Родительский форум

Еще раз об абортах
Дарья Добрынина, Православная - 12:03 05-10-2002
Как известно, Церковь сурово осуждает аборты, считая их детоубийством. С религиозной точки зрения это безусловно так, однако, прежде чем клеймить позором женщин, делающих аборты, на мой взгляд, следовало бы принять во внимание два весьма существенных обстоятельства-крайне тяжелое социально-экономическое положение в России, и исключительную плодовитость многих русских женщин. Вот, к примеру, одна из моих подруг. Ей сейчас 35 лет, и она уже 15 лет замужем. Родив в возрасте 25 лет пятого ребенка, она решила поставить на этом точку, но поскольку она продолжала безудержно беременеть, ей пришлось сделать несколько десятков абортов. На вопрос-почему она не предохраняется-она отвечает, что слишком темпераментна, и вспоминает о контрацепции тогда, когда бывает уже поздно. Если бы не аборты, она уже была бы матерью 15 детей. Интересно, помогла бы ей Церковь прокормить такую ораву? А ведь эта женщина будет беременеть еще лет десять...

                


Re: Еще раз об абортах - протоиерей Д.Смирнов
Андрей Л., православный - 14:22 09-10-2002
Дарье и сомневающимся.


Протоиерей Димитрий Смирнов
>хиротония в 1980 году - (Андрей Л.)

"ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ"

Встречаясь с различными людьми и затрагивая проблему абортов, приходится сталкиваться с типичной ситуацией: собеседник выслушал ваши доводы и согласился с тем, что аборт действительно убийство. Но тут же ему на память приходят обстоятельства, при которых это убийство кажется допустимым или даже единственно возможным решением ситуации. Набор вопросов, которые задаются в таких случаях, как правило, неизменен
Все эти вопросы для человека со здоровой психикой и умеющего логично размышлять, собственно говоря, абсурдны, и ответить на большинство из них можно, выявив этот закамуфлированный абсурд. Как в математике, для того, чтобы доказать неверность некоего утверждения, иногда используется метод приведения к абсурду. Кажется, что это самый радикальный способ ответа на подобные вопросы.

>Начнем с самого распространенного: зачем плодить нищету? То есть зачем рожать детей, когда мы не сможем дать им достойное, как мы считаем, воспитание в силу того, что у нас нет достаточных средств?

Представим себе такую ситуацию: человек, плотно пообедав, встал из-за стола, а ему говорят: "Давай пообедаем". Если он каким-то механическим способом удалит все из желудка и поест опять, мы скажем, что это абсурд. Потому что хотя и все люди переедают или едят лишнее, но таким образом услаждаться пищей нелепо. Так же и с этим вопросом. Тело человека, мужчины и женщины, все органы специально устроены для того, чтобы осуществлялся процесс деторождения. Если люди соединяются в браке, то предполагается, что естественным, абсолютно нормальным следствием этого будет рождение детей. Значит, если человек не хочет плодить нищету, он не должен вступать в брак. Тогда никакой нищеты не будет. А человек желает во что бы то ни стало осуществлять все чисто физиологические отправления брака и получать от этого естественную радость. Как, например, он получает удовольствие от пищи или от теплой воды, стоя под душем. Но не хочет нести подвиг родительский, который является следствием брачной жизни. Если человек не хочет плодить нищету — не надо. Он должен прекратить родовую жизнь. Тогда поступок будет логичным.

>Как прокормить детей в наше время? Как быть бедным супругам, имеющим много детей?

Ответ напрашивается сам собой: супругу надо работать на трех работах, или жене начать шить, потому что тогда будет дешевле одеть детей, и так далее. При этом необходимо во многом себя ограничивать (ибо если люди не могут ограничивать себя в родовой жизни, то им придется терпеть недостаток в другом: в досуге, средствах), а не пытаться устроить все иным, противоестественным путем, убивая собственных детей, поскольку от этого они сами будут несчастны, будут болеть или страдать из-за своих оставленных живыми детей, ибо какие у убийц могут родиться дети. Как они могут их воспитать? Ведь, убивая собственное дитя, родители преступают определенный порог нравственности. Как любить одного ребенка, когда другого ты убил? Даже если человек не понимает этого, в его подсознании это все равно присутствует. Если человек не согласен на добровольные ограничения, он будет терпеть лишения против своей воли. Он хочет быть материально более обеспеченным за счет убийства собственного дитя? Но ведь сумма его счастья от этого не увеличится. Нельзя достичь счастья, убивая своих детей!

>Что делать, если беременность наступила в результате изнасилования?

При изнасиловании беременность обычно не наступает. Это случаи единичные, уникальные. Но допустим, что мы рассматриваем такую ситуацию. Во-первых, дитя все равно не виновато в том, что оно никем не предполагалось. Во-вторых, часто в изнасиловании бывает виновата сама потерпевшая из-за нескромной одежды, поведения, неосторожности, непослушания старшим и так далее. Много всяких предпосылок сливаются в одну, трагическую ситуацию, и получается такой результат. Так почему же за проступок взрослого должен страдать невинный ребенок? Если ребенок нежеланен, можно родить и сдать его в детский дом. Государство воспитает, найдутся люди, которые захотят этого младенчика усыновить. Таких желающих масса, огромные очереди. Следовательно, нет никакой причины ребенка убивать.

>Девушка не замужем, а родители против ребенка. Или муж говорит, что уйдет, если ребенка оставят. Что делать?

Что ж, рассмотрим... Например: я женщина, у меня двое детей, и один из этих детей так довел мою маму, свою бабушку, что она говорит: "Ты должна выбрать, либо я, либо он. Либо ты сейчас же сбрасываешь его с балкона, либо ты мне уже не дочь". Почему сбрасывать с балкона родившегося непослушного ребенка нельзя, хотя в гневе кажется, что он вполне этого заслужил, а ни в чем не повинного, может быть, очень хорошего, умного, будущего Ломоносова — убить можно, в силу того, что он временно находится в утробе матери. Может быть, лучше подождать, родить и посмотреть, каков будет? Если будет плохой и непослушный, то убить. Все сразу в ужасе восклицают: "Ах, как же можно!" Но если можно ТОГО, почему нельзя ЭТОГО? Мы опять приводим утверждение к абсурду. И что значит родители против? А если кто-то будет против нас самих? Что ж нам теперь, умирать? Мало ли кто против чего возражает. Это не является аргументом. Человек, заявляющий, что он против жизни другого человека, — убийца.

>Как быть, если беременна двенадцатилетняя девочка?

Если девочка так распущенна и так себя ведет, она, естественно, должна нести свой крест, как последствие своего поведения. Допустим, мы узнаем, что двенадцатилетний мальчик совершил какое-то жуткое преступление. Совсем недавно (недалеко от нашего храма) произошел такой случай, правда, не двенадцатилетние, а тринадцатилетние мальчики во дворе забили палкой насмерть девятилетнего мальчика. Ведь наше чувство справедливости говорит нам, что к ним надо применить какие-то меры, надо как-то пресечь это зло. То же и здесь. Девочка нашалила, поступила неосторожно, глупо, поступила как девочка уличная. Почему за это должен быть убит ни в чем не повинный ребенок?

>Если замужняя женщина больна, и ей нельзя рожать?

Если ей нельзя рожать, значит, когда она соединяется со своим супругом, она совершает преступление. Существует понятие недееспособный человек. Такому человеку запрещено регистрировать брак. Если по каким-то причинам, не умственным, а чисто физиологическим, женщине нельзя рожать — значит, ей нельзя выходить замуж, потому что в браке естественно предполагается рождение детей. Если нельзя рожать, надо нести это как крест. Хочется ребеночка — пожалуйста, есть детские дома, многодетные семьи. Можно взять на воспитание, помочь. Так бывало всегда: например, в семье три дочери выходили замуж, а одна нет — и она являлась нянькой для других. Не всем же нести крест замужества и рожать детей. Кто-то и иным путем идет.

>А если мать может умереть родами?

