Попробую объяснить
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 10:17 09-01-2003
|
> > Беда в том, что не всякий может принять эту благодать.
>
> ну отказ-то от таинства не как уж не способствует принятию благодати
Я уже сказал, что и некрещеный младенец участвует в церковной жизни посредством духовной связи со своими родителями. Связь эта есть с момента зачатия и ослабевает с приходом ребенка в разум. Заметьте, что крещеные младенцы участвуют в таинствах по вере родителей, т.е. в силу именно этой духовной связи. И время крещения детей определяется верой родителей.
> >Младенец после рождения не теряет духовной связи со своей матерью, поэтому и некрещеный младенец приобщается к Церкви через церковную жизнь своей матери.
>
> Т.е. причащать младенцев ненужно???
См. выше. А вообще напрасно Вы не прочитали рекомендованный мною текст (http://www.pravbeseda.org/library/books/zaicev10.html), там нашли бы ответы на многие Ваши недоумения. Несколько выдержек оттуда:
"Известно, что в X веке в Константинополе детей не крестили очень рано. Они подходили ко Крещению постепенно: в 8-й день по рождении они получали имя, в 40-й день воцерковлялись, “становились христианами”, как говорят источники, еще перед Крещением. Они получали право входить в храм и слушать чтения. Становились оглашенными –“иже ко просвещению” – на 4-й седмице Великого поста, вероятно, несколько лет спустя. Затем отрекались от диавола и сочетались Христу в Великий Пяток, во время чинопоследования, которое совершал Патриарх перед вечерней с Литургией Преждеосвященных Даров. И, наконец, на вечерне Великой субботы они получали Крещение и Миропомазание от Патриарха, пока в храме читались паремии Великой субботы” (Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 1995. С. 32)
Крещение младенцев не было в Древней Церкви общепринятой традицией, но скорее довольно редким исключением. Достаточно вспомнить специальные увещания Отцов IV в., обращенные к откладывающим крещение христианам. Эти увещания стали появляться, когда благодаря государственному статусу христианской религии в Церковь хлынул поток номинальных христиан и практика длительного оглашения, которая прежде расценивалась как необходимая подготовка к великому таинству, стала превращаться в злоупотребление, – в сознательное откладывание таинства, нередко даже до глубокой старости. Большинству номинальных христиан, так и не изживших в себе языческий менталитет, хотелось и на земле пожить, как говорится, в свое удовольствие, а затем без всяких усилий, “даром” войти и в Небесное Царство, приняв крещение перед самой смертью. Это, проистекающее из полного непонимания ни смысла самого крещения, ни смысла христианской жизни вообще, злоупотребление вызывало резкие обличения со стороны свв. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и др.
Но при этом важен тот факт, что перечисленные Отцы, несмотря на то, что воспитывались в христианских семьях, среди святых людей, сами были крещены уже в зрелом возрасте. Это является еще одним прямым указанием на то, что древние Отцы Церкви не считали, что некрещеные младенцы и, вообще, некрещеные люди неизбежно погибнут, иначе такое их отношение к крещению можно было бы расценить только как опасную, даже непростительную беспечность. Если бы мнение, что все некрещеные не имеют никакой надежды, действительно было учением Церкви, то на протяжении всей своей истории она устами своих святых свидетелей должна бы буквально трубить во всеуслышание: “Креститесь все немедленно, не откладывайте крещение ни на мгновение, ибо не знаете, в какой час будете похищены смертью!”
Но что мы видим на самом деле? – Практику продолжительного, нередко в течение 2-3-х лет, оглашения перед принятием крещения. Видим, что, например, свт. Василий Великий, воспитанный в роду, сразу несколько представителей которого были святыми (св. Макрина, св. Петр Севастийский, св. Григорий Нисский), принимает крещение в возрасте 30 лет!, проведя перед тем уже немалое время в монашеских подвигах и даже написав некоторые аскетические произведения.
Прошу прощения, что вынужден был привести столь пространные цитаты, но они многое объясняют.
> >В древней Церкви случаи крещения младенцев были редки. Почти все древние святые, чье время крещения нам известно, крестились в зрелом возрасте.
>
> И апостолы крестились не в младенчестве, может быть у них родители не верили в Христа и причина в этом?
Ответ дан выше в приведенной цитате.
> > В принятии крещения в сознательном возрасте есть важный педагогический аспект.
>
> Т.е. Вы предлагаете лишать ребенка таинств церкви ради "важного педагогического момента"?
Почему младенец ничего не лишается я объяснил выше.
Свт. Григорий Богослов, крестившийся в 24 года советует (именно советует!) своим слушателям: “…дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же напечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения” (Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 562.)
> >Есть разные церковные традиции и выбор времени крещения остается за родителями.
>
> Вы уж извините за мою резкость и необразованность, но другой "церковной традиции" крестить детей в зрелом возрасте кроме как у баптистов я не знаю.
Прошу понять меня правильно. Я не противник крещения младенцев. Есть разные традиции. все они освящены и благословлены Церковью. Речь о том, чтобы правильно относиться к таинствам, не свести их к формальной обрядности (думаю, наличие разных церковных традиций промыслительно и полезно нам, мы учимся таким образом отделять главное от второстепенного). Речь о том, чтобы достойно принять таинство и не втоптать в грязь ризы христианина в последующей жизни, не уничижить Таинство. И ответственность тут целиком лежит на родителях, чьей духовной жизнью и верой и питается младенец. Поэтому выбор времени крещения определяется верой родителей.
|
|