Родительский форум

Когда крестить ребёнка
Денис ЛБ, Православный Христианин - 20:51 04-01-2003
Прошу помочь в одном важном для меня деле:
я хочу крестить своего сына - и не могу выбрать когда это сделать.
Сыну всего четыре месяца.
Меня тревожит, что на улице холодно, а он еще очень мал.
С какого возроста лучше крестить, что бы не подвергать лишний раз риску здоровье ребёнка?
Как выбрать день его крещения?
Стоит ли , как это сказать, "приурочить" к какой либо дате или празднику?
Спасибо за ответ.

                


Re: Удивляюсь!
Домника, православная - 14:40 28-01-2003
Я считаю, что крестить ребенка надо как можно скорее после рождения. Вас тревожит, что холодно, а не будет вас тревожить, если ваш ребенок, не дай Бог, умрет? Тогда вы не будете тревожиться? Неужели вы не понимаете, что крещение - главное условие спасения и наследия Царства Небесного. Вы же называете себя Православным, так к чему такие вопросы?

                


Re: Когда крестить ребёнка
Екатерина-Катя, православная - 17:31 08-01-2003
По-моему, уже и можно и даже нужно крестить, ведь после принятия этого Таинства Вы сможете носить младенчика ко Причастию, а это очень важно!

                


Re: Когда крестить ребёнка
Тарас, православный, АААПЦ - 08:23 05-01-2003
Попробуйте заглянуть по данной ссылке в 5-ю главу "Книги о Церкви": http://www.ortho-rus.ru/book/home1.htm .

                


Re: Когда крестить ребёнка
ИУЛИЯ, Православие - 14:40 08-01-2003
У нас в храме часто крестят день так на 40-й. А по-хорошему, насколько я знаю, на 8-й надо (!).

                


Вопрос традиции
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 15:04 08-01-2003
> У нас в храме часто крестят день так на 40-й. А по-хорошему, насколько я знаю, на 8-й надо (!).

Это вопрос не канонический, а исключительно церковной традиции. Поэтому Вы не найдете жестких соборных определений о времени крещения. У разных св. отцов можно найти разные советы касательно времени крещения. Выбирать - родителям. Современная спешка связана с распространенным ныне лжеучением о том, что некрещенные младенцы не спасаются. Поскольку данная точка зрения является вымыслом, чуждым Священному Преданию, то необходимость в срочности крещения отпадает.

                


Re:
Кирилл П., православный РПЦ МП - 16:47 08-01-2003
"Поскольку данная точка зрения является вымыслом, чуждым Священному Преданию, то необходимость в срочности крещения отпадает"

А как же Благодать - то, Ангел Хранитель, Святые Тайны? "Срочность" может быть и не нужна, хотя, на мой взгляд, ничего плохого в этом нет и уж точно, тянуть не надо, да и не зачем!

о не крещенных младенцах: http://pms.orthodoxy.ru/uz/print.asp?section=preach&article=new26

                


Re:
ИУЛИЯ, Православие - 09:22 09-01-2003
Благодарю за ссылку. В источниках, с которыми знакома я, сказано, что некрещённые младенцы будут иметь "малое утешение".

                


Re:
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 17:19 08-01-2003
Кирилл П., Вы писали:
> "Поскольку данная точка зрения является вымыслом, чуждым Священному Преданию, то необходимость в срочности крещения отпадает"
>
> А как же Благодать - то, Ангел Хранитель, Святые Тайны?

Благодать, как известно, "дождит" на праведных и неправедных, на крещенных и некрещенных, Бог любит каждого человека. Беда в том, что не всякий может принять эту благодать. Младенец после рождения не теряет духовной связи со своей матерью, поэтому и некрещенный младенец приобщается к Церкви через церковную жизнь своей матери. В древней Церкви случаи крещения младенцев были редки. Почти все древние святые, чье время крещения нам известно, крестились в зрелом возрасте.

> ничего плохого в этом нет и уж точно, тянуть не надо, да и не зачем!

В принятии крещения в сознательном возрасте есть важный педагогический аспект. Но и в крещении младенцев ничего плохого нет, если за этим последует христианское воспитании. Есть разные церковные традиции и выбор времени крещения остается за родителями.

                


Re: не могу соглиться
Кирилл П., православный РПЦ МП - 17:41 08-01-2003
Александр Иванов, Вы писали:

> Беда в том, что не всякий может принять эту благодать.

ну отказ-то от таинства не как уж не способствует принятию благодати

>Младенец после рождения не теряет духовной связи со своей матерью, поэтому и некрещеный младенец приобщается к Церкви через церковную жизнь своей матери.

Т.е. причащать младенцев ненужно???

>В древней Церкви случаи крещения младенцев были редки. Почти все древние святые, чье время крещения нам известно, крестились в зрелом возрасте.

И апостолы крестились не в младенчестве, может быть у них родители не верили в Христа и причина в этом?


> В принятии крещения в сознательном возрасте есть важный педагогический аспект.

Т.е. Вы предлагаете лишать ребенка таинств церкви ради "важного педагогического момента"?

>Есть разные церковные традиции и выбор времени крещения остается за родителями.

Вы уж извините за мою резкость и необразованность, но другой "церковной традиции" крестить детей в зрелом возрасте кроме как у баптистов я не знаю.

Простите

                


Попробую объяснить
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 10:17 09-01-2003
> > Беда в том, что не всякий может принять эту благодать.
>
> ну отказ-то от таинства не как уж не способствует принятию благодати

Я уже сказал, что и некрещеный младенец участвует в церковной жизни посредством духовной связи со своими родителями. Связь эта есть с момента зачатия и ослабевает с приходом ребенка в разум. Заметьте, что крещеные младенцы участвуют в таинствах по вере родителей, т.е. в силу именно этой духовной связи. И время крещения детей определяется верой родителей.

> >Младенец после рождения не теряет духовной связи со своей матерью, поэтому и некрещеный младенец приобщается к Церкви через церковную жизнь своей матери.
>
> Т.е. причащать младенцев ненужно???

См. выше. А вообще напрасно Вы не прочитали рекомендованный мною текст (http://www.pravbeseda.org/library/books/zaicev10.html), там нашли бы ответы на многие Ваши недоумения. Несколько выдержек оттуда:

"Известно, что в X веке в Константинополе детей не крестили очень рано. Они подходили ко Крещению постепенно: в 8-й день по рождении они получали имя, в 40-й день воцерковлялись, “становились христианами”, как говорят источники, еще перед Крещением. Они получали право входить в храм и слушать чтения. Становились оглашенными –“иже ко просвещению” – на 4-й седмице Великого поста, вероятно, несколько лет спустя. Затем отрекались от диавола и сочетались Христу в Великий Пяток, во время чинопоследования, которое совершал Патриарх перед вечерней с Литургией Преждеосвященных Даров. И, наконец, на вечерне Великой субботы они получали Крещение и Миропомазание от Патриарха, пока в храме читались паремии Великой субботы” (Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 1995. С. 32)

Крещение младенцев не было в Древней Церкви общепринятой традицией, но скорее довольно редким исключением. Достаточно вспомнить специальные увещания Отцов IV в., обращенные к откладывающим крещение христианам. Эти увещания стали появляться, когда благодаря государственному статусу христианской религии в Церковь хлынул поток номинальных христиан и практика длительного оглашения, которая прежде расценивалась как необходимая подготовка к великому таинству, стала превращаться в злоупотребление, – в сознательное откладывание таинства, нередко даже до глубокой старости. Большинству номинальных христиан, так и не изживших в себе языческий менталитет, хотелось и на земле пожить, как говорится, в свое удовольствие, а затем без всяких усилий, “даром” войти и в Небесное Царство, приняв крещение перед самой смертью. Это, проистекающее из полного непонимания ни смысла самого крещения, ни смысла христианской жизни вообще, злоупотребление вызывало резкие обличения со стороны свв. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и др.

Но при этом важен тот факт, что перечисленные Отцы, несмотря на то, что воспитывались в христианских семьях, среди святых людей, сами были крещены уже в зрелом возрасте. Это является еще одним прямым указанием на то, что древние Отцы Церкви не считали, что некрещеные младенцы и, вообще, некрещеные люди неизбежно погибнут, иначе такое их отношение к крещению можно было бы расценить только как опасную, даже непростительную беспечность. Если бы мнение, что все некрещеные не имеют никакой надежды, действительно было учением Церкви, то на протяжении всей своей истории она устами своих святых свидетелей должна бы буквально трубить во всеуслышание: “Креститесь все немедленно, не откладывайте крещение ни на мгновение, ибо не знаете, в какой час будете похищены смертью!”

Но что мы видим на самом деле? – Практику продолжительного, нередко в течение 2-3-х лет, оглашения перед принятием крещения. Видим, что, например, свт. Василий Великий, воспитанный в роду, сразу несколько представителей которого были святыми (св. Макрина, св. Петр Севастийский, св. Григорий Нисский), принимает крещение в возрасте 30 лет!, проведя перед тем уже немалое время в монашеских подвигах и даже написав некоторые аскетические произведения.

Прошу прощения, что вынужден был привести столь пространные цитаты, но они многое объясняют.

> >В древней Церкви случаи крещения младенцев были редки. Почти все древние святые, чье время крещения нам известно, крестились в зрелом возрасте.
>
> И апостолы крестились не в младенчестве, может быть у них родители не верили в Христа и причина в этом?

Ответ дан выше в приведенной цитате.

> > В принятии крещения в сознательном возрасте есть важный педагогический аспект.
>
> Т.е. Вы предлагаете лишать ребенка таинств церкви ради "важного педагогического момента"?

Почему младенец ничего не лишается я объяснил выше.

Свт. Григорий Богослов, крестившийся в 24 года советует (именно советует!) своим слушателям: “…дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же напечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения” (Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 562.)

> >Есть разные церковные традиции и выбор времени крещения остается за родителями.
>
> Вы уж извините за мою резкость и необразованность, но другой "церковной традиции" крестить детей в зрелом возрасте кроме как у баптистов я не знаю.

Прошу понять меня правильно. Я не противник крещения младенцев. Есть разные традиции. все они освящены и благословлены Церковью. Речь о том, чтобы правильно относиться к таинствам, не свести их к формальной обрядности (думаю, наличие разных церковных традиций промыслительно и полезно нам, мы учимся таким образом отделять главное от второстепенного). Речь о том, чтобы достойно принять таинство и не втоптать в грязь ризы христианина в последующей жизни, не уничижить Таинство. И ответственность тут целиком лежит на родителях, чьей духовной жизнью и верой и питается младенец. Поэтому выбор времени крещения определяется верой родителей.

                


Re: не могу соглиться
Anton, Православный, РПЦ МП - 18:57 08-01-2003
>>В древней Церкви случаи крещения младенцев были редки. Почти все древние святые, чье время крещения нам известно, крестились в зрелом возрасте.
> И апостолы крестились не в младенчестве, может быть у них родители не верили в Христа и причина в этом?

Насчёт этого - все они (имею ввиду св. Василия Великого http://www.days.ru/Life/life135.htm , св. Григория Богослова http://www.days.ru/Life/life304.htm и св. Иоанна Златоуста http://www.days.ru/Life/life2532.htm ) были воспитываемы чрезвычайно ревностными родителями-христианами )

> > В принятии крещения в сознательном возрасте есть важный педагогический аспект.
> Т.е. Вы предлагаете лишать ребенка таинств церкви ради "важного педагогического момента"?

Кажется, Александр не предлагал неприменно "лишать", но лишь говорил о допустимости обоих подходов.

> >Есть разные церковные традиции и выбор времени крещения остается за родителями.
> Вы уж извините за мою резкость и необразованность, но другой "церковной традиции" крестить детей в зрелом возрасте кроме как у баптистов я не знаю.

Не знаете - так узнайте ! :-) Сейчас доступно множество аутентичной христианской литературы, в том числе в интернете - ищущий да обрящет. Баптисты же тут ни при чём - и их "наезды" на Православие происходят также от незнания (непонимания) того, что в Церкви существуют оба подхода к Таинству Крещения. (да и само понимание Крещения у них извращено)

P.S. Хотя лично мне кажется, что если нет каких-то особенных причин, то лучше крестить ребёнка в младенчестве и стараться воспитать его с самого начала в христианской вере, но при этом постоянно давая ему свободу выбора (как только он начнёт что-то осознавать) - идти или не идти в храм, соблюдать или не соблюдать молитвенное правило, пост и т.п.

                


Re: Вопрос традиции
ИУЛИЯ, Православие - 16:13 08-01-2003
Чего-то я, видать, недопонимаю. Лжеучение? А для чего тогда крещение по чину "страха смертного ради"? недавно книгу умную читала, там собраны ПРИНЯТЫЕ ЦЕРКОВЬЮ описания видений о Страшном суде, и там об этом есть... Очень прошу ответить,- хотя бы на "мыло", если оффтопик получается.

                


Re: Вопрос традиции
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 16:53 08-01-2003
> А для чего тогда крещение по чину "страха смертного ради"?

Простите мою неграмотность, есть такой чин? Или Вы имеете ввиду разрешение в особых случаях на совершение Таинства мирянином? Есть такое. Но это относится в первую очередь к крещению взрослых. Уверовавшему умерающему действительно важно перед смертью получить Святое Крещение, отрекшись от прежней греховной жизни. Младенец же не имеет грехов, его крещение в таких случаях обусловлено не опасностью его духовной погибели, а лишь родительской волей, желанием получить воможность поминания на богослужении...

> недавно книгу умную читала, там собраны ПРИНЯТЫЕ ЦЕРКОВЬЮ описания видений о Страшном суде, и там об этом есть...

Беда в том, что сейчас под видом умных церковных книжек издается много всякого разного, сказывается полное отсутствие церковной цензуры. Так что нужно быть очень осмотрительным с литературой.

Рекомендую прочитать http://www.pravbeseda.org/library/books/zaicev10.html
К сожалению, там нет оглавления, но поиском можно найти главку о крещении младенцев. Там Вы найдете множество святоотеческих цитат и ссылок на церковное учение по этому вопросу.

                


Re: Младенец же не имеет грехов
Виталий Харитонов, православный - 13:33 10-01-2003
Александр Иванов, Вы писали:
> Младенец же не имеет грехов...

1. Первородный грех гарантирован, если я правильно понимаю.
2. Другие грехи разве исключены?

                


Re: Младенец же не имеет грехов
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 13:55 10-01-2003
> > Младенец же не имеет грехов...
>
> 1. Первородный грех гарантирован, если я правильно понимаю.

"Первородный грех" - неудачный термин, калька с западного богословия. Это не грех в собственном смысле, а врожденная наклонность ко греху. Подробнее см:
http://pravbeseda.org/agora/view.php?site=pravbeseda&bn=pravbeseda_beseda&key=1042183481

> 2. Другие грехи разве исключены?

Думаю, да. Любой грех подразумевает направление воли и разума. Потерявшего рассудок самоубийцу Церковь отпевает, не так ли? Исповедовать детей начинают с 6-7 лет и именно этим рубежом определяется приход ребенка в разум и способность управлять собой, начать духовную брань. До этого рубежа неправильные поступки малыша Церковью не рассматриваются как сознательные, т.е. как грех, хотя безусловно они нуждаются в исправлении со стороны взрослых.

                


Грех неведения
Виталий Харитонов, православный - 15:20 10-01-2003
Хотелось бы узнать мнение участников форума, наипаче же мнение Александра Иванова, о грехе в неведении.
Грех в неведении — грех или не грех?

                


Re: Грех неведения
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 13:31 13-01-2003
Виталий Харитонов, Вы писали:
> Хотелось бы узнать мнение участников форума, наипаче же мнение Александра Иванова, о грехе в неведении.
> Грех в неведении — грех или не грех?

"Грехи "неведением" происходят от немощи естества человеческого. Весьма трудно усмотреть за собой эти грехи и предохраниться от них. "Грехопадения кто разумеет?" (Пс. 18, 13), - говорит пророк Давид, то есть кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое. Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблюстись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: "от тайных моих очисти меня", то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых даже не считаю за грехи."
http://www.nfhram.ru/static/17/out_58.shtml

Грех неведения - тоже грех. Но грехи по немощи естества не случайно именуются грехами простительными (см., например, "Невидимую брань", ч.1, гл.28), не они стоят основным препятствием на пути ко спасению. "Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться." (Свт. Иоанн Златоуст). О каком нежелании перемениться можно говорить в нашем случае?

                


Противоречие
Виталий Харитонов, православный - 13:26 25-03-2003
Александр Иванов, Вы писали:

> Грех неведения - тоже грех.

а чуть раньше Вы писали:

>Любой грех подразумевает направление воли и разума. Потерявшего рассудок самоубийцу Церковь отпевает, не так ли? Исповедовать детей начинают с 6-7 лет и именно этим рубежом определяется приход ребенка в разум и способность управлять собой, начать духовную брань. До этого рубежа неправильные поступки малыша Церковью не рассматриваются как сознательные, т.е. как грех, хотя безусловно они нуждаются в исправлении со стороны взрослых.

Вы противоречите сами себе: с одной стороны, грех неведения - грех, с другой стороны - не грех.

                


Re: Противоречие
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 13:44 25-03-2003
> Вы противоречите сами себе: с одной стороны, грех неведения - грех, с другой стороны - не грех.

Да нет, я подпишусь под этими словами. С одной стороны грех, с другой - нет. Просто как корпускулярно-волновая теория :-)

Человеческая природа настолько повреждена и искажена грехопадением, что четко отделить грех от добродетели невозможно. (Только не бейте сразу за эти слова, попытайтесь понять). Древние отцы оплакивали свои добродетели (!) как грехи. И они не лукавили.

                


Re: Грех неведения
Тарас, православный, АААПЦ - 19:45 10-01-2003
Лучше наверное этот вопрос задать Тому, Кто будет такой грех вменять.

                


Re: Грех неведения
Anton, Православный, РПЦ МП - 16:22 10-01-2003
> Хотелось бы узнать мнение участников форума, наипаче же мнение Александра Иванова, о грехе в неведении.
> Грех в неведении — грех или не грех?

Imho всё, конечно, зависит от конкретной ситуации (напр. апостол Павел говорил о язычниках, не знающих закона Моисеева, что они не имели греха нарушения закона Моисеева, хотя и имели грех нарушения закона естественного). Но чаще всего, думаю, то, что мы называем грехом неведения - это грех, хотя и со "смягчающим" обстоятельством. Практика Церкви в отношении греха в неведении, кажется, также говорит об этом.

                


Re: Вопрос традиции
Anton, Православный, РПЦ МП - 16:44 08-01-2003
А в каком возрасте приняли Святое Крещения трое выдающихся Учителей Церкви : св. Василий Великий, св. Григорий Богослов и св. Иоанн Златоуст ?