В большом волнении шел я по Никитской улице от архиерейского
дома к семинарии, направляясь впервые на службу... Я возвращался
монахом, преподавателем греческого языка, в ту самую
семинарию, где протекли годы моего отрочества и ранней
юности. Ректор и учителя были прежние, только учитель греческого
языка, тот самый, который пострадал от жестокой шутки
учеников и упал со стула, занял место инспектора.
Меня тревожила неизвестность. Как примет меня учительская
корпорация? Как встретят ученики? Как в клобуке и в рясе
я войду в класс?
Учителя отнеслись ко мне с легкой иронией, я сразу почувствовал
средостение. Правда, в учительской все меня поздравляли,
но когда я обмолвился, что с монашеской одеждой еще не
освоился и клобук тянет назад, - один из преподавателей
усмехнулся: "Ну, потом потянет вперед..." Я понял, что мои
сотоварищи видят в моем монашестве лишь путь для карьеры, а себя
считают обреченными на пребывание в рядах незаметных
преподавателей. Однако открытой враждебности я не почувствовал.
Инспектор (бывший преподаватель греческого языка) любезно
показал и объяснил мне все, что было нужно, и тем самым помог
мне освоиться с новым положением.
Семинаристы ожидали моего появления с нетерпением. Одни
присутствовали на моем постриге; другие - о нем слышали; многих
просто интересовало посмотреть на нового учителя.
С первого же урока ученики взяли меня "под обстрел" -
задавали вопросы, которые, по их убеждению, должны были
привести меня в замешательство. Я сразу понял, что они меня
экзаменуют. У меня не было той меры самолюбия, когда человек
считает себя непогрешимым, и потому, когда мне было трудно
ответить сразу на какой-нибудь вопрос, я, не смущаясь, спокойно
отвечал, что справлюсь в пособии. Увидав, что я не теряюсь и не
робею, ученики скоро "экзамен" прекратили. Готовили они уроки
плохо, часто манкировали, и вообще мой монашеский сан вселял
в них, кажется, уверенность, что у меня можно учиться спустя
рукава, потому что требовательным и строгим монах быть не
может.
К своим обязанностям я относился добросовестно. Вне семинарии
(я жил по-прежнему в архиерейском доме) я замыкался
в своей келье и усердно готовился к урокам. Изредка меня
навещал мой духовник о.Иларион. Он приносил мне аскетические
книги, поучал монашеству, рассказывая что-нибудь из прошлого
епархии или из жизни архиерейского дома. Мы пили чай
и в беседах приятно проводили время. Однако досуга у меня
оставалось очень мало: я был занят с утра до ночи. Преподавание,
подготовка уроков, чтение... Но этим мои занятия не исчерпывались.
Архиерей дал мне работу для "Епархиальных Ведомостей",
поручив мне библиографической отдел. Епископ Ириней был
любознателен и выписывал все новые издания из местного склада
Пантелеева. Свои отзывы я докладывал епископу Иринею
либо устно, либо представлял в письменной форме, и тогда он,
исправив мою рукопись, отсылал ее в редакцию. Впоследствии он
стал мне поручать и журналы епархиальных духовных училищ.
Я должен был давать свое заключение по поводу постановлений
педагогических правлений. Иногда преосвященный Ириней моей
работой пользовался, а иногда написанное рвал.
Часто я служил в архиерейской церкви и нередко сослужил
архиерею в городском соборе. Мне было еще поручено по
воскресеньям служить вечерню, а потом вести "беседу" в часовне
святителя Николая при маленьком монастыре (там было лишь
3-4 монаха). Если мне случалось говорить проповедь, я по
требованию епископа Иринея предварительно ее писал.
Работы у меня было столько, что я иногда ложился спать
в 2 часа ночи. Но это было хорошо: у меня не оставалось времени
ни для мечтаний, ни для воспоминаний.
Епископ Ириней зорко наблюдал за мной. О доброй и мудрой
его попечительности я вспоминаю с глубокой благодарностью.
Постучится, бывало, ко мне его келейник: "Владыка вас зовет..."
Преосвященный Ириней приглашал меня к чаю, а то и просто так
посидеть, побеседовать.
На дворе весна... окна открыты... тихий теплый вечер... из
Кремлевского сада доносится музыка... - а я сижу у архиерея,
и у нас идет серьезная, наставительная беседа, подчас
экзаменационного характера.
