ВОПРОС ПО ИКОНАМ АПОСТОЛОВ


Что означает... (вопрос по иконам апостолов) - Олеговна, православная, РПЦ

На иконах евангелистов, которые на царских вратах, изображены человек, лев, телец и орел. Что это означает?


Re: Что означает... -
Дмитрий, православный христианин

"Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иез.1, 4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих в четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое - лицу тельца, третье - лицу льва, четвертое - лицу орла. Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди, на них лежащие. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит божественные видения; тут уподобится он лицу орла: ум его тогда будет видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобно тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство."(Добротолюбие)


Дополнение. -
Фамарь, христианка, РПЦ МП

Для обозначения этих аллегорических образов существует умное слово “тетраморф”. Изначально, по Иринею Лионскому, трактовка этих символов была несколько иной: лев - Иоанн, орел - Марк, человек - Матфей, вол - Лука. Однако, в иконографии прижилось другое соответствие (Блаженного Августина и Иеронима). Интересно, что старообрядцы в XVII веке вернулись к исходному толкованию.


Дополнение к дополнению -
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги

Меня всегда смущала очевидная надуманность всех известных толкований. В 2000 г. вышла очень толковая книга А. В. Подосинова "Символы четырёх евангелистов", которая предлагала объяснение, наконец показавшееся мне вполне исчерпывающим. Ниже цитата из Введения к упомянутому труду: "Аллегорические толкования отцов Церкви не могут удовлетворить нас по многим причинам, одна из которых, в частности, - произвольность и множественность аллегорез, одновременно сосуществующих даже в пределах одного сочинения... В настоящей работе предлагается рассматривать существа, ставшие символами евангелистов, как зооантропоморфные символы стран света, которые имеют глубокие корни в иудейской и - шире - в ближневосточной модели мира..."


Re: Наверное все еще глубже -
Олеговна, православная, РПЦ

Спасибо всем высказавшимся!

Множество толкований действительно смущает. И вот еще одно, в книге "Иконы в храме и в вашем доме" Д. и С. Басовых: "При Матфее пишется человек, потому что он преимущественно занимался человеческой генеалогией Мессии, указывая его происхождение от Давида и Авраама. Марк описывал в основном царственную славу и власть Господа над стихиями, людьми, болезнями и демонами, и потому ему сопутствует изображение царя зверей. Евангелие от Луки начинается рассказом о жреце-священнике Захарии, поэтому знак Луки - телец, символ жречества. Иоанн, автор Откровения, пишется с орлом, потому что сам, подобно орлу, воспарил к солнцу и орлиным оком проникнул в бездны Предвечного Бытия."

Я сначала определилась, что вот это - и есть нужное толкование, но, прочитав справку Анахорета, свое мнение, наверное, меняю. Похоже, что самое то - зооантропоморфные символы стран света с их корнями в древних образах мира. Хотя вопрос с приписыванием каждому св. евангелисту конкретного символа остается.

А ведь в пятой главе Откровения - те же животные... В городе Сарове, где пока не удастся побывать (в ближайшие десятилетия открывать город не собираются), в церкви Всех Святых купол расписан коричневой тушью по сырой штукатурке, как и в храме в с. Выездном (ступинская школа), там как раз эта сцена, и даже Агнец там изображен - натурально, ягненком (что неканонично, конечно); в фотоальбоме "Саров" есть репродукция.

Оглавление


Все вышесказанное является мнением участников дискуссии и может не совпадать с учением Православной Церкви

Вы хотите что-то добавить к сказанному, поправить участников дискуссии?
Или у вас появились новые вопросы?
Добро пожаловать на форум!


Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.ru/library