Вениамин (Милов), еп. - Чтения по литургическому богословию - Идейное содержание Богослужения на Рождество Христово 

Чтения по литургическому богословию

Идейное содержание Богослужения на Рождество Христово



Церковные песнопения и каноны, посвященные прославлению Рождества Христова, составлены знаменитыми песнопевцами Церкви святыми Константинопольскими Архиепископами: Григорием Богословом, Анатолием и Германом, св. Андреем, Архиеп. Критским, преп. Иоанном Дамаскиным, св. Косьмою, Епископ. Майюмским, инокиней Кассией и др.

Произведения названных богословов, рассматриваемые нами, прекрасны поэтическими образами, бездонной глубиной богословского умозрения и силой чувства.

Идейное содержание их в целом представляет историко-богословское изображение тайны Рождества Христова.

Местами песнопения упоминают о переписи населения Иудеи кесарем Октавианом Августом, о путешествии Иосифа Обручника и Пресвятой Марии в Вифлеем, излагают частные обстоятельства Рождества Христова и кратко замечают о бегстве св. семейства в Египет от царя Ирода.

Из Евангельского рассказа о Рождестве Спасителя, святые песнопевцы выводят понятие о следствиях этого мирового события для спасения человечества и вдохновенно призывают всю тварь к торжеству и ликованию по случаю спасительного Боговоплощения.

Сравнительно с Евангелием литургическое раскрытие истории настоящего праздника отличается некоторыми умилительными и вполне правдоподобными добавлениями. Например, здесь мы встречаем упоминания о материнской речи Богоматери к родившемуся Богомладенцу и Ее разговор при встрече с волхвами.

Из Евангелия не видно, какова была буря смятения в душе Иосифа Обручника при виде Пресвятой Девы непраздною. В богослужебных же песнопениях приводится диалог на эту тему Иосифа и Преблагословенной Марии.

Местом поклонения волхвов Богомладенцу, по Евангелию, служит дом [1], по данным богослужения — вертеп.

В порядке постепенного развития литургических идей, исторически и богословски освещающих картину Рождества Христова, прежде изложим историю этого события и затем его сотериологическое значение.


ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Богослужение, положенное уставом на Рождество Христово, описывает это с теми же историческими подробностями, как и Евангелие.

Для песнопевцев Церкви приступом к историческому рассказу о рождении на земле Спасителя мира служит упоминание о переписи населения Иудеи Римским кесарем Августом. Подчиняясь распоряжению властей, праведный Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Мария, как потомки Давида, должны были отправиться на перепись в Давидов отечественный город, Вифлеем, и там внести свои имена в государственные списки [2].

Еще до путешествия Иосиф Обручник при виде Пресвятой Девы непраздною, душевно мучился, не зная тайны Ее зачатия. Он мыслил не оглашать этого факта, но тайно отпустить Богоматерь из своего дома.

Песнопевцы, между прочим, усвояют Иосифу такой вопрос к Пречистой: "Мария! — как бы так говорил старец, — что это за дело, которое я вижу в Тебе? Недоумеваю, удивляюсь и ужасаюсь. Скорее отойди от меня тайно. Ты принесла мне за честь — срамоту, вместо веселия и похвалы — скорбь и укоризны. Больше не могу терпеть человеческих поношений. Я принял Тебя от Господних иереев непорочной. И что вижу?" [3] Как смущалась тогда Пресвятая Дева! Как болезненно переживала муки своего обручника! Но предоставляя объяснение этой тайны Промышлению Божию, Она не дерзала преждевременно и без воли Божией открывать ее и молча переносила тяготу Своего положения.

