Феофилакт Болгарский, блаж. - Толкование на Евангелие от Иоанна 

Феофилакт Болгарский, блаж.



БЛАГОВЕСТНИК,

или

ТОЛКОВАНИЕ

БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА,

АРХИЕПИСКОПА БОЛГАРСКОГО

НА

СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ



ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА.


Главы:  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21 


 

Жизнь евангелиста Иоанна по Софронию.

Иоанн, возлюбленный ученик Иисусов (Иоан. 13, 23), сын Зеведея, брат Иакова, обезглавленного Иродом после страданий Господних (Деян, 12, 1. 2), написал Евангелие после всех по просьбе азийских епископов против Керинфа и других еретиков, особенно же против возникшего в то время учения евионитов, пустословивших, будто Христос не существовал прежде рождения от Марии. Это побудило Иоанна написать о божественном рождении Христа. — Передают и другую причину к написанию Иоанном Евангелия. Именно, прочитав Евангелия Матфея, Марка и Луки, Иоанн одобрил последовательность в повествованиях и подтвердил истинность их сказаний, но нашел, что они составили историю за один только год, в который пострадал Христос, со времени заключения Иоанна в темницу. Посему, опустив тот год, события которого изложены тремя евангелистами, Иоанн изложил историю того времени, в которое Иоанн Креститель еще не был заключен в темницу. Это легко могут приметить те, которые со вниманием прочитают все четыре Евангелия. — Сим же объясняется и мнимое разногласие Иоанна с прочими евангелистами. — Иоанн написал также одно послание, которое начитается словами: “О том, что было от начала”. Оно всеми учителями церкви и образованными людьми признается за подлинное. А прочие два, из коих первое начинается словами: “Старец—избранной госпоже”, а второе словами: “Старец — возлюбленному Гаию”, приписывали Иоанну пресвитеру, которому и поныне существует в Ефесе другой памятник. Некоторые же думают, что оба эти памятника в честь Иоанна евангелиста. Это мы объясним, когда по порядку дойдем до слушателя его Папия. — Потом в четырнадцатый год, когда Домициан воздвиг после Нерона второе гонение, Иоанн заточен был на остров Патмос и там написал Апокалипсис, который отчасти объясняли Иустин мученик и Ириней. — Когда Домициан был убит и повеления его по причине сильной их жестокости были отменены сенатом, Иоанн уже при Нерве возвратился в Ефес и жил здесь до царствования Траяна. В это время он утвердил и устроил все азийские церкви. — Достигши глубокой старости, в шестьдесят восьмом году после страданий Господа Иоанн скончался и сподобился почивать близ вышесказанного города.

Жизнь евангелиста Иоанна, из Обозрения (Синопсиса) мученика и епископа тирского Дорофея.

Иоанн, брат Господень и евангелист, возлюбленный Господом, проповедовал Евангелие Христово в Азии, а царем Траяном за слово Господне сослан в заточение на остров Патмос. Находясь там, он и написал святое Евангелие, и выдал в Ефесе чрез странноприимца диакона Гаия, о котором и апостол Павел свидетельствует, говоря римлянам: приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви (Римл. 16, 23). По смерти Траяна блаженный Иоанн возвратился с острова, поселился в Ефесе и дожил до ста двадцати лет. После сего по воле Божией он здесь был погребен. Некоторые говорят, что он заточен был на Патмос не при Траяне, но при сыне Веспасиановом Домициане.

Предисловие к Евангелию от Иоанна.

Сила Духа Святого, как написано (2 Корин. 12, 9) и как веруем, совершается в немощи, в немощи не тела только, но и разума, и красноречия. Это видно как из многого другого, так особенно из того, что благодать показала на великом богослове и брате Христовом. Отец у него был рыболов; сам Иоанн занимался тем же промыслом, каким и отец; он не только не получил греческого и иудейского образования, но и вовсе не был учен, как замечает о нем божественный Лука в Деяниях (4, 13). Да и отечество его самое бедное и незнатное, как местечко, в котором занимались рыбною ловлею, а не науками. Его произвела на свет Вифсаида. Однакож смотри, какого Духа получил этот неученый, незнатный, ни в каком отношении незамечательный. Он возгремел о том, чему не учил нас никто из прочих евангелистов. Так как они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего довольно ясного и наглядного, то угрожала опасность, что люди, привязанные к земному и немогущие помыслить ни о чем высоком, подумают, что Христос тогда лишь начал Свое бытие, когда родился от Марии, а не родился от Отца прежде веков. В такое заблуждение, как известно, впал самосатский Павел. Посему великий Иоанн возвещает о горнем рождении, не преминув, впрочем, упомянуть и о воплощении Слова. Ибо говорит: “и Слово стало плотию” (1, 14). — Иные говорят, что православные и просили его написать о горнем рождении, так как в то время появились еретики, учившие, что Иисус был простой человек. Говорят также, что святый Иоанн, прочитав писания прочих евангелистов, подивился истинности их повествования обо всем и признал их здравомысленными и не сказавшими ничего в угоду апостолов. Впрочем, о чем они не ясно сказали или совершенно умолчали, то он распространил, уяснил и прибавил в своем Евангелии, которое и написал в то время, как находился в заточении на острове Патмосе, спустя тридцать два года по вознесении Христовом. — Иоанн был любим Господом более всех учеников за его простоту, кротость, добродушие и чистоту сердца, или девство. Вследствие такого дарования ему вверено и богословие, наслаждение таинствами, для многих незримыми. Ибо “блаженны, — сказано, — чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Матф. 5, 8). Иоанн был и сродник Господа. А как? Слушай. Иосиф, обручник пречистой Богородицы, имел от первой жены семерых детей, четырех мужского пола и трех женского пола, Марфу, Есфирь и Саломию; сей-то Саломии Иоанн был сын. Таким образом оказывается, что Господь был ему дядя. Так как Иосиф отец Господу, а Саломия дочь этого Иосифа, то Саломия приходится сестрою Господу, а посему и сын ее Иоанн племянником Господу. — Быть может, не неуместно разобрать и имена матери Иоанна и самого евангелиста. Мать, называемая Саломиею, означает мирную, а Иоанн — благодать ее. Итак, пусть всякая душа знает, что мир с человеками и мир от страстей в душе становится матерью божественной благодати и порождает ее в нас. Ибо душе, возмущаемой и ведущей борьбу с прочими людьми и с самой собою, неестественно удостоиться божественной благодати. — Нам представляется и еще одно дивное обстоятельство в этом евангелисте Иоанне. Именно, он один только, а матерей оказывается у него три: родная Саломия, — гром, ибо за великий глас в Евангелии он — сын громов (Марк. 3, 17), и Богородица, ибо сказано: “се, Матерь твоя” (Иоан. 19, 27). — Сказав это прежде изъяснения, мы должны теперь начать разбор и самых речей Иоанновых. 



Поддержите нас!  

Рейтинг@Mail.ru


На правах рекламы: