Родительский форум

Как быть, когда ребенок врет
Даша, православная - 18:28 08-01-2004
Вчера заметила, что дочь (3,5 года) начала говорить неправду и хитрить. Например.
- Мама, закрой глаза и отвернись.
Пока отворачиваюсь, она с интересом заглядывает в отсек воздухоочистителя, что ей делать запрещено. Наглядевшись, разрешает:
- Теперь поворачивайся.
:) :(
Спустя некоторое время осторожно говорю:
- Знаешь, когда тебе чего-то захочется сделать тайком, ты лучше у меня спроси - я разрешу, если можно.
Поля с горечью: - А если нельзя?

Убеждать ее быть всегда откровенной не могу, т.к. ей при подобном чистосердечии будет постоянно доставаться на орехи от некоторых суровых и прямодушных родичей. Так она только научится хитрить изощреннее. Врать тоже нельзя позволять.

Как быть? И какую бы сказку рассказать о вреде вранья (в стиле "сам себя перехитрил")? Пока не придумывается что-то.

                


Re: Как быть, когда ребенок врет
Дионисий Рысс, Православное христианство - 09:56 14-01-2004
Дарья,здравствуйте!А Вы не читали книгу священномученика Владимира "Азбука православного воспитания"?Там есть отдельная глава,посвященная как раз именно этой проблеме в воспитании ребенка.Если нет,то при Вашем желании я мог бы Вам выписать основные моменты,которые мне самому очень и очень были полезны.У меня кстати такая же проблема...

                


Re: Азбука прав.воспитания
Даша, православная - 23:45 20-01-2004
Не читала, но очень хочу прочесть, если там об этой проблеме говорится. Может быть, в сети эта книга есть? Попробую поискать, спасибо!

                


Воспитание правдивости(свщмч.Владимир,митрополит Киевский))
Дионисий Рысс, Православное христианство - 12:45 22-01-2004
Я тоже не нашел книгу в Интернете.

конспект главы
"Среди добродетелей которые насаждать в сердцах детей следует с особенной настойчивостью,важное и коренное значение имеет правдивость,или чувство любви к истине и отвращении ко лжи.
После послушания этой добродетели нужно предоставить второе место...
Чувство истины и стремление к ней прирождено всякому человеку,а следовательно и дитяти.Правда,наследственным грехом оно ослаблено и помрачено,но не отнюдь не погашено и не подавленно совершенно.Это стремление к истине обнаруживается в его любознательности.Дитя спрашивает о всем и все,что говорят ему взрослые оно принимает за сущую правду,пока оно ещё не было обмануто.Невинное,неиспорченное дитя ничего не знает о лжи и лицемерии;напротив,оно краснеет за себя не только когда из-за поспешности сказало неправду ,но и тогда когда слышит её из уст других.Чувство истины вложено в сердце дитяти Самим Богом.Человеку остается только соблюсти этот естественный залог,более развить и укрепить. А это лежит главным образом на родителях.Как же могут они это сделать?Двояким образом,если 1)с колыбели будут насаждать в своих детях глубокое благоговение и любовь к истине и 2)если с того же времени будут развивать в них глубокую ненависть ко лжи.