Откровение Иосифу от Ангела Божия во сне о бессеменном воплощении от Девы Спасителя мира временно успокоило старца. Во время же путешествия в Вифлеем на перепись Иосиф стал снова "уязвляться печально" по поводу непраздности Богоматери. Тогда Пречистая прямо сказала ему: "Что ты смущаешься и дряхлуешь, видя Меня непраздной? Ты не ведаешь страшного таинства, которое во Мне. Отложи всякий страх, познавая преславное. Ныне в Моем чреве Бог. Он нисходит на землю и принимает плоть по милости, хотя спасти людей. Ты Его увидишь по рождении, как Он благоволил, и в радости Ему поклонишься, как Твоему Создателю" [4].

Приведенные слова Пресвятой Девы Марии окончательно рассеяли тревоги праведного старца и утвердили верою в истине Боговоплощения. После того, если бы кто его спросил: "Иосиф, скажи нам, как ты приводишь в Вифлеем непраздною Деву, которую принял от святых?" — то он твердо ответил бы: "Я исследовал пророков и, приняв от ангела весть, уверился, что Мария несказанно родит Бога" [5].

По прибытии в Вифлеем Пречистая почувствовала наступление времени родов. С поисками пристанища медлить было нельзя. Между тем для бедной святой семьи ни в одном городском доме не нашлось свободного места для остановки. Лишь рядом с Вифлеемской гостиницей Иосиф нашел пустую пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Сюда Он привел Деву-Агницу, чревоносившую Христа [6].

"Вертеп показался Ей прекрасной палатой" [7]. Здесь то Она безболезненно родила Богомладенца Христа, спеленала Его и положила, за неимением колыбели, в скотские ясли. Рождение Спасителя открывает Его непостижимое самоуничижение, обнищание, смирение и долготерпение.

В скотских яслах плотски возлегает безначальное Божие Слово, Держащий правление всем миром [8]. Ясли, пелены, вертеп... какие яркие образы убожества и Божественного смирения! В то же время какая непостижимая высота сокрыта здесь! Этот вертеп, в котором Дева рождает Творца, выше рая.

Сама Пречистая — херувимский престол, ясли — вместилище Невместимого, Иосиф Обручник — мнимый отец Богомладенца, — символический образ Совета Отчего [9].

Блаженное чрево безмужной Богоотроковицы показуется мысленно превысшим неба, так как изводит Невместимого небом [10], Ангела великого Совета Троицы [11]. Богоматерь, как Божественная Мироположница, изливает благовонное миро, и, как светлое облако, проливает на землю дождь небесной Жизни [12].

В такой-то земной обстановке Сын Божий, неизменный Отчий образ, принимает плотски вид раба без преложения Божественного естества [13], и неотлучно от Отца Божеством [14]. Так Безначальный начинается. Бесплотный воплощается, Неописанный описуется телом, Невидимый видится [15]. Из девственных ложесн, как из облака воссиявает во плоти Незаходимое Солнце и Звезда от Иакова, чтобы просветить благодатию всю подсолнечную [16].

В ночь Рождества Христова стали наглядны и понятны слова пророка Иоиля, видевшего на земле "знамения крови, огня и столпа дыма" [17]. Кровь — это воплощение, огонь — Божество, столп дыма — благоухание Св. Духа [18].

При рождении Господа простерла земля свои плечи и приняла Создателя, родившегося от Девы в младенческом образе [19]. Земля сама стала тогда небом [20]. На ней наступила весна благодати, разорившая зиму безбожия [21].

Ради человеческого спасения Христос Спаситель в воплощении восприял нищету по подобию нашей. Богатый обнищал, чтобы благодатно обогатить бесчисленных грешников, обнищавших от греха и злобы диавола [22].

