Re: Ангелоподобие ребёнка.
Anton, Православный, РПЦ МП - 12:42 14-05-2003
|
> по богословским исследованиям детские души признают образами ангелов небесных.
Хоть и не знаю таких исследований, но, пожалуй, соглашусь. Детские души являются (в какой-то мере) образами ангелов - т.к. подобны им по многим качествам : простоте, незлобии, искренности и т.п. Вот и св.Феофилакт Болгарский в толковании на известный эпизод из Евангелий, когда дети пришли ко Христу, пишет :
"Но Христос, желая показать, что Он больше любит незлобивых, запрещает им, и говорит: оставите детей, таковых бо есть царство небесное. Не сказал - сих, но - таковых, то есть простых, чуждых злобы и лукавства."(Мф 19:14)
"Что же Христос? Научая учеников смиренномудрствовать и отвергать мирское надмение, Он принимает и обнимает детей. Сим Он показывает, что приемлет незлобивых: потому и говорит: тацех бо есть царствие Божие. Заметь, не сказал: сих (детей) есть царствие, но: таковых, то есть, стяжавших такое же незлобие, какое дети имеют по природе. Ибо дитя не завидует, не помнит зла и, будучи наказуемо материю, не бежит от нее, ко, хотя бы и рубище она носила, предпочитает ее царице: так и добродетельно живущий предпочитает мать свою, разумею Церковь, всему, и не увлекается житейскими наслаждениями."(Мк 10:14)
"Учит Он и “словом”, говоря, что таковых есть царствие небесное, кои имеют расположение детское. Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастии не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто. Посему, кто живет смиренно и незлобиво, и кто принимает царствие Божие как дитя, то есть без коварства и любопытства, но с верою, тот приятен пред Богом." (Лк 18:16)
Из всего вышеперечисленного видно, что святоотеческое понимание наиболее, пожалуй, яркого эпизода с детьми из Евангелия таково :
В той мере, насколько детская душа имеет и Вами упомянутые качества : т.е. чистоту, непорочность, простоту - именно в этой мере тех (детей) есть царствие Божие, в той мере они и подобны ангелам. Очевидно, при этом, что нельзя сказать про всех детей, что они имеют все эти качества - т.е. все дети подобны ангелам в разной мере.
> Именно поэтому наверное ангелов изображают в иконописи в виде младенцев (детей).
Может быть я ошибаюсь, но, кажется, традиция изображать ангелов в виде детей (ангелочков) - достаточно поздняя и католического происхождения. Православная же традиция всегда изображала ангелов в виде уже достаточно взрослых юношей.
В общем-то я думаю, что правы и те, кто говорит, что дети - это ангелы (если не забывать при этом, что речь всё же идёт не о некоем "автоматическом" подобии, а о подобии неких свойств), но также правы и те, кто говорит, что дети - это далеко не ангелы, имея ввиду какие-то нехорошие свойства детей (та же хитрость, злоба, своеволие), которые могут проявляться уже в достаточно раннем возрасте (даже ранее 7 лет).
|
|