Из тех случаев, о которых мне известно — а в храм часто приходят женщины от врачей и говорят: "Мне рожать нельзя, потому что я умру", я не знаю ни одного действительно окончившегося смертью. Врачи обычно просто предполагают, но жизнью и смертью распоряжается не врач, а Бог. И Господь всегда может дать силы просящему. Но допустим, что женщине действительно грозит смерть. Хорошо и благородно, когда взрослый человек, защищая жизнь другого, отдает свою. Мы обычно прославляем таких людей как героев, во время войны таковым дают ордена. Это, собственно, и есть человеческий поступок. Ведь продлить себе жизнь ценой убийства собственного ребенка равносильно тому, чтобы матери съесть своего младенца — такие случаи были, например, в осажденном Ленинграде. Когда мать хочет сохранить свою жизнь за счет дитя — это каннибализм. Лучше ей положиться на Бога и надеяться остаться в живых. Кроме того, возникает такой вопрос: если женщине угрожает смертельная опасность при родах, значит, родовая жизнь ей противопоказана? Нельзя ведь убивать собственных детей и такой ценой доставлять себе радость полового общения? Это преступно так же, как ради того, чтобы доставить себе радость обладания имуществом, начать грабить.

>Если известно, что родится больной ребенок?

Логичнее в этом случае родить и посмотреть. Если родится больной — тогда его убить, собственноручно, не прибегая к каким-то препаратам, не занимая больничную койку. Чем это хуже убийства нерожденного ребенка? И что это вообще за проблема: родится больной? Больные люди нужны обществу. Они вызывают у нас милосердие, сострадание, учат любви. Если не будет больных, стариков, ущербных, мы станем гораздо более жестоки. Присутствие таких людей необходимо. И Господь избирает, кому дать этот крест — больное дитя. А ведь может быть и так: родился здоровый ребенок и потом заболел. Что же, и его убить? Нет, мы его спасаем, выхаживаем, поднимаем на ноги врачей, платим деньги, ищем лекарства. Какая же тут принципиальная разница? Почему мы должны убивать больное дитя, находящееся во чреве матери?

>Родители алкоголики — зачем рожать больных, никому не нужных детей?

Здесь подменяется одно понятие другим. Почему бы не убить этих родителей? Родители алкоголики, социально опасные люди. Они приносят обществу вред. Почему за них должны страдать дети? Можно издать закон, налагать штрафы, можно этих людей каким-то образом изолировать. Хотя, конечно, лучше бы было алкоголикам бросить пить и жить нормальной жизнью. Это было бы вообще прекрасно. На деле же почему-то выбирается зло наибольшее. Государство должно найти какой-то иной способ, чем просто убийство ребенка. Теперь поговорим о не нужных детях. Это у нас они никому не нужны. Но в богатых странах есть тысячи и тысячи людей, которые готовы усыновить даже больного ребенка. И если этим реально заняться, то вполне можно все организовать на государственном уровне.

>Как же рожать всех детей, если ученые подсчитали, что скоро Земля не сможет прокормить свое население?

Да, совершенно верно, Земля не сможет прокормить население. Но тогда давайте убивать тех, кто много ест. Убив одного такого, мы дадим возможность жить другим. Или давайте убивать толстых. Опять, как видите, вопрос совершенно абсурден.

Итак, рассмотрев все доводы в пользу аборта, мы убедились, что не существует ни одной причины, позволяющей убить ребенка во чреве матери.

Разберем, наконец, последний вопрос:
>почему Церковь не благословляет пользоваться противозачаточными средствами?

Дело в том, что — если вернуться к началу нашего разговора — применение противозачаточного средства есть то же самое, что механическое освобождение желудка для принятия еще раз ненужной пищи. Это некий самообман, превращение родовой жизни в бессмысленную физиологическую эксплуатацию организма человека без реализации родовой деятельности. Человек уподобляется обезьяне, которая сидит в клетке и безобразничает. У людей все должно происходить по законному естеству. Если Бог благословляет детей, значит, надо их рожать. Применение противозачаточных средств стимулирует безответственность к великому таинству брака — этому божественному, таинственному установлению, великому по своему значению. В браке два человека соединяются в любви и из двух клеток, объединяющихся в одну, появляется новый человек, которого никогда на Земле не было, со своими способностями, особенностями, несущий в себе весь генетический ряд своих предков. Это уникальное дело, и подходить к нему надо с величайшим благоговением и ответственностью, а не превращать все в какой-то обезьянник. ПРОТИВОзачаточные средства — это средства ПРОТИВОестественные, их использование равносильно тому, чтобы перегородить себе пищевод. Они нарушают общий строй человеческой жизни. А всякое нарушение, например поворот рек в другую сторону, безнравственно, поскольку обязательно принесет горе. Любое зло, даже незначительное, всегда действует разрушительно для того, кто его совершает. Поэтому с точки зрения нравственности такие средства применять нельзя. Церковь не может это благословить, как извращение человеческой природы, созданной Богом. Церковь учит тому, что человек должен обуздывать свои страсти, причем не только связанные с родовой жизнью. Надо обуздывать и желудок — не обжираться, надо бороться с осуждением, гневом, сребролюбием. Блудная страсть — одна из страстей. У людей, обладаемых ею, она гипертрофирована и не приносит им никакой радости, в некотором смысле это болезнь, как алкоголизм. В самом вине ведь нет ничего плохого, но, когда человек пьянствует, понятно, что оно уже действует разрушительно. Или страсть сребролюбия. Человек имеет достаточно средств, чтобы есть, одеваться, а ему хочется все больше и больше; он тратит свою жизнь, отказывает себе во многом. И все только деньги, деньги, деньги — это же безумие. Так же и половая страсть. Можно ее постоянно пытаться реализовывать, не зная ни сроков, ни времени, непрерывно, постоянно себя возбуждать. Но это же совершенно неправильно, это болезнь, которая разрушает, опустошает душу, изнашивает организм. Бывает, у человека даже и естественная потребность пропадает но он начинает лечиться, чтоб как-то укрепить свое здоровье и иметь возможность еще больше себя таким образом эксплуатировать. Казалось бы, не можешь — и слава Богу, пора успокоиться. Так нет, все получается наоборот. Страсти настолько сильны, что люди, обладаемые ими, будут приводить тысячу аргументов в свое оправдание, ибо ими руководят не здравый смысл и не соображения нравственности, а страсть. Когда ребенок хочет гулять, а мама его не пускает, он будет орать, изворачиваться, говорить неправду — на все пойдет лишь бы ему вырваться. Спор с тем, кто одержим блудной страстью, бессмыслен. Он говорит: "Я не могу без этого жить". И ради этого он готов и детей убивать, и изнашивать свой организм. Все поставит на карту. Причем ведь известно, насколько вредны противозачаточные средства. Интересно, когда речь идет о том, убить ребенка или нет, люди думают о своем здоровье — им вредно рожать. А когда речь идет о противозачаточных средствах, они сознательно вредят своему телу. Значит, дело не в здоровье, а в страсти. Поэтому человек должен признать: я блудник и не могу себя управить. Следовательно, надо лечиться от блуда, а не от детей.

                


Re: Еще раз об абортах - протоиерей Д.Смирнов
Дарья Добрынина, Православная - 11:12 15-10-2002
Прекратить родовую жизнь? Вы бы еще предложили огню не жечь, а грому не греметь. Что же касается нравоучений, то, как сказал Шопенгауэр, в борьбе со страстями они столь же эффективны, как клистирная трубка на пожаре.

                


не ожидал...
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 15:54 09-10-2002
Не поймите неправильно - я сам резкий до грубости противник абортов. Но в приведенном интервью прот. Димитрия есть такие вещи, что....

> часто в изнасиловании бывает виновата сама потерпевшая

Пусть в этом есть правда, но от христианского пастыря это слышать... (какое бы слово помягче найти?)
Вот так и бывает. Придет какая-нибудь несчастная отчаявшаяся душа со своей болью к священнику, яко к самому Богу, а он ей - сама, мол, виновата, не фиг было губы красить да юбку короткую носить.
Больше не придет...
Человеколюбие и сострадание ув. протоиерея просто поражает :(

> применение противозачаточного средства (...) самообман, превращение родовой жизни в бессмысленную физиологическую эксплуатацию организма (...) Человек уподобляется обезьяне, которая сидит в клетке и безобразничает.