В смысле ответа на вопрос о том,как воспитать в детях любовь к истине,можно указать три главных правила:
а)учите детей Ваших любить истину на религиозном основании,из любви к Богу и повиновения Ему.Дитя должно потому любить истину,правду,что Бог,Который есть вечная и неизменная Истина,хочет чтобы и мы говорили истину, и потому,что Он ненавидит ложь.Толька та любовь к истине выдерживает всякую пробу,которая основывается на вере в Бога,на глубоком благоговении к Нему.
б)относитесь к Вашим детям с полнейшей откровенностью и искренностью и показывайте,что Вы имеете к ним полное доверие.Верьте им на слово,пока не заметите в них лжи.Не требуйте от них для подтверждения сказанного ими клятвы или божбы,довольствуйтесь в обращении с ними евангельскими "да.да","нет,нет".Если Вы имеете достаточное основание сомневаться в словах их,то не давайте на первый раз им заметить,что Вы им не верите,но постарайтесь с точностью убедиться.действительно ли они солгали.И если это случилось,то позови ты,отец,или ты мать,к себе дитя,серьезно и строго,но вместе с тем и с любовью посмотри ему в глаза и скажи приблизительно так:Бог запретил лгать.Он всеведущ и знает не только дела,но и все тайные мысли;лживые уста---мерзость пред Богом.".
в)показывайте сами пред детьми вашими любовь к истине и благоговение перед нею и будьте во всех Ваших словах правдивы и нелицемерны.
...
Замыкайте Ваши сердца и детей Ваших от равнодушия к религиозным предметам.Если дети замечают,что Вы легко относитесь к религиозным истинам,что Вы не веруете слову Божию,то можете ли Вы надеяться,чтобы они сами точно также относились к истине?...
Если Ваши дети видят,что Вы допускаете притворство в обращении с другими,употребляя при этом всякую хитрость и уловки,лицемерие и коварство,если они замечают ,что Вы в отношении известных лиц прикидываетесь друзьями,но в душе их презираете и заочно насмехаетесь над ними,то скоро и дети Ваши сделаются не лучше Вас.
Если же наоборот---во всем образе своей жизни,Вы будете показывать отвращение ко лжи и лицемерию,к лести и коварству,тогда и дети Ваши будут носить истину в сердце,не имея лжи и коварства на языках.
Но воспитывая с одной стороны любовь к истине, Вы неумолимо должны бороться против лжи и неправды.Для достижения этого полезны будут слд. 4 правила:
а)приучайте детей ненавидеть ложь из религиозных оснований.Ваши дети должны избегать лжи не из боязни подвергнуться наказанию в случае улики в ней,но из основания того,что Бог запретил лгать,что каждая ложь пред Богом ----грех.....Внушайте им ,что ложь изобретена дьяволом и те дети,которые лгут уподобляются ему.
б)не допускайте в Ваших детях ни малейшей лжи.Если дитя сделало ошибку и сейчас же добровольно созналось в ней,то прости ему на первый раз и если ошибка значительная ,то смягчи ему наказание,но при этом скажи, что ему сделано снисхождение за то,что созналось.Впрочем не следует при этом снисхождении заходить далеко,чтобы не дать дитяти возможности при наклонности ко лжи пользоваться этой снисходительностью.Напротив,если дитя сделало что-либо дурное и отвергает это,то за такой поступок следует удвоить наказание,сказавши что это за проступок,а это за ложь.Если дитя из мести или из-за злости скажет о ком-нибудь дурное следовательно оклеветает его,то за это необходимо его заставить сознаться в этой лжи при всех,которые слышали её.

в)никогда не лгите,сами не обманывайте,не терпите,чтобы малютки были обманываемы другими.(к примеру братьями или для того чтобы успокоить дитя ему ,к примеру, лгут и т.п.).

г)не вынуждайте Ваших детей сами намеренно или ненамеренно ко лжи.Например,когда отец или мать говорят ребенку с розгой в руке: я изобью тебя,если ты это сделал. ....
Или что подумать о тех родителях,которые подучивают детей лгать,помогая им в обмане,например,начальствующих или учителей,чтобы выпутаться из затруднительного положения и избежать взыскания?Такие родители,если они ещё заслуживают этого названия,суть соблазнители собственных детей.Что удивительного,если такие дети впоследствиии будут клеветать,обманывать и воровать?Ибо опыт показывает,что тот,кто ни во что ставит ложь,тот не задумывается украсть и обмануть.

                


Re: Как быть, когда ребенок врет
Тарас, православный, АААПЦ - 19:44 08-01-2004
По-моему ваша дочь еще в принципе не врет, а просто пытаеться найти пути, которые ей позволят достигнуть желаемого избегнув при этом нарушения родительских заповедей.

Может быть настало время начать объяснять суть самих заповедей, т.е. почему, например, нельзя заглядывать в воздухоочиститель?

                


Суть заповедей.
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 20:04 08-01-2004
Тарас, Вы писали:
> Может быть настало время начать объяснять суть самих заповедей, т.е. почему, например, нельзя заглядывать в воздухоочиститель?


Во-во. Суть заповедей.

