ОБ ИКОНЕ ТРОИЦЫ


О иконе Троицы. - fabbri, РКЦ

Прошу прояснить — видел в гостях икону новозаветной Троицы, где Первое Лицо было изображено в виде почтенного старца, а сверху — голубь. До этого считал, что Его изображать вообще нельзя, ну, максимум, в виде Неопалимой Купины. Ответьте — так можно, или это самодеятельность?


imho
- Anton, Православный, РПЦ МП

Кстати, а почему нельзя? Если иметь ввиду только ветхозаветное запрещение, то ведь понятно, что оно было дано для удержания народа от языческого отношения к Богу. И, по-моему, если изображающий и смотрящий на изображение оба понимают, что это всего лишь образ Бога, то такое изображение вполне допустимо.

Так, например, в катакомбах рисовали образ рыбы — один из образов Христа. И те, кто должен был понимать, понимали, что это просто образ.


Re: imho
- Анна, православная христианка, РПЦ МП

Помнится мне, это непосредственно было запрещено Собором 1553 года, да и вообще эти изображения поздние, заимствованные из, гм, да, из католичества (см. критику подобной иконографии в “Бравом солдате Швейке”). Кроме того, существует богословие 7 Вселенского Собора, согласно которому только потому можно изображать Сына, неописанное Слово Отчее, что Он “описася воплощаем” (т. е. икона еще и есть свидетельство нашей веры в Воплощение), а про Отца всего этого сказать нельзя — о чем нам Фаббри любезно напоминает. Что же до символьного изображения, как скажем, с рыбой, то не знаю богословского подхода, но главное, не с этим мы тут имеем дело...


Re: imho
- Pravover, христианаин (РПЦ МП)

Тут, скорее, филологический подход. По-гречески слово “рыба” образует акроним (типа “imho” ) “I. X. Th. y. s” (почти так, если латиницей) – Иисус Христос Божий Сын Спаситель.


Re: imho
- Андрей Л., православный

я тоже раньше думал, что допустимо, т.к. Авраам видел не только Господа Отца, но всю Троицу в телесном виде (Быт., гл.18) и Дух Святой на Иисуса Христа, как голубь нисшел тоже в телесном виде (Лук.3.22.). А раз хоть кто-то видел, значит, мог описать образ своим потомкам, мне так думалось....

И в храме Христа Спасителя, по-моему, Отец, как старец, Сын, как мальчик, и Дух Святой, как голубь изображены...

А теперь и у меня недоумения появились...

С любовью.


и всё-таки
- Anton, Православный, РПЦ МП

Я всё-таки не изменил своего мнения.

Если воспринимать изображение старца, как образ, символ Бога Отца (ведь этот символ лучше всего подходит к слову “Отец”), а не как изображение Самого Бога Отца, то всё в порядке. Точно также, имхо, можно изображать Его в виде облака, огненного столба, горящего куста — ведь все должны понимать, что это просто образы. Аналогично с голубем, а также, кстати, и с изображениями Христа, которые ведь тоже являются образами (т. е. не попыткой буквальной фотографической копии, как в некоторых протестантских книжках). Просто образы нужно уметь читать, вот и всё.

Запрещения на изображение я понимаю как снисхождение к немощным в вере, к тем, кто может соблазниться и принять образ за изображение.


Re: и всё-таки
- Андрей Л., православный

я тоже не поменял,... пока.

Именно как образ. Мы же лично Христа во плоти не видели (т. е. для нас это тоже только образ), и мы не поклоняемся Его изображению, но Его изображение напоминает нам о Нем, помогает нам, например, сосредоточиться.

А запрет на изображение, как и все другие запреты и правила направлены, думаю так, токмо ради предупреждения еретических измышлений и деяний.


откуда есть пошла...
- Фамарь, христианка, РПЦ МП

Устоявшаяся самодеятельность (или) Изображать Бога-Отца, как уже заметила Анна, действительно запрещено одним из Соборов (и решение это, насколько мне помнится, никто не отменял). Выход же изначально был весьма безобидный. Вспомните Евангелие от Иоанна: Ин.10:30,38; 12:45, 14:7, 9... “Я и Отец одно”, “Отец во Мне и Я в Нем”, “видящий Меня видит Пославшего Меня”... На основании этих слов сложился иконографический тип “Ветхий Деньми”. Если обратите внимание, его одежды — традиционны для иконографии Христа, в руке — свиток, нимб — кресчатый. На некоторых изображениях еще и надпись “ИС ХС” заметите. Мы можем изображать Христа, поскольку он воплотился, но “Я и Отец одно”, “Видевший Меня видит Пославшего Меня”, следовательно мы можем изображать и Отца, но в виде все того же Христа. Примерно так.

Века с 11 на коленях у Ветхого Деньми появляется Еммануил (отрок-Христос). На ранних иконах, опять-таки, “ИС ХС” мы видим над каждой фигурой, т. е., иконописец показывает нам тождество Ветхого Деньми и Еммануила.

По поводу католического влияния. Кто на кого — это еще большой вопрос. В 11 веке у католиков изображался Бог-Отец, держащий в руках распятие. Голубь появляется лишь веке в 12-13. В то время, как в Византии все трое замечены века с 11. Но! Помним, что на Востоке мы видим Отца только потому, что видим Сына. Как у католиков — честно говоря, в подробности не вдавалась, с удовольствием услышу от Вас.

Что происходит дальше. А дальше в один “прекрасный” момент кресчатый нимб превращается в треугольный. Видимо, высокое богословье народу становится чуждо. Гораздо проще и нагляднее: Отец, Сын и Дух-голубь. В результате — имеем то, что имеем: абсолютно неканоническую икону, запрещенную Собором, но оччень популярную в народе, встречающуюся даже под куполами иных храмов... Вот такая вот история...


Действительно запрещено.
- Yelena, православная

У меня эти постановления только по-английски, так что извините корявый перевод.

Великий Собор в Москве 1666—1667: “Писать иконы Господа Саваофа (т. е. Бога Отца) в виде старца с седой бородой, держащего Сына на коленях со Святым Духом между ними абсурдно и неподабающе, потому что никто не видел Отца в его божественности...” Синод Русской Церкви 1722: “Строго запрещается представлять Господа Саваофа в виде старца...” Декрет Священного Синода Константинополя 1776: “О иконе представляющей двух мужчин сидящих рядом друг с другом с голубем порящим между ними, так называемой Новозаветной Троице. Постановлено что это это икона является инновацией. Она чужда Православной Церкви и не принимается ею. Она проникла в православие через католицизм”.

Оглавление


Все вышесказанное является мнением участников дискуссии и может не совпадать с учением Православной Церкви

Вы хотите что-то добавить к сказанному, поправить участников дискуссии?
Или у вас появились новые вопросы?
Добро пожаловать на форум!


Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.ru/library