Вот это фразы, вот это штиль! Нет, это просто изумительно. Католическая доктрина тихо отдыхает :) Но комментс...

                


А что - все логично
Виктор П., Православный - 16:17 09-10-2002
>
> > часто в изнасиловании бывает виновата сама потерпевшая
>
> Пусть в этом есть правда, но от христианского пастыря это слышать... (какое бы слово помягче найти?)
> Вот так и бывает. Придет какая-нибудь несчастная отчаявшаяся душа со своей болью к священнику, яко к самому Богу, а он ей - сама, мол, виновата, не фиг было губы красить да юбку короткую носить.
> Больше не придет...

Как раз именно это (по смыслу) и должен сказать, по-моему, пастырь! Разумеется, другими словами, но дать понять, что все происшедшее - неспроста, что это является своего рода предупреждением (наказанием, испытанием - по ситуации) для самой потерпевшей - разве это плохо?
Наоборот - если батюшка включится вместе с ней в осуждение насильников, то это будет хоть и понятно по-человечески, но совсем не по-христиански.
А придет она потом к батюшке или нет - это уж ее выбор.
Это у католиков концерты в храмах устраивают (с подсвингованным аллилуем и джазовыми гармониями), чтоб народ в храм привлечь.
А тут - выбор человека. Поймет правильно - придет, да и на душе у нее легче станет.
А обидится - значит, или батюшка не те выражения выбрал (и такое бывает - но тут уж тоже не нам судить, ему и ответ за это нести), или эта несчастная девушка "не прошла экзамен". Увы...
Жестоко?
С точки зрения современного гуманизма - возможно. Но с точки зрения батюшки, который призывает свою паству во всем видеть руку Божью - вполне логично.
Разумеется, я такое никогда не скажу жертве. Не мое это дело - ее жизни учить. А батюшке - можно и нужно.
Не убедил?


> Человеколюбие и сострадание ув. протоиерея просто поражает :(


См. выше. Сострадание не означает простое охание-ахание.
Доктор сострадает, но он делает больный укол. А иногда и "ругает" пациента, говоря, мол, "так зачем же вы с мокрой головой на мороз вышли - как же тут не заболеть?". Доктора тоже в отсутствии доброты упрекать будем? :-))

                


Re: А что - все логично
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 17:18 09-10-2002
Вы знаете, Виктор, вот Вы как-нибудь вечером пойдете по улице, и Вас изнасилуют (и не посмотрят, что мужик, это сплошь и рядом бывает), а потом Вам на исповеди скажут - сами виноваты... что теперь больны Спидом :(
В нашем районе маньяк изнасиловал 9 женщин - от средних лет до 9-летней девочки ( у нее он отнял мобильник и позвонил ее матери - похвастаться), средь бела дня, девочка была в школьной форме. Жалко, что это не были Ваша мать, Ваша жена и Ваша дочь - уж Вы бы сумели их утешить и наставить на путь истинный - в духе христианской любви. Хотя - маньяк еще не пойман - может, это как раз Вы? :(

                


Бр-р-р.
Виктор П., Православный - 17:37 09-10-2002
Анна, Вы писали:
> Вы знаете, Виктор, вот Вы как-нибудь вечером пойдете по улице, и Вас изнасилуют (и не посмотрят, что мужик, это сплошь и рядом бывает), а потом Вам на исповеди скажут - сами виноваты... что теперь больны Спидом :(

Я не знаю, что мне скажут. Но поискать причину в себе - разве это плохо?

> В нашем районе маньяк изнасиловал 9 женщин - от средних лет до 9-летней девочки ( у нее он отнял мобильник и позвонил ее матери - похвастаться), средь бела дня, девочка была в школьной форме. Жалко, что это не были Ваша мать, Ваша жена и Ваша дочь - уж Вы бы сумели их утешить и наставить на путь истинный - в духе христианской любви. Хотя - маньяк еще не пойман - может, это как раз Вы? :(


Что-то Вы уж больно строги ко мне...
Что значит "жалко, что это не были Ваши..."? Как сие понимать? Вас бы это обрадовало?

Прочтите еще раз то, что я написал (а не то, что вы за меня домыслили). Я не говорил о том, что не надо сострадать. Сострадать надо, обязательно надо, чем я и занимаюсь по мере сил.
Но я лишь говорил о том, что в задачу священника (а не мою), по-моему, входит не только посочувствовать, но и дать понять, что такие ужасные вещи случаются не сами по себе, а имеют причину.
Для христианина нет ничего случайного в мире.
Еще раз - поиск причины в себе не означает отсутствие сострадания.
Разве это так сложно для понимания?

Простите, Анна, если я не очень внятно выразился сразу.
С учетом моих нынешних дополнений лучше?

Я - не маньяк, если Вас это интересует. У меня у самого двое детей.
Но когда квартиру моих родителей ограбили, я им (кроме успокаивающих и сочувствующих слов, разумеется) мягко дал понять, что неспроста это, поговорил с ними в том ключе, что, мол, не фига на воров сильно ругаться - у них своя судьба, они за свое воровство и ответят. А вы, мол, поразмышляйте - не слишком ли вы сильно о деньгах мечтали :-)) Разумеется, я упрощаю, но в этом ключе.
И Вы знаете - они со мной согласились, и в конце разговора даже рассмеялись, хотя поначалу лица имели траурные, типа, "Все, что нажито непосильным трудом..."
Может, это и не гуманно было с моей стороны - не знаю.
Но помогло. :-))

Анна, прошу Вас - не кидайтесь такими хлесткими словами.
Это уж Вы через край, честное слово...

Простите еще раз, если задел Вас. Не хотел.
Мне казалось, что мысль моя проста, ясна, и никак не противоречит состраданию.
Простите.

                


Бог в помощь, брат.
Андрей Л., православный - 09:56 11-10-2002
 Протоиерей Димитрий Смирнов
>(от Андрея Л. - у отца Димитрия сейчас 8 приходов, в каждом из которых очень большая рождаемость, говорят, как в Бангладеш :) И каждый ребенок, каждого прихожанина получает по 1000 - 2000 рублей в месяц. И еще по столько же получает каждый немощный или одинокий старик-прихожанин. Служит патырем с 1980 года сразу после окончания Духовной Академии.)