Самое интересное, для себя решил - дочке не заповеди читать, а просто попытаться научить ее выполнят их. ( в меру разумения ее и моего - понятно..)
Что б они стали чем-то само -собой разумеющимся. Когда(если) придет время читать Книгу - пусть будет некоторое недоумение -
"Хм, а как же еще????"
Жена просила достать библейские рассказы для самых маленьких. Дескать на ночь вместо сказок читать будет. Почесал голову, помолился - отказал.
А то Господь для дочки встанет в один ряд с Дедом Морозом и вместе с ним уйдет в область несерьезных фантазий.

Хм. Хорошо что я в Дед-Мороза в детстве не верил.
Дочка, похоже - тоже ;)

                


Re: Суть заповедей.
Дионисий Рысс, Православное христианство - 10:13 14-01-2004
А я ребенку не даю в принципе читать сказки именно по этой причине.Мне одна девочка 11 лет после прослушивания детского варианта жития Свят.Николая Игоря Литвака говорит:это сказка или на самом деле было.Интересно мнение других участников форума.Давать детям читать сказки или нет?

                


Суть сказок
Тарас, православный, АААПЦ - 18:38 14-01-2004
Здравствуйте, Дионисий!

Хотя сказки сказкам рознь, но читать сказки ребенку конечно можно. В определенном возрасте ребенок познает мораль жизни отнюдь не на серьезных произведениях, повестях или документальных фильмах. Конечно можно учить ребенка и другими методами. Но это если бы его можно было бы совсем изолировать от мира, уйти в горы, жить на природе и т.д. А мы живем в миру, где все весьма сложно, и ребенок так или иначе вбирает в себя то, что ему предлагает этот мир. Многие сказки же написаны так, чтобы привить ребенку любовь к честности, искренности, прилежанию, трудолюбию, чистоте, нестяжанию, кротости и многим другим добродетелям в доступной для детского понимания форме. Да даже и в подрастковом возрасте ребенок может многому доброму научиться через прочтение таких сказочных произведений, каким например является "Властелин Колец" и т.д. А вера в реальные чудеса от прочтения сказок ничуть неоскудеет.

                


о сказках
ИУЛИЯ, Православие - 10:44 14-01-2004
Имхо, сказки детям всё-таки нужны. Будьте уверены: сказки ребенок в жизни встретит. Если в садик не отдадите, то в школе прочтет. (Хуже - если в подростковом возрасте и про каких-нибудь домовых и ведьм.)И именно по "чудесному" соотнесет с ними ВСЁ, что Вы рассказывали ему о Господе. В том и смысл, чтобы объяснить ему: есть сказки, это "небывальщина", -человеку так хочется чуда! Но настоящее чудо, причём такое, которое не просто поражает воображение, а действительно оказывается необходимым и спасительным для человека, возможно только в Господе. И легко, кстати, объяснить, почему в сказках практически не говорится о Боге. Это взрослый понимает, что сказка (народная) есть отображение язычества, его обрядов и т. п. А дитёнку можно просто объяснить: так это же сказка!вымысел! В сказке и бабы-ёги летают, и гуси со свиньями разговаривают...и Бога нет.А в жизни всё иначе.

                


Re: Сложно сказать давать их или нет.Склоняюсь ко второму...
Дионисий Рысс, Православное христианство - 15:01 14-01-2004

БлагодарюВас за ответ.
Согласен с Вами,что в жизни ему они встретятся,да и не могут родители полностью всё проконтролировать,однако стоит ли ему их давать целенаправленно читать.Не соглашусь с Вами,что в них ничего нет о Боге.Я отобрал у крестника 7 лет русские народные сказки и в них почти в каждой второй я встретил жуткие богохульства,языческо-колдовские обряды и прочее типа:"колдует Иванушка,вдруг к нему старичок выходит из пенька навстречу" и как я могу дать это читать ребенку?Да и все эти бабыёги,то есть ведьмы и колдуны встречаются почти в каждой второй сказке...Однако, конечно, надо дать ему некоторый родительский ответ о том,что есть сказки и вымысел,а что реальные проявления Божественных сверхъестественных сил.Я так и объяснил ребенку,но все же специально давать сказки читать ему не буду.Я дал ему жития Святых для детей ,да и учителя Церкви советуют их давать читать детям.Однозначно вижу,что если и дать ребенку сказку,то однозначно её просмотреть,проверить.Есть ли святоотеческие серьезные высказывания по этому поводу?

                


НЕт, ну на возраст ребёнка ещё надо смотреть..."Посадил дед репку..." :-) (-)
ИУЛИЯ, Православие - 17:42 15-01-2004

                


Не святоотеческое, но довольно серьезно
Natal.O., РПЦ МП - 14:30 15-01-2004
.> Есть ли святоотеческие серьезные высказывания по этому поводу?
>
http://pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=232

                


Re: Не спешите
Дионисий Рысс, Православное христианство - 13:36 22-01-2004
Благодарю за ответ Наталья,однако это лишь мнение Е.Трубецкого и на каком основании Вы пишете,что это довольно серьезно.Для меня серьезным является стройный голос Святых Отцов Православия.Мнение автора может быть и правильно,однако спешить не будем.Автор пишет о богатой связи сказок с христианством,но забывает одну лишь основополагающую деталь.Сказка---это вымысел,ирреальность,вымышленное произведение написанное человеком,а "всяк человек ---ложь",читаем мы в 115 псалме.Христианство,основанное на Священном Писании,написанному Самим Богом,лежит в другой плоскости,в плоскости истины,невымышленности,реальности происходящих событий.Что общего у света с тьмою?Можно ли смешивать ложь и истину?Автор пишет:
"Одно представляется несомненным — сказка заключает в себе богатое мистическое откровение, ее подъем от житейского к чудесному, ее искание “иного царства” представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству."

Это ему представляется несомненным.Но кто этот человек?Свое мнение и надо основывать на голосе Православной Церкви,Священного Писания,святых,но автор ничего не приводит из этого Главного.
Что такое мистическое окровение?Кого?Нужна ли детям мистика?Почему он не указывает,что в сказках помимо якобы христианского поведения персонажей(а это совсем не всегда мягко сказать),проповедуются совершенно греховные пороки человека и надо сказать сказка это--- вымысел человеческий,где обильно перемешано язычество или явное колдовство с религиозными вещами,как то молитва.Чудесное в нашу жизнь нередко посылается Господом и служит часто именно этим подъемом,но послужат ли этому сказки,тем более в суеверно-языческом русском народе? А народному сознанию хватит на всю жизнь Священного Писания с его реальными сверхъестественными проявлениями Божественной силы,житий Святых,с проявлениями того же чудесного.И почитайте отца священномученика Владимира,чуть выше,он пишет что детей надо держать подальше от лжи,вымыслов и тому подобного.И с колыбели.Вот и как мне относится к сказке-выдумке?

                


Не бойся сказки, бойся лжи
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 10:42 14-01-2004
> А я ребенку не даю в принципе читать сказки именно по этой причине.Мне одна девочка 11 лет после прослушивания детского варианта жития Свят.Николая Игоря Литвака говорит:это сказка или на самом деле было.

А что в том житии сказочного? Я его не слышал. Помесь жития и сказки, наверное, действительно не дело.

> Интересно мнение других участников форума.Давать детям читать сказки или нет?

Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка -- сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи --
На свете больше правды станет.

                


Re: Не бойся сказки, бойся лжи
Дионисий Рысс, Православное христианство - 15:17 14-01-2004
Александр Иванов, Вы писали:
> > А я ребенку не даю в принципе читать сказки именно по этой причине.Мне одна девочка 11 лет после прослушивания детского варианта жития Свят.Николая Игоря Литвака говорит:это сказка или на самом деле было.
>
> А что в том житии сказочного? Я его не слышал. Помесь жития и сказки, наверное, действительно не дело.
>
> > Интересно мнение других участников форума.Давать детям читать сказки или нет?
>
> Не бойся сказки, бойся лжи.
> А сказка -- сказка не обманет.
> Ребенку сказку расскажи --
> На свете больше правды станет.

Благодарю Вас за ответ.Девочка невоцерковленная и повествования о чудесах Святителя приняла после чтения сказок в атеистической школе за некую дилемму, с которой она со мной и поделилась.Здесь имеет место конкретное восприятия ребенком(ей 11 лет) реальных чудес которые она немного относит к сказочному.Вот в этом и проблема.Для неё это действительно очень похоже на сказку.Я поговорил с нею,но всё же делюсь с Вами её конкретной реакцией.Может это не всеобще,но все же видите как всё непросто... .
А сказку я все же отнесу к просто литературному произведению,придуманному людьми.Как и романы,рассказы,повести... .Но всё же давать крестнику сказки я опасаюсь.Точнее надо поискать святоотеческие работы.Но ведь жития Святых с легкостью и более приближенностью к реальности заменят чтение сказок,да и помню советы прп.Амвросия о том,что необходимо дать ребенку читать жития Святых.Но о сказках ничего не встречал,да и сказки разные в целом.Вот например сказка о Гарри Поттере...

                


Мнимые понарошки (c)М.Успенский
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 12:05 14-01-2004
Александр Иванов, Вы писали:
>>
> А что в том житии сказочного? Я его не слышал. Помесь жития и сказки, наверное, действительно не дело.

Во!
У детей есть четкое противопоставление "Взаправду - понарошку"
Плохо, когда оно ломается. Когда чудо Господне ставится в одни ряд с ковром-самолетом.
Собственно, фишка в том, что и у нас, взрослых,(вроде) сломано это противопоставление.

Не мир(творенье) но наша представление о нем (культура) до ужаса иллюзорно. Не того боимся и не на то пытаемся опереться.
Собственно, обращение к Господу - и есть попытка отмахнуться от навязаных призраков. Увидеть за их мельчешением контуры реальных объектов мира.( Бог даст - и дальше!)

Сказки в их правильном применнии - необходимы!
По крайней мере как прививка от взаимного промывания мозгов в нашем обществе.

Дочка, дядя в телевизоре так понарошку говорит. :)

                


Re: Все-таки это вранье
Даша, православная - 19:52 08-01-2004
Почему нельзя - объясняла, но, видать, неубедительно.
Кроме этого случая, в тот же день еще дважды. Пыталась получить кусок торта. Я говорю, давай вечером, ты же только что мороженое съела. Начинает, кося глазом, уверять, что не ела, и придумывать, что с этим мороженым на самом деле случилось. А ведь слупила только что на моих глазах :)

                


Re: Все-таки это вранье
Виктория, православная (РПЦ МП) - 01:55 06-02-2004
По-моему, в таком возрасте это еще не враньё, а фантазии. Моя так же делает иногда. Имхо, они искренне верят (поскольку очень хочется, то верится во все, что угодно), что не ели это мороженое и т.п. Я бы в такой ситуации просто сказала: торт будет вечером, не ссылаясь ни на какие мороженые.

                


Re: Все-таки это вранье
Тарас, православный, АААПЦ - 19:56 08-01-2004
Даша, Вы писали:
> Почему нельзя - объясняла, но, видать, неубедительно.
> Кроме этого случая, в тот же день еще дважды. Пыталась получить кусок торта. Я говорю, давай вечером, ты же только что мороженое съела. Начинает, кося глазом, уверять, что не ела, и придумывать, что с этим мороженым на самом деле случилось. А ведь слупила только что на моих глазах :)

В этом возрасте я бы подыграл ребенку. Но с соответствующим наставлением. Например, я бы вместе с ней "исследовал", что же случилось с мороженным, и "нашел" бы его, скажем, приложив ухо к животику. Как правило для детей (даже более старшего возраста) этого вполне достаточно.

                


Re: Действует
Даша, православная - 15:46 09-01-2004
Сегодня была ситуация, аналогичная с тортом-мороженым. Инстинктивно поступила так, как Вы, Тарас, посоветовали.
Похоже, это действительно работает: задействует здоровое чувство юмора и не так давит на совесть, как мамино огорчение. Пока так буду пробовать, хотя ситуации разные бывают...

Очень разумным кажется решение Александра насчет вечернего чтения. Моей каждый вечер перед сном бабушка читает из Ветхого, потом Нового Завета. При этом настрой серьезный и совсем не такой, как для сказок, поэтому ребенок вроде не смешивает библейскую реальность со сказкой. Но все равно, кажется, воспринимает библейские истории несколько отвлеченно - в отличие от того, что происходит на литургии.

                


Re: Действует
Тарас, православный, АААПЦ - 20:56 09-01-2004
Даша, Вы писали:

> Сегодня была ситуация, аналогичная с тортом-мороженым. Инстинктивно поступила так, как Вы, Тарас, посоветовали.
> Похоже, это действительно работает: задействует здоровое чувство юмора и не так давит на совесть, как мамино огорчение. Пока так буду пробовать, хотя ситуации разные бывают...

Спаси вас Господь, Даша! Родительский форум для того и существует, чтобы Православные родители могли опытом обмениваться. А лучший опыт это, разумеется, свой.

                


Re: Как быть, когда ребенок врет
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 18:35 08-01-2004
А если попробовать растолковать, что маму это очень огорчает????
Если это не аргумент - плохо дело. Тогда вранье - только мелкая неприятность. IMHO, понятно.

                


Re: Как быть, когда ребенок врет
Даша, православная - 19:41 08-01-2004
Т.е. мама должна служить живым укором? :)

Конечно же, я огорчаюсь и даю ребенку это понять. И дите вполне адекватно на эту естественную реакцию отвечает. Но, во-первых, мне бы не хотелось приучать ребенка к чувству вины в связи с собой (опять мама из-за меня...). А во-вторых, ребенок может не устоять во многих ситуациях даже "под угрозой" маминого огорченья .

Вот человек разбил чашку. Известно, что за это может сильно влететь - скажем, от папы. Если соврать, он ругать не будет. Но мама расстроится из-за вранья.
Варианты: либо иметь дело с папой (который "страшен в гневе" и озабочен не столько твоей ложью, сколько неловкостью или непослушанием), либо огорчить маму. Нелегкий, надо сказать, выбор для ребенка. Особенно, если его предстоит делать не один раз.

Мама ведь не устройство внешней совести. Совесть у человека своя должна быть. Конечно, она воспитывается в т.ч. и сознанием, что дорогому человеку неприятна моя ложь. С этой точки зрения Вы правы, Александр. Но этого, по-моему, недостаточно.

                


Re: Как быть, когда ребенок врет
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 19:52 08-01-2004
Даша, Вы писали:
> Т.е. мама должна служить живым укором? :)

Нет. Он тогда возненавидит.
>
> Но, во-первых, мне бы не хотелось приучать ребенка к чувству вины в связи с собой
>
Это было бы ужасно. Изощренное зло.


>А во-вторых, ребенок может не устоять во многих ситуациях даже "под угрозой" маминого огорченья .

Мы все (и дети тоже )- слабы

>
> Вот человек разбил чашку. Известно, что за это может сильно влететь - скажем, от папы. Если соврать, он ругать не будет. Но мама расстроится из-за вранья.
>
Хм.... Проблемы с папой?

> Мама ведь не устройство внешней совести. Совесть у человека своя должна быть.
>
Тут, IMHO, не совсем годится противоставление внешнее-внутренне.
Даже для взрослых.


>Александр. Но этого, по-моему, недостаточно.

Ничто не достаточно для достижения Любви. Но каждый шаг в этом напавлении - уже очень хорошо. IMHO, понятно.

                


Re:
Даша, православная - 19:56 08-01-2004
> Хм.... Проблемы с папой?

да

                


Re:
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 20:15 08-01-2004
Даша, Вы писали:
> > Хм.... Проблемы с папой?
>
> да


Любые размышлизмы - советы тут неуместны.

                


Re: Как быть, когда ребенок врет
Даша, православная - 19:41 08-01-2004
Т.е. мама должна служить живым укором? :)

Конечно же, я огорчаюсь и даю ребенку это понять. И дите вполне адекватно на эту естественную реакцию отвечает. Но, во-первых, мне бы не хотелось приучать ребенка к чувству вины в связи с собой (опять мама из-за меня...). А во-вторых, ребенок может не устоять во многих ситуациях даже "под угрозой" маминого огорченья .

Вот человек разбил чашку. Известно, что за это может сильно влететь - скажем, от папы. Если соврать, он ругать не будет. Но мама расстроится из-за вранья.
Варианты: либо иметь дело с папой (который "страшен в гневе" и озабочен не столько твоей ложью, сколько неловкостью или непослушанием), либо огорчить маму. Нелегкий, надо сказать, выбор для ребенка. Особенно, если его предстоит делать не один раз.

Мама ведь не устройство внешней совести. Совесть у человека своя должна быть. Конечно, она воспитывается в т.ч. и сознанием, что дорогому человеку неприятна моя ложь. С этой точки зрения Вы правы, Александр. Но этого, по-моему, недостаточно.

                


Re: Дважды послала одинаковые сообщения, извините
Даша, православная - 19:44 08-01-2004