Будущий митрополит Иона, экзарх Грузии, член Священного Синода, в миру
Иван Семенович Васильевский, сын псаломщика Калужской церкви св. Василия
Блаженного, родился 18 февраля 1763 г. и рано лишился родителей. Матери
он совсем не помнил; об отце некоторые воспоминания он все же сохранил.
Остался мальчик-сирота с маленькой сестрой на попечении старой и слабой
бабушки, которая вскоре ослепла. Старый отцовский домик за ветхостью был
разобран. Старушку с малыми внучатами приютили в бедной приходской богадельне,
а питалась она подаяниями: внучек водил ее и они вместе просили милостыню.
Пятнадцать лет минуло мальчику, а он ни читать, ни писать не умел: бедность
многих не допускала к учению. Скорбели и плакали сироты; только молитва
к Заступнице мира и надежда на Ее помощь скрашивали глубокую безотрадную
бедность.
И молитвы сирот прошли небеса: дивные милости Матери Божией стали изливаться
на них, но - с мудрой постепенностью! В то время в Лаврентьевом монастыре
находилось Калужское духовное училище (позднее Духовная семинария). Как-то
раз, неподалеку, на огородах, Иван со своей бабушкой копался на грядках.
В то время мимо них проезжал калужский отец Благочинный. Увидев сирот,
он сжалился над ними и остановил лошадь. Подозвав бабушку, спросил ее,
почему до сих пор внук не учится грамоте. Когда старушка ответила, что
бедность тому причина, о. Благочинный приказал привести мальчика в монастырь.
Там, стараниями благочинного, Иван был принят в училище. В радости за внука
горячо благодарила бедная старушка Матерь Божию, а внуку отдала последнее,
что имела - старый овчинный тулуп. В этом тулупчике, в тесноте и грязи,
учился мальчик шесть дней в неделю. В субботу же его отпускали к бабушке.
В праздники после службы водил ее мальчик на сбор милостыни, и что собирали,
тем и питалась следующую неделю старушка с девочкой. Старую, грязную и
рваную рубашку мальчик, как сам впоследствии говаривал, еще мог прятать
под тулуп, а горя никуда не мог упрятать; когда же нестерпимо горько становилось
ему, ночью уединялся где-либо в уголке Лаврентьевского кладбища и в слезах
и молитве ночной выплакивал горе и в том находил успокоение.
Но вот пришло время, и Иван закончил полный курс Калужского духовного
училища; было ему 19 лет. Имея большую надежду пристроить внука где-нибудь
пономарем (то есть, место и кров будут, и не надо скитаться и просить милостыню)
пошла бабушка с юношей в Москву, к самому митрополиту Платону. Но проницательный
святитель, участливо выслушав старушку, просьбы ее не исполнил. "Оставь,
- сказал мудрый архипастырь, - старушка, своего внука у меня. Он потом
за нас с тобою будет Бога молить". Старушка заплакала: померкли ее
надежды. Но благородный и отзывчивый сердцем митрополит утешил старицу,
назначил ей пособие и дал еще от себя 5 рублей. Тогда обрадованная бабушка
согласилась оставить своего дорогого внука как бы под крылом орла и возвратилась
в Калугу.
Иван Васильевский был определен в Перервинскую семинарию, которую успешно
и окончил. Затем он был переведен в Московскую духовную академию, что в
Троице-Сергиевой Лавре, которую окончил в 1790 г. Назначенный, было, смотрителем
Звенигородского духовного училища, Иван Семенович Васильевский, однако,
отказался от этого места. Он пожелал лучше занять священническое место
в родной ему Калуге при церкви Воскресенской. Был определен туда и женился
на дочери бедного причетника московской Скорбященской церкви, и тридцати
лет от роду, в день трех святителей, 30 января 1792 г., был рукоположен
в сан иерея.
Пятнадцать лет продолжалось пастырское служение будущего святителя Ионы
в сане калужского приходского священника. Первые пять лет он священствовал
при Воскресенской церкви, а следующие десять - при Казанской, под горой,
у чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Везде он пользовался любовью
прихожан. Первое время и на приходе о. Иоанну жилось бедно. Видя его бедноту,
прихожане посильно помогали ему. Но в супруге своей он нашел прекрасную
жену-сотрудницу, и мало по малу дела их устроились; и он тем с большей
ревностью отдался пастырскому служению. Кроткий, внимательный к нуждам
пасомых, о. Иоанн был благоговейным совершителем богослужения, а служа
молебны у чудотворного образа Божией Матери и вспоминая свою прошлую жизнь,
нередко молился со слезами. Умный и образованный, он пользовался вниманием
епархиального начальства и занимал разные должности по епархиальному управлению.
Был увещателем подсудимых, депутатом, присутствующим в калужском духовном
правлении, а в 1797 г. был определен и благочинным, вместо престарелого
о. благочинного, его благодетеля. Видя такое быстрое продвижение по службе,
нашлись, конечно, и завистники, которые своими происками принесли ему много
скорбей. Это недовольство было гласным и проявлялось, по временам, вполне
открыто. В 1799 г. была создана самостоятельная Калужская кафедра, и прибывший
вскоре первый Калужский епископ Феофилакт, приблизив к себе о. Иоанна,
тем самым только и положил конец всем проискам против него.
Но труженика снова ждало сиротство. В 1802 г. умерла его любимая супруга,
при своей красоте обладавшая редкой скромностью и трудолюбием. Почти одновременно
умерли две дочки и сын. О. Иоанн остался сиротой с одним малым сыном. Сам
преосвященный Феофилакт, глубоко любя и уважая о. Иоанна, всячески старался
утешить его; в 1803 г. он возвел достойного священника в сан протоиерея,
а в 1805 г. о. Иоанн был награжден скуфьей. Прихожане его любили; нередки
были случаи, когда иные старообрядцы под его влиянием присоединялись к
Святой Церкви. Не было бедняка, которому, при возможности помочь, отказал
бы этот пастырь.
Отец Иоанн видел, куда ведет его Десница Божия! Поэтому, когда преосвященный
Феофилакт стал звать его к себе в С.- Петербург и говорить при этом о монашестве,
о. Иоанн сразу откликнулся на его призыв. Его отъезд и сердечные проводы
были выдающимся событием в жизни такого тихого городка, как Калуга. В день
отъезда, в Казанской церкви, по случаю памяти своей супруги, о. Иоанн отслужил
прощальную литургию и молебен у чудотворного образа Божией Матери, и выехал
днем, сопровождаемый многими прихожанами и уважавшими его людьми.
В 1807 г. в июне, он приехал в Петербург и на другой же день по приезде
был пострижен преосвященным Феофилактом в монашество и назван Ионой. Вскоре
он был возведен в сан архимандрита, назначен законоучителем Коммерческого
училища и награжден кабинетским бриллиантовым крестом. А в 1808 г. он снова
прибыл в Калугу (в последний раз) - уже в качестве ректора Семинарии, воспитанником
которой он некогда был, а также в качестве настоятеля Лютикова монастыря,
присутствующего в консистории и экзаменатора ставленников. За время своего
очередного пребывания в Калуге архимандрит Иона вновь со всей душой трудился
на благо калужан и всей епархии в целом. За отсутствием епархиального преосвященного
он заменял его во всех службах и делах епархиального управления. Под его
наблюдением строился теплый собор и архиерейские покои, разбирался старый
собор, Семинария обносилась оградой. Его же стараниями в Семинарии было
открыто казенное общежитие для бедных семинаристов, что не могло не радовать
бывшего бедняка, оплатившего, быть может, этим свой старый долг.
В 1811 г. он снова был вызван в Петербург, поставлен инспектором и экономом
Академии и настоятелем Волоколамского монастыря.
В 1812 г. архимандрит Иона был рукоположен в сан епископа Тамбовского,
и с этого времени начинается его двадцатилетнее святительское епархиальное
труженичество, которое имело свои прекрасные, свойственные только этому
приснопамятному святителю-нестяжателю, свойства.
Преосвященный Иона, как епархиальный епископ, был спокойно-выдержанного
характера, опытно тактичный и благожелательный. Сам, испытав много горя
и треволнений, он с редким участием относился к нуждам вверенного ему духовенства.
Видя нравственные недуги пастырей, святитель относился к этим недугам как
врач, а не как суровый судья. Часто он ограничивался лишь увещаниями; но
его увещания достигали цели лучше всяких взысканий. Увещевая виновных,
он говорил с таким глубоким чувством и иногда со слезами, что и виновный
глубоко проникался сознанием своей виновности и раскаивался. Будучи сам
снисходительным, он и от подчиненных начальников требовал такого же нравственно-бережливого
отношения к виновным.
Попечение о воспитании духовного юношества и обеспечение сирот и бедняков
было предметом особенного внимания владыки. Благоустройство, украшение
и постройка новых храмов были его также любимым делом. В Тамбове, в женском
монастыре, он построил храм в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих
Радости, загородный архиерейский дом с домовой церковью, украсил храм при
городском архиерейском доме; и много другого в том же роде было им сделано.
Строгий инок, владыка Иона был в близком духовном общении с преп. Серафимом
Саровским, Марком и Дорофеем - другими Саровскими подвижниками, часто навещал
Саров, где в исполнении молитвенных правил строго сообразовывался с братией.
За свойственное ему постоянное желание благотворить и раздавать милостыню
достоин святитель называться Ионой Милостивым. Он не начинал ни одной праздничной
литургии, не раздав прежде всего милостыни беднякам; раздача же милостыни
по известным дням была у него постоянна.