Проповеди


Предисловие
     
С некоторого времени, когда я служил в Крестовоздвиженском храме села Алтуфьева, кое-кто из прихожан, чаще молодых, стал записывать произносимые там проповеди. Некоторые из них брали на это благословение, а другие и не знали, что так полагается в церкви.
     Я этому не препятствовал, но всегда предупреждал, что запись должна вестись незаметно даже для меня (ибо это поначалу очень отвлекало), а тем более для "ока государева". Само "око" не очень вникало в содержание, да и не было там ничего против "генеральной линии", кроме самого евангелия. но сам факт ежедневной проповеди утром и вечером, а тем более записи мог вызвать подозрение и оргвыводы. А я не желал оставлять этот храм и старых прихожан, которые вряд ли двинулись бы за мной на другой приход.
     Второе условие, которое я ставил перед "писателями", чтобы пленка была использована только в личных целях - "никому и никогда". И этому помимо главной вышеописанной причины имелся еще ряд оснований.
     Во-первых, такая "реклама" могла привлечь слишком много народу, и это регулярное перемещение определенного контингента в большом количестве в одно место также не укрылось бы от "ока".
     Во-вторых, проповедь, в отличие от книги и песни например, предназначается конкретным людям, именно в этот момент стоящим в храме, а если ее дать другому без редакции, она может произвести эффект, обратный желаемому.
     В-третьих, я не считал и не считаю сейчас, что эти проповеди содержат некий новый или богословски свежий и важный материал, который необходимо довести до сведения большого количества православных. И поэтому опасался вреда для собственной души, который всегда возникает, когда известность превышает масштаб самой личности.
     В-четвертых, я никогда не был богословом и несмотря на то, что хорошо сдал экзамены за духовную академию, вполне мог допустить какое-либо неточное выражение, которое малая аудитория не заметит, так как в проповеди часто возникает полемический мотив или уж слишком "образное" выражение, но при многократном прослушивании оно может покоробить или оттолкнуть незнакомых с жанром людей. Одной болящей женщине, которую я причащал на дому шесть лет, передали кассету с проповедью "дорогого батюшки", где шла речь об отношении христианина к болезни. Прихожанка, "как опытный пастырь" давшая болящей духовное "лекарство", вызвала у той шоковое состояние и создала для нее реальную угрозу потери веры вообще, что потом другой священник в течение чуть не целого года пытался уврачевать. Если в медицине доза лекарства меняется в зависимости от тяжести заболевания и состояния больного, то в духовной жизни нельзя преподносить лежачему то, что дают ходячему.
     И наконец, Крестовоздвиженский храм (теперь уже приобретший совсем другой вид), как всякий первый храм, для молодого священника был необычайно дорог. Он стал мне родным с первого же дня еще потому, что меня и рукополагали в воздвиженском храме, который имеет название ильи пророка в Черкизове (по приделу), и крестили в ильинском, что в обыденском. Эта любовь иногда доходила до таких глупостей, что я мысленно как-то раз выбрал там себе место для будущей могилы (знаете ли? эдакий самовлюбленный романтизм). К тому же позднее, через несколько лет, я узнал от младшей сестры своего покойного деда, что в нем был настоятелем ее дед, то есть мой (аж!) прапрадед священник Павел Смирнов, который здесь же и был похоронен.
     Но немаловажным фактором явился и чисто душевный момент. Еще в семинарии, когда ребята спрашивали, где бы я хотел служить, в городе или деревне, приходилось отвечать, что везде есть свои преимущества и недостатки. Алтуфьевский же храм в этом смысле (в то время, когда не было вокруг этих страшных "человейников") был идеалом в моем понимании. Десять шагов - и ты за чертой Москвы, а транспорта, ведущего в Москву, сколько угодно, то есть любой желающий москвич может добраться без всяких электричек, хотя и этот вариант возможен. Удаленность от жилой застройки достаточно велика; лес, большой пруд, где, бывало, и утки плавали; на территории храма деревья, которые, наверное, видели и строителя храма дворянина Никиту Акинфиева, и моего прапрадеда. а деревья - мои любимые дубы. Тишина, покой, на службе слышно, как птицы поют, редких автомобилей почти не слыхать, соловьи... дом-сторожка деревянный, с крыльцом, цветы, лавочка между двумя, кажется, липами, святой источник преподобного макария желтоводского рядом.
     Служили по неделям: неделю настоятель о. Михаил, неделю я, праздники вместе. За 10 лет мы повздорили всего два раза. В первый помирились через полчаса, во второй - на следующий день. Все хозяйственные заботы на настоятеле, а позже на старосте. Так что было о чем жалеть, если какое-либо головотяпство привело бы к потере этого рая на земле. А мне как начинающему священнику требовалась пока еще "тепличная" атмосфера.
     Много написал, да все пока не о том, что хотел, но вспоминать приятно, так как то, на что роптал когда-то, теперь забылось. хотя умом всегда понимал: живешь в раю - цени каждый глоток воздуха. То же самое говорили и друзья-священники, уже хлебнувшие горя. Я никогда не забывал о возможном переводе, тем более, что мои сверстники переводились из храма в храм довольно регулярно.
     Спасибо всем, кто проявил послушание и этим самым дал возможность первую половину моего служения провести в Алтуфьево. Но после того, как режим в стране начал меняться и в день иконы Божией Матери "Утоли моя печали" я узнал о том, что мне поручается для восстановления храм Святителя Митрофана Воронежского - великого святого, который принял перед смертью схиму с именем в честь Макария Желтоводского и был ранее настоятелем Макарьевского монастыря,- я очень легко, что даже удивило меня самого, перенес это сообщение, позже подтвержденное указом Святейшего Пимена. Недаром вся наша семья десять лет пила воду только из Макарьева источника. Особенно меня обрадовало, что между двумя храмами ходит прямой автобус, а вскоре и метро пустили "Алтуфьево - Дмитровская". Так что не пришлось расставаться с теми, с кем сросся за десять лет - как сказано в чине святого крещения, "сраслен".
     А через год маленький Митрофаньевский храм не мог вместить всех желающих, так как был построен для приюта, где воспитывалось 80 сирот, поэтому наш староста Василий Сергеевич Кривозерцев подал идею о том, чтобы хлопотать и о Благовещенском храме, стоящем в километре. Таким образом, через некоторое время у нашего прихода образовалось два храма, число записывающих проповеди резко возросло и как-то регулировать этот стихийный процесс становилось все труднее. Когда же лет пять назад ко мне стали приезжать из разных мест с просьбой дать какие-нибудь кассеты, я понял, что сопротивление теряет всякий смысл, и с этого времени снял все ограничения с распространения аудиозаписей.
     Но несовершенство устной проповеди всегда меня беспокоило, и, когда наше приходское издательство предложило проповеди отредактировать и опубликовать, я, подумав несколько лет (тоже около пяти), спросив благословения у духовника, решился на первый опыт, который перед вами. Буду очень рад, если кое-что из сказанного, а теперь записанного и изданного кому-нибудь пригодится. Читать можно с любого конца, хотя мы начали придерживаться приблизительной хронологии. А для тех, кому дорог Алтуфьевский период нашего общения, решили оживить книжку старыми, но дорогими для нас фотографиями.
     Еще до того, как вы начали читать, прошу прощения за дерзость самого факта издания. У тех, кто изображен на фото,- за то, что пришлось это сделать без их разрешения; у прозаиков - за стиль; у проповедников - за земляной тон; у богословов - за возможные невольные ошибки, которые иногда возникают в гиперболах. И также у всех тех, кто подумает, что это говорится о нем (часто после проповеди люди подходят с обидой, а это не так - я говорил о себе, а вовсе не о них). Если возможно, простите мои явные немощи.
     А всех, кому книжка понравится, попрошу помолиться за тружеников издательского отдела нашего Сестричества в честь Великой Княгини Преподобномученицы Елизаветы Феодоровны. Они, несмотря на стесненные условия, совершают свое послушание и нуждаются в молитвенной помощи. Если бы не их многолетняя настойчивость, эта книжка бы не состоялась. А будет ли другая, третья и т. д., зависит от того, кого окажется больше, довольных ею или нет, что покажут время и ваши любые критика и пожелания, которые мы, конечно, не все сможем "претворять в жизнь", но ко всем будем со вниманием прислушиваться. Писать по адресу: 103287 Москва 287 а/я 40.

Нед. Протоиерей Димитрий Смирнов

И вот еще из его интервью:
>"Однажды ночью меня осенило, - до этого в течение десяти лет у нас в храме не было не кружечного сбора, ни платы за требы, - затем мне сказали мои собратья-священники, что этим мы можем отучить нашу паству от такой исконно русской традиции, как жертва на храм. И тогда мы решили создать фонд, каждый прихожанин давал на храм. Затем мы делим на три кучки: первая - это многодетная мать, вторая - вдова и сирота, третья - одинокая старость. Мы делим деньги только по прихожанам, мы не ведем благотворительную деятельность внутри прихода, и на каждого ребенка достается то по тысяче, то по две. И это можно организовать вообще на любом приходе. "

С любовью.

                


Re: Бр-р-р.
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 18:31 09-10-2002
Виктор П., Вы писали:
> Я не знаю, что мне скажут. Но поискать причину в себе - разве это плохо?
> Для христианина нет ничего случайного в мире.
> Еще раз - поиск причины в себе не означает отсутствие сострадания.
> Разве это так сложно для понимания?
>
Виктор,
между "сам(а) виноват(а)" и "нет ничего случайного" - дистанция огромного размера, и "поискать причину в себе" - это не обязательно найти ее в виде "короткой юбки и помады" или приравненных к нем проступков. Только если человек сам сует два пальца в розетку ... и то еще вопрос.
К сожалению, дискуссия о книге Иова на этом форуме кончаются переводом участников в режим "только чтение", но согласитесь, что далеко не все, что случается с людьми, происходит по их вине - хотя и волос не падает с головы человека без воли Отца Небесного.
А многие люди стараются все перевести в размерность только "вины", и "вины" самой примитивной - и то, что о. Дмитрий пошел п этому стереотипу, ему чести не делает, мягко говоря :(

> Что-то Вы уж больно строги ко мне...
> Что значит "жалко, что это не были Ваши..."? Как сие понимать? Вас бы это обрадовало?
Нет, не обрадовало бы:(
>
> Но я лишь говорил о том, что в задачу священника (а не мою), по-моему, входит не только посочувствовать, но и дать понять, что такие ужасные вещи случаются не сами по себе, а имеют причину.

