Православный взгляд на ИТ

Тринадцатилетний костромской подросток сбежал из дома, забыв о школе, и уехал в другой город, чтобы играть там ночами в клубе в компьютерные игры
MNT, - 11:28 17.10.2002
Рубрика: Общество

Побег в виртуальный мир

Эта история случилась осенью (2002 года) в Костроме. Подросток исчез 17 сентября, и его почти неделю искала милиция. Тринадцатилетний Паша (имя изменено), мальчик из приличной семьи, исчез внезапно, причем вместе с ним из дома пропала тысяча рублей.
Мама догадывалась, где он может быть. Она знала, что Паша пристрастился к компьютерным играм и может играть часами в компьютерных клубах, разумеется, не за бесплатно. На ночь глядя, мама стала объезжать клубы один за другим, думая, что сын припозднился, увлекшись игрой. И очень разволновалась, когда в один из клубов ее не пустили, сказав, что в такой поздний час там не может быть несовершеннолетних.
На самом деле Паша ночь после побега из дома провел в Костроме, но их пути с мамой не пересеклись, потому что в азарте он менял один клуб за другим, путешествуя по разным районам города. А наутро он отправился на автобусе: в Нерехту и несколько суток (!) провел там. В это время мать искала сына с милицией и переживала, что его отчислят за пропуски занятий из родной школы.
В Нерехте Паша играл по ночам. Знакомых, у которых он мог бы остановиться, у него не было, и он отсыпался днем, катаясь в рейсовых автобусах, причем кондукторы им всерьез не интересовались.
Затем, проведя в Нерехте несколько ночей, мальчик вернулся в Кострому. Но домой не пошел. Когда социальный педагог из Пашиной школы заметил его в костромском автобусе, мальчик объяснил: он, дескать, уже "нашелся" и мама обо всем знает. Тем не менее педагог все-таки повел Пашу домой. Вот таким образом он после недельного отсутствия "вернулся".
Что потом игроку сказала мама, остается только догадываться. Когда она была с Пашей в райотделе милиции, мальчику показали камеру, где он мог бы оказаться, если бы было подано заявление о пропаже денег из дома. Показали, приоткрыв дверь. Паша отпрянул - нет, он не хотел здесь очутиться:
Естественно, возникает вопрос: что это за игры, которые так затягивают ребенка, что он забывает о школе, о переживаниях мамы? Есть ли вообще средство избавиться от компьютерной зависимости, или пиши пропало?!
Я зашел в один из костромских компьютерных клубов (а их число в городе, кстати, перевалило за второй десяток), чтобы попытаться понять, что же так притягивает подростков. И убедился, что взрослые не совсем представляют, что там происходит.
Во-первых, сами игрушки теперь уже не простенькие "шары" или "тетрис", а прямо-таки полноцветные фильмы-боевики с изощренной графикой: уж если очередь из виртуального автомата попадает в виртуального террориста, от него летят красные клочки.
Во-вторых, подросткам добавляет азарта то, что в "стрелялки", или "шутеры", сейчас можно играть команда на команду, хоть пять на пять. (Сейчас модная игра в террористов и антитеррористов.) А вы вспомните, как отчаянно, часами вы играли в детстве в хоккей или футбол во дворе - команду просто так не покинешь, дело чести!
В-третьих, в этом бизнесе есть своя хитрость: когда игровое время покупается оптом, то час игры может стоить всего десятку, вот и сидят подростки у экрана часами.
В-четвертых, некоторые клубы на самом деле работают ночью, и кое-где всю ночь можно купить рублей за семьдесят, а это с десяти вечера до девяти утра! И ведь люди играют по ночам, целыми командами, заполняемость игровых залов в ночные часы процентов семьдесят. Правда, Михаил, менеджер клуба, в который я заглянул, объяснил, что ночью подросток может играть здесь только с письменного разрешения родителей. Но все ли клубы готовы соблюдать такой "кодекс"? Все-таки их цель - это извлечение прибыли.
Кстати, не только сам подросток может "открыть" для себя виртуальные игры, порой родители способствуют этому сами. Надо мамаше зайти в парикмахерскую - и она находчиво сдает своего непоседливого сына в клуб. Или захочет супружеская пара уединиться в квартире и купит ребенку часа три игры. Раньше времени он дома точно не появится.
Из общения в муниципальном Центре психотерапии и практической психологии я понял главное: у компьютерной зависимости причины не медицинские, а социальные. И ее не вылечить сразу набором таблеток. Допустим, ребенку не хватает теплого общения в семье, родительского одобрения, чувства защищенности, и он пропадает в компьютерном клубе, где находит подобие тесного общения, когда сверстники сражаются рядом в одной команде плечом к плечу, окруженные кольцом болельщиков. Кстати, бывает, что у подростка дома есть компьютер, но он все равно бежит в клуб, что подтверждает тот факт, что причины зависимости - социальные!
В компьютерных играх подросток может преодолеть многие запреты и барьеры, и это ему нравится - тихий ребенок в виртуальном мире может "убивать", может выиграть у соперника старше себя или из более состоятельной, "успешной" семьи, утерев ему нос. В клубе реально добиться признания сверстников, стать даже лидером в компании - удачливых, опытных игроков здесь называют уважительно: "Ну, ты отец:"
Совет психологов: чтобы ребенок не попадал в зависимость от игр, от виртуального мира, надо прививать ему ответственность. Пусть он за что-то отвечает, как взрослый: за свое здоровье, за порядок в комнате и т.п. Пусть чихает и сморкается, если забыл надеть шапку, пусть ест корочку хлеба, если поленился сходить за продуктами. Тогда его меньше будет затягивать виртуальный, вымышленный мир и крепче держать реальный. А если подросток основательно увлекся игрой, "притянуть" его обратно в семью помогут лишь теплые, искренние в ней отношения. В семье должно быть уютнее, чем в компьютерном клубе.

Сергей АНТОНОВ.

Источник :
http://www.province.ru/publishing/index-izdanie.html?get=934571354&number=2002.42&s=20&r=4

                


Это еще цветочки...(компьютерная игромания)
Николай Л, - 15:22 18.10.2002
На форуме обсуждается тема о "детях и компьютерах", где о пользе или вреде компьютера говорится комплексно. ИМХО, целесообразно обсудить более детально вопрос игромании, поскольку ситуация эдесь гораздо страшнее по отдаленным ее последствиям. Игроман, по моему разумению, для общества хуже наркомана. Наркоман достаточно быстро "сходит со сцены жизни", и в большинстве своем, не успевает обзавестись детьми (т.е. не успевает передать детям по наследственности свои грехи и пороки). А игроман все успеет. И каковы будут эти дети и внуки, выявится в полной мере лет через 20-30. Тогда общество и охнет и начнет судорожно что-то делать (если будет кому, поскольку к тому времени могут остаться одни игроманы, которые будут считать, что все в порядке и причин беспокоиться нет).
В свое время (и по сей день) я интересовался вопросами формирования подсознания и взаимодействия подсознания и сознания. И вот что получается согласно моему пониманию в этой области. Подсознание - это хранилище подпрограмм, по которым действует сознание. В подсознание попадают те последовательности действий (подпрограммы), которые на уровне сознания в аналогичных жизненных ситуациях выполняются единообразно и многократно (не менее трех раз), при этом сознание считает эти действия (подпрограмму) истинными. Затем при появлении подобной жизненной ситуации сознание обращается за данной подпрограммой в подсознание, и подпрограмма выполняется автоматически (поэтому мы можем машинально выполнять какие-то действия, думая при этом совсем о другом).
Игроман, часами играя в "стрелялки", считает правильным убивать противников в игре (и монстров, и людей) и делает это многократно. В итоге подпрограмма убийства, как способ решения конфликтной ситуации, записывается в подсознание, и "ружье, повешенное на стену в первом акте драмы, потом выстрелит в финале", например, в виде "немотивированного" убийства в реальном, а не виртуальном мире. Аналогично можно говорить и о других деструктивных подпрограммах, формируемых компьютерными играми.
Причем надо иметь в виду, что подпрограммы из подсознания управляют не только действиями, но и процессом мышления, что еще страшнее по возможным последствиям.
Родители передают своим детям по наследству не только физическую конституцию, но и особенности психики, и часть подпрограмм из своего подсознания. Поэтому нередко у алкоголиков вырастают дети алкоголики, у воров - дети-воры и т.д. Духовные люди передают свим детям и зачатки духовности (в Житиях Святых часто можно встретить такое начало: "Имярек родился и вырос в семье благочестивых родителей..."). Конечно, воспитание тоже весьма важно, поскольку позволяет заменить деструктивные подпрограммы на конструктивные (к сожалению, и наоборот тоже).
Так вот, спрашивается, что же передаст своим детям игроман? А что они передадут своим детям? У меня такое впечатление, что эта опасность (игромания) обществом недооценивается и даже наоборот поощряется (пусть, дескать, лучше сидит за компьютером, чем будет болтаться по подъездам и подворотням неизвестно с какими приятелями). А как это выстрелит через десятилетия - об этом мало кто думает (я не беру во внимание участников данного форума - они-то, вижу, бьют тревогу).
С Богом!

                


Re: А вот такими, к примеру, могут быть ягодки...
Николай Наймушин, православный христианин - 04:06 19.10.2002
Вот тут многие рассказывают о игровой зависимости подростков, "игромании".Да, действительно, "игромания" и есть зависимость, причем достаточно серьезная.И, как и при многих других зависимостях (напр. при наркомании), зависимый субъект часто не сильно задумывается над пригодностью тех, или иных средств ее удовлетворения.Ведь наркоман во время ломки не остановится, к примеру, перед кражей денег на очередную дозу, и корневой остинг темы -- тому яркий пример.

Но ведь тут был показан достаточно нетипичный случай. В большинстве своем подросткам нет необходимости предпринимать столь решительные шаги для того, чтобы поиграть в любимую игру дома, или в компьютерном клубе. Родители, как уже было сказано, зачастую не только не противятся, а даже способствуют этому.

А теперь давайте немного дадим волю нашему вообржению и пофантазируем на тему, а какая же все-таки угроза реально может таится за этим...

Начну издалека. А конкретно -- с киевской выставки EnterEX'95, на которой мне довелось побывать, и на которой со мной произошло одно событие, представляющее интерес при обсуждении нашей темы. Событием этим была отнюдь не презентация 95-х Виндов, а значительно менее заметное на первый взгляд мероприятие -- презентация экспериментальной системы "интернета нового поколения" под названием, известным сейчас достаточно многим, но тогда звучавшим в Киеве официиально впервые. Речь идет о службе "Microsoft .NET Passport".Тогда на презентацию пригласили всех желающих. На входе всем вручали специальные анкеты для регистрации в экспериментальном проэкте. В анкету предлагалось ввести свои личные данные, а именно ФИО, адрес, место работы, и т.д. Также предлагалось выбрать себе адрес электронной почты в домене hotmail.com, который и являлся "электронным паспортом". Перед окончанием презентации всех, заполнивших анкеты попросили опустить их в специальную урну, и сказали, что люди, их заполнившие, первыми на Украине получают электронные паспорта, и смогут участвовать в тестировании системы.

Казалось бы -- ну и что тут такого -- презентация, как презентация. И какое она может иметь отношение к "игромании"? Но тем не менее она таки может иметь отношение и к "игромании", и не только к ней. Все дело в том, что хотя системе "Microsoft .NET Passport" и пророчили большое будущее, вряд-ли многие тогда догадывались, что оно будет таким большим. В настоящее время услугами системы пользуются десятки миллионов пользователей.Однако как же этого удалось достичь?Как удалось заставить такую массу людей пользоваться на первый взгляд ненужным сервисом? А очень просто! Просто регистрация "паспорта" была сделана обязательным условием для использования множества услуг -- начиная с электронной почты Hotmail и интернет-радио MSN Music, и заканчивая многими крупными интернет-магазинами и электронной энциклопедией Encarta. Просто, когда вам, например, захочется послушать интернет-радио, вам сначала предложат ввести ваше "электронный паспорт" и пароль к нему, а уже потом -- позволят слушать радио. "Как?! У вас еще нет "электронного паспорта" -- получите его бесплатно сейчас -- и наслаждайтесь вашей любимой музыкой(пользуйтесь почтой, совершайте интернет-покупки, и т.д.)!" -- гласит реклама на одной из страничек, поддерживающих эту систему. Согласен, разумно звучит требование предоставить личные сведения при покупке, или поставщику адреса электронной почты, но мгко-говоря странновато звучит требование сообщить домашние телефон и адрес, и род занятий для того, чтобы послушать музыку, или полистать энциклопедию!И еще интересный штрих. Избавиться от своего "паспорта" я смог лишь пару месяцев назад, когда на домашней страничке системы была представлена такая возможность. Раньше же ее попросту не было. Получив такой "паспорт" избавится от него было не очень просто...

"Служба .NET Passport может разглашать личные сведения по требованию закона или если есть ТВЕРДАЯ УВЕРЕННОСТЬ в том, что это необходимо для: (a) выполнения требований суда или для выполнения требований судебного процесса, в котором участвует корпорация Майкрософт; (b) защиты прав или собственности корпорации Майкрософт, службы .NET Passport или веб-узлов и служб, поддерживающих службу .NET Passport; или (c) в экстренных ситуациях для защиты личной безопасности пользователей службы .NET Passport или общественности." -- это цитата из последней редакции прасил пользования системой. Интересно, что это за юридический термин такой новый -- "твердая уверенность", и чем же определяется твердость этой уверенности?

Да, действительно, система все еще не вышла из стадии эксперимента, хотя и крупномасштабного. Действительно, едва-ли тысячная доля из поставщиков различных услуг интернета на сегодняшний день требуе "предъявить "паспорт" на входе, но практически любая вещь, сегодня являющаяся неотъемлемой частью нашей жизни тоже начиналась с эксперимента. Так что, готовьте "паспорта" для проверки, уважаемые пользователи интернета...

Ну и при чем же здесь наши "игроманы" ? Какое же отношение к ним имеет такая "паспортизация" ? А очень большое! Давайте ещ немного пофантазируем...

У нашего "игромана", и его жены -- "игроманки" родились дети. Естественно, участь этих детей уже практически предрешена -- они почти стопроцентно станут такими-же "игроманами", как и родители, а может и превзойдут их в этом "искусстве". В свою очередь, у них тоже родятся дети, и так далее. В конце концов, правнукам, или пра-правнукам, или более поздним потомкам наших "игроманов" объяснят (как нам сейчас объясняют необходимость сначала "получить "паспорт", а уже потом слушать радио), что они не смогут играть в новую версию своей любимой "стрелялки" ("леталки","ездилки"), пока не вживят себе в голову и правую руку небольшой микрочип... Думаете, это их остановит?..

Фу-у-х! Во выдумал -- аж амому страшно стало.
Но все-таки решаюсь выложить это здесь.
Как говорится -- не судите строго, но судите справедливо.
Прошу прощения за длинный, неорганизованный и нешибко-продуманный постинг.
С уважением,
Николай.

                


Re: А вот такими, к примеру, могут быть ягодки...
Буквариус, Православный, РПЦ МП - 22:53 31.10.2002
По-моему, с анкетами и "паспортами" (не с игроманией, конечно) проблема надумана. Да, сейчас только ленивый веб-дизайнер не помещает у себя анкетного опроса. Ну и что из этого? Только, извините, последний лох будет указывать в майкрософтовском паспорте свои реальные данные. Даже если мне абсолютно их не жалко, даже если все спаммеры вдруг исчезли, а все люди стали честными и добрыми -- набрать "hjgdfhjsdfg" в каждом поле будет на порядок быстрее, чем заполнять их пусть даже правдоподобными данными. И в качестве email тоже указать "мусорный ящик", чтобы только пароль получить да и забыть о нем до следующего подобного случая.

Ну а если даже "hjgdfhjsdfg" не проходит, если автомат требует правдоподобные данные, их совершенно нетрудно придумать. ФИО -- "Иванов Ахмет Карлович", адрес -- "Москва, пл. Красная, д. 10, кв. 20", и т.д.

                


Re: ягодки...
Anton, Православный, РПЦ МП - 18:09 29.10.2002
>регистрация "паспорта" была сделана обязательным условием для использования множества услуг

По-моему давно по адресу Майкрософт выдвигались обвинения в навязывании продуктов и услуг покупателю. Начиная с интегрирования броузера в систему. Это неприятно, согласен, однако мне всё же кажется, что это из области "кесарево".

> У нашего "игромана", и его жены -- "игроманки" родились дети.
> [skip] они не смогут играть в новую версию своей любимой "стрелялки" ("леталки","ездилки"), пока не вживят себе в голову и правую руку небольшой микрочип... Думаете, это их остановит?..

Думаю, что нет. Также думаю, что нормальный православный человек таким "игроманом" быть просто не может, а для всех остальных, по большому счёту, "чип" ничего не меняет.

                


Еще о ягодках...
Николай Л, - 17:33 29.10.2002
Статейка из Компьютерры:

Не думай о Doom'e
Популярные у молодежи ежедневные марафонские забеги по зубодробительным стрелялкам вроде Coun-ter Strike, Quake или Unreal Tournament оказывают пагубное влияние на умственные способности и эмоциональную восприимчивость, ослабляют концентрацию внимания, вызывают раздражительность и затрудняют адаптацию игроманов в обществе.
К такому выводу пришел профессор Акио Мори (Akio Mori), исследовавший 240 молодых американцев в возрасте от 6 до 29 лет. В ходе экспериментов у них измерялась интенсивность излучаемых мозгом бета-волн (сопровождают творческую активность и мыслительные процессы) и альфа-волн (обычно излучаются мозгом в расслабленном состоянии). Согласно полученным результатам, чем больше времени человек проводит за компьютерными играми, тем ниже бета-активность.
Бета-волны у людей, которые никогда или крайне редко играли в компьютерные игры, были интенсивнее, чем альфа-волны, и в процессе игры соотношение между ними менялось незначительно. Те же, кто проводит за джойстиком несколько часов в неделю, демонстрировали примерно одинаковую альфа- и бета-активность, но уровень последней резко снижался, как только человек приступал к компьютерной игре. У заядлых же игроманов, пялящихся в экран от двух до семи часов в день, постоянно отмечался низкий уровень бета-волн, что указывает на подавление эмоциональной и творческой активности мозга. При этом уровень бета-активности не повышался даже тогда, когда геймеры отрывались от своих любимых консолей и компьютеров и занимались другим делом.
В ходе исследований было показано, что у «хардкоровых геймеров» снижение активности лобного отдела головного мозга сопровождается общими нарушениями функций головного мозга и приобретает хронический характер. Пагубное воздействие игр на эмоции объясняется тем, что развлечения, поначалу приносящие массу впечатлений, оказывают постоянный прессинг на нервную систему, и мозг, компенсируя жесткое воздействие, просто перестает «переживать» по поводу игр. Да и не только игр, но и всего остального, что происходит вокруг. Проблемы с социализацией в обществе возникают у не знающих меры игроков из-за раздражительности и эмоционального истощения, которые наваливаются на них после длительных виртуальных сражений. Эти беды со временем также приобретают систематический характер.
Подробно результаты своей работы Акио Мори планирует представить на осенней конференции Society for Neuroscience.
журнал "Компьютерра", №27 (452), 2002 г.

* * *
Вообще-то эту тему, по-хорошему, надо перенести в "Родительский форум", в силу возможных будущих проблем в семье с "игроманами". Наверное, далеко не все родители, участвующие в ПБ, заглядывают в форум по ИТ.
С Богом!

                


Re: Еще о ягодках...
DigitalDragon, симбиоз верований - 00:32 11.11.2002
А не все геймеры заходят в родительский форум... :) И мы говорим про игроманию или про сидение за компом вообще??? А то непонятно что-то...

За компом и читать можно...

                


Об игромании, конечно...
Николай Л, - 10:49 11.11.2002
DigitalDragon, Вы писали:
> И мы говорим про игроманию или про сидение за компом вообще??? А то непонятно что-то...
>
> За компом и читать можно...

Долгое сидение за компьютером - это всего лишь вред для здоровья тела, а игромания - вред для здоровья души (что гораздо вреднее :( ). Насколько я знаю, в классификации болезней ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) появилась болезнь, называемая "созависимость", и проявлениями ее являются алкоголизм, наркомания, игромания, мания к азартным играм и прочие мании (в том числе и обжорство :) ). И все проявления этой болезни лечатся по сходным методикам.
Опасность наркомании ясна всем, в том числе и самим наркоманам, а опасность игромании не очевидна. Для интереса понаблюдайте на рынках, где продают компакты с играми, за речью и выражением лица (особенно глаз) завзятых игроманов, многое станет яснее.
Кстати, в Компьютерре №41 за этот год прочитал о смерти южнокорейского геймера (возраст - 24 года, играл непрерывно 86 часов в компьютерном клубе, не ел и не спал. В общем, умер "от передозировки" :( ).
С Богом!