О любви и романтике.
Valerius, Православный МП - 22:01 25.11.2003
|
Можно существенно упростить задачу в выяснении вопросов что такое любовь, как с ней соотносится романтика, какая любовь ведет к Богу, а какая нет, и т.д.
Нужно всего лишь вспомнить, что за русским словом "любовь", равно как и за английским "love", скрываются совершенно различные понятия, обозначаемые в греческом языке времен написания Нового Завета различными же терминами. А именно:
Eros - т.е. "эротическая" любовь, основанная на естественном половом влечении.
Storge - "родительская" любовь, основанная на материнском или отцовском инстинкте.
Filia - "братская" любовь между, например, солдатами на войне и т.д., т.е. чувство основанное на, так сказать, "дружеском" или "социальном" инстинкте, заложенном в человеке.
И, наконец, agape - т.е. та любовь, о которой, собственно, и говорится в Библии. Это "любовь к ближнему", которая, как следует из слов Апостола Павла, - есть дар Божий, то есть она не основана ни на каком природном человеческом чувстве или инстинкте, а исключительно является сверхъестественным свойством Божиим.
В самом деле, если эротическая, родительская и братская любовь свойствена практически всем временам и народам, то любовь "к ближнему своему" (включая и соседа-алкоголика и т.д.) - людям не свойствена вообще, а только лишь Богу, любящему даже самого последнего негодяя и грешника. Мы нигде не видим, чтобы люди любили врагов и подставляли бы им другую щеку для удара, как это написано в Евангелии. Но такая божественная любовь, однако же, дается любому желающему как дар, и единственное "условие" - это вера.
Отсюда вывод. Любое чувство - любовное или романтическое вовсе не делает человека лучше или хуже с религиозной точки зрения. Можно пылать прекрасной романтической любовью, а можно быть сухим и скушным "сухарем". Для вечной визни - все это абсолютно неважно! Но зато вечную жизнь наследует лишь тот, в ком проявляются такие божественные свойства, как бессмертие, праведность и agape (т.е. "любовь божественная"). Ни бессмертие, ни праведность, ни "любовь к ближнему" (agape) - не принадлежат людям. Но зато они совершенно даром даются любому верующему через умершего за всех людей и воскресшего Иисуса Христа. Вот только русский или английский перевод греческих обозначений всех столь не похожих друг на друга видов любви одним и тем же словом ("любовь", "love") и создает ту серьезную путаницу, которая и вызывает сейчас столь много недоразумений в вопросах что такое любовь или романтизм, ведут ли они ко спасению, и если "да", то как, и т.д.
Спасение, согласно христианству, - это обожение. Следовательно, только сверхъестественная божественная любовь, даруемая через веру людям, а вовсе не особенности темперамента и различные типы любви человеческой ведет человека к становлению Богом в Иисусе, т.е. ко спасению.
|
|