о. Димитрий огульно осудил всех жертв насилия. Всех - неужели не понятно? Если Вы желаете присоединиться к этому осуждению - Бог Вам судья, не я. Но я Вам советую подумать над своими словами - я убеждена, что Вы сами поймете, что это дикость ( как наверняка и о. Димиртий тоже сказал бы, что это дикость, подумай он хоть одну минуту над этим). Он такой человек... очень горячий, и в полемическом задоре он мог ляпнуть несколько фраз - не надо на них молиться.

> Простите, Анна, если я не очень внятно выразился сразу.
> С учетом моих нынешних дополнений лучше?
>
> Я - не маньяк, если Вас это интересует. У меня у самого двое детей.
> Но когда квартиру моих родителей ограбили, я им (кроме успокаивающих и сочувствующих слов, разумеется) мягко дал понять, что неспроста это, поговорил с ними в том ключе, что, мол, не фига на воров сильно ругаться - у них своя судьба, они за свое воровство и ответят. А вы, мол, поразмышляйте - не слишком ли вы сильно о деньгах мечтали :-)) Разумеется, я упрощаю, но в этом ключе.
> И Вы знаете - они со мной согласились, и в конце разговора даже рассмеялись, хотя поначалу лица имели траурные, типа, "Все, что нажито непосильным трудом..."
> Может, это и не гуманно было с моей стороны - не знаю.
> Но помогло. :-))

Это другая ситуация, Виктор... совсем другая...
Давайте обобщим, доведем до логического конца: - например, в гонениях на Церковь кто виноват - ясно, тоже Церковь - не воспитала народ. И действительно, вина есть... но Вы могли бы сказать сказать мученикам в лицо - а Вы поищите причину в себе? Ведь сами же виноваты... в конце-то концов.
Я знаю, что я утрирую, но это продолжение Вашей логики ( и эту логику Вы в Сети тоже можете встретить - не я это выдумала).
> Простите.
За переход на личности и непозволительный в общении тон - простите великодушно (меня лично Вы вообще ничем не обижали). Не держите зла...

> Простите еще раз, если задел Вас. Не хотел.
Простите и Вы меня, Виктор, я вспылила - и действительно хотела Вас задеть - надеюсь, что Вы это сможете принять не на свой счет
> Мне казалось, что мысль моя проста, ясна, и никак не противоречит состраданию.
а насчет тех идей, которые кажутся нам соблазняюще простыми... а то инаю простота - хуже воровства, гласит народная мудрость :)
всего самого наилучшего, простите еще раз,
Анна

PS к слову: тут английская полиция выпустила документ, что есть изнасилование: если совершеннолетняя "жертва" без принуждений (!) согласилась лечь в постель с "преступником", то за дальнейшее полиция ответственности нести уже не хочет, деньги наологоплательиков тарить не станет. Но ведь речь шла совсем о другом... надо различать - так уподобимся же мудрой английской полиции :)

                


Принято
Виктор П., Православный - 08:52 10-10-2002
Разумеется, я далек от мысли, что все жертвы сами виноваты.
Я лишь говорил о том, что раз Господь допустил насилие, значит, есть на то причины. И любая жертва (независимо от длины юбки) вполне может (и должна) покопаться в себе - а так ли живу, не осуждаю ли, не ненавижу ли и т.д.
Я имел в виду причину не явную (короткая юбка), а более глобальную - духовная нерадивость.
И с этой точки зрения, разумеется, батюшка вполне может призвать свое духовное чадо подумать, не стоит ли что-нибудь изменить в своем поведении/отношении/жизни и т.д.
Честно говоря, я не очень подробно читал предыдующие сообщения этой ветки - возможно, я невольно, сам того не подозревая, "солидаризовался" с чем-то очень плохим :-)) - честно говоря, сейчас уже нет желания выяснять.

Спасибо Вам за понимание.
Да, действительно, излишняя простота иногда меня подводит :-))

Буду впредь "тщательнЕЕ" :-))

Успехов!

Виктор

                


Re: А что - все логично
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 17:15 09-10-2002
> Как раз именно это (по смыслу) и должен сказать, по-моему, пастырь! Разумеется, другими словами

Вот и я том! Разумеется, _другими словами_

> если батюшка включится вместе с ней в осуждение насильников

А что, других вариантов поведения не бывает?

> А обидится - значит, или батюшка не те выражения выбрал

Вот-вот. Наблюдал я такие "или" воочию :(

> Доктор сострадает, но он делает больный укол. А иногда и "ругает" пациента, говоря, мол, "так зачем же вы с мокрой головой на мороз вышли - как же тут не заболеть?".

Я все это понимаю, но речь шла не о том. Была конкретная фраза относительно конкретной ситуации - изнасилование. Именно эти слова ("сама виновата") очень распространены, их любят произносить некоторые люди, и я не раз их слышал. И всегда они дышат плохо скрытым злорадством и осуждением. Это уже стали вполне бытовые "крылатые слова". Вот именно их, _конкретно их_ повторять (тем паче устами священника) нельзя - сразу ставишь себя на один уровень с этим циничным и злым миром.

И кстати, в контексте Ваших слов "охи-ахи" да "гуманизм", как поимать слова апостола "плачьте с плачущими"? Наверное, он тоже неправославной мягкотелостью и сентиментальностью?..

                


Re: Еще раз об абортах
Евгения, православная - 18:20 08-10-2002
Дарья Добрынина, Вы писали:
Если бы не аборты, она уже была бы матерью 15 детей. Интересно, помогла бы ей Церковь прокормить такую ораву? А ведь эта женщина будет беременеть еще лет десять...
Как я прочитала в этой статье: http://www.zavet.ru/deti/raps3.htm РПЦ берет на себя обязаннасти о помощи многодетным семьям и помогает материально, правда это лишь в некоторых городах, но все же, ведь помогает!

                


Re: Еще раз об абортах
Дарья Добрынина, Православная - 11:15 15-10-2002
Спасибо за ценную информацию. Я обязательно доведу ее до сведения своей подруги.

                


Re: Еще раз об абортах
Евгения, православная - 18:02 08-10-2002
А вот что я еще нашла об абортах, у меня аж мурашки по коже от одного только чтения, Господи спаси и сохрани!
http://www.zavet.ru/abortsbpril.htm

                


Re: Еще раз об абортах
Фамарь, христианка, РПЦ МП - 16:38 08-10-2002
> А ведь эта женщина будет беременеть еще лет десять...

Угу... Если не научится думать головой, а не ...

                


Re: Преподобный Макарий Оптинский
Павел Г., православный - 14:50 08-10-2002
" Чадородие есть благословение Божие, данное человекам,- как же ты будешь оное отвергать или уничтожать?
В этом нет сомнения, что для утомительно иметь попечение о детях, но и в этом имеешь помощь Божию, а труд и утомление послужат тебе ко спасению, ибо Писание говорит: " Жена чадородия ради спасется"(1 Тим. 2,15.)
Лучше отдаться в волю Божию и считать чадородие благословением Божиим, благодаря Его о сем, а не ропща,- тогда Господь и облегчит труд твой, а буде есть воля Его, то и прекратиться оное без всяких средств. "

                


Re: Еще раз об абортах
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 10:22 07-10-2002
А Вы предложите этой женщине, скажем, убить кого-нибудь из ее детей, ведь и их, как я понимаю, Церковь не помогает кормить. Дикая мысль? А ведь это тот же самый аборт. Никакой разницы. Конечно, убить беспомощного несмышленыша, да еще и чужими руками, легче. Церковь не "клеймит позором", а всего лишь пытается образумить несчастных, предотвратить очередное убийство. Ведь самый маленький зародыш обладает полноценной душой. И этой женщине предстоит встреча с убитыми ею детьми. С какими земными трудностями-мучениями можно сравнить муки матери при такой встрече? Вот почему Церковь сурово осуждает аборты.

