Древний Патерик - Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием 

Древний Патерик

Глава 13.
О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием



  1. Однажды некоторые от отцев пришли к авве Иосифу в Панефо спросить у него, как принимать братий, издалека приходящих к ним: должно ли снисходить им и говорить с ними свободно? И прежде, нежели они спросили старца, старец сказал ученику своему: смотри, что я хочу сегодня делать, и жди. Старец поставил два стула - один по левую, а другой по правую сторону себя - и сказал: садитесь. И взошедши в келию свою, надел на себя ветхую одежду и, выйдя из кельи, прошел посреди их. И возвратясь, надел свою одежду и, опять вышедши, сел в середине их. Отцы же с изумлением смотрели на действия старца. И сказал им старец: видели ли вы, что я сделал? Да, - говорят они. Говорит им: переменился ли я от презренного одеяния? Отвечают: нет. Старец еще говорит: не переменился ли я от хорошего одеяния? Отвечают: нет. На это сказал им: итак, если я один и тот же в том и другом одеянии, как первое не изменило меня, так и другое не повредило мне, то и мы таким образом должны поступать в принятии братий, воздадите убо, - говорит, - кесарева кесареви и Божия Богови (Мф. 22: 21). Итак, когда приходят братия, будем принимать их с радушием; когда же останемся одни, то имеем нужду в сетовании, чтобы оно пребывало с нами. Они же, услышавши, удивились, что старец сказал им, что у них было на сердце, еще прежде, нежели они спросили его, - и прославили Бога.

  2. Авва Кассиан сказал: некогда мы пришли из Палестины в Египет к одному из отцев, и когда он принял нас с любовью, мы спросили его: почему во время принятия чужестранных братий не соблюдаете правило поста вашего, как мы приняли в Палестине? И старец в ответ сказал им: пост всегда со мною, а вас я не могу иметь всегда при себе. Пост хотя дело полезное и необходимое, однако же он в нашей воле, а дело любви мы исполняем по необходимости, как требует закон Божий. Итак, принявши одного из вас в виде Христа, как должник, буду служить со всяким усердием. Когда же отпущу вас, могу восстановить правило поста. Ибо не могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися. Егда же отъимется от них жених, и тогда по власти своей постятся (Мк. 2: 19-20).

  3. Еще сказал: мы пришли к некоему старцу, и он предложил нам трапезу. Когда мы насытились, он упрашивал нас еще принять пищи. Когда же я сказал: не могу, - старец отвечал: шесть раз я предлагал трапезу различным братиям и, угощая каждого, ел с ними, но и теперь еще голоден. А ты, поевши однажды, ужели насытился так, что не можешь есть более?

  4. Некогда в Скиту дано было повеление: поститесь эту неделю и сделайте пасху [1]. Случилось же братиям из Египта придти к авве Моисею. Старец приготовил им немного вареного. Соседи его, увидев дым, сказали клирикам [2]: вот Моисей преступил заповедь отцев и приготовил вареное. Они сказали: когда он придет, мы скажем ему. По наступлении субботы клирики, зная великую жизнь аввы Моисея, говорят ему пред народом: авва Моисей! Ты преступил заповедь человеческую и исполнил заповедь Божию.

  5. Брат пришел к авве Пимену на второй неделе Четыредесятницы, открыл помыслы и, получив утешение, сказал ему: едва было я не оставил намерения быть здесь сегодня. Старец говорит ему: почему же? Брат отвечал ему: я думал, что ради Четыредесятницы ты не отворишь мне дверей. Авва Пимен говорит ему: мы не учились запирать дверь деревянную, но более - язык.

  6. Брат сказал авве Пимену: когда я даю брату моему немного хлеба или иное что, то демоны очерняют это подаяние, как делаемое из человекоугодия. Старец говорит ему: хотя бы это было и из человекоугодия, но мы должны давать брату нужное. И рассказал ему следующую притчу: два земледельца жили в одном городе. Один из них, посеявши, сделал малое и нечистое, другой же, поленившись сеять, не сделал ничего. Когда же случится голод, кто из двух найдет пропитание? Брат сказал в ответ: сделавший малое и нечистое. Старец говорит ему: так и мы будем сеять хотя немногое и нечистое, чтобы нам не умереть с голода.

  7. Брат спросил его, говоря: скажи мне слово. Старец отвечал ему: сколько можешь, занимайся рукоделием, чтобы от своего рукоделия подавать имеющему нужду, ибо написано: милостыня и вера очищают грехи (Притч. 15: 27). Брат говорит ему: что есть вера? Старец сказал в ответ: вера здесь значит жить смиренномудренно и подавать милостыню.

  8. Брат пришел к некоему старцу и, выходя, сказал ему: прости, авва, что я отвлек тебя от правила твоего. Старец сказал ему в ответ: мое правило таково, чтобы успокоить тебя и отпустить с миром.

  9. Близ киновии жил отшельник, делающий многие подвиги. Случилось некоторым придти в киновию, и они принудили его есть не в свое время. И после сего братия говорят ему: авва! Не скорбишь ли ты теперь? Он сказал им: моя скорбь тогда, когда я исполню собственную волю.

  10. Говорили о некоем старце в Сирии, что он жил при пути пустыни и делание его было такое: в какой час приходил монах из пустыни, с благою предупредительностию делал ему успокоение. Некогда пришел один отшельник и старец сделал ему успокоение. Он же не хотел вкусить пищи, говоря: я пощусь. И старец, опечалившись, сказал ему: не мини раба твоего (Быт. 18: 3). Прошу тебя, не презри меня, пойдем помолимся. Вот и дерево здесь; кому преклонившему колена и молящемуся поклонится оно, тому и последуем. Отшельник преклонил колена на молитву - и ничего не было. Преклонил колена и странноприимец - и тотчас дерево преклонилось ему; и получивши такое извещение, они возблагодарили Бога, творящего чудесное.

  11. Пришли два брата к некоему старцу. У старца же был обычай не вкушать трапезы каждодневно. Когда увидел он братьев, с радостью принял их и сказал: пост имеет награду. И еще: едящий по любви исполняет две заповеди, потому что он оставляет и собственную волю и исполняет заповедь, успокоив братьев.

  12. Был некто из старцев, живя в пустынном месте. Был же и другой вдали от него манихей; и сей был пресвитер из числа называемых у них пресвитеров. Когда манихей пошел посетить некоего единоверца своего, то застал его вечер в том месте, где жил старец. И он колебался, желая постучать в дверь, чтобы взойти ночевать у него, ибо известно ему было, что старец знал его, как манихея, и думал он, что старец не захочет принять его. Но, вынужденный необходимостью, постучался. Старец, отворивши дверь и узнавши его, посадил с радостью, побудил его помолиться и, успокоивши, сам почил. Манихей же, пришед в себя во время ночи, удивлялся, говоря: как же он не возымел на меня никакого подозрения? Поистине этот человек - Божий. И пришедши, пал к ногам его, говоря: с сего дня я православный, - и, таким образом, остался с ним.

  13. Некий монах фивейский имел дар служения Бога, чтобы каждому из приходящих служить на пользу. Случилось же ему некогда в некотором селении раздавать христианскую милостыню. И вот пришла к нему принять милостыню некая жена, одетая в рубище. Увидевши ее, что она одета в рубище, монах опустил руку, чтобы подать ей много, но сжалась рука его и взяла немного. Вот пришла и другая, хорошо одетая; и видя одежды ее, монах опустил руку подать немного, но простерлась рука его и взяла много. И спросил он о той и другой женщине, и узнал: что носящая хорошие одежды, происходя от знатного рода, обнищала и только для виду имела такие одежды, а другая вдова, имея достаточное состояние, нарочито облеклась в рубище.

