Родился я в Тамбовской области, в Борисо-Глебском тогда уезде Растошинской
волости в селе Копыл. Отец мой Федор Никандрович был солдат. Мать - Наталья
Семеновна. Занимались они сельским хозяйством и были глубоко верующими
христианами, так и меня воспитывали. При крещении дали мне имя Василий,
так как я родился 1-го января 1879 г., в честь празднуемого в тот день
Василия Великого. Кроме меня у родителей были еще три дочери, но они умерли
в младенчестве. Грамоте я стал учиться на девятом году жизни
- ходил в школу, где был учителем диакон о. Георгий, а по Закону
Божию нас учил Священник о. Иоанн. Девяти лет я остался сиротой. Господу
было угодно, что отец мой в возрасте 33-х лет умер. И вот потянулась в
течение нескольких лет печальная жизнь без отца в родном доме при хозяйстве
дяди, брата отца. Дядя был пьяница и водка довела его до болезни, когда
он становился буйным. Часто мне и матери моей приходилось терпеть всяких
неприятностей. Вот однажды мне мать и говорит: “Долго ли, сынок, мы будем
так жить и терпеть - надо что-то предпринимать”. И вот мы договорились,
что мать уйдет в Таволоанский монастырь, где проживает уже ея сестра, а
я уйду к дяде, брату матери, который проживает в Калужской Оптиной Пустыни.
Вскоре я написал дяде письмо с просьбой узнать о приеме в монастырь и получил
от него ответ, что настоятель Оптиной пустыни не против принять нас вместе
с моим товарищем Яковом Никитичем Прониным.
Итак, с благословения матери, 15 марта 1897 года оставили родное село
и провожаемые тетею, монахиней Поликсенией, прибыли в монастырь Оптину
Пустынь. Нас встретили наши земляки, так как к тому времени уже 4 человека
от нас жили там. Настоятель монастыря о. Архимандрит Досифей принял нас
как отец родной. Вышел он к нам в белом одеянии и показался ангелом
небесным. Он благословил нас и сказал: “Ну вот и хорошо, что приехали,
поживете, посмотрите, как живут в монастыре, а если не понравится, то дам
вам денег на обратную дорогу. Ну теперь, о. Иосиф, поводи их везде и покажи
все наше хозяйство. Расскажи им, как в монастыре живут монахи и чем они
занимаются, а там опять приведи их ко мне.”
И о. Иосиф водил нас везде и даже на дачу ходили, и нужно сказать,
что всюду было чинно, хозяйственно и благодатно, чего пожалуй и не увидишь
в мирской жизни. По прошествии недели о. Архимандрит позвал нас к себе
и спросил: “Ну как, понравилось ли у нас в обители?”
Мы ответили, что очень понравилось и всей душой желаем мы навсегда
остаться в св. обители. Тогда о.архимандрит Досифей велел дать нам келью
на двоих и отправил нас в рухольную /монастырская кладовая/, чтобы нас
одели там в иноческое одеяние и обратно к нему придти на благословение.
Нам с товарищем выдали каждому подрясник, скуфью и ремень. Мы оделись и
возвратились обратно к отцу архимандриту. Он любовно осмотрел нас, благословил,
поздравил, и сказал: “Живите себе с Богом и преуспевайте во всем, а я посмотрю,
какое дать вам послушание.”Так с неделю мы жили и ничего не делали, а потом
нам дали послушание в саду снимать с деревьев паутину. В этой паутине зарождаются
вредные червяки и их нужно уничтожать. Но недолго мы работали в саду -
регент о. Корнилий попробовал наши голоса и предложил мне и товарищу моему
спеть, что мы знаем. Мой товарищ Яков был до этого певчим в сельском хоре
и даже солистом, а я в хоре не пел, но вместе с Яковом иногда пели, посему
и теперь мы дружно спели входное Достойно есть, Херувимскую, и Благообразный
Иосиф. Отцу регенту понравилось наше пение и он сказал: “Завтра же становитесь
на правый клирос и будете петь, это и будет теперь ваше послушание.”И скажу
правду, монастырское пение и гласовое и подобное и нотное мне так скоро
далось, что я был назначен канонархом и стал других учить нотному пению.
Когда же наступил переходный период голоса, то по указанию регента, я перестал
петь и перешел на другие послушания на братской кухне, и помогал старцам:
о. Иоанникию, о. архимандриту Серапиону, о. игумену Варлааму. Когда таким
образом прошел целый год, я снова стал петь уже басом и был регентом в
больничном храме Оптиной Пустыни.
Когда мне и моему товарищу Якову было по 22 года нас позвали явиться
к призыву в солдаты. Это было в 1902 году, и меня, как единственного сына
у матери в солдаты не взяли, а Якова взяли.
1903 год я прожил в Оптиной Пустыни, а в 1904 году мне пришлось по
просьбе настоятеля Боровского Пафнутьева монастыря о. архимандрита Венедикта
и по благословению архиепископа Калужского Вениамина переехать, как регенту,
в Боровский Преп. Пафнутия Монастырь.
Итак прожил я мирно в Оптиной Пустыни 8 лет и уход мой вызвал у о.
архимандрита Ксенофонта такое сожаление, обращенное ко мне: “Мы тебя воспитали
и выучили, и ты от нас уходишь...” Жалко было и мне оставлять Оптину с
ея богодухновенными старцами и я тихо ответил, что так благословил Владыка
и о. архимандрит Венедикт просит, так как у них регента нет, и вот уже
за мной приехал посланник от о. Венедикта. “Итак, дорогой батюшка, - сказал
я, - простите и благословите на новое место, а если что не поладится, тогда
не откажите принять меня обратно в свое словесное стадо.”
В Боровском монастыре о. Архимандрит Венедикт принял меня как отец
родной. Сразу же дал мне келию и все остальное, что полагается, и в заключение
сказал, что в чем будете нуждаться, обращайтесь ко мне.
Когда я встал на клирос, певчих было мало, но скоро прибавилось , так
как 4 человека послушников из Оптиной Пустыни приехали сюда, и я попросил
о. архимандрита их принять в монастырь и стало теперь певцов 10 человек
- пение стало хорошее. На 2-ой год моей жизни в Боровском монастыре,
я стал ходить в школу при монастыре, давать уроки пения и в тоже время
выбрал 10 мальчиков и стал с ними заниматься особо, чтобы приготовить их
петь в Храме всенощное бдение и Божественную Литургию. С помощью Божией,
за молитвы преподобного Пафнутия у нас пение стало еще лучше.
О. архимандрит Венедикт, видя наши успехи по пению, стал изыскивать
возможности как меня вознаградить за труды мои для Храма Божия. Мое же
первейшее желание было - постриг в монашество, но мне еще тогда было 28
лет, а по указу Св. Синода постригали в монашество в 30-ти летнем
возрасте. О. архимандрит Венедикт исходатайствовал разрешение пострига
мне, как исключение и поощрение меня досрочно. 1911 г. 11-го марта меня
постригли в монашество с именем Амвросия в честь святого Амвросия Медиоланского.
1912 года 1-го мая на память преподобного Пафнутия Боровского, я был рукоположен
во иеродиакона преосвященным Александром Калужским.
1913 года 1 мая на память преподобного Пафнутия Боровского тем же епископом
Калужском и Боровским Александром рукоположен во иеромонаха - “наслаждатися”
служением иногда Божественной Литургии.
Кроме регентскаго послушания, я был учителем пения в монастырской школе
и экзаменатором по пению псаломщиков. За все эти мои труды я имел много
благодарностей, а в 1917 году получил благословенную грамоту от Епископа
Феофана Калужского и Боровского. В конце 1918 года 17-го октября меня призвали
в тыловое ополчение, но пробыл я на работах 2 месяца и по слабости здоровья
уволен был по чистой. Освободясь из тылового ополчения я попросился у Владыки,
своего монастырского начальника, поехать мне на свою родину. И получил
благословение отпуска на непродолжительное время. Побыв немного на родине,
я поехал повидаться с тетей - монахиней Поликсенией, живущей в Таволоанском
монастыре Воронежской области. Был Великий Пост и я с монахинями пел “Покаяние”
Веделя и “Да исправится “ Богданова. В это время туда же, в монастырь,
проведать свою сестру приехал из Киева архимандрит Михаил и таким образом
нас собралось 3 священника. В это время приехали в монастырь поговеть и
причаститься Св. Таин из с. Алферовка диаконица З.Н. и учительница и стали
они просить себе на приход кого-либо из священников. Мать игуменья сказала,
что монастырский священник старенький, а эти батюшки - гости, вот просите
их. И они меня упросили поехать к ним послужить. Я согласился поехать
только на один праздник Благовещения Божией Матери, а потом уеду
в свой монастырь. А в это время случилось так, что при войне Красной Армии
с казаками стало невозможно куда поехать по железной дороге и я задержался
в Алферевке на 2 года, да и 1 год служил в селе Димитровка,
куда мне стал писать наш начальник монастыря епископ Алексий так: “О. Амвросий
- приезжайте в свой монастырь - это ненормальное явление, чтобы иеромонах
жил годами на приходе без благословения своего архиерея.” Я ему отвечал,
что я и рад бы возвратиться, да поезда не ходят... Когда же явилась первая
возможность поехать и нашелся священник на мое место, я простился со старостой
и прихожанами с. Димитровка и поехал на вокзал, но здесь узнал от старичка,
что никакого расписания поездов нет и идут поезда только военные по распоряжению.
Меня и моих двух спутниц таволоанских монахинь, желающих тоже ехать в Москву,
это очень огорчило, но вдруг послышался свисток приближающегося поезда,
который вскоре остановился у вокзала - это был воинский поезд. И вот из
вагона вышли 2 солдата и кричат мне :”О. Амвросий! Как ты сюда попал?”
Говорю им, что мне необходимо ехать в Москву, да поездов нет. “Садись с
нами, - говорят они, - мы едем в Москву и утром там будем.” Я ответил,
что я не один, а со мною две монахини. Солдаты взяли нас всех в поезд и
довезли до Москвы. Здесь хочется сказать, что как необходимо сделать добро
и послужить кому - бывает, что и здесь же на земле ответят тебе добром.
Эти солдатики, когда я жил в с. Димитровка, тогда стояли на постах, а было
холодно и солдатики при смене заходили ко мне в дом погреться. Я охотно
пускал их к себе и утешал чем мог. Теперь они, имея возможность, отблагодарили
меня, отозвались на глухой станции...
В Москве заехал я к монашкам моим на подворье Таволоанского монастыря
и, отдохнув у них 2 дня, поехал в свой монастырь.
В Москве на Киевском вокзале я встретился с С.Н. Кокошкиным, который
мне сказал, что мы вас давно ждем, а особенно ваш хор. На станции Балабаново
я встретился со своим начальником монастыря - Епископом Алексеем, который
был и секретарем святейшего Патриарха Тихона. Епископ Алексей сказал мне:
“Иди скорей, пока мой кучер не уехал, он тебя довезет до монастыря, а после
поговорим обо всем”.
При приезде в монастырь, я занял свое место регента. Певцы теже были
довольны. В это время, по благословению архиерея в монастырском хоре пели
мальчики и девочки из монастырской школы, и пение стало еще лучше. Это
объясняется тем, что мальчики поют хорошо до переходного состояния голоса,
а потом что они знали, пропадает, пропадает и труд регента, а у девочек
голос не изменяется до старости и что они выучили по пению, то останется
на всю их жизнь.
В 1922 году я награжден наперстным крестом от святейшего Патриарха
Тихона по ходатайству епископа Алексея, начальника монастыря.
В 1923 году к прискорбию всех насельников монастыря - наш монастырь
закрыли и разошлись монахи кто куда. Я по благословению Епископа Алексия,
поступил священником в село Иклинское до 1942 года.
С 1930 года был перерыв моей священнической службы - лишение свободы
на 3 года. 10-го августа 1930 года заявились ко мне из Калуги 2 человека
с понятыми сделать обыск, будто бы я имею оружие. Я ответил им, что
никакого оружия нет у меня, но при обыске нашли 7 рублей 50 копеек мелкими
деньгами. На мое оправдание, что я вчера хоронил усопшего и это мне надавали
на панихидах, не обратили внимания, а еще у моей прислуги нашли,
принадлежащие ей мелочи 30 рублей. Все эти деньги приписали мне и
через 2 дня нас позвали в г.Боровск, заперли в сарай, где оказалось человек
20 всякого звания и профессии, священники, учителя растратчики, спекулянты
и воры. На утро повезли нас в Калугу, где стали опрашивать кто мы и за
что взяты. Особенно обратил внимание псаломщик, который ответил, что он
за “Господи помилуй”. - “Ну это вина небольшая,” - ответили, а как
я узнал после от него, что он был в ссылке 10 лет. После опроса всех нас
отправили в тюрьму, где мы сидели 2 недели, а потом позвали в контору и
там объявили, кто куда будет отправлен. Я попал в список отправления в
г. Семипалатинск (Казахстан). Этапом побывали в Тульской тюрьме, а потом
в Томске и здесь из нас 300 человек назначили в Нарым и было меня записали
туда. Этим я очень огорчился, что разлучаюсь со своим этапом, на
горькую долю мою Бог послал мне доброго советчика: один священник спросил
меня почему я не пошел со своими в Семипалатинск? Я ответил, что меня вчера
записали в Нарым.”- Там тебя комары заедят и вода там желтая - иди, иди
пока твои товарищи еще не уехали, тебе ничего не будет раз ты назначен
в Семипалатинск. Если будут тебя спрашивать, то покажи свое назначение.”
И правда, как он говорил, так все и свершилось. Спаси его Господи,
если он жив, а умер - Царство ему небесное, вечный покой.
В Семипалатинске сидели мы в тюрьме 5 дней. С нами были 2 бая, это
по нашему помещики, богатые киргизы. Им очень много передавали мяса - баранины.
Они с нами делились, а мы за них пол мыли. Да, тюрьма, тюрьма и этапы,
кто не был, дай Боже, тому не быть. А кто был, тому до смерти не
забыть всех пережитых лишений и обид. Когда же мы в Семипалатинске вышли
из тюрьмы, то нам сказали, что вы теперь вольные граждане - ищите себе
квартиру и работу, а через декаду приходите к нам на проверку. И вот, после
ночи, проведенной в доме крестьянина, мы нашли квартиру, но такую, что
и на печь там снегу надуло - холодно и грязно. Скоро нашли другую на 5
человек - дрова наши и по 5 рублей платы в месяц с человека. Теперь пошли
работы искать.
Я нашел себе печи топить в ФЗУ, но вскоре мне начальник сказал,
что он не знал, что я священник, поэтому мне там работать было нельзя и
приходите завтра за расчетом. И этот добрый человек не обидел меня, а даже
простил мне, что я у них забрал и питался и денег мне дал 17
рублей и хорошую справку. Куда теперь было мне идти? По привычке к храму
Божию пошел я в служащий здесь храм к вечерне, а там меня батюшка спросил,
кто я и, что нет ли из ссыльных кого, чтобы мог быть псаломщиком здесь.
Я ему ответил, что вот я мог бы быть псаломщиком здесь и регентом архиерейского
хора. ”- Вот и хорошо, оставайся и служи у нас, я буду давать тебе 3ю часть
как псаломщику, а староста будет тебе платить как регенту.” Я отвечаю,
что можно ли это ссыльному, а батюшка сказал, что он тоже ссыльный и, что
спросим вместе разрешения у начальства . В ГПУ нам сказали, что хорошо,
служите, только про советскую власть ничего не говорите. Итак, весь свой
срок я прослужил в храме Божием и сам был доволен и мною были довольны.
Нашлась квартира у одной певчей, и все как возможно хорошо. Настоятель
храма о. Алексей Мерцалов был усердный служитель и вел подвижническую жизнь:
мяса не ел и вина не пил, молока и масла никакого не употреблял и чай не
пил, а только воду и самодельный квас и всех квасом угощал, но сахар и
конфеты любил, а служил так: канон весь на распев и междучасие
все вычитывал. Я бывало ему скажу, что в Оптиной пустыни, да и везде
канон читают, а он ответит, что в книге сказано “Канон поем”. Вот я и пою.
Скажу еще про о. Алексея: на святую Пасху нас пригласил хозяин свечного
завода прославить у него Христа и многие другие помещики по
приглашению хозяина были на празднике, и даже сам архиерей
был на празднике здесь. Но конечно, как и бывает угощение было велие, изобилие
плодов земных и разные вина. Мы поздравили со светлым Праздником
хозяина и его семью, но мой настоятель поздравил хозяина только словами
с пожеланиями ему доброго здоровья и спасения ... И вот, во время
трапезы один батюшка о. Иоанн сказал о. Алексею : “ - О. Алексей! Почему
вы не хотите выпить и поздравить нашего хозяина и благодетеля - это есть
лицемерие.” О. Алексей возразил на это так: “О. Иоанн! Я покаюсь
тебе, что я имею буйный характер и, если пить вино, то я могу убить человека,
а если буду упиваться, тогда наделаю столько непотребства всякого, а нам,
как священникам не полагается так делать,” - отстал от него о. Иоанн. Когда
кончился мне срок ссылки 3 года, то освободившимся нам объявили,
чтобы мы приходили за получением паспортов. И я возвратился в село
Иклинское. Там уже служил, как священник, бывший наш иеродиакон Тихон.
И вот в 1933 году, как и полагается, я сразу явился ко владыке епископу
Калужскому Димитрию и просил его о службе, где он благословит. Владыка
сочувственно ко мне отнесся, так как ему тоже пришлось быть в неволе 10
лет. Нового прихода он мне не дал, а благословил поехать обратно в Иклинское,
сказав: “Служите двое с о. Тихоном понедельно, то священником, то
псаломщиком, а доход пополам - у вас семьи нет.” Но о. Тихону видимо это
не понравилось: он стал хлопотать дать ему одному приход и ему дали
приход в селе Малоярославского района Випреевке, но, как я слышал,
скоро его сослали в ссылку в отдаленные края... Великое дело - благословение
Епископа. Весь период времени 1933-1939 г.г. я служил один в с. Иклинское.
1940-1941 г.г. службы в Иклинской церкви из-за непосильного налога
не было и сначала я жил, как говорят, старым жиром, а потом вынужден был
идти работать в колхоз, дабы не умереть с голоду... 1941 года 22 июня вспыхнула
война с Германией и уже 22-го октября немцы заняли Иклинск и простояли
в Иклинске 2 месяца и 5 дней. 25 декабря (нов. стиля) наши бойцы выгнали
немцев из Иклинска в 2 часа ночи. В эту ночь была такая канонада, что невозможно
описать: смерть витала над головой у нас. Господи прости! Я, недостойный
и грешный, мама моя Наталья Семеновна и р.Б. Евдокия решили причаститься
св. Христовых Тайн, так как со мною были Святые Дары. И ждали мы смерти
- вот упадет на дом снаряд и от нас останется мокрое место, но Господь
Своею Благодатию сохранил нас от напрасныя, внезапныя смерти и даровал
нам жизнь на покаяние - немцы отступили дальше, но в 8 часов утра немецкий
аэроплан налетел на Иклинское и стал бомбить непосредственно над нашим
домом, так как здесь скопилось много машин наших бойцов - была выдача
продовольствия и стопочки вина. В результате сгорел наш дом от зажигательной
бомбы. В 20 минут сгорело все наше имущество и даже корова на дворе сгорела
и весь хлеб, который я заработал в колхозе. Церковь Иклинская до прихода
немцев была в полном порядке, но во время боя храм был разрушен, колокольня
до карниза была сбита и упала. Остались одни стены храма, да пол, а все
остальное сгорело, так что без капитального ремонта Церковь стала не пригодна
для богослужения.
Еще раньше с 1940 г. в свободное от колхозных работ время, а главное
в праздничные дни, я ходил молиться в соседний Храм Спас Преображенья и
помогал по службе батюшке о. Владимиру Замятину.
В 1942 году в январе протоиерей Владимир тяжело заболел и мне, по просьбе
его и прихожан, пришлось за него послужить. Раза три я его причащал Св.
Христовых Тайн и 25 февраля о. Владимир скончался, мы с о. Михаилом
Смирновым, священником. Передольского прихода, соборне его похоронили близ
церкви Спас Преображенья. Прихожане меня, как свободного, стали просить
остаться у них служить священником. Чтобы получить назначение, я и прихожане
подали просьбу Его блаженству Блаженнейшему Сергию Патриарху Московскому
и вся Руси и немедленно было прислано назначение служителем культа в селе
Спас Преображенья, иначе называемое село Спас-прогнаний Угодско-Заводского
района Калужской области. С 1 марта 1942 года по сие время, как 33 года,
служу я в селе Спас-прогнань.
Скажу правду, когда я начал служить, псаломщика постоянного не было,
а были временно приглашенные: как И.И.Виноградов, К.А.Циханович, Илларион
Владимирович Жуков, Анна Чернова служила 7 лет, Мария Дашина служит по
сие время 18-й год. В первое время моей службы в Храме было запылено, холодно
и не убрано,но когда поступила мать Мариамна и другие, то навели порядок
и чистоту. Вся церковная утварь стала блестеть и добродетелями пополнилась
ризница, появились и ковры и все необходимое для Богослужения. Пение и
чтение исполнялось псаломщиком и любителями церковного благолепия.
Спаси Господи всех за усердие к Святому Храму Божию. За 33 года моего служения
наш храм три раза был покрашен внутри и снаружи и, к сожалению, два
раза был обкрадываем. Первый раз украли мою митру и два ковшичка и лжицу,
а второй раз украли два креста напрестольных и мой наперстный крест. В
1970 году, по допущению Божию и меня сильно напугали воры. В 2 часа ночи
Троицкой родительской субботы, воры выставили окно и один залез в дом,
прошел в сени и отворил все двери, и я в это время, Бог дал, проснулся
и ничего не подозревая, встал и пошел, а жулик - мне навстречу и
кричит “руки вверх” и светит мне в лицо фонарем и говорит: “Давай денег
1000 рублей”. Я очень испугался, но ответил, что денег нет - они в сберкассе.
В это время проснулась моя прислуга и вышла из своей комнаты. Жулик, увидев
ее, говорит: “А и ты здесь, сейчас буду стрелять”. Она же бросилась на
печку, а он за ней кинулся, но не поймал. Я же, опомнившись, убежал в другую
половину дома, где ночевали женщины, которые пришли помянуть в родительскую
усопших. Воры, услышав крик всех нас, убежали, ничего не взявши, но мы
очень испугались.
В 1971 году 12 ноября было другое нападение на наш дом хулиганов,
которые только побили в доме все стекла и ушли, а мы ночевали в сенях при
8-ми градусном морозе и живы остались.
Еще опишу чудо, бывшее в 1920 году, когда я служил в с. Алферовка.
После служения Литургии я пришел домой и, покушавши, пошел в
огород в беседку отдохнуть. Вдруг ко мне зашли два красноармейца
и сообщили мне, что случилось недавно в Таволоанском монастыре. Они сказали,
что когда в монастыре были казаки, то монашки служили молебен казакам и
коней их окропляли Святой водой. Прогнавши казаков, наши начальники хотели
наказать за это монахинь, но в это время с чердака слез комиссар г. Новохаперска
Буханцев и говорит: “Товарищи, этим матушкам никакого зла не делайте -
они спасли мою жизнь. Я являюсь комиссаром г. Новохаперовска и, когда наступали
казаки, я и мои товарищи бежали. Я пришел к этим матушкам, и они спасли
мою жизнь от смерти. Я с чердака все видел, а казаки заставляли их
служить молебен и водосвятие.
Если бы они отказались служить, то казаки их плетками застегали и пиками
пронзили. Вы прибыли и хотите их расстрелять, но они беззащитные и, что
им приказывали, то они исполняли!..” “Вы им служили молебен, служите и
нам.” И стали монашки служить молебен и красноармейцам. И многие солдаты
брали свечи и на коленях молились Богу, чтобы их Господь сохранил и помиловал.
Теперь мне, как благодарному сыну своей матери, следует вспомнить здесь
о ней, ибо по ея желанию и благословению я стал тем, чем есть. Прежде всего,
она была человеком глубоко верующим и в 1910 году она имела счастье побывать
во св. граде Иерусалиме. Часто потом она вспоминала о своем паломничестве
в Палестину, как она была и посещала святые места. До этой своей поездки
и после поездки, покойная мать моя Наталья Семеновна много способствовала
для дома Божия у себя на родине. На храм в честь Архистратига Михаила она
ходила по сбору и своими руками ткала ковры и всячески старалась для благолепия
церкви Божией. Кроме того, покойная мать любила помогать бедным сиротам.
Больше всего ея желанием было воспитать дитя в религиознсти и хорошем
поведении. Старалась сирот обуть, одеть, обмыть и, что требует починки,
сразу починить. В этом она находила великое себе утешение, что чужие дети
слушаются и благодарят за сочувствие.
Когда я ушел в монастырь Оптину Пустынь, мать моя прожила в родном
доме 6 месяцев и перешла жить к своему родному отцу С.Л.Авдулову, но и
здесь, проживши 6 месяцев, ушла к своей сестре в Таволоанский монастырь
и душевно желала посвятить себя Богу. Однако, недолго пришлось ей жить
в монастыре: у ея родного брата А.С безнадежно и неизлечимо заболела жена.
5 человек детей стали нуждаться во всем. Тогда брат моей матери поехал
в монастырь и упросил игуменью Аполинарию, чтобы она отпустила из монастыря
мою мать Н.С. воспитать его детей. Мать Игуменья благословила и сказала:
“Да, это есть великое и святое дело воспитать и вырастить детей, к тому
же не своих, а братненых, а когда явится возможность, иди в монастырь,
я охотно возьму опять”. Но, к великому сожалению, покойной моей матери
не пришлось возвратиться в монастырь. Ввиду сложившихся семейных
обстоятельств, ей пришлось освободиться только тогда, когда вырастила всех
детей, парней поженила, а девочек замуж выдала. Была хозяйкой у брата А.С.
23 года.
В 1924 году мать моя приехала ко мне на жительство в с. Иклинское.
Здесь часто ходила в храм Божий, в котором я тогда служил, а дома занималась
хозяйством и отчасти вязанием чулок и лет 12 пекла для храма просфоры
и любила помогать бедным.
В 1942 году, когда я стал служить в Спасо-Преображенском храме села
Спас-прогнань, моя мать приехала на жительство со мной.
В 1943 году 14-го апреля мать моя мирно скончалась 85 лет от роду.
Погребение ея было на Лазарево воскресение. Похоронена она близ дер. Софинка.
Во Царствии Твоем помяни, Господи, душу усопшия рабы Твоея Наталии
и прими дух ея с миром, ибо она всю свою жизнь печаловалась о сиротах и
бедных и заботилась, как могла о храмах Божиих. Аминь.
ПАМЯТИ СХИАРХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ.
ЖМП, 1979, # 8, с. 42. Вечная память почившим.
Схиархимандрит Амвросий (в миру Василий Иванов) клирик Калужской епархии,
скончался утром 15 октября 1978 года, на 100 году жизни. Накануне
он исповедался и причастился Святых Христовых Таин, а за неделю до того
над ним было совершено таинство Елеосвящения. По благословению Архиепископа
Калужского и Боровского
Никона, тело пастыря облачили в схимничекие одежды и перенесли в Спасо-Преображенский
в с. Спас-Прогнань. 19 октября Божественную литургию в этом храме совершал
архиепископ Калужский Никон в сослужении многих священников и диаконов.
Прибыли духовные чада, знакомые и многие из тех, кто учился у отца Амвросия
церковному пению. Владыка Никон произнес надгробное слово, отметив более
чем восьмидесятилетнее служение отца Амвросия Святой Церкви. Последние
годы, когда отец Амвросий не мог ходить, его каждый воскресный и праздничный
день привозили в храм, где он управлял хором и назидал своих духовных чад.
Отпевание совершено было по монашескому чину. Трогательно пели хор духовенства,
возглавляемый самим архипастырем, и хор певчих - учеников схиархимандрита
Амвросия.
Погребен старец недалеко от алтарной абсиды, на месте, заранее им указанном...
...На приходе отец Амвросий во всем следовал духовным обычаям и традициям
Оптиной пустыни и Пафнутиева Боровского монастыря. В пастырском руководстве
пасомых он держался умеренных взглядов: не благословлял на чрезмерные
духовные подвиги, но вместе с тем обличал нерадивых, после каждой исповеди
напоминал о необходимости совершенствовать свою духовную жизнь. Старец
был очень прост в личной жизни и в общении с людьми и отличался поистине
детской незлобивостью и доверчивостью. Двери его дома были открыты для
всех. Многих влекли к старцу его доброта и духовная мудрость, все знали,
что он, несмотря на преклонные лета и болезнь, выслушает каждого и даст
добрый пастырский совет. До последних дней отец Амвросий сохранял светлый
ум, тонкий слух и хорошую память. Он был большим знатоком церковного
пения, прививал прихожанам любовь к древним церковным распевам, радовался
удачным новым композициям. Посещавшим его он нередко что-нибудь проигрывал
на фисгармонии, тихо припевая при этом, отмечая особо удачные места. Будучи
95-летним старцем, он посетил Троице-Сергиеву Лавру, чтобы послушать в
исполнении лаврского хора оптинские подобны. За неделю до кончины он просил,
чтобы его навестили его ученики, бывшие певчие Пафнутиева Боровского монастыря,
и исполнили любимые им духовные произведения. Старец сам управлял их пением.
Господь да упокоит душу верного раба Своего в обителях Небесных!