В свою бытность в Грузии, он ежегодно, в Великую Субботу, отсылал по
тысяче рублей для мелкой, непременно поручной раздачи, больным Тифлисского
военного госпиталя. Вклады в опекунский совет и подобные заведения, на
сирот, многочисленны. В каждый Господский праздник отсылалась готовая пища
в тюремный замок. Также святитель устроил в Тифлисской семинарии казенное
общежитие. Выписка в Грузию колоколов, церковной утвари, святых икон, риз,
расходы на переводы Священного Писания на осетинский язык и т. п. было
делом у него постоянным и обычным. Всех дел его милости не перечесть!
Вникая во все сам, везде стараясь все лично видеть, выяснить и разобрать,
владыка Иона не щадил своих сил. Поэтому, неудивительно, что к семидесяти
годам старец стал часто и много хворать: перенесенные невзгоды, скорби,
труды, огорчения и неприятности, - все это стало отзываться на его здоровье,
несмотря на то, что обладал он выносливой, смиренной и изнуренной воздержанием
натурой. Заметив упадок сил, святитель стал усердно проситься на покой.
Не желая лишаться такого труженика, ему с трудом дали увольнение от епархии,
а от участия в трудах Священного Синода не уволили. И до смерти нес он
труды по участию в синодальных делах, принеся тем самым много пользы, ибо
он был старцем весьма многоопытным. Оставшись без епархии, владыка Иона
с еще большим участием стал относиться к родной Калужской епархии. Родной
край всегда был предметом его дум и забот, и сюда он присылал свою лепту
и из близкого Тамбова и с далекого Кавказа, а из Петербурга эти лепты шли
постоянно. По свидетельству Калужского епископа Николая, только на шесть
мужских и один женский Калужский монастырь митрополит Иона пожертвовал
14 тыс. рублей. Более всего жертв получил Лютиков монастырь. Туда святитель
жертвовал и иконы, и ризы на них, и сосуды, и книги, и деньгами. Из городских
церквей Калуги получили дары Никитская, Николо-Казинская, Пятницкая, Васильевская,
Воскресенская и Казанская. При первых трех церквах погребены его родители
и супруга с детьми; при Васильевской родился, а при двух последних некогда
сам он священствовал. Последняя церковь, в частности, одними деньгами получила
от него 17 тыс. рублей. Но посылая лепты, святитель сопровождал их самыми
задушевными письмами, побуждая и местных тружеников на большие труды.
Всех его пожертвований на Калужский край невозможно сосчитать. Как пламенно
благотворил он, можно судить хотя бы по следующему факту из его жизни.
Быв проездом в Калуге по увольнении на покой из Грузии, когда, после литургии,
он служил молебен у Казанского образа Божией Матери, прикладываясь к чудотворному
образу, незаметно опустил в кружку золотом на 500 руб.
Его строгий образ жизни и сурово-аскетические привычки, которые он,
в общем-то, старательно укрывал от всех, обнаружились с особой ясностью
в Александро-Невской Лавре, где он провел последние годы своей жизни. Воздержание
святителя было крайне суровым. Питался он столом простым и кушал мало.
Минуты не проводил старец в праздности: синодальные дела, молитва, чтение,
а порой и починка сапог и одежды наполняли его время. Смирение, уединение
и молчание, - вот чем украшалась душа его! Нестяжание его было так велико,
что когда он скончался, остались лишь немногие старые перечиненные вещи,
а гроб и поминальный обед были сделаны неизвестными почитателями - средств
святителя даже на это не осталось. Ясно, что он, не получив увольнения
и не имея возможности провести остаток жизни в обители, возместил это,
устроив свою келейную жизнь строго помонастырски. В шумной столице святитель-подвижник
сумел создать себе пустыню!
Тот, кто был так смирен, что когда его называли при разговоре владыкой,
говаривал со вздохом неподдельного сокрушения: "какой я владыка, я
грешный Иона", был награжден за время своей жизни всеми церковными
орденами и другими знаками отличия. В 1839 г. он получил и алмазные знаки
ордена св. Александра Невского. Но и ордена, и драгоценности орденских
знаков, - все это пошло также на милостыню. А за 8 месяцев до смерти и
последнюю свою серебряную с позолотой орденскую звезду, усыпанную великолепными
светлыми стразами, святитель Иона прислал в Калужскую Казанскую церковь
к чудотворному образу. При звезде было приложено и письмо, которое открыло
тайну доброй души святителя; оно трогательно говорит о том святом чувстве,
которым была проникнута его чистая душа к его Покровительнице. В письме
святитель Иона изливал чувство высочайшей благодарности Царице Небесной,
Которой он считал себя обязанным счастьем и успехами своей жизни, и Которая
Сама избрала его быть орудием Ее милости к людям!
Святитель Иона скончался в добром напутствии, на руках любящего и любимого
друга своего - Нафанаила, в то время Петербургского викария, 22 июня 1849
г., в 11 ч. 45 мин. утра.