3. Спасение душ человеческих: Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит
мирови, но да спасется Им мир (Ин.3,17).
Итак, мы, следуя цели Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, должны жизнь
свою препровождать согласно Его Божественному учению, дабы чрез сие получить
спасение душам нашим.
В Евангелии от Луки сказано о Симеоне: И бе ему обещанно Духом Святым, не
видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня4 (Лк.2,26). И он не умертвил
надежды своей, но ждал вожделенного Спасителя мира и, с радостью приняв Его на
руки свои, сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, идти в вожделенное для
меня Царствие Твое, ибо я получил надежду мою - Христа Господня [2].
Бога бойся, - говорит Премудрый, - и заповеди его храни (Еккл.12,13). А
соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда
хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола
не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен.
[Есть] два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не
делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай.
Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот
житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет
к любви благости Божией.
Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно;
особенно, когда в них не примечается и желания к слушанию.
Надобно в сем случае следовать учению святого Дионисия Ареопагита:
"Соделавшися сам божествен божественных вещей познанием, и в тайне ума святая
сокрыв от неосвященного народа, яко единообразная, храни: не бо праведно есть,
якоже Писание глаголет, повергнути в свиния умных маргаритов чистое, световидное
и драгоценное благоукрашение" [2] (Сщмч. Дионисий Ареопагит. О
Небесной Иерархии. Гл.2).
Надобно содержать в памяти слово Господне: Ни пометайте бисер ваших пред
свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы (Мф.7,6).
А потому всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований.
В противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному учению святого
Исаака Сирина, "лучше есть помощь, яже от охранения... паче помощи, яже от дел"
[3] (Прп. Исаак Сирин. Сл.89).
Когда же надобность потребует или дело дойдет, то откровенно в славу Божию
действовать должно по глаголу: (Аз) прославляющих Мя прославлю (1Цар.2,30),
потому что путь уже открылся.
Особенно же должно хранить себя от обращения с женским полом, ибо как
восковая свеча, хотя и незажженная, но поставленная между зажженными,
растаивает, так и сердце инока от собеседования с женским полом неприметно
расслабевает, о чем и святой Исидор Пелусиот говорит так: "Аще (глаголющу
Писанию) кия беседы злы... тлят обычаи благи [3], то беседа с женами, аще и
добра будет, обаче сильна есть растлити внутреннего человека тайно помыслы
скверными, и чисту сущу телу, пребудет душа осквернена: что бо твердев есть
камене; что же воды мягчае; обаче всегдашнее прилежание и естество побеждает:
аще убо естество, едва подвижимое, подвизается, и от тоя вещи, юже имать ни во
чтоже, страждет и умаляется, то како воля человеческая, яже есть удобь
колеблема, от обыкновения долгого не будет побеждена и превращена" [4] (Прп. Исидор Пелусиот. Письмо
284).
А потому для сохранения внутреннего человека надобно удержать язык от
многословия: муж же мудр безмолвие водит (Притч.11,12) и иже хранит своя уста,
соблюдает свою душу (Притч.13,3) и помнить слова Иова: Завет положих очима
моима, да не помышлю на девицу [5] и слова Господа Иисуса Христа:
всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы
своем (Мф.5,28).
Не выслушав прежде от кого-либо о каком-либо предмете, отвечать не должно:
Иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение (Притч.18,13).
Так и мы должны плакать об оставлении грехов наших. К сему да убедят нас
слова Порфироносного Пророка [1]: Ходящий хождаху и плакахуся,
метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя [2] (Пс.125,5-6) и слова Исаака
Сирина: "Омочи ланиты свои плачем очию твоею, да почиет на тебе Святый Дух, и
омыет тя от скверны злобы твоея. Умилостиви Господа твоего слезами, да приидет к
тебе" (Прп. Исаак Сирин. Сл.68. Об отречении от мира).
Когда мы плачем в молитве и к слезам примешивается смех, то это от
диавольской хитрости. Трудно постигнуть тайные и тонкие действия врага нашего.
У кого текут слезы умиления, у того сердце озаряется лучами Солнца Правды -
Христа Бога.
Как чадолюбивый отец, когда видит, что сын его живет беспорядочно, наказывает
его, а когда увидит, что он малодушен и наказание сносит с трудом, тогда
утешает, - так поступает с нами и благой Господь и Отец наш, употребляя все для
нашей пользы, как утешения, так и наказания, по Своему человеколюбию. И потому
мы, находясь в скорбях, как дети благопокорливые, должны благодарить Бога. Ибо
если станем благодарить Его только в благополучии, то подобны будем
неблагодарным иудеям, которые, насытившись чудной трапезой в пустыне, говорили,
что Христос воистину есть Пророк, хотели взять его и сделать царем; а когда Он
сказал им: Делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в животе вечнем [2], тогда говорили Ему: Кое убо
Ты твориши знамение? Отцы наши ядоша манну в пустыни (Ин.6,30,31). Прямо на
таких падает слово: Исповестся Тебе, егда благосотвориши ему, и таковой даже до
века не узрит света (Пс.48,19,20).
Потому Апостол Иаков учит нас: Всяку радость имейте, братия моя, егда во
искушение впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделовает
терпение: терпение же дело совершенно да имать [3] и прибавляет: Блажен муж:,
иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни [4].
Пример святого праведного Петра-хлебодара [1] может нас побудить к тому,
чтобы мы были милостивы к ближним, ибо и малая милостыня много способствует к
получению Царства Небесного.
Творить милостыню мы должны с душевным благорасположением, по учению святого
Исаака Сирина: "Аще даси что требующему, да предварит даяние твое веселие лица
твоего и словесы благими утешай скорбь его" [2] (Прп. Исаак Сирин. Сл.89).
С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления.
Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце нашем
как бы камень ложится.
Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить любовным
словом.
Брату грешащу, покрой его, как советует святой Исаак Сирин: "Распростри
одежду свою над согрешающим и покрой его" (Прп. Исаак Сирин. Сл.89).
Мы все милости Божией требуем, как Церковь поет: Аще не Господь бы был в нас,
кто доволен цел сохранен быти от врага, купно и человекоубийцы?
Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслью чисты и ко всем
равны, иначе жизнь нашу сделаем бесполезной.
Мы должны любить ближнего не менее, как самих себя, по заповеди Господней:
Возлюбиши... ближняго своего яко сам себе (Лк.10,27). Но не так, чтобы любовь к
ближним, выходя из границ умеренности, отвлекала нас от исполнения первой и
главной заповеди, то есть любви Божией, как о сем поучает Господь наш Иисус
Христос: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит
сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф.10,37).
О сем предмете весьма хорошо рассуждает святой Димитрий Ростовский: "Там
видна неправдивая к Богу в христианине любовь, где тварь с Творцом сравнивается,
или более тварь, нежели Творец, почитается: а там видна правдивая любовь, где
один Создатель паче всего создания любится и почитается".
Не должно входить в дела начальнические и судить оныя; сим оскорбляется
величество Божие, от Коего власти поставляются, ибо несть... власть аще не от
Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть (Рим.13,1).
Не должно противиться власти во благое [2], чтоб не согрешить пред Богом
и не подвергнуться Его праведному наказанию: Темже противляяйся власти Божию
повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют (Рим.13,2). Должно
быть у начальника в повиновении, ибо послушливый чрез сие много к созиданию души
преуспевает, кроме того, что он приобретает чрез сие понятие в вещах и приходит
в умиление.
Бог заповедал нам вражду только против змия, то есть против того, кто
изначала обольстил человека и изгнал из рая - против человекоубийцы диавола.
Повелено нам враждовать и против мадианитян [2], то есть против нечистых
духов блуда и студодеяния, которые сеют в сердце нечистые и скверные помыслы.
Предел добродетели и мудрости есть бесхитростное действование с разумом.
Отчего мы осуждаем братии своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя.
Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя
- и перестанешь осуждать других.
Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай.
Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать
ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его. Случается же, что
нам кажется: другой делает худо, а в самом деле, по благому намерению делающего,
это - хорошо. Притом двери покаяния всем отверзты, и неизвестно, кто прежде
войдет в нее - ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою.
Если осуждаешь ближнего, учит преподобный Антиох, то вместе с ним и ты
осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь. Судить или осуждать не нам надлежит,
но единому Богу и Великому Судье, ведающему сердца наши и сокровенные страсти
естества (Прп. Антиох. Сл.49).
Итак, возлюбленные, не будем наблюдать за чужими грехами и осуждать других,
чтобы не услышать: Сынове человечестии, зубы их оружия и оружия и стрелы, и язык
их меч остр (Пс.56,5).
Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть
его, как мельничный жернов зерно пшеничное.
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский,
Амвросий Медиоланский и прочие от юности до конца жизни были девственники; вся
их жизнь была обращена на попечение о душе, а не о теле. Так и нам все старание
должно иметь о душе, тело же подкреплять для того только, чтоб оно
способствовало к подкреплению духа.
Если самовольно изнурим свое тело до того, что изнурится и дух, то таковое
удручение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели.
Буде же Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то
Он же подаст ему и силу терпения.
Итак, пусть будут болезни не от нас самих, но от Бога.
Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько
возможно, непрестанная беседа с собою и редкая - с другими.
Ничто же лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань
воздушных и земных духов: Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко
властем (и) к миродержателем тмы века сего, к духовным злобы поднебесным
(Еф.6,12).
Признак духовной жизни, когда человек погружает ум внутрь в себя и имеет
делание в сердце своем.
Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает сперва в мирном устроении,
а посредством сего и в премирном [3]: в мирном, то есть с совестью
благою; в премирном же, когда ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по
слову Божию: В мире место Его (Пс.75,3).
Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее
бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце Правды - Христа! Тогда воистину
радуется он радостью ангельской. О сем-то и Апостол сказал: Наше бо житие на
не6ecex есть (Флп.3,20).
Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары.
Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатию Божией, жили
долго.
Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на прочих
издавать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии
слова пророчицы: Да не изыдет велеречие из уст ваших [4] (1Цар.2,3) и слова Господни:
Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяты сучец из
очесе брата твоего (Мф.7,5).
Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил "Господь наш Иисус Христос
ученикам Своим перед смертью Своею, глаголя: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам
(Ин.14,27). О нем также говорит и Апостол Павел: И мир Божий, превосходяй всяк
ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе (Флп.4,7); Мир
имейте и святыню со всеми, иже кроме никтоже узрит Господа (Евр.12,14).
Итак, мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому,
чтобы получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже наш, мир
даждь нам (Ис.26,12).
В сем случае можем в образец себе взять святого Спиридона Тримифунтского [2] и преподобного Ефрема Сирина.
Первый так перенес оскорбление: когда по требованию царя греческого входил он во
дворец, то некто из слуг, в палате царской бывших, сочтя его за нищего, смеялся
над ним, не пускал его в палату, а потом ударил в ланиту. Святой Спиридон,
будучи незлобив, по слову Господню обратил ему и другую (см.Мф.5,39).
Преподобный Ефрем, постясь в пустыне, лишен был учеником пищи таким образом:
ученик, неся ему пищу, сокрушил на пути, не хотя, сосуд. Преподобный, увидев
печального ученика, сказал ему: "Не скорби, брат, аще бо не восхоте прийти к нам
пища, то мы пойдем к ней" и пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь,
вкушал ее. Так он был безгневен.
А каким образом побеждать гнев, сие можно видеть из жития Паисия Великого,
который просил Господа Иисуса Христа, явившегося ему, дабы Он освободил его от
гнева. И Спаситель сказал ему: "Аще гнев и ярость купно победити хощеши,
ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи".
Дабы сохранить мир душевный, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь
радостный дух, а не печальный, по слову Сираха: Многих бо печаль уби, и несть
пользы в ней (Сир.30,25).
Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно
победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относить должно.
Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения
других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный. Когда в таком
устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.
Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать
худых вестей и быть ко всему мертву.
К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: "Где
я?"
При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили
для внутреннего человека и не развлекали душу чувственными предметами, ибо
благодатные дарования получают токмо те, которые имеют внутреннее делание и бдят
о душах своих.
Диавол, яко лев, скрываясь в ограде своей (Пс.9,30), тайно расставляет нам
сети нечистых и нечестивых помыслов. Итак, немедленно, как только увидим,
надобно расторгать их посредством благочестивого размышления и молитвы.
Требуется подвиг и великая бдительность, дабы во время псалмопения ум наш
согласовался с сердцем и устами, дабы в молитве нашей к фимиаму не примешивалось
зловоние. Ибо Господь гнушается сердцем с нечистыми помыслами. Закон говорит: Да
не ореши юнцем и ослятем вкупе [3] (Втор.22,10), то есть с
помыслом чистым и нечистым не приноси молитвы.
Будем подражать Давиду, который говорит: Воутрия избивах вся грешныя земли,
еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие [4] (Пс.100,8). Законом запрещено
было нечистому входить в дом Господа. Дом сей - мы, и Иерусалим - внутри нас.
Грешные земли суть кроющиеся в сердце нашем змиевидные помыслы. Будем и мы с ним
взывать ко Господу: Устрой душу мою от злодейства их (Пс.34,17); расточи языки
хотящыя бранем (Пс.67,31), дабы и нам услышать: В скорби призвал Мя еси, и
избавих тя [5] (Пс.80,8).
Будем непрестанно, день и ночь, со слезами повергать себя перед лицом
благости Божией, да очистит Он сердца наши от всякого злого помышления, чтобы мы
достойно могли проходить путь звания нашего и чистыми руками приносить Ему дары
служения нашего.
Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро
творим.
Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние, а к очистившимся от
страстей приражается лишь со стороны или внешне.
Человеку в младых летах можно ли не гореть и не возмущаться от плотских
помыслов? Но должно молиться Господу Богу, да потухнет искра порочных страстей
при самом начале. Тогда не усилится в человеке пламень страстей.
Проходящий путь сей не должен внимать посторонним слухам, от которых голова
может быть наполнена праздными и суетными помыслами и воспоминаниями, но должен
быть внимателен к себе.
Особенно на сем пути наблюдать должно, чтобы не обращаться на чужие дела, не
мыслить и не говорить о них, по Псаломнику: Яко да не возглаголют уста моя дел
человеческих (Пс.16,4), а молить Господа: От тайных моих очисти мя, и от чуждих
пощади раба Твоего (Пс.18,13-14).
Человек должен обращать внимание на начало и конец жизни своей, в середине
же, где случается счастие или несчастие, должен быть равнодушен.
Чтобы сохранить внимание, надобно уединяться в себя, по глаголу Господню: Ни
когоже на пути целуйте (Лк.10,4), то есть без нужды не говорить, разве бежит кто
за тобою, чтобы услышать от тебя полезное.
Встречающихся старцев или братию поклонами почитать должно, имея очи всегда
заключенные.
Лучше для нас презирать то, что не наше, то есть временное и преходящее, и
желать нашего, то есть нетления и бессмертия. Ибо когда будем нетленны и
бессмертны, тогда удостоимся видимого богосозерцания, подобно Апостолам при
божественнейшем Преображении и приобщимся превышеумного единения с Богом подобно
небесным умам. Ибо будем подобны Ангелам и сынами Божиими, воскресения сынове
суще (Лк.20,36).
Есть недуг, - говорит Екклисиаст, - егоже видех под солнцем, богатство
хранимо от стяжателя во зло ему: и погибнет богатство оно в попечении лукавне...
вси дние его во тме и плачи и в ярости мнозе, и в недузе и во гневе
(Еккл.5,12-13,16).
Итак, несомненно приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя
пред Богом. Непрестанно твори сию молитву преподобного Антиоха: "Дерзая,
Владыко, на бездну благоутробия Твоего, приношу Тебе от скверных уст и нечистых
устен молитву сию: помяни, яко призвася на мне имя святое Твое [1], и искупил мя еси ценою крове
Твоея, яко запечатлел мя еси обручением Святого Духа Твоего, и возвел мя еси от
глубины беззаконий моих, да не похитит мя враг. Иисусе Христе, заступи мя и буди
ми помощник крепкий в брани, яко раб семь похоти и воюем от нея. Но Ты, Господи,
не остави мя на земли повержена во осуждении дел моих: свободи мя, Владыко,
лукавого рабства миродержителя и усвой мя в заповедях [2] Твоих. Путь живота моего,
Христе мой, и свет очей моих - лице Твое. Боже, Владыко и Господи, возношения
очей моих не даждь ми, и похоть злую остави от мене; заступи мя рукою Твоею
святою. Пожелания и похотствования да не объимут мя, и душе бесстудней не
предаждь мене. Просвети во мне свет лица Твоего, Господи, да не объимет мене
тма, и ходящий в ней да не похитят мя. Не предаждь, Господи, зверем невидимым
душу, исповедающуюся Тебе. Не попусти, Господи, уязвитися рабу Твоему от псов
чуждих. Приятелище Святого Духа Твоего быти мя сподоби, и дом Христа Твоего,
Отче Святый, созижди мя. Путеводителю заблудших, путеводствуй мя, да не уклонюся
в шуяя. Лице Твое, Господи, видети вожделех. Боже, светом лица Твоего путеводи
мя. Источник слез даруй ми, рабу Твоему, и росу Святого Твоего Духа даждь
созданию Твоему, да не иссохну яко смоковница, юже Ты проклял еси: и да будут
слезы питием моим, и молитва моя пищею. Обрати, Господи, плач мой в радость мне,
и приими мя в вечныя Твоя скинии. Да постигнет мя милость Твоя, Господи, и
щедроты Твоя да объимут мя, и отпусти вся грехи моя. Ты бо еси Бог истинный,
отпущаяй беззакония. И не попусти, Господи, посрамитися делу рук Твоих по
множеству беззаконий моих, но воззови мя, Владыко, единородным Твоим Сыном,
Спасителем нашим. И воздвигни мя лежащего, яко Левию мытаря, и оживотвори мя
грехми умерщвленного, яко сына вдовицы. Ты бо един еси воскресение мертвых, и
Тебе слава подобает во веки. Аминь" (Прп. Антиох. Слово77).
При всем том святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но
всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и
жизнь их текла чрезвычайно продолжительно.
В той мере, как плоть постящегося становится тонкой и легкой, духовная жизнь
приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда дух совершает
свои действия как бы в бестелесном теле. Внешние чувства точно закрываются, и
ум, отрешась от земли, возносится к Небу и всецело погружается в созерцание мира
духовного.
Однако ж не всякий сможет наложить на себя строгое правило воздержания во
всем или лишить себя всего, что может служить к облегченно немощей. Могий
вместити да вместит (Мф.19,12).
Наложение на себя строгого правила воздержания во всем или лишение себя
всего, что может служить к облегчению немощей, вместить не всякий сможет.
Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было
другом и помощником душе в совершении добродетели, иначе может быть то, что при
изнеможении тела и душа ослабеет. По пятницам и средам, особенно же в четыре
поста, пищу по примеру отцов употребляй один раз в день - и Ангел Господень
прилепится к тебе.
Проходящий таковый подвиг должен все упование свое возложить на Господа Бога,
по учению Апостола: Всю печаль вашу возверзгше Нанъ, яко Той печется о вас
(1Пет.5,7).
Таковой [человек] должен быть постоянен в сем подвиге, последуя в сем случае
примеру святого Иоанна - молчальника и пустынника, который в прохождении пути
сего утверждался сими Божественными словами: Не имам тебе оставити, ниже имам от
тебе отступити (Евр.13,5).
Ежели не всегда можно пребывать в уединении и молчании, живя в монастыре и
занимаясь возложенными от настоятеля послушаниями, то хотя бы некоторое время,
оставшееся от послушания, должно посвящать уединению и молчанию, и за сие малое
[дело] Господь Бог ниспошлет благодатную Свою милость.
От уединения и молчания рождаются умиление и кротость; действие сей последней
в сердце человеческом можно уподобить той тихой воде Силоамской, которая течет
без шума и звука, как говорит о ней пророк Исайя: Воды Силоамли текущим тисе [2] (Ис.8,6).
Пребывание в келий в молчании, в упражнении молитве и поучении день и нощь
закону Божию делает человека благочестивым, ибо, по словам святых отцов, келия
инока есть пещь Вавилонская, в ней же трие отроцы Сына Божия обретоша
(Добротолюбие. Ч.3. Сщмч. Петр Дамаскин).
К умосозерцательной жизни приступать должно со страхом и трепетом, с
сокрушением сердца и смирением, со многим испытанием Святых Писаний и, если
можно найти, под руководством какого-либо искусного старца, а не с дерзостью и
самочинием. "Дерзый бо и презорливый, - по словам Григория Синаита, - паче
достоинства своего взыскав с кичением, понуждается до того прежде времени
доспети". И паки: "Аще мечтает кто мнением высокая достигнута, желание сатанино,
а не истину стяжав - сего диавол своими мрежами удобь уловляет, яко своего
слугу" (Добротолюбие. Ч.5. Прп. Григорий Синаит. О прелести и о иных многих
предлогах).
Если же невозможно найти наставника, могущего руководствовать к
умосозерцательной жизни, то в таком случае должно руководствоваться Священным
Писанием, ибо Сам Господь повелевает нам учиться от Священного Писания, глаголя:
Испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный (Ин.5,39).
Также должно тщательно прочитывать отеческие писания и стараться, сколько
можно, по силе исполнять то, чему научают оные, и, таким образом, мало-помалу от
деятельной жизни восходить к совершенству умосозерцательной.
Ибо, по словам святого Григория Богослова ("Слово на Святую Пасху"), самое
лучшее дело, когда мы каждый сам собою достигаем совершенства и приносим
призывающему нас Богу жертву живую, святую и всегда и во всем освящаемую.
Не должно оставлять деятельной жизни и тогда, когда в ней человек преуспеет и
придет уже в умосозерцательную, ибо деятельная жизнь содействует
умосозерцательной и ее возвышает.
Проходя путь внутренней и умосозерцательной жизни, не должно ослабевать и
оставлять оного потому, что люди, прилепившиеся ко внешности и чувственности,
поражают нас противностью своих мнений в самое чувство сердечное и всячески
стараются отвлечь нас от прохождения внутреннего пути, поставляя нам на оном
различные препятствия, ибо, по мнению учителей церковных (Толкование на Песнь
песней Блаженного Феодорита), умосозерцание вещей духовных предпочитается
познанию вещей чувствительных.
А потому никакими препятствиями в прохождении сего пути колебаться не должно,
утверждаясь в этом случае на слове Божием: Страха же их не убойтеся, ниже
возмятитеся... яко с нами Бог! Господа сил, Того освятите в сердечной памяти Его
Божественного имени и исполнения воли Его, и Той будет тебе в страх [2] (Ис.8,10,12-13).
Если находишься в келий, не имея рукоделия, всячески прилежи чтению, а
наипаче Псалтири; старайся каждую статью прочитывать многократно, дабы содержать
все в разуме. Если есть рукоделие, занимайся оным; если зовут на послушание, иди
на оное. За рукоделием или будучи где-либо на послушании твори беспрестанно
молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. В молитве
внемли себе, то есть ум собери и соединяй с душою. Сначала день, два и более
твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом,
когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе
оную в един дух [2], тогда
потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и
питая тебя. Сие-то самое есть реченное пророком Исайей: Роса бо, яже от Тебе,
исцеление им есть (Ис.26,19). Когда же будешь содержать в себе сию пищу
душевную, то есть беседу с Самим Господом, то за чем ходить по келиям братии,
хотя кем и будешь призываем? Истинно сказую тебе, что празднословие сие есть и
празднолюбие. Аще себя не понимаешь, то можешь ли рассуждать о чем и других
учить? Молчи, беспрестанно молчи, помни всегда присутствие Божие и имя Его. Ни с
кем не вступай в разговор, но всячески блюдись осуждать много разговаривающих
или смеющихся. Будь в сем случае глух и нем, что бы о тебе ни говорили,
пропускай мимо ушей. В пример себе взять можешь Стефана Нового, которого молитва
была непрестанна, нрав кроток, уста молчаливы, сердце смиренно, дух умилен, тело
с душою чисто, девство непорочно, нищета истинная и нестяжание его было
безроптиво, повиновение тщательное, делание терпеливо и труд усерден.
Сидя за трапезой, не смотри и не осуждай, кто сколько ест, но внимай себе,
питая душу молитвою. За обедом ешь довольно, за ужином повоздержись. В среду и
пяток, аще можешь, вкушай однажды. Каждый день непрестанно в нощи спи четыре
часа: 10-й, 11-й, 12-й и час за полунощь; аще изнеможешь, можно вдобавок днем
спать. Сие держи несомненно до кончины жизни, ибо оно нужно для успокоения
головы твоей. И я с молодых лет держал таковой путь. Мы и Господа Бога всегда
просим о упокоении себя в нощное время. Аще тако будешь хранить себя, то не
будешь уныл, но здрав и весел.
Сказую тебе истинно, аще тако будешь вести себя, то неисходно пребудешь в
обители до скончания твоего. Смиряйся, и Господь поможет тебе, и изведет яко
свет правду твою и судьбу твою яко полудне (Пс.36,6), и просветится свет твой
пред человеки (Мф.5,16).
Настоятелю должно также иметь дар проницательности, дабы из соображения вещей
настоящих и прошедших мог он предусматривать и будущие и проразумевать козни
вражия.
Отличительным характером настоятеля должна быть любовь его к своим
подчиненным; истинного бо пастыря, по словам Иоанна Лествичника, показует любовь
его к своему стаду. Ибо любовь принудила распяться на кресте Верховного Пастыря
(В книге "К пастырю". Гл.5).