущие на воле в форуме.

ПС

Наконец взял дивидюк "25-й час". Там немного про второй вопрос. :) Оченно советую посмотреть...

                


Re: Дилемма
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 10:35 31.10.2003
> На самом деле, Дарья, вся эта дискуссия мне кажется в чем-то наивной. Сидят интеллегенты в теплых креслах и вещают типа "ну про крепостное право - это вопрос объемный, надо было освобождать, но не так, а этак...". Когда говорят о высокоотвлеченных материях, не задумываются о том, ЧТО конкретное могли сделать хозяева с крепостным (были, конечно, и судебные преследования распоясавшихся дворян, но была и практика безнаказанности).
>
> Поэтому всякие такие рассуждения типа "не стоило" или "стоило, но..." не имеют особой ценности, т.к. не затрагивают рассуждающего. ("есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе..." (с)).

Полностью согласна.
Поэтому считаю, что разговоры о том, что надо смиряться, когда человек находится в невыносимой для него обстановке, считаю ну... не то чтобы подлостью, но очень близко :)
(небось сам бы рассуждающий по-другому заговорил, окажись он в той обстановке)
Отсюда мораль (мое сугубо личное мнение):
а) Если видишь, что с человеком обращаются не как с чадом Божиим, то - протестовать /всячески помогать;
б) О необходимости смирения разговаривать в форме: "Прости, отче, согрешил, смирения во мне мало" :)

                


Re: Дилемма
pasha_z, православный - 21:18 31.10.2003
> Отсюда мораль (мое сугубо личное мнение):
> а) Если видишь, что с человеком обращаются не как с чадом Божиим, то - протестовать /всячески помогать;
> б) О необходимости смирения разговаривать в форме: "Прости, отче, согрешил, смирения во мне мало" :)

Предлагаю еще такое правило: если кого-то угнетают так, что совесть за него болит, то помоги, не раздумывая. А потом уже в тиши самосозерцания можно себе сказать: "Прости, отче, согрешил ...".

                


Re: Дилемма
Ольга Петлеванная, православная - 11:08 31.10.2003
Все зависит, мне кажется, от того, с какой стороны к этому вопросу мы находимся. Если рассуждать с позиции постороннего человека или тем паче угнетающего - то конечно такие рассуждения грех и нужно всячески помогать угнетаемым людям (конечно, не призывами к восстанию, а мирными средствами). А если это мы оказались в таком состоянии, что нас угнетают - то только смиряться и считать что это послано нам Богом для нашего спасения и уповать на Его помощь...

                


Re: Дилемма
Димитрий, православный христианин (МП) - 13:15 31.10.2003
Прости сестра
>Все зависит ... от того, с какой стороны к этому вопросу мы находимся
Недалеко от дома, где живу, есть переход со звуковым сигналом — для слепых. Когда они идут на работу или с работы, подходят к переходу и ждут зеленого звука. Случается на том же переходе быть людям зрячим. Если они предлагают свою помощь — слепые переходят через дорогу выстроившись в цепочку, держась друг за друга и за того первого, у кого есть поводырь. Неоспоримое преимущество этих людей в их знании о своей слепоте. Они не милостиво соглашаются, когда им говорят об их болезни и предлагают помощь, не принимают на веру, не пропускают мимо ушей, но знают, чувствуют эту болезнь, нуждаются в помощи...
А находимся-то все с одной стороны...
Спаси Господи.

                


Re: Согласен на 99,9%...
Паломник, христианин, ортодокс - 18:31 29.10.2003

                


Re: Порочна по отношению к неграм... но не к женщинам! ;-)
Паломник, христианин, ортодокс - 16:33 29.10.2003
...а если серьёзно, то причина заключается в том, что не во всех гармонично сочетаются гражданин и христианин...
...да и христианин... ладно, мой взгляд на природу вещей хорошо известен. ;-)

                


Поподробнее, пжалста :)
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 16:51 29.10.2003
> ...а если серьёзно, то причина заключается в том, что не во всех гармонично сочетаются гражданин и христианин...
? Если можно, ответьте более развернуто, а то сложно понять, что Вы имеете в виду :)

                


Re: Поподробнее, пжалста :)
Паломник, христианин, ортодокс - 17:47 29.10.2003
Дарья Дмитриевна, вы писали:

>...а то сложно понять, что Вы имеете в виду

...что и всегда. :-)

http://pravbeseda.org/agora/view.php?bn=pravbeseda_beseda&key=1067015375
http://pravbeseda.org/agora/view.php?bn=pravbeseda_beseda&key=1066499350
http://pravbeseda.org/agora/view.php?bn=pravbeseda_beseda&key=1044629394

                


Re: Дилемма
Тарас, православный, АААПЦ - 16:17 29.10.2003
Дарья Дмитриевна, здравствуйте!

В православной среде однако подобает думать так: "Отдайте Кесарю кесарево, а Богу Божие". Тогда никаких и дилемм возникать не должно. :)

                


Re: Дилемма
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 16:23 29.10.2003
> Дарья Дмитриевна, здравствуйте!
И Вам, Тарас, не хворать :)

> В православной среде однако подобает думать так: "Отдайте Кесарю кесарево, а Богу Божие". Тогда никаких и дилемм возникать не должно. :)
Следовательно, крепостное право в России не следовало отменять?

                


Re: Дилемма
Тарас, православный, АААПЦ - 16:54 29.10.2003
Дарья Дмитриевна, Вы писали:

> Следовательно, крепостное право в России не следовало отменять?

К спасению души это отношения не имеет, а в отношении социального и экономического эффектов у меня сейчас нету времени рассказывать.

                


Re: Дилемма
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 17:15 29.10.2003
> К спасению души это отношения не имеет, а в отношении социального и экономического эффектов у меня сейчас нету времени рассказывать.
По-моему, это имеет отношение к спасению души властвующего. Как один человек может допустить, будучи в здравом уме и твердой памяти :) что он имеет право (!) распоряжаться другим?

                


Наверное тогда наипаче для души подчиненного...
Тарас, православный, АААПЦ - 00:55 30.10.2003
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

Послание к Римлянам (13 глава)

                


Душа подчиненного
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 11:28 30.10.2003
Да, конечно, сразу же встает вопрос о том, стоит ли повиноваться властям.
С одной стороны - да, всякая власть от Бога (но! если власть требует от христианина недолжного, то христианин обязан ей противиться).
С другой стороны - как быть, если на человека "возложены бремена неудобоносимые"? Стоит ли бороться за то, чтобы хоть часть их снять? А если эти бремена возложены не на тебя, а на другого?

                


Спасение души
Тарас, православный, АААПЦ - 21:13 30.10.2003
Вроде бы Valerius уже дал ответ. По сути все и сводится к тому, что устроение своего положения в миру дело второстепенное для спасения. Спасаються и рабы и свободные, и нищие и богатые. Но мы знаем, что "легче верблюду пройти сквозь игольное ушко..." Говоря о "неудобоносимости" тех или иных "бремен" надо все же рассматривать, как они могут помешать или не помешать спасению души. Часто плачевная ситуация, в которой мы оказываемся, оказывается как нельзя более полезной для спасения души. Тем не менее, если действия властей вынуждают нас к веротступничеству или совершению действий несовместимых с учением Христа, христианской моралью и т.п., то мы должны эти действия игнорировать, по возможности открыто осуждать, противостоять им даже до смерти, если это к этому призывает нас Господь.

                


Re: Душа подчиненного
Valerius, Православный МП - 19:24 30.10.2003
Дарья Дмитриевна, Вы писали:
> Да, конечно, сразу же встает вопрос о том, стоит ли повиноваться властям.
> С одной стороны - да, всякая власть от Бога (но! если власть требует от христианина недолжного, то христианин обязан ей противиться).

Апостол Павел в своей 13 главе послания к Римлянам все-таки абсолютно далек от нашего искаженного современного понимания, что если уж "нет власти не от Бога", то значит и всякая власть Богу угодна. (Это лишь чекисты так могли иронизировать над арестованными церковными оппозиционорами: "Чего это вы, мол, ребята против советской власти имеете? Всякая ведь власть от Бога!") Павел же всего лишь хочет сказать, что "нет власти НЕЗАВИСИМОЙ от Бога". Для понятия "власть" он испоьзует греческий термин "эксусия", т.е. "полномочие, данное свыше", а вовсе не самодостаточную тираническую, ни от кого не полученную и независимую власть (наподобие сталинской диктатуры).

Именно такую и только такую власть, в которой "свыше" действует невидимый божественный порядок, Павел и защищает. И эта власть приминительно к рассматриваемой эпохе - Римская империя, конечно же. В отличие от многих других государств, Империя гарантировала своим гражданам определенные права. Павел, как римский гражданин, даже судебные процессы выигрывал в противостоянии со своими преследователями. И в тюрьме мог более или менее привилегированно себя вести. Так что для оправдания покорности ВСЯКОЙ власти, указанная цитата никак не годится.

Другое дело, что к социальной борьбе против угнетения Павел отнюдь не призывал, ибо ему это было, так сказать, "не интересно". Он считал себя "умершим" на Кресте для мира. В послании к Коринфянам он советует тем, кто призван ко Христу в рабском состоянии, употреблять это состояние себе на пользу, а не "бороться" (хотя у нас, вероятно из-за интеллигентских комплексов, эта идея стыдливо была "заретуширована" при переводе в XIX веке). Павел считал, что человек в крещении умер, и во Христе живет уже заново. Кроме "невидимого" (до поры, до времени) Иисуса над христианином никто в действительности, не властвует. Так что для "внешних" властей, поскольку умерший и воскресший во Христе и так уже свободен, человек вполне может добросовестно исполнять свои обязаности, пусть даже и "рабские". (Конечно же, повторяю, речь идет только о более-менее "гуманном" или "правовом" государстве, ибо, например, в Персии или любой другой деспотии Павел попросту не жил).

                


Лучшая школа смирения
beegun, православный РПЦ МП - 15:21 29.10.2003
Вы знаете, мне как раз хотелось поднять эту тему, но несколько с другой стороны:
Лучшая школа смирения - русская бюрократия :)
И по другому к ней, по-моему, нельзя относиться... Она попущена нам Богом как болезнь за грехи наши. Началась, как мне кажется, с Петровских времён, когда Россия ушла со своего пути и теперь не в человеческих силах её прекратить - любые попытки сократить бюрократический аппарат только ещё более его увеличивают...

                


Re: - наша собственная глупость...
Паломник, христианин, ортодокс - 16:44 29.10.2003
...когда мы терпим тех, кто не попущен нам Богом, но собственным безволием и безхребетностью.
Нечего на Бога пенять...

P.S.
Это не наезд, а рассуждение о смысле жизни. ;-)

                


Критерии
Тарас, православный, АААПЦ - 17:05 29.10.2003
Паломник, Вы писали:
> ...когда мы терпим тех, кто не попущен нам Богом

Здесь несомненно требуется определение или классификация тех, кто нам попущен Богом и тех, кто, соответственно, непопущен. S'il vous plait.

                


Re: Сия тайна велика есть...
Паломник, христианин, ортодокс - 17:21 29.10.2003
...но мы этот вопрос с вами обсуждали, когда шёл разговор о свободе воли и о том, что якобы на всё есть воля Божия.

Смею заметить, что только у покойника нет свободы воли. Надо жить! - вот и рецепт...

                


Re: Сия тайна велика есть...
Тарас, православный, АААПЦ - 01:02 30.10.2003
Паломник, Вы писали:
> ...но мы этот вопрос с вами обсуждали, когда шёл разговор о свободе воли и о том, что якобы на всё есть воля Божия.

Очень хорошо. Тогда вам наверное должно будет легко сформулировать принципы для всех остальных. Буквально три-четыре основных критерия: "Таких-то вот Бог посылает, а этих нет". Решительнее.

> Смею заметить, что только у покойника нет свободы воли. Надо жить! - вот и рецепт...

Надо жить или выжить?

                


Re: Очень хороший заголовок (-)
Димитрий, православный христианин (МП) - 16:51 29.10.2003

                


Re: Дилемма
МАРИНА.П, православие РПЦ - 00:28 28.10.2003
По моему мнению, не стоило так углубляться в историю, чтобы осознать давно известную истину, что человек, по греховной своей природе любит властвовать над теми кто слабей. Торговля людьми существует и в наши дни.
Власть развращает - это известно с незапамятных времен (пусть даже она от Бога).
Кажется, знаешь о человеке, его семье, привычках, увлечениях все. Дружишь много лет. Душка! Но стоит ему (ей) стать ступенькой выше и уже через год удивляешся, а это тот же человек? А была ли дружба?
А насчет смирения...
Смиряться полезно для души, но только если твое смирение не ведет к равнодушию. К попустительству зла и несправедливости.

                


Re: Дилемма
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 19:21 27.10.2003
Никакой дилеммы, однако. Таковым полезно перечитать:
"Звездные дневники Ийона Тихого" путешествие 22 (фрагмент):

- А слышали вы о жестокой судьбе, постигшей бедного отца Орибазия из нашей миссии?
Я ответил отрицательно.
- Тогда послушайте. Уже первооткрыватели Уртамы не могли нахвалиться ее жителями, могучими мемногами. Существует мнение, что эти разумные создания относятся к самым отзывчивым, кротким, добрым и альтруистическим во всем Космосе. Полагая, что на такой почве превосходно взойдут семена веры, мы послали к мемногам отца Орибазия, назначив его епископом язычников. Мемноги приняли его как нельзя лучше, окружили материнской заботой, почитали его, вслушивались в каждое его слово, угадывали и тотчас исполняли каждое его желание, прямо-таки впитывали его поучения - словом, предались ему всей душой. В письмах ко мне он, бедняжка, не мог ими нарадоваться...
Отец доминиканец смахнул рукавом рясы слезу и продолжал:
- В такой приязненной атмосфере отец Орибазий не уставал проповедовать основы веры ни днем ни ночью. Пересказав мемногам весь Ветхий и Новый завет, Апокалипсис и Послания апостолов, он перешел к Житиям святых и особенно много пыла вложил в прославление святых мучеников. Бедный... это всегда было его слабостью...
Превозмогая волнение, отец Лацимон дрожащим голосом продолжал:
- Он говорил им о святом Иоанне, заслужившем мученический венец, когда его живьем сварили в масле; о святой Агнессе, давшей ради веры отрубить себе голову; о святом Себастьяне, пронзенном сотнями стрел и претерпевшем жестокие мучения, за что в раю его встретили ангельским славословием; о святых девственницах, четвертованных, удавленных, колесованных, сожженных на медленном огне. Они принимали все эти муки с восторгом, зная, что заслуживают этим место одесную Вседержителя. Когда он рассказал мемногам обо всех этих достойных подражания житиях, они
начали переглядываться, и самый старший из них робко спросил:
- Преславный наш пастырь, проповедник и отче достойный, скажи нам, если только соизволишь снизойти к смиренным твоим слугам, попадет ли в рай душа каждого, кто готов на мученичество?
- Непременно, сын мой! - ответил отец Орибазий.
- Да-а? Это очень хорошо... - протянул мемног. - А ты, отче духовный, желаешь ли попасть на небо?
- Это мое пламеннейшее желание, сын мой.
- И святым ты хотел бы стать? - продолжал вопрошать старейший мемног.
- Сын мой, кто бы не хотел этого? Но куда мне, грешному, до столь высокого чина; чтобы вступить на эту стезю, нужно напрячь все силы и стремиться неустанно, со смирением в сердце...
- Так ты хотел бы стать святым? - снова переспросил мемног и поощрительно глянул на сотоварищей, которые тем временем поднялись с мест.
- Конечно, сын мой.
- Ну так мы тебе поможем!
- Каким же образом, милые мои овечки?- спросил, улыбаясь, отец Орибазий, радуясь наивному рвению своей верной паствы.
В ответ мемноги осторожно, но крепко взяли его под руки и сказали:
- Таким, отче, какому ты сам нас научил!
Затем они сперва содрали ему кожу со спины и намазали это место
горячей смолой, как сделал в Ирландии палач со святым Иакинфом, потом отрубили ему левую ногу, как язычники святому Пафнутию, потом распороли ему живот и запихнули туда охапку соломы, как блаженной Елизавете Нормандской, после чего посадили его на кол, как святого Гуго, переломали ему все ребра, как сиракузяне святому Генриху Падуанскому, и сожгли медленно, на малом огне, как бургундцы Орлеанскую Деву. А потом перевели дух, умылись и начали горько оплакивать своего утраченного пастыря. За этим занятием я их и застал, когда, объезжая звезды епархии, попал в сей приход. Когда я услышал о происшедшем, волосы у меня встали дыбом. Ломая руки, я вскричал:
- Недостойные лиходеи! Ада для вас мало! Знаете ли вы, что навек загубили свои души?!
- А как же, - ответили они, рыдая, - знаем!
Тот же старейший мемног встал и сказал мне:
- Досточтимый отче, мы хорошо знаем, что обрекли себя на проклятие и вечные муки, и, прежде чем решиться на сие дело, мы выдержали страшную душевную борьбу; но отец Орибазий неустанно повторял нам, что нет ничего такого, чего добрый христианин ни сделал бы для своего ближнего, что нужно отдать ему все и на все быть для него готовым. Поэтому мы отказались от спасения души, хотя и с великим отчаянием, и думали только о том, чтобы дражайший отец Орибазий обрел мученический венец и святость. Не можем выразить, как тяжко нам это далось, ибо до его прибытия никто из нас и мухи не обидел. Не однажды мы просили его, умоляли на коленях смилостивиться и смягчить строгость наказов веры, но он категорически утверждал, что ради любимого ближнего нужно делать все без исключения. Тогда мы увидели, что не можем ему отказать, ибо мы существа ничтожные и вовсе не достойные этого святого мужа, который заслуживает полнейшего самоотречения с нашей стороны. И мы горячо верим, что наше дело нам удалось и отец Орибазий причислен ныне к праведникам на небесах. Вот тебе, досточтимый отче, мешок с деньгами, которые мы собрали на канонизацию: так нужно, отец Орибазий, отечая на наши расспросы, подробно все объяснил. Должен сказать, что мы применили только самые его любимые пытки, о которых он повествовал с наибольшим восторгом. Мы думали угодить ему, но он всему противился и особенно не хотел пить кипящий свинец. Мы, однако, не допускали и мысли, чтобы наш пастырь говорил нам одно, а думал другое. Крики, им издаваемые, были только выражением недовольства низменных, телесных частей его естества, и мы не обращали на них внимания, памятуя, что надлежит унижать плоть, дабы тем выше вознесся дух. Желая его ободрить, мы напомнили ему о поучениях, которые он нам читал, но отец Орибазий ответил на это лишь одним словом, вовсе не понятным и не вразумительным; не знаем, что оно означает, ибо не нашли его ни в молитвенниках, которые он нам раздавал, ни в Священном писании.
Закончив рассказывать, отец Лацимон отер крупный пот с чела, и мы долго сидели в молчании...

                


Re: Дилемма
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 11:09 28.10.2003
В общем смысл такой: прежде чем учить смирению другого, смирись сам :)
Правда?

                


Re: Дилемма
anna_z, православная - 14:05 28.10.2003
Дарья Дмитриевна, Вы писали:
> В общем смысл такой: прежде чем учить смирению другого, смирись сам :)
> Правда?

А мне показалось, есть и такой смысл: хорошо смиряться, но нехорошо кого-то смирять. Совершают благое дело мученики за истину, но не те, кто их замучал. И вообще, смиряться или страдать - дело личного выбора, к этому нельзя принуждать.

                


Re: Дилемма
Волкер, Некрещёный - 09:58 28.10.2003
Спасибо, Владимир, за кусочек из Лема:) Но на мой вгляд, всё проще, однако.

Рабство и прочие формы подчинения опасны вдвойне, поскольку калечат всех: угнетаемых ожесточают, а угнетающих развращают. Смирению одной палкой не научишь - для этого ещё и любовь нужна.
А заявления, что это полезно - всего лишь прикрытие своего равнодушия, страха и просто нежелания вмешиваться.

                


Re: Дилемма
beegun, православный РПЦ МП - 14:45 29.10.2003
Волкер, Вы писали:
> Рабство и прочие формы подчинения опасны вдвойне
А Вы знаете формы организации без подчинения? Иисус никогда не высказывался против рабства. Всё дело в наличии или отсутствии Любви. Об этом хорошо есть у Евгении вот здесь: http://pravbeseda.org/agora/view.php?site=pravbeseda&bn=pravbeseda_roditeli&key=1065516701