Помню первую Пасху в монашестве. Я знал "мирскую" Пасху:
визиты, гости, встречи, праздничное веселье... Теперь я себя
почувствовал отрезанным ломтем. В первый день праздника
я был приглашен одним преподавателем, женатым человеком (он
был моим совоспитанником по Московской Духовной Академии),
- провести у него вечер. Приглашение я охотно принял. Не
успел я выйти за ворота, как меня из окна увидел преосвященный
Ириней, и, дабы я узнал, что мое отсутствие замечено, велел
вызвать меня из кельи. Когда я вернулся, мне сообщили, что
архиерей за мною посылал. Дня через два последовало внушение.
- Я не знал, - недовольным тоном сказал архиерей, - что
теперь иеромонахи вечером ходят по знакомым. В наше время
они по гостям не ходили...
Я не очень оправдывался, я просто рассказал, где был. Замечание
епископа Иринея принял к сведению, и, когда меня позвала
к себе одна родственница (жена священника, которая сшила мне
"власяницу"), я уже принять приглашение не решился. Добрый
о.Иларион все же уговорил меня навестить ее и предложил
пойти вместе с ним. Больше на праздниках я ни у кого не был.
Как-то раз на Святой, перед обедней, я заметил, что ризничий
на меня таинственно посматривает. Потом выяснилось, что в тот
день архиерей решил наградить меня набедренником. "Вот с
учеными-то как, не то, что с нами... - добродушно вздыхал
ризничий, - трубишь-трубишь, когда-то чего-нибудь дождешься..."
На Пасхальной неделе неожиданно последовало и приглашение
к о.эконому - на трапезу. Оказалось, что епископ Ириней
осведомился у него, как меня кормят, и дал распоряжение устроить
угощенье, созвав всю монашескую братию архиерейского
дома. Мы все собрались; разнообразие и изобилие вкусных яств
нас удивило, и мы недоумевали, чем все это объяснить. О.эконом
многозначительно поднял палец кверху (наверху были архиерейские
покои) и сказал, обращаясь ко мне: "Все это из-за вас..."
После праздников жизнь вновь потекла в непрерывной работе.
Меня она не только не пугала, но я был ей рад: она охраняла
мой душевный мир. Я боялся праздников: было жутко, что на
досуге пробудятся воспоминания... К счастью, прибой прежней
жизни был слабый, хотя и бывали минуты, когда приходилось
брать себя в руки.
Окна моей кельи выходили в архиерейский сад. По вечерам
в городе гремела музыка. Под моими окнами бегала и резвилась
молодежь - две юные дочери и сын архиерея, гостившие у отца.
Звонкий смех, веселые возгласы, музыка в Кремлевском саду... -
это немножко задевало. Я затворял окна, чтобы ничего не видеть
и не слышать...
В мае в семинарии начались экзамены. Помню экзамен греческого
языка в 3-м классе. Ассистентом у меня был инспектор (бывший
преподаватель греческого языка). Ученики разбирали речи Демосфена.
Вдруг открылась дверь - и вошел архиерей. Преподаватели
боялись его как огня. Успехи или неудачи учеников отражались на их
педагогической репутации. Я понял, что мне предстоит экзамен.
Преосвященный Ириней стал спрашивать учеников; отвечали
они довольно слабо. Архиерей был недоволен, но свое неудовольствие
высказал не мне, а обращаясь к инспектору: "Я не ставлю
это на вид молодому преподавателю - он служит без году неделю,
- но почему они так плохо у вас разбираются в грамматике?
Как у вас поставлено преподавание!"
Когда после отъезда архиерея учителя собрались в учительской
и стали обсуждать результаты экзаменационного дня, мне
дали понять, что у моего предшественника никогда столь неудачного
экзамена не бывало.
Помню еще экзамен в 5-м классе. Предметом его были "Отцы
Церкви". Ассистентом моим оказался преподаватель, который
когда-то читал нам "Практическое руководство по пастырству".
Ученики не подготовились и отвечали плохо. Я наставил несколько
двоек и тем самым обрек группу учеников на переэкзаменовки
осенью. Когда я их спросил, почему они не подготовились, они
сказали, что считали предмет "не важным". Двойки вызвали
негодование и озлобление. "Так вот он какой!" - возмущались
семинаристы и решили после каникул встретить меня "демонстрацией".
"Демонстрация" заключалась в следующем. У нас был очень
длинный коридор, по обеим его сторонам были расположены
классы. Когда приговоренный к "демонстрации" преподаватель
шел по коридору, изо всех дверей раздавался пронзительный свист.
Семинаристов было 500 человек, - где же дознаться, кто свистел?
Одних преподавателей эти проявления враждебных настроений
очень волновали, другие проходили по коридору улыбаясь и даже
раскланиваясь и тем лишали "демонстрацию" ее смысла.
Педагогический опыт того года мне показал, что для пользы
самих учеников я должен в будущем быть требовательней.
По окончании экзаменов все стали разъезжаться на каникулы,
а я решил остаться в Туле. Ну, думаю, теперь на досуге займусь
своим внутренним миром... Но меня неудержимо потянуло в родную
Академию, к архимандриту Антонию, к старым профессорам,
к товарищам, к их веселому, жизнерадостному монашеству...
- и я попросил у архиерея позволения уехать туда.
Было еще одно важное обстоятельство, побуждавшее меня
к этой поездке. Нашего ректора архимандрита Антония переводили
на ту же должность в Казанскую Духовную Академию. Это
невольное перемещение было результатом нерасположения к
архимандриту Антонию нового Московского митрополита Сергия
(Ляпидевского). Митрополит Сергий был человеком старой
Филаретовской школы, с ее сухой и суровой дисциплиной, и,
естественно, ему был не по душе новый дух в педагогике архимандрита
Антония; невзлюбил он и нового "антониевского" монашества,
которое он презрительно называл "антониевской сворой".
После некоторых столкновений в официальных делах состоялось,
по представлению митрополита Сергия, перемещение архимандрита
Антония из Московской Духовной Академии в окраинную
Казанскую, что было, конечно, его служебным понижением.
Архимандрит Антоний принял этот перевод довольно спокойно, по
крайней мере с внешней стороны. Мне хотелось повидать его,
чтобы выразить ему сочувствие.
Он встретил меня со свойственным ему радушием и любовью.
Нас съехалось человек пять-шесть молодых монахов. Мы
участвовали в прощальном богослужении нашего бывшего ректора,
присутствовали на прощальном обеде, который давала ему
академическая корпорация, говорили застольные речи. Наши
профессора впервые увидали меня в монашеском одеянии; они
любезно беседовали со мною, может быть, не без оттенка некоторой
иронии по поводу моего неожиданного для них иночества.
Вообще наше молодое академическое монашество не встречало
сочувствия не только у наших профессоров, но и в других широких
церковных кругах. Быстрое продвижение по службе молодых
монахов, часто не по достоинству и не по их заслугам, всегда давало
пищу к подозрению, что мы шли в монашество не по идейному
побуждению, а ради карьеры (будущее архиерейство!). Доля правды
в этом подозрении, несомненно, была: не следовало нас так
быстро тащить по ступеням служебной иерархии. Я скоро на себе
испытал большую трудность от такого быстрого возвышения.
Связанные единством церковного духа и идейного направления,
встретившиеся после долгой разлуки под сенью любимой
"alma mater", - мы, молодые монахи, наслаждались нашей
взаимной братской близостью, мы делились впечатлениями, обсуждали
интересующие нас вопросы; ездили в "Вифанию", катались
на лодке на прудах... При этих условиях какой отрадой был
для нас летний отдых! Тут подоспело событие, которое решило
мою дальнейшую судьбу.
В Академию приехал ректор Петербургской семинарии архиепископ
Иннокентий (Фигуровский), впоследствии начальник
миссии в Пекине; у него возникли недоразумения с Петербургским
митрополитом Палладием, и его назначили в Москву в Покровский
монастырь. Он привез из столицы много всяких новостей,
в числе их была одна, для меня очень важная.
- Какого-то иеромонаха Евлогия назначили инспектором
Владимирской семинарии, - вскользь сказал не знавший меня
ректор.
- Как - Евлогия? - удивились все присутствующие.
Известие было столь неожиданно и невероятно, что в него
поверили лишь через два-три дня, когда о моем назначении было
напечатано в газетах.
Оказалось, преосвященный Ириней по окончании учебного
года отправил свое очень благоприятное для меня донесение
о моей деятельности в Тульской семинарии, и вот в результате
мне дали такое высокое и ответственное назначение.