Re: О проблемах в воспитании
Ксения С, Православная РПЦ - 15:58 04-11-2003
|
Здравствуйте, Евгения!
Несмотря на то, что Ваш вопрос прозвучал довольно давно и получил уже много откликов, я все же решила поделиться собственным опытом, так как у меня создалось впечатление, что Вы не про себя пишете, а про меня, только несколько месяцев назад (моему сейчас 1,6).
Прежде всего, мне хотелось бы сказать Вам огромное спасибо за то, что Вы так открыто поделились своей внутренней проблемой. Сейчас, когда даже на этом форуме многие предпочитают скрываться в тени своих коротких реплик, оставляя свою жизнь за кадром, это особенно важно - почувствовать немножко теплоты и осознать, что ты со своими проблемами не один.(По крайней мере, для таких
"одиноких душ" как я.)
Начну с того, что очень понимаю Ваши переживания, так как сама через это прошла. С полной уверенностью могу сразу сказать, что Вы замечательная мама - мы здесь все это знаем. Просто Вы очень тонко и глубоко переживаете свою материнскую ответственность и стремитесь к идеалу, как мне кажется. А ведь идеальных родителей не бывает, за исключением, пожалуй, Пресвятой Богородицы. Мне всегда, когда я оказываюсь в описанной Вами ситуации, очень
помогает ее пример. Помните, когда отрок Христос остался на празднике со старейшинами в Иерусалиме. Родители думали, что он идет домой с другими родственниками, а потом, когда выяснилось, что его нет, вернулись в Иерусалим и нашли его в Храме. Как вы думаете, что бы сделали многие товарищи-участники данного форума, частенько оперирующие цитатами из Библии?
Правильно, "положили бы его поперек лавки" и стали бы "помогать справляться с собой" и "учить" обращению с родителями (см. ниже). А что сделали они?
Богородица сказала "Чадо, что ты сделал с нами?" А ведь, казалось бы, Иосиф и Мария не просто читали Библию, это был их Закон и они по нему жили!
Все это к тому, что духовная жизнь очень сложна, не надо пытаться
воспринимать все очень буквально. Обстоятельства жизни бывают разные, люди тоже разные и меры воздействия на них очень отличаются. Что же говорить о детях! Ваш ребенок очень индивидуален, сейчас он полностью зависит от Вас и
абсолютно привязан к Вам, поэтому, чтобы понять его поведение, нужно, во-первых, знать психологические особенности детей данного возраста, а во-вторых, проанализировать собственное поведение, что я и постараюсь сделать далее на собственном примере. Вдруг Вам поможет мой опыт.(Когда мой
ребенок болел дисбактериозом, одна врач мне сказала, что гораздо эффективнее поработать с матерью, которая кормит ребенка молоком, чем лечить самого кроху от дисбактериоза).
Моя ситуация заключалась в том, что последние три месяца (когда моему ребенку было 1,3 - 1,6) меня мучил тяжелейший токсикоз. Я справлялась с ребенком абсолютно одна, помощников у меня не было. Вел он себя абсолютно также, как Ваш - лез везде, в игрушки не играл вообще, все время требовал моего внимания и оставлял меня впокое только на 2 часа дневного сна, за которые мне надо было успеть что-то съесть, помыть все полы, убрать последствия его игры, приготовить ужин мужу и ребенку и т.п. Покормить его было невозможно - он вырывал ложку, расплескивая все на себя, обои, пол и меня. В только что заваренном чайнике тут же оказывались куски хлеба, в кошачьем туалете - игрушки, кошачья еда - во рту и т.д. и т.п. Я - в вечной истерике - из-за собственного бессилия, совершенного насилия над ребенком и греха раздражительности, гневливости и уныния. А самое главное, в ужасном
физическом состоянии. Меня тошнило даже от молитвенного правила. Итог - вечное чувство вины перед Богом и перед ребенком.
В конце концов я поняла, что сама не справлюсь, и стала искать помощи.
Помощь пришла - 1. от неверующего мужа 2. от духовника
В решении моего вопроса выделилось два направления:
практический и духовный.
Начну с практического. Мне очень запомнился момент из духовной беседы Митрополита Сурожского Антония "О болезни". Он рассказывал о молодом иконописце, который внезапно заболел психическим заболеванием (он стал чуять запах серы). Его родные считали, что он одержим, водили его на отчитки, заказывали соборования, молебны и т.д. Когда спросили мнение Митрополита Антония, он посоветовал съездить к психиатору и попробовать
электрошок. Тогда родные больного очень оскорбились и перестали с ним общаться, а он объяснил свой совет следующим: Господь создал человека, создал законы материального бытия, дал человеку тело и душу, чтобы они существовали вместе. Если в нашем теле что-то повреждается, душа уже не всегда может нормально и правильно функционировать в материальном мире. И в настоящее время, Церковь призывает в случае недугов обращаться не только к
помощи Врача Небесного, но и не забывать посещать обычных докторов, через которых Господь чаще всего и подает нам лечение.
Однажды, после того, как я в очередной раз покаялась в своих повторяющихся грехах, мой духовник предложил мне задуматься, почему, если я так глубоко переживаю случившееся, не происходит исправления? Вариантов было несколько:
или я не хочу меняться или я неправильно определяю причину греха. В результате пришли к выводу, что ОСНОВНАЯ причина не внутри меня, а во внешней обстановке.
Скажите, Е вгения, у Вас возникают приступы гнева,
желания наказать ребенка и т.п., когда Вы поели, поспали, позанимались с компьютером или почитали, когда ребенок под присмотром мужа (я не говорю, не делать замечаний, а впадать в такие состояния, когда необходимо садиться и читать молитвы, чтобы успокоиться)?
В результате был сделан ВЫВОД № 1: необходимо изменить внешнюю обстановку и,или отношение к ней. Наши физические возможности ограничены, а мы в большинстве своем не настолько духовно опытны, чтобы их компенсировать внутренней духовной жизнью. Телу тоже нужен отдых и его надо беречь.
Лично мне пришлось заставить себя перестать мыть полы ежедневно (в конце концов легче постирать одну пару черных носков, чем тратить заветный час отдыха на уборку), выкроив время,
чтобы полежать и почитать книгу (или поспать с ребенком). Глажка белья досталась несчастному уставшему мужу. И, наверное, самое главное, я постаралась изменить отношение к делу. Я всегда очень много требовала от себя, поэтому много требовала и от других. Но всего лишь за один год моя жизнь настолько изменилась, что такого и невозможно было представить, а тем более подготовиться. Фактически оказалось, что надо полностью отказаться от
своих желаний, поменять свои привычки, выработанные годами (отвергнуться себя), а ведь сделать это сразу практически не возможно. А ведь выбора то и нет. Я все время старалась выкроить время для себя в течение дня (для компьютера, дли книги, для подруги) и очень раздражалась, когда этого не получалось (практически никогда). Теперь я поняла, что гораздо проще ничего
не пытаться урвать. Лучше воспринимать неожиданно появившуюся возможность как большую радость. Проще отложить свои любимые дела на определенный срок (пару месяцев, полгода), чем убиваться из-за этого и вымещать зло на ребенке, за то что он покушается на МОЕ ВРЕМЯ.
ВЫВОД № 2 заключался в следующем: необходимо различать раздражение и "праведный гнев". Ребенок иногда просто нуждается в хорошем шлепке, без этого он просто не может остановиться, но лупить его по каждому поводу, без размышления, конечно нельзя. Мой духовник сказал, что исповедовать нужно только те наказания, которые совершались в порыве, необдуманно и несоразмерно. Он рекомендовал во всех случаях, прежде, чем применить любое физическое воздействие, прочитать Иисусову молитву или Богородица, спаси нас. А все подряд физические наказания исповедовать не надо - отвечать будем потом - за результат.
ВЫВОД № 3: Необходимо выявить первопричину греха раздражительности и гнева. Как в гомеопатии лечат не просто проявления какой-то болезни, а именно определяют, что является ее причиной. Грех гневливости - есть тяжелая болезнь. Я один год жила в семье такого человека, поверьте, это просто кошмар. В моем случае первопричиной являлось отсутствие терпения (имеется в виду к рутинной, однообразной работе) и самолюбие.
Дальнейшая заслуга в решении практического вопроса принадлежит моему мужу. Он категорически потребовал от меня выучить одну фразу и повторять ее всегда, когда ребенок напакостит: ОН ЕЩЕ МАЛЕНЬКИЙ!
Во-первых, он предложил мне изучить особенности поведения детей данного возраста. Оказалось, что по утверждению психологов,у мальчиков раньше формируются те отделы головного мозга, которые отвечают за поисковую деятельность и мышечную активность. У них интенсивнее развивается правое полушарие, отвечающее за целостное восприятие и интуитивно-образную картину мира. На практике это означает, что мальчишки в первую очередь совершенствуют технику передвижения по квартире: сначала ползком, а потом уже бегом и вприпрыжку. Мальчики стремятся освоить и захватить как можно больший участок пространства. Причем пространство осваивается не только по горизонтали, но и по вертикали. Поэтому, можно, конечно, невзирая на вопли, держать его в манеже до двух леть, вывозить на прогулку только в коляске, ругать и наказывать за проявления охотничьего инстинкта. Только активный, волевой мальчик будет всеми силами сопротивляться таким ограничениям, воспринимая их как посягательство на свои законные права, и начнет отстаивать их при помощи агрессии, грубости и истерик. Мнительный, эмоционально зависимый ребенок поверит, что мир полон страшных опасностей и станет вялым, безинициативным.
Учитывая этот момент, мы сделали ВЫВОД: нужно направить энергию ребенка в мирное русло.
Муж построил ему гараж-дом из подушек. Пододвинул кресло к столу и не стал ставить ограничители на ящики, набив их огромным количеством дискет, дисков и пр. канцелярских принадлежностей. Теперь ребенок с удовольствием тратит время на сбор и разбор этих ящиков, залезание и слезание со стола, рассматривание и скидывание рамок с фотографиями и т.д. Что касается боязни того, что он с этого стола или стула навернется - то меня просто заставили смириться и это пережить (наша бабушка убивается до сих пор).
Что касается выкидывание вещей в туалет, то папа предложил сыну попытаться использовать его по назначению (раньше мы о горшке и не заговаривали - больше секунды он на нем не сидел). Терпеливо добившись от сына "глобального" результата (это сделать проще всего), он организовал торжественную процессию с личным несением горшка и выкидыванием содержимого в туалет. Эффект был потрясающим. Ребенок не пропускал ни одного хождения в туалет (постоянно хватал себя за памперс и издавал разные звуки) и с радостью все выливал и выкидывал в туалет сам. (к сожалению, игра быстро надоела, но и желание что-либо выкидывать прошло - а трусов-памперсов за эту неделю мы съэкономили на целый месяц).
Насчет размазывания еды, выкидывания вещей и выливание всяких жидкостей мужем была предложена следующая трактовка. Он предложил мне считать ребенка маленьким Энштейном, у которого есть непреодолимое желание открыть все законы физики самостоятельно. Это Ньютону повезло, он открыл закон физики после попадания одного яблока, а нашему ребенку необходимо скинуть вниз миллион вещей, чтобы понять почему же они все-таки падают вниз и по разному себя ведут: что-то разбивается, что-то катится, что-то остается на месте. Что касается моих воплей, то они рассматриваются, как задний фон эксперимента и в расчет не берутся. Следовательно, не стоит тратить на них время и силы.
Эксперименты с едой тоже удивительны, ведь что-то растекается, а что-то размазывается.
Мне было предложено не орать, а дать ребенку возможность попробовать есть самому, а стиральной машине - отработать свою стоимость. Благо вещей у нас с избытком.
Результат превзошел все ожидания, хотя лично мне (любителю вселенского порядка) дался нелегко. Сейчас, в свои полтора года, наш ребенок сам наливает себе чай, кладет и размешивает сахар, отлично владее ложкой и вилкой и по утрам намазывает бутерброды. Подруги с детьми старше моего на 3-4 месяца требуют раскрыть секрет.
Сейчас, когда ребенок стал говорить, я провела эксперимент. За обедом объяснила, что в супе гуща, а что - жидкость. Вечером я обнаружила, как он задумчиво ходит по квартире и выливает из поильника сок на разные предметы мебели (стол, стулья, диван) и внимательно изучает результат. Я его спросила, зачем он это делает. Он потер очередное прочно впитавшееся пятно, поднял поильник и многозначительно мне ответил - "жидкость!".
С техникой тоже разобрались довольно быстро. Папа провел два выходных обучая ребенка работе видеомагнитафона и музыкального центра. Теперь по утрам мы не просыпаемся под дикие вопли и хрипы радио, а слушаем детские песенки, поставленные сыном. Видеомагнитафон оставлен в покое - не интересно (ведь все понятно). Тут правда нужно отметить, что система не работает ни со стиральной машиной, ни с плитой - ведь кайф крутить переключатели ничем заменить нельзя.
Кстати, после нескольких бытовых приключений ребенок благополучно на собственном опыте выучил значение слов "Бах!" и "Бо-Бо!", а также "Горячий" и "Грязный". Поэтому ни стоило большого труда объяснить ему опасность встречи с утюгом и разетками.
И последный ВЫВОД из практической серии: если ребенок не умеет играть, его нужно НАУЧИТЬ.
Мишку абсолютно не интересовали игрушки - чего мы только не покупали, однако он обажал разную мелочевку (винтики, шпунтики, гаечки), строил башни из стеклянных банок с детским питанием (а для чего же они собственно и стоят на окне?) и завороженно распихивал бабушкины вещи в разные емкости (это намного страшнее утюга и разетки).
Как-то раз папа стал чинить накопившийся парк сломанных машин, прикручивая колеса. Ребенок весь вечер наблюдал. Весь следующий день его не было видно, он был занят - пушкой от танка откручивал колеса всем машинам.
Затем папа купил пятилетнему племяннику конструктор (такой обычный из элементов с пупырышками, которые вставляются друг в друга). Ребенок заинтересовался. Первые дни ничего не получалось (все летело в меня),зато после того, как папа долго объяснял, что элементы нужно крутить, чтобы подобрать нужный ракурс, он стал складывать такие фигуры, что и племяннику и не снилось. Через пару дней я его застала за проталкиванием геометрических фигур в кубик с соответствующими отверстиями (до этого билась неизвестно сколько времени, чтобы его этим заинтересовать).
Теперь мы просто наблюдаем, что его интересует в настоящий момент (раздербанивание моей косметики, открывание-закрывание ящичков, отрывание наклеек) и тихонечко подкладываем в разные места соответствующие игрушки (матрешку, книжку-липучку, волчок и т.п.), как-будто это самые обыкновенные вещи.
Вот такие вот выводы мы сделали из нашей нелегкой жизни.
Теперь постараюсь очень кратко сказать о духовной стороне вопроса, а то мое повествование уже превратилось в какой-то научный трактат.
Серафим Саровский сказал: "Стяжай Дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". Однако он определил такую задачу не на один день, месяц, год, а как задачу всей христианской жизни. Поэтому не стоит, наверное, убиваться, что у Вас это не получается в течение дня или месяца. Самое главное, что Вы уже встали на этот путь, и постепенно, в трудах, все получится. Ведь "Царство Божие силою берется". При этом, мне кажется, не так уж и важно, как выражается гнев. По себе знаю, кипение внутри ничуть не лучше, а даже может быть и хуже, так как это в какой-то степени и обман по отношению к другим. Опять же, с моей точки зрения, лучше пусть ребенок видит, что и у мамы есть чувства, которые своими поступками он может задеть, чем безобразничает все больше и больше, чтобы получить хоть какую-то ответную реакцию от мамы "истукана". Все равно, в определенном возрасте дети обязательно пытаются нащупать границу дозволенного, а, следовательно, и предел родительского терпения.
Второй очень важный момент - молитвенное правило. Мой духовник мне сказал, что даже в самых благочестивых семьях он не встечал матерей с маленькими детьми, которые бы ухитрялись исполнять всю меру своего молитвенного правила (а мера у всех разная). Мы растим своих детей для Господа, а тот образ жизни, который ведет молодая мать в постоянном самоотвержении, есть уже самый тяжелый пост. А молитвенной правило можно выполнять и молясь короткими молитвами в течение дня, так получается, что весь день проводишь с Богом. Вместо чтения духовной литературы вполне достаточно маленького отрывка Евангелия и Апостола - размышлений хватит на целый день.
Третий момент связан с тем, что впадая в гнев, потом начинаешь корить себя. Ах вот я такая сякая опять не смогла, я не справляюсь, я не могу и т.п. Начинаешь себя поедом есть. А ведь это самая натуральная гордыня. Ведь сами мы ничего не можем. В данном случае надо наверное не себя поедать (это очень подрывает и морально и физически), а утроить силы в призывание Господа и святых на помощь в борьбе. Мне, например, очень помогает, когда я думаю о каждом дне, как о борьбе со злом. Ведь дело то не только в нас и в наших желаниях. Если взять вечернее молитвенное правило, то можно прочитать: "... да востав от смиренного ми ложа, ...поперу борющия мя враги плотския и безплотныя.", "не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть...", "... изми мя от уст пагубного змия, зияющего пожрети мя и свести во ад жива..." и т.д. Не стоит забывать, что враги наши не дремлют и всеми силами стараются нас соблазнить и заставить дать волю нашим страстям. Самоукорение, конечно, полезно, а вот самобичевание - не очень.
Еще одна мысль (надеюсь и последняя): неверующий муж освящается женой верующей. Поэтому, может быть стоит больше прислушиваться к советам и пожеланиям наших мужей, хотя нам и кажется, что это педагогически неверно. Ведь мы растим сыновей, будущих мужчин, значит мужчины знают, что для них важнее. Надо друг другу больше доверять.
В конце - пара слов утешения. Вам действительно скоро станет легче. Да, как тут все говорят, проблемы будут уже другие, но чисто физически станет легче. С каждым днем проявляется все больше и больше сознания. Сначала появляются простые слова, потом глаголы, потом фразы. Общаться становится легче. Да, безусловно, душа в ребенке уже сформирована, но мозг и психические процессы, как заложники материального бытия, развиваются постепенно. Не надо думать, что ребенок уже все понимает. Что-то может быть, но далеко не все. Может быть Господь вложил в детей замечательную способность "обнуляться" ради нас - нетерпеливых и уставших мам?!
О последствиях воспитания на сегодняшний момент вряд ли стоит безпокоиться - история знает столько противоречивых примеров. Вот, например, Митрополит Антоний Сурожский по его словам до восьми лет вообще рос "как трава", в атмосфере вседозволенности, это не помешало ему стать великим подвижником. Амвросий Оптинский, по его воспоминаниям, не давал покоя своей бедной матери и был абсолютно неуправляемым хулиганом. Опыт его детства всегда давал ему основания славить Господа во взрослой жизни и относиться к детям со снисхождением. Когда в его келье чей-либо ребенок сильно и громко резвился, пока родители исповедовались, он говорил: "Оставьте их, с ними играет Ангел!"
С любовью,
Ксения С.
P.S. Пусть у Вас не складывается мнение, что вот я какая - все знаю, все умею. В нашей жизни все равно каждый день царит бардак. Это скорее мысли вслух, маленький опыт из жизни. Если сможете, помолитесь обо мне, р.б. Ксении и младенце Михаиле, мне сейчас очень тяжело - и духовно и физически.
|
|