                


Re: Еще раз об абортах
Дарья Добрынина, Православная - 11:02 15-10-2002
А вы не задумывались о том, какой будет встреча женщины с ее дюжиной умерших от голода детей, которых она наплодила, исходя из своих религиозных убеждений?

                


Что-то уж больно Вы драматизируете
Виктор П., Православный - 11:31 15-10-2002
Откуда эти черно-белые кадры?
Либо - один ребенок и аборты, либо - сразу 10-12 и голодная смерть!
Воздержание Вы не рассматриваете даже в "урезанном" виде? :-))
Ну, может, их будет не 10, а трое, например.
И потом - почему сразу "умерли от голода"? Чай, не в Эфиопии живем, да и Вы в этот форум не на глиняных табличках сообщения отправляете - видать, есть доступ к Интернету, крыша надо головой, еда, питье. Неужто настолько все ужасно, что Вы УВЕРЕНЫ в том, что 10 детей непременно будут голодать?
Вон семья Зои из Брянской области - детей много, она одна, денег мало, но живут. Знаю, многие скажут, что она "плодит нищету".
Но дано ли нам, смертным, знать истинный промысел Божий?
Помню, одна знакомая рассказывала - у нее было двое детей, и она забеременела третьим. Денег мало, страхи, неуверенность, она пошла к батюшке и жалуется ему, мол, не знаю, как быть - мы и так еле-еле...
Он ей сказал - "А откуда вы знаете, кто у вас родится и как сложится ваша судьба в будущем? Может, именно этот ребенок вас и спасет?"
Теперь этому ребенку уже 4 года - бегает, радует родителей.

На самом деле - ситуация с абортами очень непростая и не столь однозначная. Тут, как говорится, "не зарекайся", и в этом плане я тоже не могу и не хочу огульно кого-либо "учить жизни".

Просто меня удивило, как Вы резко смотрите на вещи - либо одно, либо другое, и оба варианта - плохие (аборт или голодная смерть).
В жизни-то бывает и по-другому, и довольно часто :-))
Разве нет?



Напоследок - вспомнилась одна история - довольно известная, вроде.
На занятии учитель задает вопрос:
Рассмотрим ситуацию. Семья, 7 детей, бедность, жена больна туберкулезом и беременна 8-м ребенком, муж пьет и т.д. - короче, ужасы сплошные, в деталях могу ошибаться.
Вопрос - делать аборт или не делать?

После бурных обсуждений большинство студентов высказывается за аборт.
"Поздравляю" - говорит учитель, - "Вы только что убили Бетховена"...

                


Re: Что-то уж больно Вы драматизируете
Дарья Добрынина, Православная - 11:36 15-10-2002
А может быть Усаму бин Ладена?

                


Финита ля комедия...
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 11:46 15-10-2002
Тема закрыта.

Александр Иванов,
и.о. модератора.

                


:-)))))
Виктор П., Православный - 11:42 15-10-2002
Дарья Добрынина, Вы писали:
> А может быть Усаму бин Ладена?


Браво! И то верно - чего по мелочам размениваться :-))
Тогда вопрос - надо ли рожать одного (единственного) ребенка?
Вдруг он сразу Бин Ладеном получится?

П.С. На всякого Бин Ладена есть своя лампадка с ладаном - было бы желание...

                


Уточнение
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 11:23 15-10-2002
> А вы не задумывались о том, какой будет встреча женщины с ее дюжиной умерших от голода детей, которых она наплодила, исходя из своих религиозных убеждений?

Православная Церковь не призывает "плодить" детей. Она призывает лишь не убивать живущих детей.

                


Re: Уточнение
Дарья Добрынина, Православная - 11:40 15-10-2002
Это не более чем софизм, поскольку не абортируя зачатых детей, вы, тем самым, плодите их.

                


Re: Уточнение
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 11:48 15-10-2002
> Это не более чем софизм, поскольку не абортируя зачатых детей, вы, тем самым, плодите их.

Говорите прямо ".. не убивая ...". Что такое предохранение Вам неизвестно, конечно.... Довольно.

                


Какой вопрос - такой ответ.
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 11:20 15-10-2002
Безусловно, радостной. Причем мать умрет скорее всего раньше, потому что отдаст последнюю крошку своему ребенку.

Отвечаю точно на поставленный вопрос. Прошу понимать буквально и между строк не читать. :)

                


Зачем же так делать? :-((
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 17:21 06-10-2002
> следовало бы принять во внимание два весьма существенных обстоятельства-крайне тяжелое социально-экономическое положение в России

Позвольте спросить, когда и где было легче?
При Иване Грозном, Петре, Николае, Иосифе, Леониде?..

> Родив в возрасте 25 лет пятого ребенка, она решила поставить на этом точку, но поскольку она продолжала безудержно беременеть, ей пришлось сделать несколько десятков абортов.

Зачем же так делать-то? Ужас... Кто мешает, родив несколько детей и поняв, что больше просто физически не могу, сделать простейшую стерилизацию (перевязка маточных труб)??
Можно много и аргументированно спорить, но по сравнению с десятками абортов это однозначно несравнимо меньшее зло.

                


Re: Зачем же так делать? :-((
Евгения, православная - 15:29 08-10-2002
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> Зачем же так делать-то? Ужас... Кто мешает, родив несколько детей и поняв, что больше просто физически не могу, сделать простейшую стерилизацию (перевязка маточных труб)??
> Можно много и аргументированно спорить, но по сравнению с десятками абортов это однозначно несравнимо меньшее зло.

А вот на этой страничке: http://www.zavet.ru/obuhov01.htm
пишется, правда о планировании семьи, но и об абортах и контрацепции то же есть много чего, и там говориться, что не только стерилизация, но и даже использование противозачаточных средств является грехом, равнозначным убийству. Есть только один выход - "воздержание".

                


Re: Зачем же так делать? :-((
Дарья Добрынина, Православная - 11:20 15-10-2002
Если я правильно поняла, поборники воздержания всем взрослым россиянам предлагают стать монахами?

                


В рамках Вашей логики :-))
Виктор П., Православный - 11:35 15-10-2002
Дарья Добрынина, Вы писали:
> Если я правильно поняла, поборники воздержания всем взрослым россиянам предлагают стать монахами?


Простите, но если бы я был "анти-Вы", то я бы ответил: "А Вы предлагаете всем стать сутенерами и проститутками?" :-))))

Это шутка. Просто очень уж Вы в крайности бросаетейсь, честное слово... :-))

Простите, если обидел - не хотел.

                


Re: Зачем же так делать? :-((
anna_z, православная - 16:09 08-10-2002
Евгения, Вы писали:
> А вот на этой страничке: http://www.zavet.ru/obuhov01.htm
> пишется, правда о планировании семьи, но и об абортах и контрацепции то же есть много чего, и там говориться, что не только стерилизация, но и даже использование противозачаточных средств является грехом, равнозначным убийству. Есть только один выход - "воздержание".>

Это ведь частное мнение священника. В "Основах социальной концепции РПЦ" сказано, что "некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя".
Да и потом, если речь идёт о женщинах, которые настолько безответственно относятся к своей личной жизни и к абортам - есть ли смысл говорить о воздержании? А уж тем более принуждать к отказу от контрацептивов. Дай им Бог свою жизнь как-то упорядочить - а уж нести ответственность за чужую, за детей - это, кажется, слишком... :(

                


Re: Зачем же так делать? :-((
Андрей Л., православный - 12:26 09-10-2002
Дорогая Анна,

разве можно верить в Бога по принуждению?
Евгения никого вроде бы и не принуждала не использовать контрацептивы, а просто высказала нормальный православный взгляд, - она показала, как должен думать православный верующий, а не верующий в себя и свой разум.
Пусть неверующие пытаются устроить свою жизнь, думая, что она полностью в их власти, но православный должен верить в Бога и в Его благой промысел о нас.

По поводу ОСК РПЦ, - там надо полностью все изучать, в купе, а то получается как-то не очень, когда приводится не вся мысль ОСК по этому вопросу, а только ее не очень значимая часть.

Для начала приведу небольшой кусочек "красной нити" ОСК РПЦ:

>"Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь."

Видим, что РПЦ неравнодушна к тому, что "что дети начинают восприниматься как ненужная обуза", т.е. дети для РПЦ - не обуза, и желанны.

А теперь продолжение того текста, который прерван тобой на самом "интересном" месте:

>Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

>Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может "вместить" высокие требования воздержания, от тех, кому это не "дано" (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.

Отмечаем словосочетания - "пастырская осмотрительность", "прибегая к совету духовника" и, что "намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом".
Осмысливаем, и получаем:
-что без совета духовника мирянину не гоже, - грех, принимать меры к любому предохранению, даже в форме воздержания, что контрацептивы и воздержание - это не совет православным массам, а исключительные случаи, а потому требуют пастырской, даже не совета, а осмотрительности, что непризнание как абортивным "средства, которое не связано с пресечением уже зачавшейся жизни" совсем не значит как разрешение на предохранение, а только и значит, что это не аборт, и что на него грех аборта не ложится, но и совсем не значит, - что подобные средства можно применять. Потому что это все-равно грех, не аборт, не убийство, но грех, грех в уповании на себя, грех эгоизма, что и подчеркнуто отдельным предложением - "Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом." И это предложение о грехе намеренного эгоизма выделено наиболее сильно, на нем сделано ударение - оно заканчивает этот пункт.

С любовью.

                


Re: Зачем же так делать? :-((
anna_z, православная - 17:28 09-10-2002
И всё же согласитесь, Андрей, что в ОСК РПЦ не написано прямым текстом: неабортивные средства - это тоже грех, более того, это убийство. Раз не написано - зачем это додумывать? Уж чего нет в ОСК, так это категоричных утверждений. Да, "Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом." - кто с этим спорит? Но эту фразу каждая семья может применить к себе в соответствии со своей духовной зрелостью, воцерковлённостью, здоровьем, количеством уже рождённых детей и т.д. Разве не к этому индивидуальному подходу призываются и духовники? "Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может "вместить" высокие требования воздержания, от тех, кому это не "дано" (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи". Очевидно, что если именно укрепление семьи поставить на первое место, то использование неабортивных средств будет гораздо меньшим грехом, чем принуждение супруга/супруги к непосильному кресту.
В общем-то я хочу сказать только одно: официальная позиция Церкви в этом вопросе мне кажется гораздо более мягкой и гибкой, нежели мнение отдельных духовников. Поэтому невоцерковлённым людям (а именно о них всё-таки изначально шла речь) лучше для начала объяснить, почему аборт - это преступление и какие ещё действия однозначно осуждаются Церковью. Однозначного осуждения неабортивных средств я всё же не вижу.

                


Крест - смерть плоти.
Андрей Л., православный - 09:25 11-10-2002
Дорогая Анна,

прости, - не соглашаюсь.
Не написано грех? Написано в том самом, последнем предложении о несомненном эгоизме.
Ты применяешь противозачаточные средства (презервативы и пр, в том числе воздержание) как средство, чтобы избежать зачатия нового человечка, потому что ТЫ ТАК РЕШИЛА, а про Него и про Его святую волю и про то, что вера в Него - это вера и в то, что только в Его власти давать жизнь в виде спаривания сперматозоида и яйцеклетки ты забыла, потому что твой эгоизм требует наслаждения, но он против того (как же иначе!), чтобы наслаждение сменялось долгими заботами, трудами и лишениями. Твой эгоизм - это бесы. Ты забыла, что - Он Господин всех и вся , - дал нам волю выбирать между верой в Него и в Его волю, с одной стороны, и своим эго, и своей плотью с другой.
Открой очи свои, - князю мира сего не дано сил и прав давать какую-либо жизнь, потому что его царство - вечная смерть. А ты, когда применяешь противозачаточные средства выступаешь на его стороне, против Бога, - ты не даешь совершиться тому, что хочет наш Бог, - ты по своей доброй воле не даешь жизни, ты плодишь пустоту, - смерть.

Идя на поводу эгоизма, ты поклоняешься сатане. Это всегда так, даже когда в других вещах согрешаешь.

Но успокою тебя, - можно поступить и так:
если ты чего-то нехочешь, то откажись (это как пост, как ущемление "себя") и от того, что к этому может привести. Т.е. не хочешь детей - лиши себя и брачного удовольствия. Иначе ты выбираешь плоть, а не дух, - смерть, а не жизнь. И Апостол Павел этому же учит, когда говорит, чтобы отлучались друг от друга только на время поста (не только тех, календарных, но своих, которые по совести!).

Или ты веришь в Бога, и тогда принимаешь, что все, что делаешь по желанию своей плоти и своего эго - грех и смерть, или не веришь (типа, "невоцерковленная"(?)), тогда сатана - твой бог, и он тебе даст и противозачаточные средства, и доводы в пользу их применения ("не написано, значит - можно".- Одумайся), и средства без меры даст на их покупку, - он будет твой господин.
Но учти, что он не друг твой, а враг, и после того, как твой разум уже не будет различать того, кто тебе нашептывает безбожное, тогда он ввергнет тебя в отчаяние. И тогда берегись, чтобы отчаяние не победило до смерти твою нежную душу.

Я не пугаю тебя, как разбойник, а как брат предупреждаю. Не обижайся, и прости.

И не переживай за тех, кто "невоцерковлен" - это их свободный выбор, ты же о себе думай, а то беспокоясь о них, ты невольно как они начинаешь думать. С кем поведешься.... Помни, что Господу известны все наши тайные мысли и поводы, - поступай по совести, так, как честно будет, а не как хотелось бы полегче.

Заранее упреждаю один из упреков - слова "ты", "тебе" я говорил не к тебе именно, а как бы в общем смысле. Прости меня.

С любовью.

                


Re: Крест - смерть плоти.
Дарья Добрынина, Православная - 11:32 15-10-2002
Хотелось бы мне знать- придерживались бы Вы своих взглядов на аборт, если бы были женщиной, у которой уже есть целая куча голодных детей, которая выкармливает грудью ребенка, будучи беременной следующим, и к тому же вынуждена ежедевно удовлетворять ненасытную похоть своего мужа, и так из года в год?

                


Re: Крест - смерть плоти.
Фамарь, христианка, РПЦ МП - 14:32 11-10-2002
Остается лишь восхититься твоей правильностью и праведностью, брат, твоей готовностью достойно воспитать и прокормить десяток-другой детишек или выдерживать многолетние посты... Но всем ли дано вместить? Никто не запрещает тебе быть строгим к себе, но стоит ли так повально осуждать других?..

                


О поблажках, сестра.
Андрей Л., православный - 13:05 14-10-2002
Дорогая Фамарь,

не дано- так не дано, но не ерничай.

Те, кто в сомнениях пребывает, - от чего так строго православие и на словах, и на деле, к которому призывает, - пусть подумают над смыслом того жеста, когда прикладывают три пальца ко лбу, затем к животу, а затем к правому и левому плечу.

Поблажки в православии - дело твоей совести, и честности перед Господом Иисусом, страдавшим за нас на кресте, образом которого ты себя осеняешь.

Почему ты так выборно, тут постимся, типа скоромного не едим, а тут, в сексе, нам поблажки давай?
Да, батюшка тебе почти всегда поблажки позволит, но потому что это ты у него просишь с мольбою, а не он тебя к этому призывает. Но учти, что поблажки, которые от тайного нерадения и лени, - будут в суд и осуждение тебе.
Если Господь попускает, то одобряет ли?

Пойми, сестра, одно дело - немощи наши и слезы от того, что немощны, а другое - оправдание себя со ссылками на батюшку. И еще пойми, дорогая, что поблажки это не массовая диета №2 - облегченная, и не послабление в делании веры, а индивидуальная, под епитрахилью, константация твоей немощи, и помощь тебе, чтобы в отчаяние не зашла от плача по немощам своим. Так ли у тебя?

С любовью.

                


Re: О поблажках, сестра.
Фамарь, христианка, РПЦ МП - 21:32 14-10-2002
Дорогой Андрей!

> Те, кто в сомнениях пребывает, - от чего так строго православие и на словах, и на деле, к которому призывает...

Может быть, для тебя Православие - это религия строгости и запретов, но для меня Христианство вообще и Православие в частности - это религия, прежде всего, Любви.

> Почему ты так выборно, тут постимся, типа скоромного не едим, а тут, в сексе, нам поблажки давай?

Если мне не изменяет память, речь шла не совсем о постах... Предположим, по каким-то причинам женщина какое-то время не может иметь детей. Ну, состояние здоровья не позволяет... Все, что ты сказал, будет верно только в том случае, если и муж, и жена все это время постятся (кстати, не только в сексе, но и в еде, молитвенно и т.д. - иначе, как показывает практика, срыв неминуем). А такое состояние здоровья может продолжаться многие годы... Ты готов к многолетнему посту? Искренне восхищаюсь - без ерниченья... А тут, на форуме, между прочим, у некоторых мужья - неверующие, порой даже воинствующие атеисты... Так по какому праву ты, брат, всех под одну гребенку?.. Господь хочет милости, а не жертвы!

> Да, батюшка тебе почти всегда поблажки позволит, но потому что это ты у него просишь с мольбою, а не он тебя к этому призывает. Но учти, что поблажки, которые от тайного нерадения и лени, - будут в суд и осуждение тебе.

Надеюсь, брат, это в тебе неофитский пыл говорит... Годков через десяток продолжим разговор... Пока лишь скажу, что никогда никаких поблажек у священников сама не просила - разве что во время беременности великим постом на отварную говядину... гемоглобин катастрофически упал, а на гранатовый сок денег не было... Все остальное - исключительно их инициатива... Ну, такие вот "странные" батюшки попадались - считали, что лучше я с пузом (во время беременности) или с лялькой на пол-Литургии прийду, зато каждую неделю... И ведь не один... И даже не в одном храме... Поразительное единодушие!.. И о послаблении телесного поста мне духовник мужа говорил без его (мужа) и уж, тем более, моей на то просьбы... Зато вот пришел тут один такой виртуальный деятель, и всем советы дает, как жить, без вникания в ситуацию... А потом Святейший на Епархиальном Совете удивляется, откуда у нас младостарцев развелось...

> И еще пойми, дорогая, что поблажки это не массовая диета №2 - облегченная, и не послабление в делании веры, а индивидуальная, под епитрахилью, константация твоей немощи, и помощь тебе, чтобы в отчаяние не зашла от плача по немощам своим. Так ли у тебя?

Знаешь, о том, что там под епитрахилью, мы с тобой пообщаемся, когда тебя рукоположат... А пока что, прости брат, но это - несколько не в твоей компетенции... Заносит тебя, брат... Надеюсь, это - по молодости и горячности... Надеюсь, пройдет... Искренне желаю...

С любовью о Господе.
Фамарь.

                


Андрей, так нельзя :(
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 14:11 14-10-2002
Вы открыто осуждаете Фамарь, а с ней всех участников давнишнего обсуждения. http://pravbeseda.org/agora/view.php?site=pravbeseda&bn=pravbeseda_roditeli&key=1016860011
Здесь рядом участников изложена аргументация, на которую Вы пока не ответили.
Вы писали, что Ваш опыт воцерковления пока мал - один год http://pravbeseda.org/agora/view.php?site=pravbeseda&bn=pravbeseda_roditeli&key=1014886382

Ваше ревность о Боге - вещь очень хорошая, незаменимая, но помните, что
1) осуждать других - это не дело, а дара прозорливости у Вас может пока и не быть ;)
2) После обращения у Вас особая благодать и помощь Божия - потом будет труднее
3) Мы еще посмотрим, что Вы будете говорить через несколько лет :)
4) предоставьте право решения "опытному священнику"

                


Простите.
Андрей Л., православный - 15:50 14-10-2002
Простите меня, дорогие сестры - Фамарь, Анна и Анна.

Грешен во всем перед вами. Но в ересь не впал.

С любовью.

                


Re: Простите.
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 00:32 15-10-2002
Андрей Л., Вы писали:
> Грешен во всем перед вами.

Простите и Вы - за нарвоучение.
PS помню, году так в 90м батюшка в Обыдженном говоил - ну что приходят и говорят, мол, "грешна во всем" - этого ведь не бывает... ;)

                


offtopик
Anton, Православный, РПЦ МП - 01:23 15-10-2002
> помню, году так в 90м батюшка в Обыдженном говоил - ну что приходят и говорят, мол, "грешна во всем" - этого ведь не бывает... ;)

Кажется у о. Димитрия Смирнова слышал такое : приходит к нему бабуля на исповедь и сходу заявляет : "Грешна во всём, батюшка". Отец Димитрий её строго так спрашивает : "Мотоциклы угоняла ?" ... - "Не-е-ет" ... - "Ну вот, а говоришь - во всём. Давай тогда кайся, в чём действительно грешила". :-)

                


Re: offtopик
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 01:49 15-10-2002
Может и у о. Дмитрия я это слыхала, но вроде у о. Глеба Каледы (а он был едкий батюшка, во время проповеди любил повторять: вот Вы говорите: " мы верующие" - и бесы веруют!!! - и трепещут, очень было страшно, эх, когда он ушел в Высокопетровский, за ним чуть не полхрама смыло), а может это фольклор, который все батюшки повторяли...

                


Re: Крест - смерть плоти.
Андрей Л., православный - 09:32 11-10-2002
И еще другими словами о том же самом, Анна,

- супружеское соитие, как любовь, - это акт, действие, которое подарил нам Бог по своему подобию, но плодом которого может быть или жизнь или смерть. Выбирая между тем и этим, фактически мы выбираем между Богом и сатаной.

С любовью

                


Re: Крест - смерть плоти.
Павел Г., православный - 14:21 11-10-2002
В точку!!! Вот буду думать теперь на чей я стороне, когда буду спать ложиться ............ :-)

                


Re: Зачем же так делать? :-((
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 22:12 06-10-2002
Факт, что так делают. После пяти детей - не знаю, но я видела ( неверующих) женщин, котороые так рассуждают и так себя ведут. Пример такой логики - от аборта вреда нет, а ОК - это для здоровья вредно, так как гормоны - и еще неизвестно, что туда мешают. А от превязки труб на животе останутся шрамы, Владимир - неужели непонятно?
И что тут говорить о православии, о каком-либо христианстве... речь идет о том, что у людей мозги повернуты наоборот. Это Советская власть...

                


Re: Еще раз об абортах
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 15:43 05-10-2002
Одна моя знакомая решила увести мужа у своей ближайшей подруги, а когда я намекнула ей, что это, мол, не совсем хорошо, она мне сказала, что как человек нетемпераментный я судить о таких вещах не могу. Есть ситуации исключительнык, но предстсавить себе, что человек несколько десятков раз забывает презерватив надеть... мне лично, как особе с низким темпераментом, довольно трудно.

                


Re: Еще раз об абортах
Дарья Добрынина, Православная - 13:34 06-10-2002
В жизни всякое бывает.

                


только бледнолициый брат наступает дважды на одни и те же грабли
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 22:14 06-10-2002
Дарья Добрынина, Вы писали:
> В жизни всякое бывает.

Да, "всякое бывает". Но не десять раз подряд :(

                


Re: Еще раз об абортах
Тарас, православный, АААПЦ - 18:08 05-10-2002
:( А мне почему-то недавно приведенная вами цитата вспомнилась: "Мы их душили-душили, душили-душили..." (С) Шариков П.П. :(

                


Re: Еще раз об абортах
Дарья Добрынина, Православная - 13:36 06-10-2002
Вы меня с кем-то путаете.

                


Это было ко мне (-)
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 16:17 06-10-2002