Иоанн Кантакузин - Диалог с иудеем - Слово шестое 

Диалог с иудеем

Слово шестое



Император: Вот тебе малое из великого множества свидетельств о божественном вочеловечении Христа. И пусть не все мы еще сказали, на время мне хочется эту тему оставить и поговорить о Троице, как ты недавно и попросил. Имея много средств для явления истины и богат будучи доказательствами, каковые мне во множестве представляет Новый Завет, я не воспользуюсь ни одним из них, так как нет в этом крайней необходимости. Ведь сердце твое по отношению к ним жестко и необрезано, по словам пророка (ср.: Лев. 26, 41; Нс. 46, 12; Иер. 9, 26; Иез. 2. 4; 3. 7; 44, 7), так что все они будут бездейственны и окажутся приведенными понапрасну. Потому что, если говорящие не согласны друг с другом в предпосылках, как вообще они могут о чем-либо договориться? Мог ли бы, например, Эпикур воспринять, что Бог - Троица, совершенно не веруя, что Бог вообще существует? Так что не имеет смысла браться убеждать себя свидетельствами оттуда, то есть из Нового Завета, какового ты вовсе не приемлешь, несмотря на то, что он сам по себе является истиной и ярче солнца сияет, но будем черпать их из Ветхого, вашего Завета, и нами чтимого и принимаемого как святой и справедливый.

Ксен: Много да прибудет тебе, царь, благ от Бога, ибо как раз это я очень хочу послушать.

Император: Ты еще помнишь, какой ты сделал против нас выпад, заявив, что мы поклоняемся трем богам, подкрепив обвинение цитатой из Моисея: "Слушай, Израиль: Господь Бог твой Господь един есть" (Втор. 6, 4)7

Ксен: Прекрасно, царь, помню и десятки тысяч раз, если бы было возможно, принял бы за это смерть.

Император: Отлично ты сказал, что умер бы за эту веру. А я, как ты можешь видеть, настолько далек от того, чтобы порицать тебя за это или отвергнуть Моисееве изречение, что и сам, да и все мы, называющиеся по имени Христа, многократно , как ты сказал, пошли бы на смерть за поклонение единому Богу.

Ксен: Похоже, ты противоречишь, царь, сам себе, и то, что ты намерен сказать, сильно отличается от того, что ты говорил.

Император: Тебе так кажется, но это не так. Если потрудишься послушать, увидишь, что я в полном согласии и с собой, и со всеми святыми и пророками.

Ксен: Ну, так говори и докажи это.

Император: Прежде всего я хочу тебе напомнить те слова, которые мы положили как бы неким основанием рассуждений, а именно: не стараться средствами природы и рассудка уразуметь то, что выше природы и рассудка, что следует одной верой воспринимать и почитать. Если ты намерен этого держаться и впредь, все у вас вместится в уме; если же нет, то мы понапрасну будем трудиться,

Ксен: Совершенно необходимо держаться принятого, ибо это справедливо.

Император: Итак, да будет началом наших разысканий то, что более другого необходимо: никоим образом не разузнавать, чем по природе является Бог. Ибо это совершенно недопустимо не только для людей, но и для высочайших чиноначалий. Ведь Он в равной степени непостижим для всякой рожденной природы и совершенно никем ни полностью, ни отчасти познан быть не может.

Однако же, будучи таковым по природе, Он не оставил нас жить, блуждая, словно в глубочайшей тьме, в абсолютном о Нем неведении, чтобы мы не пострадали вместе с упомянутым Давидом безумным, неразумно предположившим, что Бога нет (см. Пс. 13. 1), или, если хочешь, вместе с безумным Эпикуром, который тоже верил в самостоятельность бытия и никак не соглашался с существованием стоящего над всем Бога-Промыслителя; и Он вложил в ангелов непосредственное знание о Себе в понятиях, которые знает их научивший, для человеческого же постижения недоступных; нам же, людям. Он дал знамения, с помощью которых наш разум способен возвышаться к мыслям о Нем. Знамениями и как бы некиими символами я назвал бы небо и землю и все, что на них, - чтобы, видя их красоту и сплоченность и неслиянность, свойственные их устройству, мы были способны восходить умом к приведшему их в бытие и в нем содержащему и устрояющему и познавать в нем всесильного Бога - не существо Его, конечно, но сверхъестественность и божественность Его силы - и веровать в Него. Поскольку же для совершенного богоразумия этого недостаточно - путем мысли приходить от творения к единому Богу (мудрецы называют это путем к богопознанию), да и этого мало, чтобы путешествующий достиг цели - в частности, и иудеи ведь, и те, кто позднее впали в Магометово безумие, считают Бога творцом всего и подателем, - Бог послал сначала святых людей, затем пророков и учителей, которые, открывая более совершенные Божьи таинства, стали учить всех людей. Поскольку же Адам, будучи прельщен, как мы раньше говорили, лишился Бога, Его присмотра и помощи и был отвержен - хоть и не совершенно, но ведь отвержен, - и его потомки после него, захваченные многим другим неподобающим, в конце концов докатились до служения идолам, как могли бы они, бесящиеся от столь великого безумия, "друг воспринять слова о сущем Боге и зараз быть наученными чистоте богоразумия? Так что свет начал светить и таинство Троицы стало обнажаться издали - иногда в загадках, иногда в образах, словно в зеркале. Сначала - через Моисея. А об отцах, живших прежде Закона, я не буду говорить; я имею в виду Иова, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова, познавших Бога-Отца, Его Сына и Дух Святой.

Выведя с помощью Моисея ваш народ мышцею высокою из земли Египетской, Бог через него на-учил вас чтить Себя как творца неба и земли, понемногу отучая от скверной службы идолам и влагая в вас Свой разум, при этом смутно показывая и Сына в сказанных о Нем словах. Нами было уже раньше упомянуто, что Давид словами "И да поклонятся Ему все ангелы Божии" (ср. Пс. 102. 20; 148. 2) указывал на Сына, и Моисей тоже и теми же словами: "Да поклонятся Ему, - сказал он, - все ангелы Божии" (Втор. 32, 43). И еще он же, говоря, что Бог воздвигнет из братии ваших пророка (Втор. 18, 15), Его имел в виду. Да и тобою чуть раньше приведенное одно из Моисеевых повелений: "Слушай, Израиль: Господь Бог твой Господь един есть" (Втор. 6, 4), - и оно явно указывает на Троицу. Ведь словами "Господь Бог твой Господь" он явил Отца, Сына и Святой Дух, а словами "един есть" представил единую для трех божественность - единую простую и нераздельную природу. Саддукеи ведь не верят ни в Духа, ни в ангела, ни в воскресение мертвых, вы же, фарисеи, во все это, мне кажется, веруете (ср. Деян. 23. 8). Впрочем, так ли это или иначе?

Ксен: Так это, не иначе.

Император: В книге "Исход" Моисей говорит, что Бог повелел ему избрать семьдесят мужей из сыновей Израилевых, чтобы, взяв от того Духа, который на нем, возложить на них, чтобы они стали пророками (в книге "Исход". 24, 1. упоминаются семьдесят старейшин Израилевых, но пересказывает император здесь книгу "Числа". 11, 16-17, 25). Духом ведь и душа называется, но означает ли это, что речь идет о том, что Бог возьмет часть Моисеевой души и возложит ее на семьдесят человек? Нет, конечно; бессмысленно ведь и даже очень неразумно и помыслить это. Но - от бывшей на нем силы и благодати Пресвятого Духа, благодаря которой он и пророчествовал, и иное совершал. Ты-то как об этом думаешь?

Ксен: Мне кажется, ты правильно это рассматриваешь, царь. И я не взялся бы говорить что-либо иное, как то, что Моисей пророчествовал божественным духом и именно от него Бог хотел взять и возложить на семидесяти.

Император: Еще: когда Илия трижды облил жертвенник водой (3 Цар. 18, 34) и перебил скверных жрецов (там же 18, 40), - чего это было знамением, как не Троицы и таинства крещения? А когда великогласный Исайя видел Господа сидящим на высоко превознесенном престоле и серафимов, летающих вокруг этого страшного престола и троекратно возглашающих "свят, свят, свят", что иное созерцал он тогда, как не отражение таинства Троицы? Троекратное возглашение святости являло одновременно с Отцом Сына и Дух Святой, а однократно произносимое "Господь" (Ис. 6, 3) - единство сущности, - то же, что и Моисей показывал словами "Слушай, Израиль: Господь Бог твой Господь един есть", и Давид в тридцать пятом псалме, говоря: "Во свете Твоем мы узрим свет" (Пс. 35, 10), - то есть в Сыне Твоем - Дух Твой Святой; ибо как Сын, так и Дух Святой являются и именуются светом.

Также и то, что сказал Исайя: "Дух Господа на мне, ради Которого Он помазал меня, благовество-вать нищим послал меня" (Ис. 61, 1), - он сказал будто от лица Христа, Которого Бог помазал, по словам Давида, "елеем радости более соучастников твоих" (Пс. 44, 8), как мы прежде говорили, и Который - явно странный и сверхъестественный человек, принявший все дарования Духа, воспринять каковые не способна природа ни одного, кроме Него, человека.

Еще тот же Исайя сказал: "Произойдет отрасль из корня Иессеева, и цвет от него поднимется" (Ис. 11, 7). Отраслью он назвал Пресвятую Богородицу, цветом же - родившегося от нее Иисуса Христа, как нами сказано при истолковании ковчега.

Далее он говорит: "Почиет на нем" - то есть на Христе, явно, - "Дух Божий" (ср. Ис. 11, 2). Какой другой дух почил на Христе - может ли кто-нибудь сказать - кроме единосущного Отцу и Сыну Духа Святого, каковой Давид и духом уст Господних именует, когда говорит, в образе уст представляя единосущность: "Словом Господа небеса утвердились" - то есть были созданы - "и духом уст Его - вся сила их" (Пс. 32, 6)7 Что другое может удержать и содержать небеса, кроме Бога? В соответствии с тем, как Давид здесь сказал "Словом Господа небеса утвердились и духом уст Его - вся сила их", и боговидец Моисей в книге "Бытие" говорит сначала "Сказал Бог: да будет твердь" (Быт. 1, 6), и она появилась, затем, чуть ниже: "И сотворил, - говорит, - Бог твердь" (там же 1, 7), - вторичным упоминанием тверди являя Сына. Ведь словами "Сказал Бог: да будет твердь" он указал на Отца, а прибавлением "И сотворил Бог твердь" он указал на Сына, такого же создателя и творца всего, как и Отец.

И опять же, как Давид, говоря, что Дух утвердил небеса, ясно проповедал, что Дух есть Бог, так и Захария словами "Дух пребывает среди вас" (ср. Аг. 2, 5), и Соломон, говоря "Дух Господа исполнил вселенную" (Прем. Сол. I, 7), и Исайя, сказав "Раздражили Духа Святого, и Он обратился в неприятеля их" (Ис. 63. 10) - и дом Иакова раздражил Дух Господа, - также и Моисей, сказав "Сказал Бог: да будет твердь", "И сотворил Бог твердь", представил подателем и содержателем всего и Сына и Отца.

Не удивляйся тому, что Моисей одной фразой "И сотворил Бог твердь" указал, как я сказал, на творческую способность Сына: ведь сказать, что Он творец тверди, это то же, что назвать Его творцом всего мира. То, что Давид сказал о Духе, Моисей сказал о Сыне, - одной фразой каждый о каждом свидетельствует, что тот есть Бог. Ибо как Христос и является, и называется Словом Божиим, Словом Отца, - имя "Слово" хорошо показывает их единосущность, - так и божественный Дух Божий и называется, и является Духом, единосущным Отцу и Сыну. И когда слышишь, что Писание говорит о Духе Божием или о Духе Господа, не думай, что речь идет о каком-то ином духе, кроме Пресвятого, который от Бога исходит - как Сын рождается от того же Бога-Отца. Хоть и ангелы духами Божьими называются, но их много, и они равны друг другу в каждом чине, и они созданы и состоят при службе. А так, особым образом, везде в Писании только Дух Божий называется. Подобным же образом богами называются ангелы и лучшие из людей, по-божески жившие, но когда говорят о Боге особым образом, дают возможность понять, что разумеют Бога - Творца неба и земли. И сыновьями Божиими называются ведь святые, но когда мы говорим "Сын Божий", мы имеем в виду единородного и единосущного Отцу, неизъяснимо и неизреченно от Него родившегося. Так, и когда мы слышим "Дух Святой", мы понимаем, что речь идет о Духе, неизъяснимым, превосходящим наше понимание образом исходящем от Бога-Отца, а естеством Своим извечно с Ним пребывающем, как и Сын.

Выше мы сказали, что о человеке - что он создан по образу Божию - говорится неоднозначно, а теперь мы вспомнили нечто связанное с тем, о чем тогда говорили, так что ты послушай и теперь о некоем образе образа Божия в человеке.

Всякий человек имеет слово и дух, естественные и соответствующие ему. Ибо, если бы он их не имел, он был бы бессловесен и мертв. Но мы не говорим на этом основании о трех людях в одном, разделяя человека на три части: ведь у его слова и духа не иная сущность, нежели у него, но они единосущны и единоприродны ему. Подобно этому обстоит дело и применительно к Богу, создавшему человека по Своему образу и подобию (ср. Быт. 1, 26). И Он имеет единосущное Себе слово, от Него рожденное, и Дух, естественным образом от Него происходящий. В противном случае и Он был бы поистине бессловесен и несовершенен, а стало быть, не имея их. Он не был бы Богом. Поскольку же Бог совершенен, Он должен рождать Свое Слово совершенным и производить из Себя единый с Ним по природе и совечный Ему Дух. И если об одном человеке нельзя сказать как о трех потому, что он имеет слово и дух, то в гораздо большей мере от Бога простейшего всякая сложность далека. Хоть

Он и имеет Слово и Дух, но как нет трех человек в одном, так нет и трех Богов.

Знай, что неправильное понимание простоты Божией оказалось причиной великой погибели не только вас, эллинов и последователей Магометовой лжи, но также многих, называющих себя христианами. Ибо немалое число таковых людей по этой причине впало в противные христианству ереси, как, скажем, последователи Ария и Евномия, а прежде них - причастившиеся безумия Савеллия, а с ними и многие другие. Они пострадали за то, что уверовали в собственные мысли и сами по себе захотели быть премудрыми, а от Бога переданных слов не послушали, ни воспринять из них ничего, ни уразуметь не могли, а веровать не хотели. А где нет веры, невозможно быть разуму, как и Исайя где-то сказал: "Если не уверуете, и не поймете" (Ис. 7, 9).

Есть и много другого, что показывает Духа Святого Богом, как, например, слова Елиуя Вузитянина, одного из друзей Иова: "Дух божественный, сотворивший меня, и дыхание Вседержителя, учащее меня" (ср. Нов 32, 8). Ведь и здесь Дух Святой называется Творцом и Вседержителем. Но достаточно, я думаю, чтобы убедить, уже сказанного. Если же это тебя не убеждает, то, скажи кто-нибудь и больше, уверить тебя вряд ли когда-либо сможет. Однако же вот еще что наряду с прочим скажу тебе о Святом Духе.

Ты согласился чуть раньше с тем, что Дух, о котором Бог сказал, что возьмет от Моисея и возложит на семидесяти (см. Чис. 11, 24-25), не был ни ангельским, ни человеческим, но - Божиим. А ведь та же самая благодать Пресвятого Духа, что была дарована тогда Моисею, семидесяти и последующим пророкам, - она же впоследствии была дана и уверовавшим во Христа через Евангелие. Ибо невозможно сказать, что одна благодать была дана первым пророкам, а другая последующим, поскольку один есть Дух Святой, исходящий от Отца, и одна и та же благодать Его, точнее же - одна и та же божественность, благодать и сила у Трех, то есть у Отца и Сына и Святого Духа.

Как если мы представим себе свечу, связанную из трех свечей и зажженную, причем каждая из связанных дает яркий и обильный свет, но по причине соединения свечей свет у них общий, и при этом не происходит ни слияния трех воедино, ни разделения их - по причине соединенности и слияния света, ибо он нераздельным приближается к освещаемым предметам и освещает окружающий воздух, так что никому и весьма премудрому не разделить свет и не различить его составляющие, чтобы сказать, что это - от этой из связанных свечей, а это - от этой, но - един и целостен свет у трех, и у каждой целостен; так же каждое из лиц Святой Троицы представляет собой совершенного Бога, но и Троица тоже есть тот же совершенный Бог.

Как мы уже говорили, та же самая благодать и сила, которая прежде время от времени была посылаема малому числу людей, ныне даруется бесчисленному множеству. А свидетельствует об этом Иоиль: "Излию, - говорит он, - от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и старцы ваши сны увидят, и юноши ваши видения узрят. Да и на рабов Моих и на рабынь Моих во дни те излию от Духа Моего" (Иоилъ 2, 28-29), и будут пророчествовать, "И явлю чудеса на небе и на земле: кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели придет день Господень, великий и светлый. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (там же 30-32).

Вдумайся, какой смысл имеет сказанное пророком и на кого он этими словами указывает: во-первых, силой Духа свидетельствуя, он говорит, что невозможно иначе пророчествовать, как только если на желающего пророчествовать снизойдет Дух. Тем самым он дает понять, что это невозможно ни для кого, кроме Бога. Далее он провозвестил будущее Христово пришествие, назвав это великим и светлым днем. При этом он сказал и то, что Он будет спасителем всех призывающих, ибо "всякий, - говорит он, - кто призовет имя Господне" - ясно, что Христово, - "спасется".

Итак, Ксен, поскольку о Боге, которого мы называем Отцом Сына, а вы просто так Богом, ни у тех, ни у других нет никаких сомнений в том, что Он есть Бог и Творец всего, речь у нас шла о Сыне и Пресвятом Духе - чтобы показать, что и каждый из них Бог и имеет те же, что Отец, божественность, силу и царство. Что касается Духа, то мне кажется, что открытое нам божественным Писанием достаточно, чтобы представить Его Богом, единоприродным Тому и нераздельным от Того, от Кого Он происходит - от Бога-Отца. О Духе Божием ведь и вы говорите, а как достоит о Нем думать, совершенно не знаете.

О Сыне же тоже, полагаю, достаточно для благоразумных уже сказанного, чтобы показать, что Он есть Бог, воспринявший в последние времена плоть. Хорошо указывают на Его божественное вочеловечение и слова Иезекииля. Рассказав о видении, которое он видел во время пленения на реке Ховар - нет сейчас времени все пересказывать, - он говорит: "Тогда - звучание слова, словно шум полка; и когда останавливались животные, опускались крылья их. И вот - голос превыше тверди, которая над их головой" (ср. Иез. 1, 24-25). Когда они останавливались, расслаблялись крылья их. "А превыше тверди, которая над их головой, - как бы видение камня сапфира, на нем - подобие престола, а на подобии престола - подобие как бы облика человеческого, сверху" (там же 26).

О каких животных говорит здесь Иезекииль и кого хочет обнаружить в как бы человеке, на подобии престола сидящем? Разве не ясно, что животные, о которых он говорит, это херувимы и серафимы, а Тот, Кто на них сидит, - это Тот, о Ком Моисей сказал: "Да поклонятся Ему все ангелы Божии" (Втор. 32, 43), Бог и человек. Но мы еще будем об этом говорить, и тогда это яснее будет показано тем, что мы еще намерены сказать, и это станет более понятным и обнаженным. Ты же поступишь правильно, если скажешь мне, как душа твоя восприняла слова о Троице. То есть безмолвствует ли твой ум в ответ на сказанное или возмущается какими-то мыслями и к возражениям устремляется и требует большего числа и более основательных доказательств?

К с е н: Он еще неуверенно колеблется, царь, между тем и другим и ни склониться перед сказанным не готов, ни решительно воспротивиться и открыто занять другую сторону. Но ты, если хочешь, говори дальше, а я по ходу дела уясню свое мнение.

Император: Хорошо. Стало быть, я молюсь, чтобы мы вновь вывели твой ум к здравому выбору и чтобы он пожелал выбрать наилучшее. Да даст тебе Господь, как сказал Соломон, разум во всем (ср. Прит. 1. 7).

Итак, примемся вновь за высказывания о промысле Христова воплощения. Великий в речах Исайя сказал: "Вот, Дева во чреве зачнет и родит сына, и нарекут имя ему Эммануил" (Ис. 7, 14).

К с е н: Скольких бед причиной постоянно бывает ложь! Ведь пророк сказал не "дева", а "отроковица" во чреве зачнет, подразумевается - сошедшись с мужчиной. Вы же, чтобы утвердить свою ложь, читаете "дева" вместо "отроковица". И сказать невозможно, сколько отсюда происходит помрачения, и это одно лишь слово творит, и великое неверие изливает в слышащих. Кто когда-либо слышал, чтобы дева рожала? Если мне хоть одну кто-нибудь покажет, я ничего больше не скажу против.

Император: Хорошо говоришь. Покажи мне ты другого Бога, сошедшего с неба и в плоть облекшегося, а я тебе покажу, как ты просишь, деву, Его родившую. Но раз ты обещаешь в это поверить, если тебе кто-нибудь укажет аа другое подобное бывшее, то пусть воспринято будет тобой и это первое и единственно настоящее, поскольку за ним никакого другого не последовало. Коль скоро же оно было первым, то твои слова, что ложь - причина многих бед, не лишены, мне кажется, смысла.

Однако же как может ложь причинить вред человеку, имеющему ум, будучи сама по себе немощна и несостоятельна? Ведь она не есть что-то, и ее нет среди сущего. Как же, будучи таковой, она может себя реализовать? Если бы ее не составляла истина, было бы поистине ложью говорить о ней как о чем-то, совершенно не существовало бы даже имени для нее. Что сказал, то и есть.

Вообразим себе двух человек, из которых один говорит: ложь, что ложь ничто собой не представляет, - а другой: истинно, что ложь нечто собой представляет. Из первого утверждения совершенно ничего не следует, а из второго, поскольку второй сказал "истинно", мы узнаем, что ложь воистину есть нечто. Видишь, даже когда ложь кажется чем-то, она состоится благодаря истине, сама же по себе она ничто, и ее в сущем нет. Ей ведь свойственна такая немощь, что, хоть и кажется иногда, что она является чем-то, под истину она подделывается и тогда. Ибо если она не станет подделываться под истину, никакой пакости сотворить она не сможет, что у вас и возможно видеть: цепляясь за тьму, вы полагаете ведь, что пребываете в свете, ничем в этом не отличаясь от глухих и слепых.

Кроме того, ты должен помнить наш уговор не стараться объяснить законами природы то, что выше природы, и логикой - то, что выше ее. Если же, допустим, это будет оставлено, объясни мне тогда ты, как Моисей сделал, что ваши отцы перешли Чермное море; как он источил из камня столько воды, что все люди напились (см. Исх. 17, 6); как кивот, носимый священниками, был переправлен через реку Иордан посуху (см. Ис. Нав. 3, 16); отчего сотряслись стены Иерихона (см. там же 6, 16); как Елисей милотью рассек Иордан, так что разделились воды, отступив туда и сюда, и он посуху его перешел (см. 4 Цар. 2, 14). Исходя из законов природы, как сказать, что это такое? Никак. Если это превыше естества, то и то не по законам природы.

Ваше же непослушание хорошо обличил великий в речах Исайя, говоря: "Весь день простирал я руки мои к людям непокорным и прекословящим" (ср. Ис. 65, 2). Вы ведь ко всем явным и истинным пророчествам о Христе безумным образом относитесь, уклоняясь от путей выровненных и с обрыва многократно себя низвергая более, чем другие, к настоящему времени. Однако же вернемся немного назад и постараемся понять смысл изречений пророка и о ком в них идет речь.

"Продолжал, - говорит он, - Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога своего в глубине или в высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и искушать Господа. Тогда сказал Исайя: потому Сам Господь даст вам знамение: вот, Дева во чреве зачнет и родит сына, и нарекут имя ему Эммануил. Коровье масло и мед съест, прежде чем начнет разуметь или изберет злое, изберет доброе; потому что прежде, нежели Ребенок сможет отличать добро от зла, он отвергнет злое и изберет доброе" (ср. Ис. 7. 10-16). Еще раз, сначала понемногу прочтя, подумаем: "Продолжал Господь говорить к Ахазу и сказал: проси себе знамение от Господа Бога своего в глубине или в высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и искушать Господа". Итак, прежде всего надо разобраться, какова причина ослушания Ахаза, ведь он не захотел выполнить Божье повеление.

Мы уже говорили, что человек, пожив в суете и безумии, доверившись лжепророкам, прорицателям и подобным им обманщикам, не устрашился пренебречь божественными заповедями. Понося его пренебрежительность, равно как и бесстыдство, Исайя сказал: "Потому Сам Господь даст знамение", - то есть Господь, пославший меня к тебе, скверному и злочестивому, надругавшемуся над божественными заповедями. Да не возомнишь ты, что я послан к тебе как к достойному, ибо ты далек от того, чтобы быть таким, так что не тебя ради я послан, но ради дома Иуды и всех сыновей Израиля. "Потому Сам Господь даст вам знамение: вот, дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Эммануил".

Если бы, как говоришь ты, об отроковице пророк предсказывал, что она во чреве приимет, пожив с мужем, явно понапрасну и вовсе бессмысленно было бы называть это знамением. Кроме того, слово "отроковица", а не "дева", избрано и использовано - ты найдешь - во "Второзаконии". Ибо там сказано:

"Если кто-то совершит насилие над девой-отроковицей" и "Если кто-нибудь встретит где-нибудь отроковицу обрученную и, принудив, спит с ней, убейте только мужчину, а отроковице не делайте ничего" (ср. Втор. 22, 25-26). И Ездра называет отроковицей деву, спавшую с состарившимся царем-пророком Давидом, который не мог в старости согреться, - а не по какой-либо иной причине (см. 3 Цар. 1, 1-4). Поскольку в зачатии спящей с мужем женщины никакого чуда нет и знамением это пророк не называл бы никак, остается думать, что знамение, о котором он сказал, что оно будет от Бога, это - то, что дева родит без мужа, что и произошло, хоть вы и пытаетесь некиими воистину гнилыми и несуразными, точнее же сказать, безумными словами это опровергнуть. Проходить мимо этого не следует, ибо если это знамение исполнилось не в Деве Марии, то как же Рожденный ею - не от похоти плотской, не от похоти мужской, но от Духа Святого - был бы, по пророческому слову, наименован Эммануилом, что значит "С нами Бог" (Мф. 1, 23)7 А что это значит - "С нами Бог"? Ясно - то, что Бог будет с нами, людьми, то есть будет подобным нам человеком, пребывая при этом Богом. Равным образом и словом "нарекут" он предсказал - что наречет множество людей, что и произошло.

С этим полностью согласуются слова Иеремии в книге "Варух": "Это, - он говорит, - Бог наш, не сравнится с Ним другой. Он изобрел всякий путь художества" (Вар. 3, 26-37). Как он сказал, Тот знает все художества, будучи самой Премудростью, и весь разум их, будучи Сам их Творцом. "И даровал его Иакову, отроку Своему" - то есть рабу Своему - "и Израилю, возлюбленному Своему" (там же 37) - здесь он вновь имеет в виду того же Иакова и говорит, что ему дал Бог всякий путь художества, то есть всякий смысл. Почему же он не сказал "всякое художество", но - "всякий путь художества"? - Потому что это явно больше и совершеннее - знать смысл художеств, нежели сами художества. Словами "Дал его Иакову, отроку своему" он указал только на личность Иакова, то есть на самого и только Иакова; говоря же "и Израилю, возлюбленному Им", он указал опять же на того же Иакова, но при этом и на уверовавших в Евангелие. Ведь "Израиль" означает "Ум, зрящий Бога". Потому-то совершенно ясно, что тот, кто путем благих деяний соделал себя умом, зрящим Бога, смысл и основание всякого художества воспринял от пожившего с людьми и благодаря плоти видимого ими Бога. Кроме того, словами "Дал Иакову, отроку Своему, и Израилю, возлюбленному Им" Он указал на Него как на подателя Ветхого и Нового Заветов. А поскольку пророк сказал, что никто не сравнится с Ним, он показал, что Тот несравнимо превосходит так называемых богов, то есть ангелов и людей.

Тут же далее он говорит: "На земле явился и с людьми пожил" (там же 3, 38), - самым ясным образом предсказывая Его пришествие на землю и жизнь с нами, землянами- А затем - и то, что Он поставлен истолкователем и учителем Божиих повелений: "Это, - говорит он, - книга повелений Божиих и закон, пребывающий вовеки. Все, держащиеся ее", - имеется в виду книга Божиих повелений - "пойдут в жизнь, оставившие же ее умрут. Обратись, Иаков, и возьми ее", - то есть книгу повелений, - "иди к сиянию при свете ее", - то есть при свете содержащегося в книге богопознания. Затем, как будто повелевая иудейскому народу, он говорит: "Не отдай другому славы твоей и полезного тебе - народу чуждому" (там же 4, 1-3), что значит: если даже уверует любой народ в Бога ~ творца неба и земли, никто не будет почтен и возлюблен более тебя, поскольку ты был наименован первородным сыном возлюбленным, - если только ты сам не отдашь дарованную тебе Богом честь и не отдашь свою славу и принадлежащие тебе блага; если же ты восстанешь на Бога, Который тебя почтил, то потеряешь свои славу и первенство, как Исав, и более, чем тот, будешь возненавиден и отринут; а затем люди идущих следом народов, дойдя, возьмут твои блага, славу и честь, которые ты, владея ими, сам неразумно выпустил из рук. Предсказывая затем таковую славу и обращение народов, пророк говорит:

"Блаженны мы, Израиль", - несомненно, называя Израилем народы, ставшие путем веры и благих деяний "Умом, зрящим Бога", - "ибо угодное Богу вам понятно" (там же 4, 4).

Итак, уразумел ли ты, насколько ясно пророк сказал, что это будет совершенный и при этом вечный закон, который даст, живя с людьми, Бог, и что именно о нем он сказал как о книге повелений Божиих, а не о данном вам в древности, каковой Бог обещал со временем оставить бездейственным?

Но вернемся, если не возражаешь, вновь к Исайе. Тот сказал: "Проси знамение у Господа Бога своего в глубине или в высоте" (ср. И с. 7, 6). Глубиной пророк называет здесь ведь сошествие с небес на землю, а с нее в ад Сына и Слова Божия, высотой же - воскресение Его из мертвых и восшествие с земли на небеса, откуда Он и сошел, о чем в дальнейшем будет сказано ясно.

Мне кажется правильным, немного отойдя от пророческих изречений, остановиться на словах о Приснодеве Марии, а оттуда в свое время возвратиться к пророчествам о ней и о Том, Кто у нее родился. 



Поддержите нас!  

Рейтинг@Mail.ru


На правах рекламы: