Сайентологию причисляют к так называемым “молодежным религиям” [2]. Применяемые ею методы могут расцениваться как составная часть “промывания души”, которое ведет к “психомутации”.
Поэтому советы, приведенные в книге “Советы: молодежные религии, движения и секты. Что могут сделать те, кого это затронуло, и те, кто за это отвечает?” [3], в принципе подходят и для сайентологии. Вот те положения, которых следует придерживаться.
Рассуждения о проблемах, возникающих на работе
Для религии важно, какой образ человека она насаждает. О воззрении на человека как на “тетана” уже говорилось, однако еще важнее опасная убежденность в том, что “правоверные” и “владеющие истиной” связаны долгом только со своей религией и при опасных обстоятельствах обязаны стоять за организацию и единоверцев.
На это нужно обращать внимание прежде всего тогда, когда сайентологические идеи и люди, проникнутые этими идеями, действуют в окружении, чуждом сайентологии, будучи, например, сотрудницами учреждений или инструкторами по менеджменту и т. п.
Возможная опасность состоит, например, во влиянии на производственную атмосферу в русле идеологии “подавляющей личности”, или “антисайентологов”, и в реакции на любую форму критики.
Проблемы вызывают и перенесение основ сайентологии на сферу производства, подчиненную соответствующему работнику, и завышенная самооценка сайентолога, и связанная с ней вероятная заниженная оценка тех сотрудников, которые не имеют отношения к сайентологии или даже настроены против нее; таким сотрудникам могут перекрывать перспективы повышения.
А если для сайентолога открывается возможность замещать производственные вакансии, то следует ожидать, что он (“для блага предприятия”) привлечет в сферу своего влияния лиц, придерживающихся той же ориентации.
Существует возможность и для того, чтобы сторонники соответствующих воззрений (скорее всего без огласки) привлекались в систему повышения квалификации.
В связи с сайентологией возникают также размышления о том, не может ли лояльность по отношению к своей группе привести к тому, что конфиденциальная информация (особенно в условиях конкуренции) не будет сохраняться с должной сдержанностью, а используется в интересах организации, фирмы или лица, близких к сайентологии.
Еще более весомым представляется аргумент, утверждающий, что история сайентологии знает значительное количество примеров того, как ее критики подвергаются действиям, причиняющим им ущерб или вред. В любом случае следует принимать во внимание, что при конкретных обстоятельствах значительную роль играют личные особенности того или иного человека: даже в такой организации, как сайентология, иногда находятся люди, которые в конечном итоге ставят лояльность по отношению к личному окружению (коллегам, семье и т. п.) выше, нежели долг перед организацией.
<Далее автор рассматривает сайентологов в производственных коллективах и организациях как “подрывные элементы” и дает соответствующие рекомендации для руководства, в том числе не оставлять без внимания проступки и нарушения принятого порядка, не пренебрегать просветительской, разъяснительной работой и помнить о том, что семьям сотрудников, подвергающихся преследованию, также грозит давление.>
Семь советов тем семьям, которых затронула сайентология
Следствием обращения члена семьи к сайентологии нередко бывают глубоко заходящие семейные разногласия. Особенно часто это происходит там, где - а это происходит сплошь и рядом - по сайентологическим каналам утекают значительные суммы денег и семья или друг занимают в отношении сайентологии критическую позицию.
1. Хорошенько запаситесь сведениями
Для близких здесь, как и в случае с другими сектами, “молодежными религиями” и т.д., самое главное - быстро раздобыть основательные сведения о сайентологии и различных прикрывающих организациях. Этому может поспособствовать и та книга, которую вы сейчас держите в руках.
2. Зафиксируйте весь ход событии
Имеет смысл завести что-то вроде дневника, чтобы собирать информационные заметки, газетные вырезки и т.д., а также фиксировать разговоры, встречи и т. п. Это облегчит для вас разговор с консультантом и сделает консультацию более эффективной.
3. Немедленно свяжитесь с компетентным консультантом!
Контакт с консультантом следует установить как можно скорее. В начальной фазе своевременная и правильно направленная информация, полученная у специалиста, может еще многое исправить! [4]
4. Поддерживайте контакт
Члены семьи должны уяснить, что в отношении сайентологии невозможно хранить нейтралитет. Тот, кто не изъявляет готовности сотрудничать, мгновенно объявляется “врагом”, “подавляющей личностью” или по меньшей мере “потенциальным источником проблем”.
В одном из сайентологических документов говорится: “Подводя итог, можно сказать о людях, причиняющих беспокойство, что общее направление относительно них — обрывать все нити общения, так как чем дольше они сохраняются, тем больше трудностей у нас возникает...”
Тем не менее советуем: не позволяйте ввести себя в заблуждение. Невзирая на “письмо разрыва” поддерживайте связь с близкими: звоните, поздравляйте с днем рождения, пишите письма.
При встречах и иных контактах говорите о другом, обо всем хорошем и не задерживайтесь на теме сайентологии. Говорите об общих интересах и увлечениях, о приятных воспоминаниях детства, о семейных делах, музыке и т. п.
5. Не позволяйте на себя давить
Имитировать заинтересованность или доброжелательность не имеет смысла, поэтому не соглашайтесь на игры, в аудитинг, на посещение сайентологических центров или что-нибудь в этом роде. Последующее за этим отстранение от общения будет воспринято как особое недоброжелательство.
6. Никогда не давайте денег
Не берите на себя никаких обязательств, не давайте поручительств и проинструктируйте на этот счет всех родных и друзей. При некоторых обстоятельствах весьма полезно проконсультироваться у юриста и/или нотариуса об имущественных правах и праве наследования, поскольку колоссальная потребность сайентологов в деньгах может подвигнуть кого-либо из членов секты, на поступки, затрагивающие имущественные интересы тех, кто с сайентологией не связан.
7. Займите ясную и твердую позицию
Не скрывайте своего коренного неприятия сайентологической организации. Категорически воздерживайтесь от устных договоренностей. При этом яснее выражайте свое принципиальное решение не порывать с родственником, которое никак не зависит от различия во мнениях. Сотрудничайте с организациями родительской инициативы.
Семь предложений для сайентологов, которые больше не хотят оставаться таковыми
Создается впечатление, что подчас легче вступить в секту или в организацию молодежной религии, поскольку для этого существует ряд аргументов, нежели оттуда выйти, ибо выход вызывает массу осложнений.
Выйти из организации сайентологов просто, но для этого требуется определенная решимость. Долг семьи, друзей и знакомых - не только по возможности поддерживать такое решение, но признать и оценить его, так как ошибаться легко. Заслуживает уважения тот, кто сам исправляет последствия своего ошибочного решения.
1. Прекратите играть в эти игры!
Не следует соглашаться на “обычную форму” выхода (эта “форма” представляет собой бумагу вроде обходного листа, которую подписывают всевозможные функционеры секты), поскольку это означает (дальнейшее) признание правил сайентологических игр и давит на психику.
2. Объявите о своем уходе!
Лучше всего напишите письмо и отправьте его как заказное с уведомлением о вручении или по факсу. Одна женщина, например. в свое время написала приблизительно следующее:
“N-ской сайентологической организации г. N.
Многоуважаемые дамы и господа!
Этим заявлением я объявляю недействительными любые подписанные мной в вашей организации бумаги, так как я подписывала их, будучи введенной, в заблуждение.
Я отказываюсь от какого-либо вида членства в организации. Прошу исключить любые данные, имеющие ко мне отношение, из всех (сайентологических) записей в стране и за рубежом.
Отказываюсь от всех нежелательных для меня форм общения: писем, телефонных звонков или попыток установить личный контакт. Я сохраняю квитанции за все выплаченные мною суммы и/или храню все присланные мне счета и тарифы.
Подпись”
Внизу припишите названия организаций, в которые вы посылаете копии, например церковных организаций, полиции, местной газеты и т. п., и тотчас отошлите эти копии. Пометка “копии посланы.” с указанием мест показывает сайентологам, что они имеют дело не с изолированным индивидуумом, а с человеком, получающим квалифицированную правовую поддержку и готовым вынести любые формы давления на него на суд общественности.
3. Требуйте изъятия своих данных!
Каждый человек имеет право на информацию о собранных (о нем) данных, об их исправлении или аннулировании. В случае необходимости следует обратиться в учреждение, отвечающее за соблюдение права на информацию [5]
4. Защищайтесь от дальнейших финансовых потерь!
Аннулируйте доверенности, защитите свой счет и кредитную карточку, отзовите последние отчисления.
5. Потребуйте возвращения выплаченных вами денег!
Ваши деньги, зачастую выплаченные как предоплата, можно потребовать назад с процентами, прежде всего в случае, если они еще не истрачены по правилам, принятым в сайентологии [6].
6. Требуйте соответствующей оплаты за проделанную вами работу!
Тот, кто расстается с сайентологией, может, как правило, потребовать, чтобы, ему оплатили работу, за последние два года, включая налоговые отчисления и социальное страхование. Нужно только своевременно об этом позаботиться, не откладывая дела надолго.
7. Пригласите компетентного консультанта!
Если к вашему делу необходимо подключить юрисконсульта. расходы в определенных обстоятельствах можно будет возложить на сайентологов. За консультацией можно обратиться в Центр сщмч. Иринея Лионского.
Возможен ли диалог с сайентологией?
Размышляя о том, как вести себя с сайентологами или иными порождениями хаббардизма, необходимо принимать во внимание тот факт, что эта система не рассчитана на подлинный диалог, поскольку, согласно ее идеологии, все “внешние” -- это в лучшем случае “предочищенные”, которые неспособны постичь истинное положение вещей и действовать адекватно, или даже просто гуманоиды, то есть всего лишь человекообразные существа.
Следует подумать также и о том, что со стороны этой организации никакого истинного стремления к диалогу не наблюдается и что все попытки диалога в лучшем случае служат сайентологам для защиты и саморекламы. С отдельным человеком не будут считаться там, где сама организация — это одновременно и средство спасения, и его цель.
Все это нужно иметь в виду при любых попытках ближе познакомиться с явлением сайентологии на основе “определенной открытости, а также вхождения в предмет”. При определении сущности общения с сайентологами встает вопрос не только о “стремлении к знакомству с предметом на основе научных и обоснованных предпосылок” (к сожалению, это требование соблюдается весьма и весьма редко!), но и о требованиях любви к ближнему или к врагу.
Необходимо помнить и о том, какие последствия для души возникают при некритическом и близком общении с сайентологическими организациями в их идеологических и организационных формах. Формулировки, имеющие целью втереться в доверие, в которых христианское понятие примирения переводится как “речь идет о том, чтобы "очистить разрыв БРК" с Богом”, не свидетельствуют ни о достойном богословии, ни о сущностном понимании сайентологии. Степень вреда, причиняемого необдуманными формулировками типа “во всяком случае христиане и сайентологи придерживаются единого мнения о том, что необходимо что-то вроде спасения”, может оценить, наверное, лишь тот, кто в своем душепопечительском труде неоднократно сталкивался с людьми, которых сайентология травмировала, злоупотребив их доверием.
Как же христианам говорить с сайентологами?
Говорить можно и нужно с отдельными верующими и сотрудниками сайентологии. Разговор должен идти в первую очередь об основополагающих и не исправляемых самим человеком заблуждениях [7]. Христиане должны выдвигать тезис о том, что Бог противопоставлен человеку и что человек не в состоянии занять Его место.
Ошибки и злоупотребления как организации, так и ее основателя можно и должно использовать как примеры. Главными темами во время таких встреч, носящих душепопечительный характер, должны стать покаяние и прощение вместо безоглядного стремления властвовать, благодать вместо упоения своей организацией и заповеди Божий вместо хаббардовской “этики”, а также библейское свидетельство о том, что падший, ущербный человек был избран Богом по любви, а не предназначен Им для постоянной борьбы за технологию выживания.
[1] Из книги: Ф.-В. Хаак, Т. Гандоу. Сайентология, дианетика и другие хаббардизмы. Пер. М. Журинской, 1995. (F.-W. Haack, Th. Gandow, “Scientology, Dianetik und andere Hubbardismen”. Munchen, 1993). Текст переведен с небольшими сокращениями; краткое содержание опущенных фрагментов передается в угловых скобках.
[2] Значение закавыченных слов см. в “Словаре хаббардизмов”.
[3] F.-W. Haack. Ratschlaege - Jugendreligionen - Bewegungen und Sekten. Was koennen Betroffene und Verantwortliche tun? Munchen, 1983.
[5] Это положение Всеобщей декларации прав человека, также отраженное в законодательстве Российской Федерации. В случае нарушения этих прав граждане РФ могут обращаться в суд с иском о защите чести и достоинства, а также в Палату по информационным спорам при президенте РФ для привлечения к ответу газет, опубликовавших порочащие граждан сведения.
[6] Такие случае предусмотрены законодательством Германии. В России добиться этого будет гораздо сложнее.
[7] Лат. peccata originis понимается и как “изначальное заблуждение”, и как “первородный грех”.
Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии, дианетике и Л. Р. Хаббарде. Под ред. А. Л. Дворкина. - М., Издательство Братства Святителя Тихона, 1996. - 160 с.