  14. Был некий монах, имея мирского брата - убогого, если что вырабатывал, подавал ему. Но насколько подавал ему, настолько сей более нищал. Брат, пришедши, возвестил это некоторому старцу. Старец же сказал ему: если ты хочешь послушать меня, то не подавай ему более, но скажи ему: брат! Когда я имел, то подавал тебе, а теперь ты, что получишь от работы твоей, приноси ко мне, и если он когда принесет, то возьми от него, и где увидишь странника или нищего, подай ему и умоли, чтобы о нем сотворили молитву. Возвратясь, брат так и поступил. Когда пришел мирской брат его, он сказал ему, как заповедал ему старец, и тот отошел печальным. И вот в первый день, взявши из огорода своего мелкую траву, принес ему. Взявши это, брат раздал старцам, упросил их помолиться о нем, и мирской, получив благословение, возвратился в дом свой. После сего принес ему огородного растения и три хлеба. Брат, взявши это, сделал как прежде, и мирской, опять благословленный, возвратился. Пришедши же в третий раз, мирянин принес на большую цену и вина и рыбы, и брат, видя его, удивился. Он призвал нищих и успокоил их. Брату же своему сказал: не имеешь ли нужды в немногих хлебах? Он сказал: нет, господин, ибо, когда я принимал от тебя милостыню, то как бы огонь входил в дом мой и истреблял все, что в нем есть. С тех же пор, как ничего не беру от тебя, я изобилую и Бог благословляет меня. Пришедши, брат возвестил все сие старцу. Старец же говорит ему: не видишь ли, что дело монахов есть огонь и куда оно приходит, сожигает? А брату твоему полезнее то, чтобы творил милостыню от труда своего и принимал молитву от святых, и таким образом благословлялся.

  15. Некий из старцев говорил: есть некто часто делающий много добра, а лукавый заставляет его тщательно заниматься мелочами, чтобы погубить мзду за все добрые дела, которые он делает. Когда жил я в Оксиринхе, - он сказал, - к некоему пресвитеру, творящему многие милостыни, пришла вдова, прося у него хлеба. И он говорит ей: пойди, принеси мне меру и я отмерю тебе. Она принесла. Пресвитер, осязавши рукою меру, сказал: велика она, - и пристыдил вдовицу. Когда вдова ушла, я сказал ему: авва! Ты продал хлеб вдовице? Он сказал: нет! Но в милостыню дал ей. Я сказал ему: если ты все отдал ей в милостыню, то как же ты обратил внимание на мелочь и посрамил ее?

  16. Некий старец жил с братом по правилу общежития. Старец был милостив. И когда настал голод, то некоторые начали приходить к двери его и получать милостыню. Старец всем приходящим подавал доли хлеба. Брат, видя это, говорит старцу: дай мне часть мою из хлебов, а ты, как хочешь, распоряжайся своею частью. Старец разделил хлебы и творил милостыню из своей части. Многие же, слыша, что старец подавал всем, приходили к нему. И Бог, видя его доброе произволениие, благословил хлебы. А брат, съевши свой хлеб, говорит старцу: авва! так как у меня мало хлеба, то возьми меня опять в общение с собою. Старец сказал ему: сделаю, как ты хочешь, - и опять стали жить вместе. Когда же настало доброе время, нуждающиеся опять начали получать милостыню. И случилось в один день: брат, вошедши, увидел, что хлебы оскудели, между тем пришел бедный и старец сказал брату дать ему хлеба. Но брат возразил: авва! Нет хлеба. Старец говорит ему: поди и поищи. Брат, вошедши, внимательно осмотрел и нашел хлебницу наполненной хлебами. Увидев сие, он устрашился - и дал бедному. И, познавши веру и добродетель старца, прославил Бога.

  17. Говорили о некой девице, что у ней умерли родители и она осталась сиротою. Размыслив, она сделала дом свой странноприимным для отцев скита. Она жила таким образом, принимая странных, и в удобное время служила отцам. Через несколько времени истощилось имущество ее и она начала нуждаться. Сблизились с нею развратные люди и отклонили ее от доброй цели. После сего она начала жить так худо, что дошла до блудодейства. Услышали о сем отцы и очень опечалились. И призвавши авву Иоанна Колова, говорят ему: мы слышали о той сестре, что она худо живет. Когда могла, она оказывала на нас любовь свою, а теперь мы окажем свою любовь и поможем ей. Потрудись сходить к ней и по мудрости, которую дал тебе Бог, воздвигни ее. Авва Иоанн пошел к ней и говорит привратнице: скажи о мне госпоже. Она же отослала его, говоря: вы прежде объедали ее, а теперь она бедна. Авва Иоанн говорит ей: скажи ей, ибо я много могу сделать ей пользы. Слуги же ее, насмехаясь, говорят ему: а что ты можешь дать ей, что хочешь видеться с нею? Привратница, пошедши, сказала о старце госпоже своей. Девица говорит ей: эти монахи всегда снуют около красного моря и ищут жемчужин. Потом, нарядившись, говорит ей: позови его. Когда он вошел, она, приняв его, села на роскошном ложе. Авва же Иоанн, подошедши к ней близко и смотря в лицо ее, говорит ей: что ты унижаешь Иисуса, что дошла до этого? Услышав это, она совершенно оцепенела. И старец, приклонив голову свою, начал сильно плакать. Девица говорит ему: авва! О чем ты плачешь? Старец восклонился и, снова приклонивши голову, со слезами говорит ей: вижу, что сатана смеется тебе в лицо - как же мне не плакать? Девица, услышавши это, поражена была еще более и говорит ему: есть ли покаяние, авва? Он отвечает: есть. Она говорит ему: возьми меня, куда хочешь. Пойдем, - отвечал ей старец. И она встала, чтобы следовать за ним. При этом авва Иоанн заметил, что девица ничего не сказала о доме своем, и удивился. Когда они пришли в пустыню, наступил вечер. Авва, сделавши из песка как бы небольшое возглавие для нее, и сотворивши крестное знамение, говорит ей: усни здесь. Сделавши и себе не в далеком расстоянии и окончивши молитвы, которые творил, старец преклонился. Проснувшись же в полночь, он видит как бы некий светлый путь, сходящий от неба до самой девицы, и увидел ангелов Божиих, возносящих душу ее. Встав и подошедши, он толкнул ее ногою. Когда же увидел, что она умерла, повергся на лицо, моля Бога, - и услышал глас, говорящий: один час покаяния ее принят лучше покаяния многих медлящих и не являющих ничего подобного такому покаянию.

  18. Авва Тимофей, пресвитер, сказал авве Пимену: в Египте есть некая жена, которая блудодействует и награду свою отдает в милостыню. Старец сказал в ответ: она не пребывает в блудодействе, ибо в ней виден плод веры. Случилось же придти матери Тимофея пресвитера к нему повидаться с ним. Он спросил мать свою: что та жена, осталась блудодействующей? Мать говорит ему: даже умножила любителей своих, но и милостыню увеличила. Пошедши, авва Тимофей пересказал это авве Пимену. Сей же сказал: не пребывает она в блудодействе. Пришла опять мать аввы Тимофея и сказала ему: знаешь ли, что та блудница хотела идти со мною, чтобы ты помолился о ней? Но я не взяла. Он же, услышавши, возвестил это авве Пимену. И авва говорит ему: лучше ты поди и повидайся с нею. Авва Тимофей пошел и посетил ее. Она охотно, увидев его, выслушала от него слово Божие, и много плакала и сокрушалась, и сказала ему: отныне я прилеплюсь к страху Божию и перестану быть блудницею. И, скоро пошедши, поступила в женский монастырь и весьма благоугождала Богу.

  19. Мать Сарра сказала: хорошо творить милостыню, ибо если кто и из человекоугодия творит сперва, но от человекоугодия приходит к страху Божию.


[1] Значит, строгий пост был заповедан в страстную седмицу.

[2] То есть служащим в церкви, освященному собору. Вальсамон, в толковании на Номоканон Фотия Tit. 1 de fide cap. XXXI, говорит, что клириками называются пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы и певцы. 



Поддержите нас!  

Рейтинг@Mail.ru


На правах рекламы: