Дворкин А.Л. - Воинствующая посредственность (Сайентология в России) 

Дворкин А.Л.

Воинствующая посредственность (Сайентология в России)




    Делайте деньги. Делайте больше денег. Заставляйте других работать, чтобы они делали для вас еще больше денег.

Л. Рон Хаббард. Официальное послание к сотрудникам,
9 марта 1972

* * *

В последнее время довольно часто приходится слышать о новом учении со звучным названием “Дианетика”. Проповедует его некая “Церковь сайентологии”. Есть у этой церкви свое “священное писание” - это книги ее отца-основателя Рона Хаббарда, есть своя “агиография” (житийная литература) - это биография того же Хаббарда, есть и своя “сотериология” (учение о спасении): сайентологи утверждают, что их учение - самая совершенная научно-философская система, избавляющая человека от гнета болезней, неудач и страданий этого мира и приводящая его к процветанию в этой жизни и к обожению в жизни будущей. Правда, сия новоявленная церковь - лишь одна из многих организаций, раздающих такие всеобъемлющие обещания. Как же узнать, обоснованы ли они?

* * *

Мое первое знакомство с официальными представителями “Церкви сайентологии” произошло около двух лет назад: мне на работу позвонила дама, назвавшаяся Биртой Хельдт, сотрудницей “Фонда Л. Рона Хаббарда” в России. Она сообщила, что, поскольку, по полученным фондом сведениям, я изучаю новые религиозные движения, она хотела бы встретиться со мной и снабдить меня правдивой информацией о сайентологии. В то время я лишь понаслышке знал об этом учении как о весьма странной американской психосекте, основанной на старости лет каким-то отставным писателем-фантастом и рассчитанной на свихнувшихся от развития науки и техники калифорнийцев. Моя единственная встреча с живым сайентологом за много лет до того лишь подкрепила это мнение; человек производил впечатление буйно помешанного. Поговорить с представителями экзотического культа мне показалось любопытным, и я охотно согласился на встречу. Разговор оказался очень долгим и нудным. Пожилая датчанка с крашеными под цвет воронова крыла волосами, в очень тесных черных кожаных лосинах и в кофте с глубочайшим декольте на весьма убогом английском пыталась доказать мне, что сайентология является вершиной развития земной цивилизации и глубочайшей мудростью, открыть которую мечтали все без исключения философы, пророки и религиозные деятели человечества. Поняв, наконец, что я как-то не очень склонен в это поверить, она заявила мне: “Должна вас предупредить, что любой человек, предпринимающий какие-либо шаги против сайентологии, обретает множество неприятностей в своей жизни и кончает очень плохо”. “Вы мне угрожаете?” - удивился я. “Нет, предупреждаем”, - последовал ответ [1].

После этого я действительно заинтересовался сайентологией. Что же это за учение, которое столь боится критики, что с первого знакомства начинает запугивать тех, кто немедленно не поддается на его пропаганду?

За прошедшее с тех пор время я довольно много узнал о сайентологии, например, что она выступает в нескольких обличиях: ей принадлежат такие якобы независимые организации, как “Гуманитарный фонд Л. Рона Хаббарда”, “Нарконон”, “Криминон”, “Всемирный институт сайентологических предприятий”, “Ассоциация за лучшую жизнь и образование” и мн. др. Я прочел ряд сочинений Рона Хаббарда, проработал несколько книг, написанных как противниками, так и сторонниками этого учения, изучил множество статей в разных серьезных журналах. Я узнал, что запугивали не меня одного: буквально каждый честный журналист, собиравший материалы для правдивой и непредвзятой статьи о сайентологии, рассказывал о преследованиях, шантаже, угрозах и нападениях, которым он подвергался со стороны сайентологов. Я узнал о сайентологической концепции, названной на хаббардистском новоязе “честной игрой” (fair game) [2]. “Честно играть” полагается главным образом против людей, порвавших с сайентологией, или против тех, на кого сайентологи ставят клеймо “подавляющей личности” (ПЛ). По словам самих сектантов, это значит, что “любой сайентолог, не опасаясь наказания церкви, может лишить собственности всякую ПЛ или группу ПЛ и нанести им любой вред. Их можно завлекать в ловушку, подавать на них в суд, им можно лгать, их можно уничтожать физически”. Я ознакомился с материалами для внутреннего пользования хаббардистов, поразившими меня неприкрытым цинизмом, и со многими сайентологическими документами, например с контрактом “Sea Org” (“Морконторы”). Этот контракт, подписываемый при двух свидетелях, заключается на один миллиард лет. Христианину несложно догадаться, с кем подписывается контракт на столь длительный срок. Инфернальная направленность сайентологии подтверждается и ее символом (перечеркнутым крестом); этот знак в свое время разработал известный английский сатанист Алистер Кроули.

Я узнал, что сайентология в первую очередь гонится за наживой. Эта направленность сформулирована ее “крестным отцом” Хаббардом, зарабатывавшим на жизнь сочинением третьесортной научной фантастики, который после ряда финансовых провалов понял, что есть и более быстрые пути к обогащению. В 1949 г., выступая на съезде писателей-фантастов в Нью-Джерси, Хаббард заявил: “Писать, чтобы получать по грошу за слово, смешно. Если человек действительно хочет получить миллион долларов, то лучший способ - это основать собственную религию”. Через год после этого заявления, в 1950 г., Хаббард выпустил книгу “Дианетика: современная наука душевного здоровья”, от которой и пошел отсчет времени сайентологической эры.

С тех пор хаббардисты ни на секунду не изменяли этой сформулированной отцом-основателем сверхзадаче. “Отдай нам твой кошелек —и мы предоставим тебе жизнь”, — говорят они всякому потенциальному новообращенному. Некоторые называют сайентологию “сектой для богатых”,- ведь прохождение полного сайентологического курса стоит несколько сотен тысяч долларов. Конечно, сайентологи особое внимание уделяют охоте за богатыми клиентами. Но вес же это не совсем верно: хаббардисты не брезгуют никем, кто способен внести в их казну хоть сколько-нибудь денег. А тем, кто не могут платить, предлагается отрабатывать прохождение курсов, т. е. записываться по существу в пожизненную кабалу к вездесущей организации.

Но помимо платы, собираемой с клиентов, сайентология прибегает и к другим методам обогащения. Именно об этом говорится в заключении Министерства внутренних дел Германии от 6 мая 1994 г.: “В настоящее время компетентные органы МВД, т. е. земельные полицейские управления и земельные прокуратуры, считают сайентологию организацией, которая, прикрываясь статусом религиозного объединения, где элементы экономической преступности и психического террора в отношении своих членов сочетаются с бизнесом и сектантскими приемами. Можно с уверенностью утверждать, что центр тяжести ее деятельности лежит в сфере экономической преступности, поэтому в первую очередь ей должны противодействовать соответствующие государственные органы”.