Пресвятая Богородица, спеленав новорожденного Богомладенца, рабски поклонилась Ему, часто Его лобызала и, приникнув к Нему, промолвила: "Избавитель Мой и Бог! Как Ты всеялся Мне и как произошел во Мне" [23]. "Кого на земле возъименую Твоим Отцом, не знаю" [24]. "Содержащий все! Ты хочешь быть держимым Моими руками. Как буду повивать пеленами и питать сосцами Тебя, Младенца? Как назову Тебя Своим Сыном, — сущая Твоя Раба? Удивляюсь Твоей недомыслимой нищете" [25]. "Как Тебя вскормлю млеком, Сын Мой и Творец Мой" [26]. "Вышний Боже и невидимый Царь! Не могу разуметь Твоего таинства... Как Ты, Сущий в образе Божием, носишь образ Адамов... В рождении Ты не решил матернего девства, и сохранил ложесна, как они были прежде рождения" [27]. "Сын Мой, как понесу Тебя, Которого небесный престол держит и пламенеет?" [28] "Сын Мой, как в яслех бессловесных восклоню Тебя, избавляющего всех от (греховного) бессловесия?" [29] "Сладкое Мое Дитя! Как держу Тебя, держащего Своим мановением весь мир" [30].

В описанном разговоре Богоматери с Богомладенцем звучит море нежной любви, искрятся лучи высочайшего Богопомазания, таится глубина смиренного самопознания и беспредельно широкой материнской заботливости.

Пока совершалась тайна Рождества Христова в вертепе и безмолствовал сонный город Вифлеем, Провидение Божие неусыпно бодрствовало к возвеличению Богомладенца.

Около Вифлеема, в некотором отдалении от него, раскидывались пригородные поля, на которых пастухи ночной порой пасли стада овец и по обычаю играли на пастушеских свирелях.

Вдруг их облистала Господня слава в виде молниеносного света. Пред ними предстал ангел Божий и сказал: "Старейшины над чредами пасомых стад! Прекратите игру на свирелях. Я возвещаю вам великую радость. Ныне в Вифлееме родился Христос Господь, благоволивший, как Бог, спасти человеческий род. Славьте Его, благословенного Бога отцов... И вот вам знак. Вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". Едва замолкло благовестие ангела, как все небо над Вифлеемскими полями озарилось невыразимо ярким светом. В пространстве его явилось бесчисленное ангельское воинство и с небесной высоты послышалось божественно-прекрасное пение хвалы Богу: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение" [31].

Когда смолкла песнь ангелов и прекратилось видение, изумленные пастухи сказали друг другу: "Пойдем в Вифлеем, посмотрим бывшее и Божественного Христа". Дойдя до города со свирелями в руках, они вошли в вертеп и первые на земле удостоились увидеть бессеменно воплотившегося Царя Христа, лежащего в яслях. Благоговейно склонились пред Богомладенцем и Богоматерью эти простые сердцем и внешне бедные люди, но богатые верой, долго-долго безмолвно созерцали они Господа, облекшего неприступность Божества в образе Сына Человеческого и, после поклонения Ему, исполненные радости и умиления, возвратились к своим стадам.

Церковные песнопевцы, следуя Евангелию, упоминают и число поклонников Богомладенца, кроме Вифлеемских пастухов, еще 3-х персидских царей-волхвов.

Волхвы приходили в Вифлеем с Востока. На родине они совмещали управление городами с изучением звездного неба и течения звезд. Им было хорошо известно предание древнего волхва и звездочетца Валаама о появлении на небе особой звезды от Иакова пред рождением на земле Спасителя мира.

За несколько месяцев до Рождества Христова взору упомянутых царей-волхвов вдруг открылась на небосводе большая, необыкновенная и удивительно яркая звезда. Чувствуя, что в Иудее наступает время исполнения предсказания Валаама о пришествии на землю Спасителя, они проникнулись желанием найти Его и поклониться Ему. По преданию из трех разных восточных городов, без предварительной договоренности друг с другом, волхвы направились в Палестину, на пути промыслительно встретились и вместе продолжали путь. Для них поразительнее всего было то, что с самого начала их путешествия звезда двигалась пред ними на небе, как бы показывая им направление пути.

По этому поводу в рождественских песнопениях читаем такие замечания:

"Христе! Ты — Звезда, воссиявшая от Иакова и наполнившая радостью мудрых наблюдателей звезд. Волхвы, начаток язычников, приводимых к Тебе, изучили древние слова пророка Валаама и небо звездою призвало их на поклонение Тебе" [32].

"Спаситель! Ты втайне родился от Девы. Но небо всем проповедало Тебя, предлагая звезду, как уста, и привело к Тебе волхвов, поклоняющихся Тебе с верою" [33].

Они шли из Ефиопии, Фарсиса и Аравии [34]. Через продолжительное время езды царственные путники, водимые звездой, достигли Иерусалима и спрашивали у местных жителей: "Где есть новорожденный Отрок — Царь, звезда Которого явилась на небе? Мы пришли Ему поклониться".

Слух о приходе волхвов и цели их путешествия дошел до Иудейского царя Ирода. Смущенный известием о рождении в Иудее Царя, Ирод тайно призвал волхвов, выведал от них время появления звезды и просил, в случае нахождения Младенца — будущего Царя, известить о месте Его жительства.

По выходе из Иерусалима, три путника, следуя за движущейся пред ними звездой, дошли до Вифлеема [35]. Здесь звезда остановкой над вертепом, как перстом, показала им, где находится Богомладенец.

Церковно-литургические свидетельства говорят о том, что волхвы воздали поклонение Христу Спасителю не в доме, а в вертепе.

Движение волхвов около вертепа побудило Пречистую Богородицу с держимым на руках Богомладенцем, выйти к ним, стоявшим вместе пред входом в пещеру, и спросить: "Кого вы ищите? Как вижу Я, вы пришли из иной дальней страны. Ваш облик и мудрость показывают в вас персов. Вы совершили удивительное путешествие, придя ко Господу, странствовавшему свыше и вселившемуся в Меня, как Он Сам ведает" [36].

Затем обращаясь к Держимому в объятиях Ее Богомладенцу, Она сказала: "Сыне! Пришли и стоят пред дверями восточные цари, узнавшие о Твоем рождении. Они принесли Тебе дары. Повели им видеть Тебя, Младенца, держимого на Моих руках, и старейшего древнего Адама" [37].

Взглянув же на волхвов, Пречистая молвила:

"Войдите и посмотрите на Невидимого, явившегося видимо во младенческом образе".

Цари-волхви вошли благоговейно, с усердием до земли поклонились Безлетному Богомладенцу и Пречистой. Просвещаемые верой и исполняя Божественное пророчество псалмопевца Давида, они отверзли сокровища и принесли Господу отборные дары: чистое золото, как Державному Царю веков; ладан, как Богу всех, и смирну, как Бессмертному и вместе тридневному Мертвецу [38]. В факте поклонения Христу Спасителю восточных царей псалмопевцы отмечают начало обращения язычников к истинной вере и зарю их выхода из омрачения идолопоклонства [39].

Три упомянутых волхва, возблаговевшие пред Богомладенцем, до глубины души умилились зрением Его — Царя неба и земли, — и вместе ужаснулись крайней нищеты, окружавшей Его.

В самом деле, "что хуже вертепа? Что униженнее пелен, в которых просияло богатство Христова Божества" [40].

Возвращение их на восток совершилось уже не чрез Иерусалим, а иным путем.

Царь Ирод счел такой поступок восточных правителей насмешкой над собой [41] и в ярости дал приказ об избиении всех еврейских младенцев от 2-х лет и ниже, как в самом Вифлееме, так и в его окрестностях.

Кровавый замысел Ирода не коснулся Богомладенца. Прав. Иосиф пред этим кровопролитием, повинуясь откровению свыше во сне, ночью взял Богоматерь с Богомладенцем и бежал в Египет.

Во время бегства Пресвятая Богородица, по словам песнопевцев, держала в объятиях Своего Сына и Бога, и между прочим, говорила Ему: "Сыне! При Твоем удивительном рождении Я избегла болезней. Ныне же душевно смущаюсь от печали, видя Тебя бегающим от Ирода". Богомладенец в ответ как бы так отвечал Пречистой: "О, Мать! Я иду в Египетскую землю, но там землетрясением низвергну египетских идолов. Моих же врагов, напрасно ищущих души Моей, пошлю во ад, как Единый Державный. Почитающих Тебя вознесу и спасу" [42].

Приведенный диалог Богоматери и Богомладенца, фиксируемый в богослужебных тропарях, явно отображает черты древнего предания о следствиях пребывания новорожденного Спасителя в Египте. По древним сказаниям, в местах остановки св. семейства на Египетской территории все идолы действительно чудесно низверглись в капищах и разбились.

Окидывая мысленно историю Рождества Христова, изложенную выше по литургическим творениям св. отцов Церкви, мы находим в ней существенное единство с Евангельским повествованием. При всем том, в частностях святоотеческое освещение данной истории имеет нечто оригинальное и характерное.

У песнопевцев отчасти вновь описано неизвестное из Евангелия душевное состояние Пресвятой Богородицы в доме Иосифа Обручника и в час рождения Богомладенца в Вифлееме.

Отмеченные вставки, — плод светлой интуиции святых песнопевцев, — драгоценны оживлением в подробности Боговоплощения и прозрением в настроение Богоматери, Вифлеемских пастухов и волхвов с востока.

Содержание рождественских богослужебных творений вообще не просто повторяет Евангельскую историю, но осмысливает изображаемые здесь факты с точки зрения богословско-психологической. Сверх того, по стихирам и канонам праздника всюду разбросаны литургические замечания об Его общечеловеческом значении.

Ниже мы в специальном подотделе настоящей главы объединим эти замечания с той целью, чтобы Евангельская история Рождества Христова была общепонятна в основных своих последствиях для спасения всех людей.


СОТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

С рождением Христа Спасителя от Девы Марии человеческое естество в Его Лице, как известно, соединилось с естеством Божественным.

В этом смысле Господь Спаситель есть Родоначальник обновленного благодатию человечества. Новый Адам и Восстановитель в верующих начального благодатного состояния, присущего человеческой природе до грехопадения.

Воссоединение в Богочеловеке человеческой природы с Божеством имеет отношение к состоянию всех верующих, объединяющихся со Христом покаянием и верою.

В песнопениях Церкви по этому поводу говорится, что Рождество Христово умножило на земле боговедение, открыло людям путь к освобождению от греха и осуждения за него, путь к победе над смертью и диаволом. Оно обусловило и предначало личное человеческое просвещение и обожение благодатию, отверзло людям рай и блаженство вечного Богообщения.

Прежде всего, "рождение Христа Бога, выражаясь богослужебным языком, воссияло миру — свет разумения (Божества). Из людей первые волхвы, служащие звездам, были учимы звездою поклоняться (Христу) — Солнцу Правды, — и ведать Его, — Восток с высоты" [43]. С Рождеством Христовым постепенно прекратилось прельщение людей идолами. Наступило вечное Царство Божие. Города, объединенные под одним Римским мировым царством, уверовали во владычество одного Божества [44]. Языческие народы, издревле потопляемые тлением страстей, по вере во Христа, стали противостоять греху. Полученное ими безмерное богатство Христовой благодати восстановило в них образ и подобие Божие и освободило их от рабства страстям [45].

Спаситель, написавший Себя вместе с рабами Римского кесаря, освободил подлинных рабов греха от непреодолимого склонения в греховный мрак. Повитый пеленами разрешил человеческое повитие греховностью и обратил естество верующих на "цветотворные" пастбища благодати [46].

После того "жалкая утроба Евы получила разрешение от древней клятвы", а уверовавшие во Христа, освободились от осуждения за грехи [47].

Враг и человекоубийца диавол уязвился, видя Бога, как Младенца, лежащего в худых яслях. Воплотившийся Сын Божий крепкою Божественною рукою начал тогда разрушение диавольского владычества над держимыми в растлении людьми. Он — неприступный Свет от света, и Отчее сияние, по облачении в человеческую природу, сделался доступным для плотяных людей, и начал приводить их "от бессолнечных ворот к жизненному свету" [48] [49] Благодатное единение со Христом обновляет богоподобие у отпадших от лучшей Божественной жизни и укрепляет их нравственную силу растворением их существа с благодатию [50].

Совершенное попаление страстности в верующих личностях и беспрепятственное воссияние их благодатию есть то, что называется в богословии обожением. Личное обожение людей по вере во Христа происходит в силу того, что Христос Спаситель, обнищавший в вочеловечении, обожил впервые принятое Им перстное естество излиянием в него Божества Слова [51]. В связи с Боговоплощением и по дару Христову просвещение благодатию открывает спасающимся в Церкви рай.

Вочеловечившийся Спаситель разрушил препятствия ко входу падших людей в рай. Он привел вновь ко вкушению райской пищи издревле удаленных от нее за непослушание Богу и всем проложил удобно проходимый путь к небу [52].

Божия Матерь, вопреки Еве, — ходатаице смерти, — ввела в мир Христа, жизнь и спасение людям. Ее чрево явилось мысленным раем, в котором Божественный сад. Вкушая от его плода, верующие во Христа будут живы. Богомладенец — Делатель бессмертных садов в раю, — Сам есть вместе с тем Древо жизни [53]. Вкушающие от этого плода в таинстве св. Причащения принимают вечную силу жизни.

Таковы в основном следствия Рождества Христова для спасения падшего человечества по литургическому изображению. Сознание их во всей широте и ясности невольно движет всякую верующую душу к непрерывному благодарению Бога Спасителя и прославлению Божией Матери, бывшей Посредницей Боговоплощения.

Что принесем Богомладенцу Христу за явление на земле нас ради, — спрашивает один из церковных песнопевцев, — от лица Церкви? Отвечая на поставленный вопрос, он же говорит: "Каждая из бывших чрез Него тварей приносит Ему благодарение: ангелы приносят — пение, небеса — звезду, волхвы — дары, пастыри — чудо, земля — вертеп, пустыня — ясли. Мы же — Матерь Деву... Благословим Ее утробу, явившую из девственных ложесн Божие Слово, — этот источник живоносной благодати... Богоматерь — одушевленный город Царя и Бога, в котором Христос, пожив, соделал спасение" [54].

Прославление Богомладенца, родившегося для нашего спасения, можно выражать молитвенным восклицанием, говоря от души: "Хвала Тебе, даровавшему нам Твое пришествие" [55].

Исполненные духовного восторга при созерцании Рождества Христова, церковные песнопевцы завершают живописание картины праздника призванием к ликованию всей твари: "Сегодня, — говорят они, — пусть веселятся небо и земля! Да играют и ликуют горы, холмы, долины, реки и моря! Да торжествуют ангелы и люди, ибо ныне Христос пришел для обновления и спасения наших душ" [56]. "Пойте и радуйтесь ныне все земные царства, веселитесь отечества народов! Взыграй пророческий сонм, видя сегодня исполнение своих слов!" [57]

Говоря кратко, в рассмотренном нами богослужебном творчестве библейская история чудно пронизана теплым чувством сердца и высокими богословскими умозрениями. Ткань литургических мыслей как бы повита бриллиантовыми нитями поэтических образов и испещрена золотыми узорами превосходных догматических и нравственных рассуждений.


[1] Ев.Лк. 2, 11.

[2] Рожд. Хр. Вел. вечер., 5 стихира на Господи воэзвах.

[3] Навечер. Рожд. Хр. Царские часы, 1 час, 3 тр.

