Re: О смысле поста
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 08:44 10-03-2003
|
Дорогая Дарья,
наш батюшка (имеющий пятерых детей, и множество внуков, и среди них есть священники) сказал, что уже с двух-летнего возраста надо приучать ребенка к воздержанию. В первую седмицу поста лишить мяса, и впредь и всегда с этого момента - и по средам и пятницам. Еще он сказал, что людям, страдающим заболеваниями желудка, печени и пр., когда якобы нет возможности поститься, - надо поститься. Просто молоко (или что там еще может быть необходимым) надо выпивать отдельно от пищи, - как лекарство, с молитвой об исцелении, - но избегать любых продуктов, включающих, к примеру, молоко в своем составе. Тогда и пост будет соблюден, и вреда организму не произведется. Думаю, что это можно и нужно применять и к детям.
Еще по поводу другой стороны поста. О духовной.
Признавать себя греховным - это естественный процесс наших душ, выбранных Богом Отцом для следования за Христом. Если бы мы были на это не способны, мы были бы в другом "лагере", - Он бы нас не призвал. Но просто сознавать себя греховным - ничего не значит, т.к. сознавать можно всю жизнь, и при этом ни грамма не исправляться. А ведь для наследования Царствия Божия необходимо именно изменить себя. Только благие дела - милостыня, помощь, - это как новые заплатки на ветхой одежде, - я их пришиваю, а старая одежда все-равно в других местах рвется, да и заплатки отрываются... Все тщетно. Необходимо менять эту старую, ветхую одежду. И тут вопрос - как это делается?
Очевидно, что сам путник-слепец, чтобы он там себе не выдумывал о предстоящей дороге, пощупав пальцами землю у ног или расспросив таких же путников-слепцов, - будет пребывать в полном заблуждении о выбранном пути или, если духовно, - в прелести. Нужен зрячий поводырь. Причем, не обязательно известный, но вызывающий доверие и зарекомендовавший себя через других известных мне слепцов.
Простите, что такое отступление сделал не о детях, но теперь уже к детям.
Ребенок - это абсолютный слепец, но обладающий ценнейшим, но исчезающим с годами даром, - простотой. Всему ребенка надо учить, но сохранять простоту, да и мне самому надо впитывать в себя его простоту.
Простота хороша тем, что с ее помощью наиболее легче и короче окажется путь слепца за своим зрячим поводырем. Простой человек не своевольничает, ни упорствует в своем слепом хотении и само-слепых-рассуждениях, - он во всем послушен. Хоть бы ему сказали и скоромного съесть в дни поста, - для него это будет не лакомство, а послушание, - как необходимое лекарство (от слепоты). Вот и будем (наша семья) стараться вместе с ограничениями в пище и, может, еще в чем-то, вырабатывать в детях необходимость(!), - как креститься, как мыть руки перед едой, - послушания нам, родителям. Т.е. в дни поста сделаем упор именно на выработке у детей послушания без рассуждения.
Приучать к послушанию, наверное, лучше начинать "с пеленок", чтобы когда вырастет имел задатки, как "мышечная память", к послушанию не только к родителям, но главное, - к своему духовному отцу. Т.к. судя по себе, неуважение в детском возрасте к мнению родителей через ропот, самочиние, самомнение и самоупование, - первейший враг для подчинения себя во взрослом возрасте следованию за Христом, отвержения себя от мира, принятия добровольного послушания, и как прямое следствие, - путь в прелесть, в яму, а не к спасению.
Как вырабатывать в ребенке эти первейше необходимые качества - зависит, конечно, от разумения родителей, но вперед зависит от их личной готовности ко взятию послушания и на себя самих, - послушания как своему духовнику, так и друг другу. Будем учить не только детей (любовь и строгость, строгость и любовь), но и сами себя воспитывать, и слушаться друг друга без самохотения. Дни Великого Поста, как мне представляется, наиболее благодатное время для этого.
Желаю и вашей семье найти в дни Поста собственного зрячего поводыря, уметь слушать друг друга, и помощи Святаго Духа.
В качестве эпилога:
"Лелей дитя, и оно устрашит тебя" (св. Иоанн Златоуст)
С уважением и любовью.
|
|