Я ознакомился и с сайентологической “этикой”, которая, правда, понимается весьма своеобразно. “Этика — главный рычаг технологии. Этика - острый инструмент... если вы хотите обучить людей сайентологии... Если соблюдать этические нормы, 80% публики пройдут через организацию бешеным потоком, без сучка и задоринки”. Материалы по этике доступны далеко не каждому. Когда листаешь учебник “Введение в сайентологическую этику”, становится как-то не по себе: уж очень этическая система и технология управления, разработанные сектантами, напоминают методы работы НКВД. В учебнике приводится таблица “уровней этических действий” в отношении провинившегося (всего 36 пунктов). Например:

1. Заметив что-нибудь неправильное... не говорите об этом сразу, а только слегка разведайте.

9. Напишите об этом человеке рапорт в Этический отдел.

10. Разузнайте об этом человеке... от других людей.

17. Допрос в Этическом суде (Этисуде).

18. Приговор Этисуда.

25. Расследование, проводимое свидетельской комиссией.

Наиболее “значительным” преступлением является “действие или бездействие, сознательно предпринятое, чтобы подавить, сократить или помешать сайентологии или сайентологам”, за которое “преступник” может подвергнуться самому страшному наказанию - “исключению из сайентологии” [3]. Проблема в том, что личности адептов сайентологии настолько подавлены, что они зачастую просто не в состоянии представить себе жизни вне секты. Сайентологи с нескрываемой гордостью говорят о разработанной Хаббардом технологии: “Наши дисциплинарные меры вполне способны сделать человека ненормальным: он видит, на что нападает [4]... Вы грозите человеку вечным забвением... поразительные результаты... Одна подавляющая личность, совершившая довольно значительное преступление против сайентологии, сделалась совершенно невменяемой, когда оставила сайентологию и поняла, что натворила”.

Ну что ж, это и понятно: по степени деструктивности для своих членов сайентология является одной из наиболее опасных группировок. Вот какие данные приводят специалисты-сектоведы: человеку, нашедшему в себе силы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется в среднем два года. Некоторые секты оставляют по себе куда более тяжелые последствия, чем другие, причем это не связано напрямую с количеством часов, проведенных в ритуалах и программировании. Практика показывает, что сложнее всего оправиться от сайентологии, хотя она требует от своих последователей меньшей затраты времени, чем, например, у кришнаитов или мунитов. Кришнаиты тратят на ритуалы и совместные молитвы в среднем 70 часов в неделю, муниты — 53 часа, а сайентологи — неполных 43. Однако покинувшему кришнаизм требуется для выздоровления в среднем 11 месяцев, бывшему муниту — 16 месяцев, а сайентологу - 25,5 месяца [5]. Но и тогда выздоровление относительно; существуют и долгосрочные последствия, сказывающиеся еще многие годы. Один консультант, работающий с бывшими сектантами, заявил, что, по его мнению, от последствий сайентологии до конца оправиться не может никто.

Каким же образом столь деструктивно-криминальная организация попала в Россию?

* * *

Естественно, что после падения железного занавеса Россия с ее бескрайними просторами и громадными ресурсами представлялась лакомым кусочком для сайентологов, уже давно испытывавших серьезные трудности в западных странах. Так что хаббардисты немедленно засели за планирование стратегии “захвата” нашей страны.

“Завоевание” России началось в 1990 г. с нескольких визитов известных россиян к сайентологам. Первым лондонскую штаб-квартиру сайентологии посетил космонавт Павел Попович, которого сопровождали отечественный нарколог Владимир Иванов, заместитель главного редактора “Известий” Игорь Андреев и генеральный директор “Союз-театра” Леонид Тодоров. Все они прибыли в Англию по приглашению дочерней сайентологической организации “Нарконон”. Несмотря на то что медицинские эксперты ведущих стран мира объявили программы “Нарконона” по реабилитации наркоманов и алкоголиков не только не эффективными, но и наносящими вред здоровью, члены советской делегации, очарованные радушным приемом сайентологов, договорились об основании в Москве центра “Нарконона” на 400 коек. При этом генерал-космонавт не забыл и позаботиться о своих ближайших родственниках: вскоре его дочь начала работать в шведском “Наркононе”. Распространителем программы в России стал “Фонд спасения детей и подростков от наркотиков”, возглавляемый В. Ивановым [6].

Приблизительно в то же время отечественная поп-звезда Александр Малинин посетил вместе с женой отделение “Нарконона” в Лос-Анджелесе и обязался основать еще один центр этой организации в России.

Тут необходимо сделать отступление и немного рассказать о “Наркононе” и его методах. Программа “Нарконона” основана на сайентологической процедуре под названием “очистительный марафон”. Хаббард, объявивший о создании этой процедуры в 1978 г., был настолько доволен собой, что выделил неограниченные средства для повсеместного внедрения этого проекта в надежде получить за свои “изобретения” Нобелевскую премию. Однако настоящие ученые и Нобелевский комитет особого энтузиазма по поводу “очистительного марафона” не высказали.

Хотя методика “Нарконона” характеризуется авторами как немедицинская, при лечении наркоманов используются не только специальные приемы воздействия на сознание человека, но и витамины в больших дозах и интенсивная саунотерапия. Иными словами, методика не имевшего медицинского образования Хаббарда имеет все признаки незаконной медицинской практики. “Марафон” состоит из ежедневного пятичасового сидения в сауне в сочетании с пробежками и громадными дозами витаминов. Жертвы сайентологических экспериментов подвергаются этому воздействию каждый день в течение месяцев, а то и полугода. Один из докторов, который несколько месяцев руководил проведением “марафонов”, признал, что они “потенциально смертельны”. Даже личный доктор Хаббарда, помогший своему пациенту разработать “марафон”, настоятельно требовал, чтобы процедура проходила под наблюдением врачей-профессионалов. Увы, пациенты “очистительных марафонов” почти никогда врачами не наблюдаются, и в Великобритании, Нидерландах и США были случаи, когда клиенты скончались во время прохождения этих процедур.

Больше всего вызывает опасение переутомление организма от сверхдлительного воздействия высоких температур в сауне, что может привести к необратимым изменениям мозга, и сверхдозы витамина ВЗ, способные вызвать нарушение деятельности печени или даже прекращение ее функционирования. Жертвы “марафона” испытывают ощущения, сходные с наркотическим опьянением. По уверениям сайентологов, это свидетельствует о том, что из их организма выходят шлаки и наркотики. На самом деле подобное состояние - результат сверхдозы витаминов. Ведущие диетологи отмечают, что сверхдозы витамина В1, применяемые в “марафоне”, могут вызывать ощущение смещенного пространства и галлюцинации. По утверждениям врачей, сверхдозы витаминов группы В способствуют развитию новообразований. Кстати, витамины продаются клиентам за цену, не соответствующую их реальной стоимости, и приобретать витаминные смеси на стороне категорически запрещается - фирма держит на них монополию, как и в других сферах деятельности.

