Гостиная

Любовь
Екатерина А.В., Православная - 10:14 13.05.2004
Можно ли просто определить, что такое Любовь?
Мы так часто и в таком разном контексте используем это слово, что начала путаться и потеряла нить, ответьте мне что такое любовь?

                


Re: Любовь
Тарас, православный, ПЦА - 19:02 13.05.2004
Здравствуйте, Екатерина!

Вот ведь как: такой совершенный и многогранный русский язык все-таки не так совершенен в определнии понятия "Любовь". Правда? :) Вон греческий и тот имеет аж несколько слов для обозначения "любви". Тут вам и "эрос" и "филос" и "агапе". Причем каждое из этих слов переводится на русский как "любовь", но имеет в виду существенно различающиеся понятия.

Конечно, поскольку эти слова греческие, их значения наиболее показательно разбирать в контексте греческих текстов, например, оригинала Священного Писания. Но по сути, кратко, можно сказать так: эрос - это влечение (причем не только телесное), особенно любовь между противоположными полами; филос - любовь между друзьями; агапе - это Божественная, совершенная любовь (как в 1-м послании от Иоанна - "Бог есть Любовь" (1 Иоанн 4:8)).

Любовь, которую греческий язык обозначает как Агапе, лучше всего и описана именно в Священном Писании: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: Вера, Надежда, Любовь; но Любовь из них больше." (1 Кор. 13)

Но вернемся еще на немного к эросу и филосу. Многим из нас они конечно знакомы. Эрос наиболее силен в юношеском возрасте, когда желания плоти в нас часто настолько неудержимы, что заглушают все остальное. Эрос - это вообщем-то страсть. Но не просто половое влечение. Почему я сказал ранее, что это не только телесное влечение? Потому что у Платона и в платонизме вообще эросом называется "побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты." Т.е. это еще и влечение ума и души к предмету влечения. Т.е. в филосовском понимании (эроса) любовь есть влечение разума, души и тела к определенному предмету.

Филос (или филео) есть иная разновидность любви. Это скорее не неудержимая тяга, а самое доброе предрасположение, чувство глубочайшей привязанности, которое может быть и слепым, т.е. самоотверженным (как например между детьми и их родителями). Такое чувство может быть между друзьями искренне называющими друг друга братьями. Например слово "филадельфия" значит "братская любовь". Имеет, например, потрясающую значимость то, что когда Господь перед Своей крестной смертью спрашивал Петра: "Любишь ли ты меня?", Он использовал слово "агапе", а Петр, отвечая ему утвердительно, использовал слово "филео". (Иоанн 21:15-17) Т.е. Господь спрашивал Петра любит ли тот Его совершенной, божественной любовью, а Петр отвечал Ему, что "да", но использовал при этом слово "филео", что было в его понимании "совершенной любовью", а на деле оказалось несовершенной, т.к. в ту же ночь он отрекся от Господа.

Ну вот, не заню, помог ли я вам, или еще более запутал. :)

                


На каком языке говорил Петр?
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 19:52 13.05.2004
Тарас, все так. изумительно.
Кроме:

> Вот ведь как: такой совершенный и многогранный русский язык все-таки не так совершенен в определнии понятия "Любовь". Правда? :) Вон греческий и тот имеет аж несколько слов для обозначения "любви".

Стуча себя пяткой в грудь - в защиту родного языка. :)

Ты сейчас все это на каковском писал?
Ведь выразил же...

Русские аналоги.
Эрос - хотеть, желать, вожделеть.
Филос - любить, быть преданным.


А вот Агапэ...

Любые определения, слабы по определению.

НЕТ в совр. русском аналога (одной кодифицированной лексемой).
Шибко подозреваю, что и в др. греческом - не было. :)
Да и в арамейском(? или на каком говорил Петр?) были трудности с передачей отличия. Ведь Петр - Любил Господа! ( то, что недостаточно - так тем паче нам, маловерам)

Рискну предположить
Агапэ - в значении Божественной Любви - появилась только в богословских/ философских текстах.- как термин. Даже не очень важна его этимология - могли заимствовать из любого диалекта или унаследовали от Минойской культуры

Вряд ли др. греческие пастухи употребляли его в таком значении много чаще совр. русских работяг.:)

И необязательно у философа, что писал трактаты про нее, этой Агапэ было больше, чем у пастуха.

В общем, любой язык несовершенен. А Любящие понимают друг друга без слов.

                


Аргумент в пользу эллинофильства :)
Тарас, православный, ПЦА - 20:24 13.05.2004
На каком языке говорил апостол Петр, мы знаем. Но в Евангелие его слова попали на греческом. Так уж получилось, что окромя Матфея (и то бездоказательно) все остальные Евангелия были изначально написаны на греческом.

Вот сегодня эллинофилы и кичаться тем, что "греческий-де - язык Священного Писания". Ведь и чаще всего используемый базисный текст Ветхого Завета в нашей Церкви - Септуагинта, (LXX), т.е. перевод Писаний семьюдесятью иудейскими толкователями на греческий. Т.е. чем-то греческий все же Богу угодил. :)

                


Re: Аргумент в пользу эллинофильства :)
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 20:37 13.05.2004
Тарас, Вы писали:
> На каком языке говорил апостол Петр, мы знаем.
Вот. А я - нет. только предполагаю. Потому и спрашиваю. :)
Так Петр все-таки на арамейском говорил?
А все остальные Апостолы?

> Вот сегодня эллинофилы и кичаться тем, что "греческий-де - язык Священного Писания".

Я вот тут по наводке Анны_Я сунулся как-то на
"Иврит через мозг"
http://mozg.freeservers.com/index.htm

Сразу почуствовал неодолимое желание записаится в эллинофилы...

                


Re: Аргумент в пользу эллинофильства :)
Тарас, православный, ПЦА - 22:43 13.05.2004
Павлов Александр, Вы писали:
> Тарас, Вы писали:
> > На каком языке говорил апостол Петр, мы знаем.
> Вот. А я - нет. только предполагаю. Потому и спрашиваю. :)

Петр - на арамейском. А все остальные апостолы, не знаю. Из тех, что из числа семидесяти, возможно были из эллинов.

> Я вот тут по наводке Анны_Я сунулся как-то на
> "Иврит через мозг"
> http://mozg.freeservers.com/index.htm

М-да...

> Сразу почуствовал неодолимое желание записаится в эллинофилы...

Главное - во всем найти золотую середину. Перегибы плохи.

                


Re: Любовь
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 12:18 13.05.2004
Екатерина А.В., Вы писали:
> Можно ли просто определить, что такое Любовь?
> Мы так часто и в таком разном контексте используем это слово, что начала путаться и потеряла нить, ответьте мне что такое любовь?
Любовь
Агапэ, в смысле? :)
Любовь есть Бог.
Бог не определяем.( не выводим в суждениях) т.е прост. :)
Большего, чем Он нам дал в Откровении - нам знать не дано.

любовь(человеческая) - подобие Любви.
Если не растекаться мысью по древу - актуально/важно - умение/Дар поступать по Божески :)

                


Re: Любовь - чуток добавлю
Виктор П., Православный - 12:33 13.05.2004
> Любовь есть Бог.
> Бог не определяем.( не выводим в суждениях) т.е прост. :)
> Большего, чем Он нам дал в Откровении - нам знать не дано.
>


Простой перестановкой букв в последнем слове получаем важное дополнение - "... и не надо". :-))
Кстати, не зря, видимо, слова "дано" и "надо" столь похожи... :-))


> любовь(человеческая) - подобие Любви.
> Если не растекаться мысью по древу - актуально/важно - умение/Дар поступать по Божески :)

Если уж заниматься "филоложеством" до конца, до и тут есть повод для перестановки букв: "...рад поступать по-Божески" :-)).

                


добавим ещё
Андрей Владимирович, православный христианин - 14:00 13.05.2004
О Любви говорить - особое вдохновение надо иметь. Вот Саломон в Песней Песни нам в пример. Или вот Иоанн Лествичник в тридцатой ступени высшей Лествицы. Там ярко и хорошо написано. А что можем написать мы? Собственное понимание? Заученные истины?
+ Любовь - высшая добродетель.
+ Любить себя (вынуть из своего глаза заразу греха) - первое дело, а потом как себя, возлюбить и ближнего.
+ Возлюбить можно и грех, но .. примеры чего видим, тем и заражаемся невольно. Если видеть милость Божию и то, как Он долготерпит и милосердствует, то тем и научимся Любви от Него.
+ Любить врагов иногда означает стремление лишить их жизни, если это будет большим благом для них и исполнением Божией воли.
+ Не познав Любви Божией, нельзя получить и любовь к людям, к любимому избраннику.
+ Чтобы приблизиться к Любви надо научиться исполнять Закон, но Любовь не следует Закону, она сама для себя Закон.

ладья-ладонь-ладить-Лада (древнеславянское Любовь)
река- рука- рушить-Рвачь (одержимый эгоизмом и страстью стяжания)

                


Re: Любовь
Natal.O., РПЦ МП - 11:49 13.05.2004
Екатерина А.В., Вы писали:
> Можно ли просто определить, что такое Любовь?
> Мы так часто и в таком разном контексте используем это слово, что начала путаться и потеряла нить, ответьте мне что такое любовь?

Так о чем вопрос: о "Любви" или о "любви"?

                


Re: Любовь
Екатерина А.В., Православная - 17:38 13.05.2004
Любовь и любовь и любовь все вместе и по отдельности, почему любовь к ближнему (возлюбленному (простите за тавтологию), другу, врагу) - это мучение, и в то же время Любовь к Богу - это счастье.

                


Re: Любовь
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 17:53 13.05.2004
Екатерина А.В., Вы писали:
> Любовь и любовь и любовь все вместе и по отдельности, почему любовь к ближнему (возлюбленному (простите за тавтологию), другу, врагу) - это мучение, и в то же время Любовь к Богу - это счастье.

Катерина, а Вы уверены, что любовь к ближнему - это всегда мучение?
И что любовь к Богу - это всегда счастье?

                


Уверена
Екатерина А.В., Православная - 11:38 14.05.2004
Я уверена, но все же не на все сто процентов. :)
Любить Совершенство - это просто, потому что есть за что любить. А любить ближнего - это постоянный компромисс с недостатками (и своими тоже), это серия удач и не удач, выигранных и програнных битв, это боль непроизвольных укоров и уколов. Это мучение, потому что ты мучаешься. Когда любим, тебе кажется, что ты недостаточно любишь сам, и мучаешься когда не любим, потому что возникает вопрос, что же я делаю не так, неужели моя любовь не находит отклика.

                


«...Я не люблю Бога...»
Natal.O., РПЦ МП - 13:03 14.05.2004
Екатерина А.В., Вы писали:
> Любить Совершенство - это просто, потому что есть за что любить.
>
В «Откровенных рассказах странника...» есть раздел http://www.ccel.org/contrib/ru/Strannik/Stran5.htm, а в нем замечательный кусок текста (примерно посредине) - после слов «...Духовник подал мне списочек, и я стал читать его. Исповедь внутреннего человека, ведущая ко смирению».
Вот первый «пункт»: «...Я не люблю Бога. Ибо если бы я любил Его, то...».

Обязательно прочтите, это по теме Вашего вопроса. И потом сумеете ответить сами себе: легче ли любить Бога, чем ближнего?
Следующим «пунктом» идет как раз: «Я не имею любви к ближнему.», а всего их (пункта) четыре, и неспешное размышление над каждым в отдельности может помочь при подготовке к исповеди.
Мне кажется, что в этом небольшом отрывке из книги «про любовь» все изложено недлинно и понятно.

                


Re: «...Я не люблю Бога...»
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 15:52 14.05.2004
Natal.O., Вы писали:
>
> В «Откровенных рассказах странника...» есть раздел http://www.ccel.org/contrib/ru/Strannik/Stran5.htm,
Да, ссылка не работает. Запятая в конце- лишняя :)
Кстати, пока искал в Яндексе - насторожило тесное соседство с Рерихами. А так - отрывки , что прочитал - понравились.

Екатерина,
Вы писали:
>Любить Совершенство - это просто, потому что есть за что любить.

Гм. Любят не за что, а потому что ;) IMHO

                


Re: «...Я не люблю Бога...»
Екатерина А.В., Православная - 15:05 14.05.2004
На вашей ссылочке ничего нет: "not found"
Давайте попробуем снова :) Вы меня просто заинтриговали, сразу все ответы на все вопросы!

                


Re: «...Я не люблю Бога...»
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 15:45 14.05.2004
Екатерина А.В., Вы писали:
> На вашей ссылочке ничего нет: "not found"
> Давайте попробуем снова :) Вы меня просто заинтриговали, сразу все ответы на все вопросы!

Дык, а Вы запятую уберите в конце ссылки - страничка и появится. :)

Для всех пользователей нашего движка: когда даете ссылку следите чтобы она была отделена пробелами от знаков припинания, скобок и т.д.

Екатерина, советую прочитать всю эту замечательную книжку, только, пожалуйста, отнеситесь к ней как художественной летературе, а не как учебнику по молитве, если самочино начать следовать тому, что в ней описывается и учится, с большой вероятностью нажить много проблем. :(

                


Эх, мне бы...
Екатерина А.В., Православная - 14:12 17.05.2004
Вот было бы время, вот можно было бы себя просто посвятить чтению, я бы и не вылезала из своей тепленькой квартирки, сидела бы себе на любимой кухоньке и почитывала... но ведь надо что-то еще и делать :) А так, была бы толстой и красивой, настоящей русской женщиной, эдакой купчихой, с красивыми покатыми плечами :)
У меня такого же типа (художественная литература) лежит "Лето Господне" и когда я дойду до нее????, ведь столько всего и Иоанн Крестьянкин, и Толкование Евангелия (Троицкие листки), и Авва Дорофей... Спасибо Вам, конечно большое за участие, но на основании Ваших мнений можно разоьраться, что собственно ближе.

                


Re: Уверена
Димитрий, православный христианин - 11:51 14.05.2004
>уверена, но все же не на все сто процентов :-)
Слава Богу, что не на все сто :-) Значит не все еще потеряно.
Спаси Господи

                


Re: Уверена
Екатерина А.В., Православная - 15:07 14.05.2004
Вы в чем-нибудь уверены на сто процентов ?
Есть ли в Вашей жизни что-нибудь, что не подлежало сомнению?
Зайдите с другого конца :) Начните с себя.

                


Re: Уверена
Димитрий, православный христианин - 17:09 14.05.2004
>Вы в чем-нибудь уверены на сто процентов ?
>Есть ли в Вашей жизни что-нибудь, что не подлежало сомнению?
Слава Богу за все! :-)

                


Re: Любовь
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 18:10 13.05.2004
Братец Дыкъ, Вы писали:
> Катерина, а Вы уверены, что любовь к ближнему - это всегда мучение?
> И что любовь к Богу - это всегда счастье?

Я за неё :)

1.Мучение - это страсть к ближнему, а не любовь к нему.
2.К Богу - всегда благо

Счастье и блаженство- две большие разницы. IMHO

                


Re: Любовь
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 18:26 13.05.2004
Павлов Александр, Вы писали:
> Братец Дыкъ, Вы писали:
> > Катерина, а Вы уверены, что любовь к ближнему - это всегда мучение?
> > И что любовь к Богу - это всегда счастье?
>
> Я за неё :)
>
> 1.Мучение - это страсть к ближнему, а не любовь к нему.
> 2.К Богу - всегда благо

Благо == Счастье?

> Счастье и блаженство- две большие разницы. IMHO

Наверное и мое IMHO, но чтобы точнее определиться прийдется влезать в выяснение определения этих понятий, а это боюсь будет на долго. :)

                


Re: Любовь
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 18:37 13.05.2004
Братец Дыкъ, Вы писали:
> Благо == Счастье?

> влезать в выяснение определения этих понятий, а это боюсь будет на долго. :)

Гы, вот СГ доделаю, он прочертит трассы того и другого, сравним конфигурации. Одним кликом .

А пока.
Страсть может дать счастье(кайф)
Любовь всегда ведет к блаженству(совершенству)