Родительский форум

Ангелоподобие ребёнка.
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 11:43 14-05-2003
Как-то неоднократно в других разделах форума всплывал вопрос о ангелоподобии детской души. Но так же вскользь этот вопрос исчезал без должного внимания к нему.
Хочется наконец обсудить специально его. Насколько я понимаю (к сожалению ссылку на источник дать затрудняюсь), но по богословским исследованиям детские души признают образами ангелов небесных. Именно поэтому наверное ангелов изображают в иконописи в виде младенцев (детей). В отношении Исповеди и Причастия детей до 7 лет вообще Церковь особо чтит, повторяться не буду. И всё это не по глупости или несамостоятельности ребёнка, а именно по особой чистоте, непорочности и простоте детской души.
Одно духовное лицо в разговоре прямо сказала одной женщине: "Бог послал тебе ангела, а ты что с ним сделала? Совершила оборт."

Хотелось бы услышать подтверждение этих мыслей, привести участников форума к единому мнению на этот счёт.

                


Re: Ангелоподобие ребёнка.
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 13:41 26-05-2003
Картинка из жизни (Сам не видел, но расказывали очень живописно)
Бабушка отшлепала внука. Прошло с полчаса - слышит в избе вой нечеловеческий. Внучек - 3х лет от роду решил бабушке отомстить.
Кота в печную топку запихивает. Кот орет, понтно дело, лапы врастопырку, в печку лезть не желает. Как только не подрал мальца котяра - размером-то немного уступал...

                


Не всё так просто.
Дионисий(Рысс), Православное христианство - 19:46 20-05-2003
В половине 18 столетия во Франции явился ученый именем Руссо,который измыслил такое учение о воспитании детей,которое причинило очень много существенного вреда целым тысячам несчастных детей.Он учил именно,что дитя появляется на свет добрым и ничуть неиспорченным.Поэтому стоит только дитя предоставить самому себе,и оно непременно останется цельным,неповрежденным,добрым.Когда дитя подвергается воздействию на него воспитателей,родителей и учителей,то оно чрез это становится хуже,портится.Только чрез воспитание,говорит Руссо,привходят все дурные наклонности и и страсти в совершенно невинную и неиспорченную натуру дитяти.Как ложно и превратно такое учение,в этом убеждает нас и опыт,и Божественное Откровение.Руссо,а с ним и многие другие вольнодумные,неверующие педагоги говорят,что дитя от природы неиспорченно,но ежедневный опыт решительно ниспровергает такой взгляд и учит нас совершенно противному.Из этого опыта мы видим,что совершенно маленькие,еще грудные дети,которые никем не могли еще быть испорчены,имеют уже свои значительные недостатки и дурные качества.И они уже бывают иногда самолюбивы,и упорны,и капризны,и вспыльчивы,и раздражительны.Есть дети,которые от природы имеют наклонности к ленности,другие ко лжи и обману,одни к изнеженности и чувственности,а другие к лакомству и воровству.Но что можно усматривать таким образом из ежедневного опыта,это подтверждает и Божественное Откровение.Именно последнее учит,что дитя появляется на свет зараженным наследственным грехом и что через этот наследственный грех природа дитяти испорчена и склонна более ко злу,чем к добру.Следовательно,эту наклонность ко греху и злу дитя имеет в себе самом ,а не отвне получает её.Правда,то же христианское Откровение учит нас и тому,что душа дитяти очищается от первородного,наследственного греха и освящается во святом крещении;но ослабляемая в этом крещении наклонность ко греху отнюдь.однако,не уничтожается и не искореняется совершенно.
Итак,и опыт,и Откровение учат нас,что дитя появляется на свет не с совсем доброю и неповрежденную природу,но с испорченную,предрасположенную ко злу.
Священномученик Владимир,митр. Киевский и Галицкий."Беседы о православном воспитании детей."

                


вот верно!
pasha_z, православный - 01:17 03-07-2003
гы, на личном опыте и страданиях подтверждаю это.

дочке Сашеньке еще 9 мес., но все наклонности видны как на ладони. среди них есть и не очень хорошие. она сильно и упрямо отпихивает тебя, если не нравишься. и, представляете, уже хочет краситься! смотрит с вожделением на взрослого, делающего это. то ли еше будет!!!

будем молиться за нее. и воспитывать. вот!

                


Re: а зачем?
Кирилл П., православный РПЦ МП - 18:34 15-05-2003
зачем пытаться "привести участников форума к единому мнению на этот счёт"? В чем смысл? Вы же не будете по другому относить к своему ребенку?

                


Re: Ангелоподобие ребёнка.
Anton, Православный, РПЦ МП - 12:42 14-05-2003
> по богословским исследованиям детские души признают образами ангелов небесных.

Хоть и не знаю таких исследований, но, пожалуй, соглашусь. Детские души являются (в какой-то мере) образами ангелов - т.к. подобны им по многим качествам : простоте, незлобии, искренности и т.п. Вот и св.Феофилакт Болгарский в толковании на известный эпизод из Евангелий, когда дети пришли ко Христу, пишет :

"Но Христос, желая показать, что Он больше любит незлобивых, запрещает им, и говорит: оставите детей, таковых бо есть царство небесное. Не сказал - сих, но - таковых, то есть простых, чуждых злобы и лукавства."(Мф 19:14)

"Что же Христос? Научая учеников смиренномудрствовать и отвергать мирское надмение, Он принимает и обнимает детей. Сим Он показывает, что приемлет незлобивых: потому и говорит: тацех бо есть царствие Божие. Заметь, не сказал: сих (детей) есть царствие, но: таковых, то есть, стяжавших такое же незлобие, какое дети имеют по природе. Ибо дитя не завидует, не помнит зла и, будучи наказуемо материю, не бежит от нее, ко, хотя бы и рубище она носила, предпочитает ее царице: так и добродетельно живущий предпочитает мать свою, разумею Церковь, всему, и не увлекается житейскими наслаждениями."(Мк 10:14)

"Учит Он и “словом”, говоря, что таковых есть царствие небесное, кои имеют расположение детское. Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастии не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто. Посему, кто живет смиренно и незлобиво, и кто принимает царствие Божие как дитя, то есть без коварства и любопытства, но с верою, тот приятен пред Богом." (Лк 18:16)

Из всего вышеперечисленного видно, что святоотеческое понимание наиболее, пожалуй, яркого эпизода с детьми из Евангелия таково :
В той мере, насколько детская душа имеет и Вами упомянутые качества : т.е. чистоту, непорочность, простоту - именно в этой мере тех (детей) есть царствие Божие, в той мере они и подобны ангелам. Очевидно, при этом, что нельзя сказать про всех детей, что они имеют все эти качества - т.е. все дети подобны ангелам в разной мере.

> Именно поэтому наверное ангелов изображают в иконописи в виде младенцев (детей).

Может быть я ошибаюсь, но, кажется, традиция изображать ангелов в виде детей (ангелочков) - достаточно поздняя и католического происхождения. Православная же традиция всегда изображала ангелов в виде уже достаточно взрослых юношей.

В общем-то я думаю, что правы и те, кто говорит, что дети - это ангелы (если не забывать при этом, что речь всё же идёт не о некоем "автоматическом" подобии, а о подобии неких свойств), но также правы и те, кто говорит, что дети - это далеко не ангелы, имея ввиду какие-то нехорошие свойства детей (та же хитрость, злоба, своеволие), которые могут проявляться уже в достаточно раннем возрасте (даже ранее 7 лет).

                


Re: Ангелоподобие ребёнка.
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 16:04 24-05-2003
Anton, Вы писали:

> Может быть я ошибаюсь, но, кажется, традиция изображать ангелов в виде детей (ангелочков) - достаточно поздняя и католического происхождения. Православная же традиция всегда изображала ангелов в виде уже достаточно взрослых юношей.

Да нет, не ошибаешься. Эта традиция возникла в эпоху возрождения, когда библейских персонажей стали изображать в виде мускулистых античных героев, а ангелов - в виде мурластеньких (по выражению одной пожилой прихожанки) купидончиков.
Да и вообще все эти разговоры про ангелоподобность детей - "фигура речи", так сказать, не более.

                


Re: Ангелоподобие ребёнка.
Feanaro, католик - 14:52 21-06-2003
Антон, Анахорет: ошибаетесь! Уже в Ветхом Завете Господь повелел Моисею: "Сделай ИЗОБРАЖЕНИЯ ХЕРУВИМОВ над Ковчегом Завета...". Собсснно, херувимы и изображаются в виде младенцев. Я сам, кстати, на одной православной иконе видел Ангелов в образе младенцев и не вижу в этом ничего плохого.