В 50-е годы, когда Хаббард вдруг решил объявить себя физиком-ядерщиком, он в соавторстве с неким анонимным “медиком” выпустил примитивную книжонку с претенциозным названием: “Все, что нужно знать о радиации”. В этом сочинении Хаббард заявил, что лучевая болезнь и даже рак могут быть излечены “уникальным” комплексом витаминов под названием “дианазин”. Однако вскоре по приказу Министерства пищевой и медицинской промышленности США огромный груз с таблетками “дианазина” был конфискован и уничтожен. Несмотря на этот провал, хаббардисты утверждают, что “очистительный марафон” также выводит из тела накопившуюся радиацию. Статус немедицинских центров подразделения “Нарконона” получили в результате серьезных конфликтов с западными научно-медицинскими кругами, которые добились полного отделения от науки того, что делают в хаббардистских реабилитационных центрах. Речь идет не о праве именоваться немедицинским учреждением, а об обязанности из опасения вступить в конфликт с законом, указывать, что этот Центр не является медицинским учреждением (решение американской налоговой инспекции 1967 г. о лишении Хаббардовских организаций безналогового статуса научно-Медицинского учреждения, решение Федерального суда сша 1971 г. о мошенническом характере медицинских притязаний Л. Рона Хаббарда и о том, что лечение с помощью Э-метра не может считаться научным).

В 1991 г. Российская академия медицинских наук финансировала применение “марафона” к жертвам Чернобыля. Трое высокопоставленных сайентологов были направлены для руководства “чисткой”. Несмотря на отсутствие каких-либо достоверных результатов, все трое - англичане Дэйвид и Шейла Гейман и Дороти Уэст - даже получили за свою работу правительственные награды. Их пригласили возвращаться в Россию для дальнейших экспериментов.

Супруги Гейман ранее занимали руководящие посты в печально известном сайентологическом Опекунском управлении (ОУ), которое после ареста и заключения в тюрьму всей его верхушки в количестве одиннадцати человек (в том числе и жены Хаббарда) было переименовано в Управление особых дел. На судебном процессе, недавно прошедшем в Канаде, вынесено обвинительное заключение всей “Церкви сайентологии” из-за незаконного проникновения ОУ в правительственные учреждения и органы правопорядка. Супруги Гейман владеют компанией “Джи энд Джи вайтаминс”, которая получает огромные барыши от продажи лошадиных доз витаминов для “очистительных марафонов”. Миссис Уэст несколько раз переживала серьезные неприятности за незаконные методы вербовки в сайентологическую организацию. Мы еще поговорим о дальнейших действиях предприимчивых Дэйвида и Шейлы Гейман в России, а пока вернемся к истории проникновения хаббардистов в нашу страну.

В начале 90-х годов секта провела весьма шумную рекламную кампанию в средствах массовой информации. Сайентологическая организация прикладывала чрезвычайные усилия по проникновению в высший политический эшелон страны. Экземпляры книги “Дианетика: современная наука душевного здоровья” были разосланы Руслану Хасбулатову и 72 депутатам Верховного Совета. Сотрудник Комитета государственной безопасности РФ Сергей Степашин (впоследствии директор ФСБ) дал самые высокие отзывы о труде “самого гуманного в мире гуманиста”. А тогдашний вице-президент Александр Руцкой украсил свое интервью в “Литературной газете” цитатами из “Дианетики”. 31 марта 1993 г. презентация “шедевра” отца-основателя секты весьма шумно прошла в Кремлевском Дворце съездов. В целях создания благоприятного образа сайентологических организаций, хаббардисты не скупятся на частые рекламные радио- и телепередачи и заказные газетные статьи. Похоже, они добились того, что о “научном методе” дианетики сегодня услышал уже, наверное, каждый россиянин.

В 1991 г. в Санкт-Петербурге британский сайентолог Питер Уэйкли после проведения 15 лекций при поддержке местного Института культуры (первая лекция была прочитана в Санкт-Петербургском университете), помог “аборигенке” Тане Рудиковой открыть в родном городе сайентологическую миссию. Постаралась она изрядно: к декабрю 1991 г. сайентологи с гордостью заявляли о 800 выпускниках дианетических курсов. Рудикову даже свозили в США, где сайентологи вручили ей награду за ударный труд.

Однако самый большой энтузиазм по поводу сайентологии был проявлен руководством факультета журналистики старейшего вуза страны — МГУ. Декан факультета Я. Н. Засурский вошел в историю, пожаловав Хаббарду первый посмертный докторат, когда-либо выданный в МГУ “за значительные достижения в литературе и философии и за выдающуюся гуманитарную деятельность”. Одновременно Засурский подписал и другой указ. Приводим его текст целиком с сохранением особенностей орфографии и пунктуации подлинника:

“Поскольку Л. Рон Хаббард является одним из наиболее известных и читаемых авторов всех времен, а тираж его книг превышает 100 млн. экз. в 19 странах на 31 языке мира и,

Поскольку Л. Рон Хаббард является одним из наиболее известных в мире гуманистов и философов и написал бесценные работы, которые освобождают человека от уз рабства и помогают ему обрести счастье и лучшую жизнь и,

Поскольку эти работы в настоящее время издаются в Российской Федерации для всех ее граждан,

Поэтому я, Ясен Николаевич Засурский, декан факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой зарубежной печати и литературы., настоящим заверяю следующее:

1. Что 13 марта 1992 г. будет днем Л. Рон Хаббарда на факультете журналистики;

2. Что зал МГУ будет выделен и предназначен для работ Л. Рон Хаббарда, где студенты Российской Федерации смогут свободно изучать выдающиеся работы. Л. Рон Хаббарда;

3. Что этот зал будет доступен для наблюдателей с целью обучения выдающимся трудам Л. Рон Хаббарда;

4. Что этот зал будет назван "Зал Л. Рона Хаббарда МГУ".

Собственноручно (подпись) Я. Н. Засурский, декан факультета журналистики МГУ”,

Такой же документ, похоже, даже с теми же орфографическими ошибками, был выдан сайентологам Сургутским университетом.

Читальный зал, увешанный портретами Хаббарда и иллюстрациями к его книгам, был открыт на факультете журналистики в старейшем здании МГУ. У стен стояли стеллажи с “бесценными работами и выдающимися трудами известнейшего в мире гуманиста”. К сожалению, в читальном зале не представлена ни одна из многих тысяч публикаций с критическим анализом деятельности Хаббарда и его учения. Думается, нет в этом читальном зале и высказываний отца-основателя сайентологии относительно журналистов. Дело в том, что он не жаловал людей этой профессии, презрительно отзываясь о них как о “торговцах хаосом”. До сих пор членство в сайентологической организации для журналистов - также как для психиатров и гомосексуалистов — за редкими исключениями закрыто.

