«Не люби учить, будучи лаиком» (о наших т.н. «проповедях»)
Natal.O., РПЦ МП - 07:35 01.06.2004
|
Из письма прп. Никиты Стифата софисту Григорию:
5. Не часто ли я говорил тебе? Избегай самого себя, не люби учить, будучи лаиком116, так как апостол говорит: "Лаику же мы не позволяем учить в церкви"117, - ибо ты еще не принял достоинства учения. Однако и Собор установил в правилах таким образом, что вне подобает мирянину пред народом118 произнести слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство119, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзати ухо принявшим благодать учительского слова, и от них поучатися Божественному"120. Почему же ты, будучи лаиком, не хранишь молчание, как сказано? Почему не знаешь ты собственной меры и не соблюдаешь собственные границы, поставленный внутри них, но через ров, как говорится, ты дерзаешь переступить, уступая в этом и бессловесным животным, и бездушным тварям?
- - - - - - - - -
116. ο λαικός - лаик, мирянин.
117. Ср.: 1Тим.2:12: а учить жене не позволяю.
118. δημοσία - перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: "Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию" (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182).
119. αξίωμα διδασκαλικόν - учительское достоинство есть власть "учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвято-го Духа одним (μόνοις) архиереям и тем, кому они поручают" (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553).
По изд. Свящ. Николай Ким. Рай и человек: Наследие преподобного Никиты Стифата. - СПб.: Алетейя, 2003
Справка: Преподобный Никита Стифат (Пекторат) родился в нач.XI века, примерно в 1005 г., очень рано встал на путь монашеского подвига, известно, что с 14-ти лет он был послушником Студийского монастыря. Там же и рукоположен в сан пресвитера. Определяющим моментом его жизни стало близкое знакомство и духовное общение с великим подвижником - преп. Симеоном Новым Богословом, который был его духовным отцом.
|
|