[4] Навечер. Рожд. Хр. Царские часы, 2 тр. на 9-м часе.

[5] Навечер. Рожд. Хр. Цар. часы, 3 час,3 тр. "на слава".

[6] Нед. свв. Отец, Велик, вечер., 8 стихира на Господи воэзвах.

[7] Предпразд. Рожд.Хр. Вел. веч.. Троп. Предпр.

[8] Нед. свв. Отец, Вел. веч., 3 стихира на Господи воззвах; Рожд. Хр. утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п.

[9] Нед. свв. Отец утра, Канон, Предпразд., 1 тр. 5 п., 2 тр. 5 п.; Рожд. Хр., Велик.веч.,2 и 5 стиховные стихиры; утра, Канон, 9 ирмос, 9 п.; Предпразд. Рожд. Хр., Повечер., Канон, 2 тр. 7 п.

[10] Предпразд. Рожд. Хр. утра, 6-я хвалитная стихира на "и ныне".

[11] Нед. свв. Отец, Канон, Предпразд., Богор, 3 п.

[12] Нед. свв. Отец утра, Канон, Предпразд. 2 тр. 7 п.

[13] Рожд. Хр., Вел. веч., 1 стихира на Господи воззвах.

[14] Там же, Вел. веч., 4 стихира на Литии.

[15] Рожд.Хр. утра, 6 хвалитная стихира на "и ныне", Нед. по Рожд. Хр. утра, Канон, Икос по 6 п.

[16] Нед. свв. Отец, Вел. вечер., 1 стихира на Господи воззвах; Предпразд. Рожд. Хр., Повечер., Канон, 3 тр. 3 п.

[17] Иоиль 2; 30.

[18] Нед. по Рожд. Хр. утра, Хвалитн. стихира на "слава".

[19] Предпразд. Рожд. Хр. утра. Канон, Седален по 3 п.

[20] Там же, Светилен по 9 п. Канона.

[21] Нед. свв. Отец, Канон, Предпразд., 2 тр. 6 п.

[22] Пед. свв. Отец, Богород. Седален. По Непорочных, Канон, Предпразд., Богород. 1 п.

[23] Нед. свв. Отец, Вел. веч., 8 стихира на Господи воззвах.

[24] Нед. свв. Отец, утра. Канон, Предпр., Богород. 8 п.

[25] Предпразд. Рожд. Хр. Вел. вечер., 1 стихира на Господи воззвах.

[26] Там же, 3 стиховная стихира.

[27] Предпразд. Рожд. Хр. Вел. вечер., 1 и 2 стихира на Господи воззвах.

[28] Предпразд. Рожд. Хр. утра, Канон, 1 тр. 8 п.

[29] Там же, 2 тр. 8 п.

[30] Там же, 3 тр. 9 п.

[31] Предпразд. Рожд. Хр. утра, Седален по 2 стихословии; Рожд. Хр. Велик, вечер., 2 стихира на Господи воззвах; Рожд. Хр. утра, Стихира по 50 псалм., 1 Канон, 1 и 2 тр. 7 п.; Лк. 2, 12.

[32] Рожд. Хр. утра, 1 Канон, 2 тр. 4 п.; Ипакои по 3 п. Канона.

[33] Рожд. Хр. Вел. веч., Тропарь после чтения первой очереди паремий.

[34] Рожд. Хр. утра, 1 Канон, 3 тр. 4 п.

[35] Рожд.Хр. утра, 1 Канон, 2 тр. 9 п., 3 тр. 9 п.

[36] Предпразд. Рожд. Хр., Вел. вечер., 3 стихира на Господи воззвах.

[37] Предпразд. Рожд. Хр., Вел. вечер., 1 стиховная стихира.

[38] Рожд. Хр., Вел. веч., 2 и 3 стиховные стихиры; Предпразд. Рожд. Хр. Вел. веч., 2 стихов, стихира,

[39] Предпразд. Рожд. Хр. утра, Канон, 2 тр. 8 п.; Рожд. Хр. утра, 2 Канон, 2 тр. 1 п.

[40] Рожд. Хр. утра, Канон, Ипакои по 3 п. Канона.

[41] Рожд. Хр. утра, 1 Канон, 3 тр. 9 п.

[42] Предпразд. Рожд. Хр. утра, Канон, 1 тр. 9 п., 2 тр. 9 п.

[43] Рожд. Хр. Вел. вечерня. Тропарь праздника.

[44] Рожд. Хр. Вел. вечерня, 5 стихира на Господи воззвах, 6 стихира на Литии на "и ныне"; утра, 5 хвалитная стихира.

[45] Предпразд. Рожд. Хр., утра, Канон, 2 тр. 5 п.: Рожд. Хр. Велик, повечерие, стиховная стихира на слава"; утра, 2 Канон, 2 тр. 4 п., Икос по 6 п.

[46] Нед. свв. Отец, утра, Канон, Предпр., 2 тр. 8 п.; Предпр. Рожд. Хр., Повечер., Канон, 2 тр. 6 п., 3 тр. 7 п., 1 тр. 8 п.; Рожд. Хр. утра, 1 Канон, 1 тр. 5 п., 1 тр. 6 п.; 2 Канон, 1 и 2 тр. 6 п., 3 тр. 7 п., 2 тр. 8 п.

[47] Рожд. Хр. Вел. вечер., стиховная стихира на Славу утра, 2 Канон, 1 тр. 1 п.

[48] Предпразд. Рожд. Хр., Повечер., Канон, 1 тр. 7 п.;утра, Икос по 6 п.; Рожд. Хр. утра, 2 Канон, 1 тр. 5 п.

[49] Рожд. Хр. Вел. вечер., 2 стихира на Господи воззвах, 3 стихира на Литии; Утра, 2 Канон, 1 тр. 4 п.

[50] Рожд. Хр. утра, 1 Канон, 1 и 2 тр. 1 п., 2 тр. 3 п.; 2 Канон, 1 и 2 тр. 5 п.

[51] Рожд. Хр. утра, Седален по 1 стихословии, 1 Канон, 1 тр. 5 п.; 2 Канон, 1 тр. 8 п.; Предпразд. Рожд. Хр., Повечерие, Канон, 2 тр. 4 п.

[52] Рожд. Хр. Вел. вечер., 1 стихира на Господи воззвах; утра, 1 ирм. 1 песни 2 Канона.

[53] Рожд. Хр. Вел. вечерня, 4 стиховн. стихира на "слава"; Предпразд. Рожд. Хр., Повечер., Канон, 1 тр. 6 п.; утра. Канон, 1 тр. 1 п.; Нед. свв. Отец, утра, Седален по 1 стихословии.

[54] Рожд. Хр., Вел. вечер., 4 стихира на Господи воззвах; утра, 2 Канон, 1 и 2 тр. 9 п., 3 хвалитн. стихира Предпразд. Рожд. Хр. утра, 1 хвалитная стихира.

[55] Рожд. Хр. Велик, веч., 3 стиховная стихира, 2 стихира на Литии; утра, Канон, Икос по 6 п.

[56] Предпразд. Рожд. Хр. утра, Канон, 1 тр. 9 п.; Рожд. Хр. Велик, вечер., 1 стихира на Литии, 4 стиховная стихира на "и ныне".

[57] Предпразд. Рожд. Хр. утра, Канон, 3 тр. 8 п., 1 тр. 9 п.


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

АНТ. - АНТИФОН

ГЛ. - ГЛАС

О. - ОКТОИХ

П. - ПЕСНЬ

ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА

СТИХ. - СТИХИРА

ТР. - ТРОПАРЬ




Поддержите нас!  

Рейтинг@Mail.ru


На правах рекламы: