Статья на тему
Андрей Л., православный - 12:48 29-03-2002
|
Не знаю насколько Вы найдете полезной статью ниже, но в любом случае с ситуациями, в которых Вы не знаете, как поступить, нужно обращаться за советом и благословением к священнику.
ПРОБЛЕМА ПОЛА В ЦЕРКОВНОМ БРАКЕ - 2
Вполне очевидно, что мнение о полной допустимости беспрепятственного и бесконтрольного использования противозачаточных средств строится на отрицании аскетизма как такового, на ищущей оправдания самонадеянности и потере страха перед Богом. По сути, за таким взглядом кроется стремление “узаконить” любые проявления человеческого гедонизма, и найти оправдания для блуда "без последствий", коими могут быть дети, а иногда болезни. Очевидно, что даже в семье соитие между супругами может быть как целомудренным, так и самым откровенным блудом. Потому использование противозачаточных средств несомненно является самонадеянным способом избежать Божьего дара (ребенка), не отказываясь при этом от удовольствия соития. О любви духовной здесь нет и речи, т.к. высшая любовь не пренебрегает эгоистично дарами Божьими, но ждет продолжения своего рода, молитвенно уповает на Творца и с благодарностью принимает от Него любые подаяния.
Вспомним аналогию с питанием: пища – не грех, но пресыщение пищей, т.е. злоупотребление ей, несомненно, греховно. Так же и брачная жизнь - соитие, как высшая точка духовной, жертвенной любви, выраженная через плоть, происходит для зачатия и продолжения рода ("...плодитесь и размножайтесь..."), и, как благодать и поощрение за такую любовь, мы получаем удовольствие. Но соитие ради плотской любви к наслаждениям и для эгоистичной любви лишь друг к другу, без любви к ребенку, могущему зачаться по Божьему промыслу, - это несомненно так же греховно, как и увлечение вкусовыми добавками в пище, - вроде бы и не объелся, но вкусом насладился на все 100%. Так что резкая критика использования любых противозачаточных способов вполне обоснована и справедлива.
Людям, стоящим на перепутье в вопросе использовании противозачаточных средств в семейных отношениях можно подсказать о том, что Создатель хорошо позаботился, чтобы не "перегрузить" нас детьми. Современная женщина знает, что далеко не во всякий день ее яйцеклетка может быть оплодотворена, что оплодотворение так же зависит и от качества спермы мужчины, и от возраста супругов, и от нагрузок, которые оба супруга несут по жизни, и от пищи, которую потребляют, и от предрасположенности к страстям (т.н. "нервы") и множества других факторов. Обо всем об этом можно говорить только, как о заботе о нас Всеобъемлющего Бога. Но даже специальное следование в соитиях графику естественного цикла яйцеклетки, как форме предохранения от нежелательной беременности - будет являться грехом, если не получено благословение от церкви (священника).
Принципиальное решение проблемы допустимости или недопустимости половых отношений в браке вне цели деторождения, а значит и проблемы контрацепции, может быть построено, как представляется, на ответах следующим сомнительным предпосылкам.
Во-первых, можно ли свести “жизнь”, которую родители дают своим детям только к физическому существованию? Разве родители не отвечают за то, чтобы эта жизнь была достойной, в нравственном, в социальном и в других отношениях? Ведь иногда можно с уверенностью предположить, что жизнь потенциального ребенка будет по ряду причин явно ущербной (речь здесь не о материальном достатке, точнее не только о нем).
Отвечаем, первая забота родителей - духовное вос-питание своего ребенка, но не физический, материальный и социальный достаток. Целью жизни на земле является не светская "достойность", а спасение своей души для вечной жизни. Достойная земная жизнь ребенка может "проистечь" от его жизни и дел по заповедям Божьим, его веры в Бога и веры его родителей. Материальный же или социальный "достаток" - понятия лукавые, мирские, уводящие под власть князя мира сего. Даже многодетность алкоголиков - не повод, чтобы им начать предохраняться. Это их крест от Бога. О Его многочисленных помыслах мы можем только предполагать, но возможно, что для алкоголиков одним из них было наказание (как спасение для Суда) за блуд в семейных отношениях. О всех деяниях Бога надо рассуждать с точки зрения Его любви к нам и нам на благо. А мы, человеки, грубо отталкивающие руку Создателя, и пользуясь своим узким и мелким умозрением, уподабливаемся безумным гордецам.
Во-вторых, обязаны ли супруги полностью отказаться от интимной близости в случае бесплодия одной из сторон, или если есть явная угроза врожденной неполноценности предполагаемого ребенка, а тем более его гибели? Как быть верующей женщине, если ее неверующий муж требует физической близости, но в случае зачатия будет категорично настаивать на аборте?
Отвечаем, бесплодие - термин медицинский, светский, который не в состоянии дать ответа от чего Бог не дает ребенка, и потому, не являющийся "гарантией" того, что это "навсегда". Здесь вспомним библейских матерей, не имеющих детей, но "вдруг" родивших в 80-90 лет. Если же бесплодие происходит от физической причины, например, удаления детородных органов, то выражение любви в соитии должно отвечать духовной стороне любви, и не опускаться до плотских утех. Заведомое знание о рождении "неполноценных" детей не должно означать "аборт" для истинного православного. "Неполноценное" дите - надо воспринимать как тот же дар Божий, что и здоровое дитя, как спасение, как крест, отказ от которого будет большим грехом. И все равно, пока еще не родился "урод" надо верить и молиться. Недавний пример. Женщина во время беременности заболела краснухой. Не "контакт", а самая настоящая, тяжелая болезнь. В светской медицине диагноз "краснуха" означает показание на аборт, - "уродство" ребенка гарантировано. Но роженица оказалась верующей. Вместо аборта она до самого последнего момента ходила в церковь, молилась, причащалась. Итог: абсолютно здоровый ребенок. Светские врачи наивно разводят руками, и цокают языками, мол, "необъяснимый" случай...
Как уже показано выше, половые отношения супругов сами по себе не являются чем-то порочным и предосудительным, порочными они становятся, когда выходят из-под духовно-нравственного контроля и начинают занимать в иерархии супружеских взаимоотношений не подобающе высокое место, служат средством удовлетворения человеческого эгоизма на уровне чувственности.
Итак, на основе вышеозначенных ответов можно сделать следующие выводы. Посредством половых отношений супруги реализуют свою богоустановленную творческую способность деторождения. Даруя жизнь новому человеку, они несут ответственность не только за его взращивание и духовное развитие, но и за его дела во всей жизни. В связи с этим кощунственна постановка вопроса о контроле над рождаемостью, целью которого (контроля) должно быть создание, якобы, наиболее благоприятных условий (материальное обеспечение, социальное положение, физическое развитие) для жизни и развития будущих детей, и эгоистические побуждения родителей (когда они отказываются от деторождения, чтобы “пожить в свое удовольствие”).
Нормативным средством "контроля" можно признать воздержание, которое к тому же преследует и духовно-аскетические цели (см. 1 Кор. 7, 5). Но вместе с тем нельзя забывать предупреждение ап. Павла, что злоупотребление этим средством, т.е. использование его “сверх сил”, может привести и к отрицательным последствиям (“разжиганию”).
Если вновь вернуться к аналогии с питанием, можно провести следующее сопоставление. Цель питания – поддержание физиологического существования человека, но вследствие немощи естества Церковь допускает послабление для отдельных верующих. Осуждая явную пресыщенность, чревоугодие, Церковь не требует предельного воздержания в пище в равной мере для всех, потому что Церковь не может требовать от прихожан рвения в вере. Церковь только подсказывает правильный путь к Богу, к спасению.
Мера воздержания зависит и от духовного уровня, и от состояния здоровья, и от врожденной выносливости и т.д. То есть в силу церковной икономии от высоты декларируемой цели (нормы) в реальной практике вполне допустима та или иная степень отклонения, рассматриваемого лишь как отдельное снисхождение, но не как массовая практика.
Далее. Половая близость сама по себе не является грехом. Естественный способ размножения богоустановлен, и речь может идти только о выходе половой функции человека из-под контроля разума и духа, об ее искажении в той степени, в какой мы говорим об искажении человеческой природы вообще. И если учитывать, что целью брака в православии является не только деторождение, т.к. это только физическое действие (но и бесплодные не должны быть автоматически “обречены” на монашество, потому что зачатие происходит от Бога, а не по приказу медиков), но в первую очередь вечный союз мужа и жены в единой природе посредством самоотверженной любви, и воспитания детей, если таковые появились, то половые отношения между супругами нужно рассматривать как проявление этой любви на уровне Духа. В таком контексте интимная близость не может быть только средством для получения удовольствия, и поэтому вполне оправдано утверждение о ее определенной ценности. При этом нельзя забывать, что если отношения супругов сконцентрированы только на уровне половой жизни, если она становится самоцелью, ни о какой подлинной любви, ни о каком христианском браке не может быть речи в принципе.
Из всего сказанного можно заключить, что, с православной точки зрения, вряд ли возможно стандартное, единое для всех предписание о мере строгости или, напротив, мере послабления в воздержании от половых отношений, а также о естественном (дни без овуляции у женщин) способе контроля над рождаемостью. Ставя эти вопросы, необходимо учитывать и степень воцерковленности супругов, и их духовную зрелость, и их возраст, и их статус в Церкви, и состояние их физического здоровья, и даже темперамент, и многие другие объективные и субъективные условия и причины. Только взяв в расчет все эти факторы, можно судить о каждом конкретном случае. При этом в качестве важной оговорки нужно иметь в виду тот факт, что собственно богословских аргументов в пользу разрешения на использование не абортивной контрацепции нет. Поэтому в порядке церковной икономии можно говорить о ее недопустимости.
Понятно, что по данной проблеме Церковь может разработать лишь ряд общих установок с учетом наиболее типичных положений, но окончательные выводы могут быть сделаны только в индивидуальном порядке. Хорошо, если с советом опытного и здравомыслящего духовника.
С любовью.
|
|