Но усилия сайентологов не ограничились проникновением в академические и университетские круги. Попутно сектанты предложили целому ряду руководителей российских предприятий пройти что-то вроде курсов менеджмента. На этой начальной стадии хаббардисты утверждают, что технология управления не имеет никакого отношения ни к сайентологии, ни к религии вообще.

В середине 50-х годов Хаббард написал две книги: "Проблемы работы” и “Как выжить, будучи администратором”, ставшие идейной основой его подхода к менеджменту. Впоследствии этот подход был подробно изложен в 11-томном руководстве, озаглавленном “Курс администратора организации”.

Технология административного управления подается как “ноу-хау”, т. е. только в виде готовых учебных курсов и консультаций. Соответствующая литература предоставляется учащемуся лишь на время учебы и в основном только в аудитории. Копирование и размножение учебных материалов запрещается. Не допускаются также частичное использование административной технологии (AT), адаптация ее к местным особенностям и ее самостоятельное внедрение лицами, не получившими официального права на это от “Хаббард-колледжа”.

В рекламных материалах утверждается, что технология управления Хаббарда основана на исследовании опыта организации работы на 30 тысячах предприятиях. Остается неясным, когда автор этой технологии успел изучить опыт работы такого фантастического количества предприятий, если сам он в фирмах никогда не работал и нет никаких свидетельств проведения столь масштабных исследований им самим или его последователями.

В русскоязычных рекламных материалах хаббардисты сообщают, что AT применяется на 3 тысячах предприятиях (иногда в этих же текстах они заменяют число предприятий на 18 тысяч — своя рука владыка!). Среди них такие “киты” мировой индустрии, как “Форд”, “Дженерал моторе”, “Кока-кола”, “Траст америкэн бэнк”, “Шанель”, “Боинг”, “АГФА”, “Вольво” и др. В англоязычных изданиях, рассчитанных на более информированного западного читателя, эти фирмы не упоминаются, зато сообщается о небольших или основанных на личном капитале, никому не известных компаниях. Большинство из них ничего не производит, а занимается маркетинговыми исследованиями, консультациями, дизайнерскими работами. Численность работников фирм, приведенная в публикациях, колеблется от 60 до 180 человек. Изобилие маркетинговых и консультационных фирм в приведенном списке, вероятно, объясняется тем, что эти организации занимаются пропагандой все той же системы Хаббарда и ничем другим.

Сама технология управления по Хаббарду, - это вареве из самых затасканных общих мест административного устройства предприятия, выдаваемых за гениальные открытие и откровения в последней инстанции. Но самая характерная черта технологии — глобальный отпечаток авторитарной структуры самой хаббардистской организации. Можно сказать и иначе: технология управления Хаббарда реанимирует уже хорошо знакомую нам пирамидальную структуру с четким вертикальным подчинением и полным контролем меньшинства над большинством. Руководители предприятий, к которым “подъезжали” хаббардисты, рассказывают, что в приватной беседе им обещали тотальный контроль над подчиненными, финансами и всей системой организации, неограниченные прибыли и единоличное распоряжение ими.

В курс обучения руководителя входит умение писать доносы (в том числе и на самих себя в форме признаний в собственных “грехах”), навыки выявления “антисоциальных личностей” в коллективе с целью последующего избавления от них. К последним фактически относятся все те, кто не принимают учения Хаббарда.

По признанию самих последователей Хаббарда, принципы AT были первоначально задуманы и изложены автором в рамках “Церкви сайентологии” и только потом стали предлагаться в качестве универсального рецепта для всех. Эта сверхзадача - привлечение новых членов в “Церковь сайентологии” —сохраняется и сейчас за AT, как, впрочем, и за любой сайентологической “фронтовой” организацией или методологией.

Считается, что структура любой организации (завода, мэрии, церкви и т. п.) может быть построена по одной универсальной схеме. Уже только это базовое положение может встретить критику со стороны людей, имеющих опыт административной работы. Для хаббардистов не существует ни национальных, ни местных культурных особенностей, ни специфики предмета управления.

Не меньше сомнений вызывает метод оценки работы управленческого персонала методами статистики. В частности, по Хаббарду, получается, что чем быстрее растет штат управленцев в организации, тем эффективнее работа. Такой подход к штатам противопоказан нашим органам государственного управления и местного самоуправления, ибо он идеологически обосновывает неудержимое раздувание штатов. Например, в Нижегородском “Хаббард-колледже” на десяток одновременно самостоятельно изучающих в зале пособия учащихся приходится около двух десятков человек персонала колледжа.

Президент Московского вентиляторного завода (АО “МОВЕН”) Александр Миронов, как и некоторые другие руководители, прошел первоначальный курс обучения за границей, заплатив за это 6000 долларов. Потом туда отправилась учиться практически вся верхушка его предприятия, выложив 100 миллионов рублей в ценах 1993 г. Затем Миронов провел на предприятии кампанию по всеобщему обучению хаббард-технологии (за покупку лицензии, дающую ему право обучать хаббард-технологии, было заплачено еще около 100 миллионов рублей). Те, кто отказывались “читать галиматью”, ставились в невыносимые условия - им не индексировалась зарплата, не выплачивались премии. Логика была железной: если ты против технологии, которая несет добро АО “МОВЕН”, ты против него. Более того, Миронов пытался ввести в силу закон о соблюдении секретности на предприятии, предусматривавший невозможность для уволившегося сотрудника работать по специальности в течение пяти-шести лет. Всем сотрудникам вменялись в обязанности “рапорты об уведомлении”, иными словами, доносы на коллег. Сотрудник, не настучавший на своего ближнего, признавался в равной степени ответственным за “преступление”.

С созданием сектора и комиссии по этике (для разбора Доносов и вынесения вердиктов для провинившихся сотрудников), а также многих других навязываемых хаббард-технологией отделов на АО “МОВЕН” до критических размеров разрослась надстройка пирамиды. Число политруков и бюрократов на заводе практически сравнялось с числом Рабочих, выпускавших конкретную продукцию - вентиляторы. Сам Миронов считал это замечательным показателем. Производственная часть сокращалась. Почти все квалифицированные рабочие покинули предприятие. Зато регулярно продолжали поступать крупные суммы в сайентологическую казну.

О положении на АО “МОВЕН” можно судить и по тому факту, что 25 января 1995 г. Александр Миронов был убит в собственном рабочем кабинете. Причины убийства не выяснены, однако некоторые партнеры Миронова по бизнесу связывают его с административными реформами на заводе и внедрением AT Хаббарда. Во всяком случае сразу после убийства “по сокращению штатов” был уволен заместитель президента АО “МОВЕН”, занимавшийся обучением персонала AT, а использование хаббардовской технологии было свернуто. Затраты предприятия на внедрение технологии составили почти миллиард рублей. Некоторые эксперты АО “МОВЕН” считают, что косвенные потери предприятия (утечка квалифицированных кадров, потеря выгодных контрактов, инвестиций, сокращение производства и др.) составляют более 2 миллиардов рублей.

Можно привести еще несколько примеров методов распространения сайентологии в России. Один из них - успешное сотрудничество с бюро путешествий: курсы “Хаббард-колледжа” проводятся в ходе средиземноморских круизов, предлагаемых бизнесменам и “новым русским” [7]. Небезопасными для кошелька и психического здоровья “новых русских” оказываются и кремлевские здравницы, куда они полюбили ездить на лечение. Но об этом речь немного ниже...

Хаббардисты активно действуют по всей нашей стране, стремясь максимально “завязать” связи с различными структурами производства и сбыта. Учитывая сегодняшнюю российскую атмосферу некритичной доверчивости к заокеанским товарам и недостаток качественного обучения менеджменту, можно легко прогнозировать успех этого коммерческого предприятия — ведь каждый простак оставляет за набор советов, либо примитивных и самоочевидных, либо сомнительных и спорных, не менее 500 долларов (цена пяти базовых курсов). Примечательно, что хаббардисты не считают нужным эти советы преподносить в форме систематических лекций или семинаров, предлагая самим учащимся прочесть пособия во время занятий. Происходит это так: человек (“сырое мясо” - в терминологии создателя системы) приходит, платит сотни долларов, садится в аудитории, получает книгу, читает главу, его проверяют по анкете на предмет усвоения ее содержания, после чего цикл повторяется. Персонал же колледжа в основном занят поиском новых учащихся, связей и рекламой.

Благодаря активным действиям сайентологов через курсы только лишь Московского центра дианетики за 1994 г. прошли более 14 тысяч человек. Более тысячи руководителей промышленных предприятий уже прошли самые различные сайентологические курсы. А это означает, что директора этих порой даже убыточных предприятий под тем или иным предлогом постоянно перечисляют средства, в том числе и государственные, на счета секты. Сейчас “Церковь” Хаббарда перешла на региональный уровень, устроив недавно семинар для мэров городов Центральной России на Валдае. Сайентологическое обучение прошел и губернатор Новгородской области. Особенно сильны позиции хаббардистов в Перми, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде [8], Усолье, Обнинске и др. В последнем сайентологи были уличены в проведении психологического тестирования сотрудников оборонных предприятий, допущенных к государственной тайне. И эта бурная деятельность уже дала первые плоды.

За несколько лет хаббардистская организация в России превратилась в разветвленную сеть, включающую страховые компании (например страховую кампанию “Налко”), колледжи, коммерческие фирмы и банки, а также множество клубов по изучению дианетики (самым крупным из них был московский клуб “ Гайдаровец”).

“Хаббард-колледж” в Перми (его соучредителями являются городская и областная администрации, которые предоставили ему двухэтажное здание, выселив оттуда детский клуб) утверждает, что сейчас в области “охвачено” технологией управления 28 предприятий, в основном оборонных. Обучаются в первую очередь руководители, которые в свою очередь обязуются внедрять технологию на своих предприятиях. При этом действует тот же ступенчатый принцип: чтобы перейти на новый уровень, чтобы действительно почувствовать улучшение, нужно дополнительно платить.

Одно из самых крупных учебных заведений хаббардисты создали при Пермском приборостроительном заводе, выпускающем оборудование для авиации. Только в строительство офиса “Хаббард-академии” на ул. Фонтанной предприятие вложило 300 миллионов рублей. Прямо не территории одного из крупнейших объединений АС “Пермские моторы” (выпуск всех моторов для ИЛ-76', обосновался еще один “Хаббард-колледж”. Атмосфера в коллективах, перешедших на AT, далека от идиллической и в точности повторяет все, происходившее на АС “МОВЕН”: увольнение нежелающих читать творения за океанского фантаста, лишение их премий, отказ в индексировании заработной платы и система доносов.

Обучение прошли заместитель главы администрации Перми А. Гурьев, глава администрации крупного промышленного района Перми В. Сединина и другие чиновники. Среди адептов Хаббарда в Перми можно также назвать главу местной телекомпании “Т-7” Григория Волчека. Весной 1995 г. специально прибывшему из Америки высокопоставленному представителю “Церкви сайентологи” были вручены символические ключи от города.

Мэр города Владимир Филь прошел хаббардистское обучение в России и готовится продолжить его в США. Он обязался перевести весь город (!) на хаббардовскую систему управления в течение ближайшего полугода. На возражения оппонентов из научного мира и вопросы журналистов (ему написали открытое письмо об опасности “сайентологического пути развития” доктор философии, два доктора медицинских наук, заведующие кафедрами нервных болезней и психиатрии, председатель “Пермькомбанка” и исполнительный директор Фонда возрождения Православия) филь отвечает: “Эти ученые сами не знают, что говорят!..”. И еще обещает, что “пермякам рабство не грозит”. Филь не скрывает, что ему хорошо известен опыт Московского вентиляторного завода. И на прямой вопрос, появятся ли у нас доносчики, мэр Перми так же прямо отвечает: “Почему появятся? Они есть”.

В марте в Перми местными органами юстиции был зарегистрирован Центр дианетики. Мэр города почему-то утверждает, что никакого отношения к технологии управления, внедряемой в области, дианетика и прочие “изобретения” Хаббарда не имеют: “Мы берем только технологию Хаббарда, она нам полезна. А сам Хаббард пусть хоть в черта верит...” [9]

Этой же точки зрения придерживается и директор крупнейшего оборонного предприятия Екатеринбурга -Уральского оптико-механического завода - Э. С. Яламов, не только обучавшийся хаббардистской премудрости в России, но и уже съездивший на стажировку в США. Г-н Яламов открыл на своем сверхсекретном предприятии отделение “Хаббард-колледжа” и намеревается перевести всех своих сотрудников и рабочих на хаббардистскую систему управления. Не остановило его предупреждение Православной Церкви, не образумили ни предоставленные ему материалы, раскрывающие подлинную сущность хаббардизма, ни публикация в газете “Совершенно секретно”. Он даже отмахнулся от доклада ФСБ, в котором “Хаббард-колледж” был прямо назван в числе организаций, занимающихся шпионажем на территории России [10].

Сайентологам удалось также проникнуть в администрацию стратегически важной Кемеровской области. По поступившим сведениям сотрудники областной администрации в приказном порядке направлялись на организованные местным “Хаббард-колледжем” семинары и выездные сессии. Обучение оплачивалось из областного бюджета.

Завидную активность проявляют сайентологи и в городе Юбилейный Московской области, где расположилось два научно-исследовательских института Министерства обороны, занимающихся космическими исследованиями (в соседнем Калининграде расположен мощный научно-производственный космический комплекс, основанный еще С. П. Королевым, и знаменитый Центр управления полетами - ЦУП). Сайентологи пытаются проникнуть в школы городов-спутников под предлогом преподавания английского и той же самой технологии управления. В нескольких школах им удалось получить доступ к адресному листу журналов, т. е. к адресам людей, так или иначе связанных с космическими исследованиями. По неофициальным данным, сайентологам удалось завести дружеские связи в руководстве сверхсекретного ЦНИИ № 4. Весьма вероятно, что они проникли также и в ЦУП. О последствиях этих действий для нашей страны и всего мира можно только гадать...

По-прежнему действуют у нас в стране и предприимчивые супруги Дэйвид и Шейла Гейман. Они выступают в качестве руководителей “Международной гуманитарной службы детоксикации”, а также “Международной службы детоксикации человека”. Супругам Гейман удалось получить “Методические рекомендации "Программа детоксикации"” у отечественных чиновников от медицины. Вот фамилии лиц, чьи подписи санкционировали проведение “очистительных марафонов” в России: В. К. Агапов — заместитель министра здравоохранения и медицинской промышленности; А. И. Мачула - начальник управления лицензирования; А. М. Дыгай - член-корр. РАМН, профессор; В. А. Быков - член-корр. РАМН, профессор. Кстати, эти рекомендации были выданы через 10 дней после подачи супругами Гейман прошения в Минздравмедпром, а еще через месяц Минюст на основе этой лицензии регистрирует “Международную службу детоксикации человека”. Воистину рекордные сроки!

Не откладывая дела в долгий ящик, Дэйвид и Шейла Гейман направились на прием к руководству загородной больницы, принадлежащей Управлению делами президента РФ (главный врач А. И. Романов) и детского санатория “Васильевское”, расположенного рядом (главный врач Н. С. Белова и ее заместитель С. А. Кавун). В обоих местах они встретили теплый прием и взаимопонимание. В загородной больнице через открывшееся при ней коммерческое бюро “Преком” приступили к “обслуживанию” коммерческих больных. Таким образом секта настигла лечащихся в кремлевских здравницах “новых русских”, которые, соблазнившись не столько сладкими речами сайентологов, сколько авторитетом этой больницы, послушно выкладывали по 1000 долларов за один сеанс в кассу “Прекома”. Сколько из них, пройдя “чистку”, записались на новые сайентологические программы, еще предстоит узнать... По некоторым данным, через сайентологическую сауну прошел уже такой “кит” отечественного шоу-бизнеса, как Владимир Пресняков.

Секта подготовила не менее десяти врачей, которые стали их “пятой колонной” в кремлевских лечебницах. При помощи этих врачей сайентологи начали внедрять свои программы в детском санатории “Васильевское”, который в последнее время использовался для детей-чернобыльцев с соматическими заболеваниями. По распоряжению главного врача, группа детей в возрасте 13-14 лет была снята со всех процедур и передана чете Гейман и новоиспеченному сайентологу, кандидату медицинских наук Н. В. Воронцову, ставшему генеральным директором медицинской программы по Р. Хаббарду в России. Всего в эксперименте по “выведению радиации” участвовали 27 детей-чернобыльцев, с которыми проводился “очистительный марафон” по полной программе.

Не остановили сектантов ни результаты повторного анализа, свидетельствующие о том, что после “марафона” радионуклиды из организма детей выведены не были, ни переживаемые маленькими пациентами головокружения, учащенное сердцебиение и ощущения “смещенного пространства”, ни даже то, что у семи детей после “марафона” началось осложнение в виде тяжелого фурункулеза, ни мнение медперсонала санатория, однозначно говорившего об опасности этих экспериментов.

Невзирая ни на что, 15 мая 1995 года сайентологи провели в санатории помпезную конференцию, посвященную успешному проведению программы детоксикации по Р. Хаббарду, на которой присутствовали высокие чиновники из Минздравмедпрома, а также руководители других санаториев. Хвалебные речи, как и водится в подобных случаях, лились рекой. Но главное сказал сам Дэйвид Гейман: “Я не могу опомниться от счастья, я просто вне себя от радости! То, что нам удалось осуществить в “Васильевском”, - это ведь впервые в мире! Нигде больше нам не предоставляли детей”. Россия, стало быть, единственная страна, которая “предоставила” детей, причем очень больных, секте для эксперимента. Но даже это откровенное признание никак не отрезвило Минздравмедпрома. Никто не задумался о праве сектантов проводить опыты на российских детях. Видимо история с “Аум Синрике” ничему не научила представителей наших властных структур...

Да что и говорить, если М. А. Сиверцев, член Экспертного комитета по международным делам Совета Федерации, в откровенно заказной брошюре “Дианетика и сайентология” рекомендует дианетические и сайентологические методы для примирения межрегиональных религиозных конфликтов между традиционными религиями. Это особенно интересно, потому что Хаббард был крайне невысокого мнения о всех традиционных религиях [11]. Да, видно сайентология действительно далеко пойдет в нашей стране...

* * *

Сайентологи уверяют, что считают человеческую природу изначально доброй и благородной и превыше всего ставят свободу и достоинство человека. Это ложь. В секте нет места для самостоятельного мышления и критического взгляда. Только если вы подчиняетесь тотальной дисциплине, вы можете стать сверхчеловеком, способным решать все за других. Но в то же время за вас в свою очередь все будут решать другие, еще более, чем вы “сверхчеловеки”. На деле для сайентологов в центре всего стоит не сам человек, а его производительность. Человек является чем-то вроде суперкомпьютера (не случайно в системе сайентологии столь популярны выражения из компьютерного бизнеса). Тут Хаббард с головой выдает сам себя. Ведь если обыкновенный человек - лишь компьютер, то, наверное, есть и кто-то, нажимающий на клавиши? И кто бы это мог быть?

В нашем не защищенном от психологического манипулирования на индивидуальном и групповом уровне и не имеющем соответствующей культуры обществе почти никем не осознается тот элементарный факт,, что в психологии сама теория оказывает огромное воздействие на поведение человека. Если в обществе высока вера в силу гипноза (вспомним популярность кашпировских и чумаков), то и внушаемость будет велика; если человека уподобят компьютеру, то он начнет вести себя как робот. Если человек болен психически, то дианетические процедуры могут усилить его болезнь и придать ей социально опасный характер. Не следует также забывать, что аудитинг может проводиться скороспелым “специалистом” после пары недель обучения.

За сорок лет своего существования дианетика и сайентология не дали ни одного крупного ученого, философа, политика или человека искусства. Те несколько действительно известных кинозвезд, которые стали членами хаббардистских организаций, добились успеха и признания до встречи с теориями американского фантаста.

В своих трудах Хаббард использовал множество сочиненных им самим слов. В некоторых книгах новых терминов было так много, что приходилось к ним прилагать специальный словарь. Знакомство с сайентологией начинается с овладения новым словарем. Как я уже писал выше, язык, изобретенный фантастом, удивительно напоминает оруэлловский новояз из романа “1984”. По всей видимости, Хаббард хорошо усвоил, что тот, кто контролирует язык человека, контролирует и его мысли. Но как же достичь контроля над языком? Попытаюсь ответить на этот вопрос.

После той памятной первой встречи я неоднократно встречался как с сайентологами, так и с людьми, покинувшими секту. И те и другие производят на “свежего” человека очень тяжелое впечатление. Но если сайентологи кажутся одержимыми, то и бывшие члены секты выказывают тяжелые повреждения в психике, только другого рода: если поставить рядом настоящего и бывшего сайентолога, они кажутся как бы классическим воплощением двух фаз маниакально-депрессивного психоза: первый — маниакальной фазы, а второй - депрессивной.

Другая особенность, поразившая меня в приверженцах учения Хаббарда, — это их ничем не подкрепленная самоуверенность на фоне совершенно чудовищного бескультурья. На многочисленных сайентологических курсах общения клиентам (точнее жертвам) внушают, что теперь они смогут выгодным для себя образом воздействовать на любого человека и заставить его принять их точку зрения. Этим объясняется, например, поведение представительницы сайентологии на прошедших 14 февраля 1995 г. в Москве парламентских слушаниях “Свобода совести и права человека в Российской Федерации”. Когда пришло время ее выступления, она вышла на трибуну и начала зачитывать стандартный рекламный текст о всемогуществе и всеполезности сайентологии. Ее прерывал председательствующий депутат Госдумы, ее останавливал возмущенный зал, требуя, чтобы она говорила по теме слушаний или покинула трибуну, но не тут-то было: у нее было задание прочитать этот текст – и она его читала. Лишь один раз она прервалась в ответ на просьбу председательствующего говорить по сути, заявив: “Спасибо, я поняла вас”, — и продолжила оглашение своего текста, даже не понимая, что такое поведение способно лишь повредить ее организации.

Но как объяснить патологическую безграмотность сайентологов и их полное отторжение от отечественной культуры? Например, начальник отдела общественных связей “Церкви сайентологии” в России Дмитрий Мазанник - человек, представляющий общественное лицо сайентологии, - с гордостью заявляет, что никогда не открывал Библию, не читал ни Толстого, ни Достоевского. А вот образчик его письма, разосланного им в редакции всех крупных газет и журналов (орфография и пунктуация подлинника сохранены):

И этот человек совершенно не ощущает своей чудовищной безграмотности и не стесняется ее!

Когда я поделился этими наблюдениями с датскими сектоведами, они сказали, что сайентологи знамениты своей безграмотностью и что, очевидно, во время интенсивной индоктринации что-то происходит с их мозгом до такой степени, что они даже отчасти теряют контроль над собственной речью. Можно сказать: сайентология настолько изменяет сознание человека, что это сказывается на его Речи, и любой сайентолог начинает говорить на родном языке с “сайентологическим” акцентом.

Вот еще один характерный пример из рекламного бюллетеня Московского центра дианетики с псевдоевангельским названием “Хорошие новости”. Этот бюллетень рассылается всем, кто оставил свой адрес сайентологическим вербовщикам. Цель бюллетеня — обратить их в хаббардистскую веру. Приведу примеры лишь из одного раздела: “Сайентологи шутят”. Считается, что “шутки” эти должны рассмешить людей, ничего ранее о сайентологии не слышавших. Итак, вот несколько перлов:

Интересно увидеть хоть одного человека, который рассмеялся бы, прочитав подобные “шуточки”! Думаю, один из серьезных индикаторов деградации личности — это потеря человеком чувства юмора.

В статье, которая открывает этот сборник, подробно описано, какие методы используют хаббардисты для проникновения в душу человека и нанесения глубоких повреждений его психике. Но за этими методами стоит еще и некое концептуальное обоснование, которое я попытаюсь сейчас сформулировать.

Однажды мне принесли две новоизданные сайентологические книги: “Как чему-то научиться?” и “Руководство по основам обучения”. Именно в этот день я должен был принимать экзамены у студентов и захватил книги с собой. За те два часа, покуда студенты писали ответы на экзаменационные вопросы, я прочитал обе книги. Это оказалось несложно, так как текста в них почти не было: на каждой странице была черно-белая, похожая на раскраску картинка и одно, от силы два предложения, напечатанные самым крупным шрифтом. Такие своего рода комиксы. Но весьма своеобразные комиксы: помимо невероятной скуки, которую я испытывал, пропуская через себя эту жвачку из банальностей и общих мест, я почти физически ощущал, что тупею. Эта тягомотина, несомненно, оказывала на меня гипнотическое воздействие, целью которого было убить все мысли в мозгу, повернуть человеческое сознание с нормального пути на какую-то узкую и темную тропу, двигаться по которой можно только под чьим-то постоянным руководством...

Интересно и то, что обе книги, одна из которых была рассчитана на детей, а другая - на взрослых, практически ничем не различались между собой. Разница была лишь в том, что в “детской” книжке на картинках были изображены дети, а во “взрослой” -взрослые. На первый взгляд, это должно казаться весьма странным: даже для детей разных возрастов используют различные педагогические методики, а тут - одно и то же для всех возрастов. Неужели составители этих “учебников” не понимают даже этого? Но, поразмыслив, я понял, что в таком “универсальном” подходе заложен глубокий смысл: сайентологи относятся к своим клиентам как к умственно отсталым детям, ничего не знающим, не умеющим и к тому же обремененным целым рядом вредных навыков и привычек, от которых они не способны самостоятельно избавиться. Если человек принимает такой подход и начинает играть требуемую от него роль, то эта маска моментально прирастает к его лицу и он действительно делается младенцем, во всем зависящим от всеведущей и всемогущей няньки — сайентологической организации. Отсюда - безграмотность сайентологов, отсюда — неадекватность их реакций, отсюда — пионерско-стенгазетный стиль их публикаций, отсюда — стадно-коллективистский характер их поведения.

И как младенец ни дня не может прожить без ухода, так и сайентологи не представляют себе существование без советов и указаний организации, которая руководит ими во всем, а главное — в их отношении ко внешнему миру: кого любить, кого ненавидеть, перед кем нужно притворяться, кого можно обмануть, кого дразнить и обзывать, кого нужно ударить, а кому, залезши на стул, прочитать стишок “с выражением”.

Разница только в том, что нормальные родители любят своих детей и содержат их до тех пор, покуда они не вырастут и не станут самостоятельными, а в случае сайентологии “дети” отдают все последнее на содержание распухших от жира и откровенно презирающих их “родителей”. Отдадите все, что имели, можете подписать кабальный контракт и стать рабом организации, работая долгие часы, практически без выходных за номинальное жалование. А когда вам уже нечего больше будет дать — вас просто выкинут вон, объявив в лучшем случае “потенциальным источником проблем” (ПИПом) [12], а то и “подавляющей личностью” (ПЛ).

Именно это, по свидетельству бывших московских сайентологов, случилось с одной дамой, которая дневала и ночевала в дианетическом центре, работала не покладая рук и добилась звания лучшего аудитора 1994 г. Этот стресс не прошел бесследно: у нее случился нервный срыв прямо в центре. Несколько дней ее продержали взаперти, от чего ее состояние, естественно, не улучшилось, и в конце концов сайентологам пришлось вызвать неотложную психиатрическую помощь, доставившую несчастную в психбольницу имени Кащенко. И не только бывшие друзья не навещали ее в больнице, но и на имя ее был наложен запрет: отработанный шлак был выброшен и упоминать о нем стало неприлично [13].

И, наконец, вопреки обещаниям сайентологов вы не вырастете никогда: все время, что вы будете в сайентологической организации, вы останетесь неуклюжим, неумелым и недоразвитым недорослем, всем обязанным “мудрой” и “гуманной” организации. Единственный шанс действительно обрести свободу, самостоятельность и собственное достоинство - это прислушаться к голосу Православной Церкви, всех честных исследователей и журналистов, представителей здоровых сил общества, собственного здравого смысла, наконец, раз и навсегда отвергнуть всю ложь и пошлость зловещего творения Хаббарда.

Очень хочется надеяться, что наша страна, прошедшая тяжелый урок тоталитаризма, не попадет вновь в рабство к прикрывающимся псевдонаучной и псевдорелигиозной фразеологией совершенно беспринципным и аморальный руководителям одной из международных мафиозных структур.

* * *

Когда книга готовилась к печати, министр здравоохранения и медицинской промышленности А. Д. Царегородцев издал приказ № 254, отменяющий “Методические рекомендации "Программа детоксикации"” и обязывающий не допускать пропаганды и использования методов детоксикации и иных вытекающих из учения Р. Хаббарда методов в системе государственного здравоохранения [14]. Решение Минздравмедпрома вызвало ожесточенные нападки сайентологов. Сумеет ли министерство отстоять свои принципиальные позиции,покажет время.


ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Среди документов, изъятых прокуратурой Греции в офисе сайентологов в Афинах, был обнаружен секретный отчет об этом визите.

[2] Образцы этого новояза (так называется усиленно внедряемый официальный язык страшного сверхтоталитарного государства в романе Оруэлла “1984”) см.в “Словаре хаббардизмов”, с. 115.

[3] Вспомним, что в сталинском Уголовном кодексе было две разновидности высшей меры наказания, вполне сравнимые по степени тяжести в глазах его составителей: смертная казнь и изгнание за пределы социалистического отечества.

[4] Типичный пример сайентологического неправильного употребления слов родного языка. Имеется в виду “на что он посягает”.

[5] Цифры взяты из книги Джин Ричи “Тайный мир культов” (Jean Ritсhie. The Secret World of Cults. An Angus & Robertson Book, 1991).

[6] Владимир Иванов публично заявляет, что именно он первым привез учение Хаббарда в Россию. Известно, что темой его кандидатской диссертации была “Циклодоловая токсикомания”. В апреле 1989 г. в СССР было создано Всесоюзное общество спасения детей и подростков от алкоголизма и наркомании, в деятельности которого В. Иванов принимал участие. В конце 1993 г. он выступил в прессе уже в качестве председателя Общества по защите детей и подростков от наркомании (интервью в “ЛГ-досье”). Неэффективность иных систем борьбы с наркотиками он объясняет вовлеченностью сотрудников милиции в наркобизнес (в России), превращением психиатрии в инструмент сбыта психотропных препаратов (на Западе). Последователи Хаббарда из “Нарконона” организовали для В. Иванова поездку в Германию, Швецию, Данию и США, где он посещал реабилитационные центры для наркоманов. Если учесть, что причиной ухода В. Иванова из МВД был отказ направить его на учебу в США “по обмену”, то ясно, почему он стал ангажированным пропагандистом методики “Нарконон”. По утверждению В. Иванова, методика эта не только излечивает от наркомании, но и прививает нравственные ценности; есть даже “курс, помогающий вычислить формулу успеха в организации какой-либо производственной деятельности и в личной жизни”. Именно в этом и заключен главный смысл программы для хаббардистов - сделать человека последователем доктрины.

[7] Вот, например, такое заманчивое объявление из газеты “Центр Плюс” за 1994 г.: “...Почувствуйте себя счастливыми! В бизнес-круизе "Бархатный сезон в Атлантике с Ксюшей".., Звезды эстрады, фейерверк сюрпризов, американский "Хаббард-колледж" (по окончании - диплом), детский клуб, деловой английский, съемки популярных телепередач, дискотеки — и все это с популярной ведущей радио и телевидения Ксенией Стриж”.

[8] Нижегородская область составляет в этом списке исключение. В то время как хаббардистская тактика проникновения развивается довольно успешно на среднем уровне руководства, высшее звено администрации области осталось практически незатронутым ею. И это благодаря здравому смыслу, проявленному губернатором области Б. Немцовым. Когда в 1993 г. он получил приглашение на открытие “престижного” американского “Хаббард-колледжа”, он попросил своих сотрудников предоставить ему сведения о рэйтинге этого колледжа в США. Оказалось, что такой колледж не числится среди 2000 хоть сколько-нибудь серьезных учебных заведений этой страны. После этого вопрос о контактах губернатора и его окружения с самозванцами был решен однозначно.

[9] Тот же самый мэр Филь в интервью с корреспондентом газеты “Татьянин день” заявил, что христианство, по его глубокому убеждению, это - “чушь собачья”. В этом его мнение также вполне совпадает с мнением Хаббарда. См. статью Дж. Атака “Капкан безграничной свободы”.

[10] “Независимая газета” от 10.01.1995.

[11] См. статьи Дж. Атака.

[12] В вольном переводе отечественных сайентологов “потенциальным источником неприятностей” (ПИНом).

[13] Эта история рассказана мне одной покинувшей сайентологию женщиной (по понятным причинам я не называю ее имени).

[14] Текст приказа см. в приложении № 3.


При написании этой статьи использованы публикации в газете "Московский комсомолец" (12 ноября 1994 г.); журнале "Огонек" (№ 19 за 1995 г.); газете "Тверская 13" (№ 51 за 1994 г., № 35 за 1995 г.); газете "Татьянин день" (№ 4 за 1995 г.) и текущий архив Департамента общественных связей Нижегородской области.

Текст приводится по печатному оригиналу из книги

Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии, дианетике и Л. Р. Хаббарде. Под ред. А. Л. Дворкина. - М., Издательство Братства Святителя Тихона, 1996. - 160 с. 



Поддержите нас!  

Рейтинг@Mail.ru


На правах рекламы: