Нельзя понимать анафематствование, как церковное проклятие того или иного человека
Олеговна, Православная, РПЦ - 17:19 12-04-2002
|
Я могу, конечно, ошибаться. Даже запросто
Но вот какую справку дает РОССИЙСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ОРТОДОКС":
Слово "анафема" происходит от семитского корня "херем" ("отделять", "оставлять для религиозного употребления"). Термин "анафема" встречается как в Ветхом, так и в Новом Завете. Не останавливаясь на ветхозаветных смыслах обсуждаемого слова, скажем о его новозаветном значении. В Мк.14,71; Деян.23,12 "анафема" обозначает призыв проклятия против самого себя в случае нарушения данной клятвы. В посланиях апостола Павла "анафема" употребляется как формула предания неверного (отрекшегося от веры) на суд Бога (не людей!) (Гал.1,8; 1Кор.16,22). В Рим.9,3-4 апостол Павел уточняет, что "анафема" для христианина - это отлучение от Христа. В современном церковном употреблении понятие "анафемы" следующее. Церковь фиксирует факт отхода того или иного человека от Церкви и провозглашает вместе с тем, что суд над таким человеком, не откликающимся ни на какие увещевания, имеет теперь только Бог. В анафематствовании того или иного лица фиксируется, что данное лицо, став неверным (Гал.1,8; 1Кор.16,22), подпало под проклятие самого себя (Мк.14,71; Деян.23,12). Отсюда ясно видно, что нельзя понимать анафематствование, как церковное проклятие того или иного человека. В случае покаяния анафематствованный вновь может стать чадом Церкви. (см. http://www.orthodox.spb.ru/faq/work/view.htm?faqnum=40)
Вообще поиск по Яндексу показал, что вопрос о термине "анафема" - шибко дискуссионный. А вместо корректных формулировок приходится читать различные многочисленные "мнения" с разных форумов (наша общая беда + дороги). По статье Душеина, конечно, выходит, что эти понятия идентичны... Из "Сатанизма для..." (с курфорума): есть разница между каталическим пониманием и православным - см. статью (http://www.kuraev.ru/h1039.html). И вы ней же читаем: "Обряд "анафемы" Толстому придуман Куприным для большей привлекательности соответствующего рассказа. Ни в одном из храмов не возглашалась "анафема" Льву Толстому. Все было гораздо менее торжественно и более прозаично: газеты опубликовали Послание Синода".
Кто-нибудь точно скажет? Или будем дискутировать до без конца... Тогда бы перейти на отдельную ветку лучше.
|
|