Re: Помогите разобраться — о душе животных


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer 21:46:53 19/07/2000
в ответ на: Помогите разобраться — о душе животных, отправлено Екатерина 15:11:35 19/07/2000:

 
> Братия и сестры!
 
> Вопрос возник на форуме для родителей (смотри ссылку ниже), помогите разобраться или поскажите еще ссылки, пожалуйста!
 
 
Душа животного упоминается в Ветхом Завете. Прямых данных о бессмертии животных в Писании нет, но есть косвенные (Ис 11; 1 Кор 15; и др.). Как толковать библейское понятие «душа животного» (особенно в сравнении с душою и духом человека) и проблему возможного бессмертия животных — вопрос, не находивший у христианских мыслителей однозначного решения. Насколько мне известно, ни одна из христианских конфессий не принимала на этот счет никаких догматических определений; поэтому, я полагаю, каждый христианин волен с молитвою искать собственным разумом ответов.
 
 
Многие святые имели особый дар сострадания к животным и некоторые даже молились о них (из восточных — вроде бы Исаак Сирин).
 
 
Из православных авторов наиболее глубокий, на мой взгляд, анализ проблемы дает архиеп. Лука в книге, ссылка на которую (и линк) приводится в Родительском форуме (см. отсылку к дискуссии в исходном сообщении).
 
 
Лично для меня бесспорно наличие души у всех животных (по крайней мере, многоклеточных), но уровень ее, если так можно выразиться, организованности отличается от человеческой примерно так же, как отличается уровень сложности тела того или иного вида от тела человека.
 
Для меня столь же бесспорно, что КАЖДАЯ ОСОБЬ животного мира (как и вообще всё тварное) имеет удел в общем воскресении, иначе тот факт, что «вся тварь стенает и мучится доныне» не укладывается в очевидность БЛАГОСТИ БОЖИЕЙ и ЛЮБВИ БОГА КО ВСЕМУ ТВОРЕНИЮ. При этом не сомневаюсь, что лев не будет опасен для антилопы, а цепень не будет паразитировать у него в кишечнике.
 
Мнение о бессмертии на уровне вида (в частн., у о. Сергия Булгакова) представляется мне натянутым (как быть с вымершими?) и безразличным к проблеме индивидуального страдания животного. Мнение К. Льюиса, о том, что животное не осознает свое страдание как страдание, видится мне неудачной попыткой самоутешения. И уж совсем странной кажется его идея, что бессмертия души сподобляются только животные, живущие при человеке, так что и спастись может только домашнее животное вместе с хозяином. Очень интересно: был хозяин святой — его пес с ним вместе в рай пошел, а был злодеем — так мало того, что при жизни своего пса лупил, голодом морил, погулять забывал спьяну вывести, а оказывается и после смерти пёсик за это никакой компенсации не получит! Мне кажется, тут у Льюиса какой-то системный сбой произошел.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]