Собор и инославие. Раскольники остались в дураках


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 00:13:27 10/09/2000
в ответ на: Итак, РПЦ признает католиков Церковью с апостльским рукоположением., отправлено Crossader 18:23:11 09/09/2000:

 
Спасибо за ссылку. Как я и утверждал ранее, Русская Православная Церковь оказалась способна сама справиться со своими проблемами, только не ожидал, что так скоро. Несмотря на некоторую неточность в формулировках, «основные принципы отношения РПЦ к инославию» достаточно взвешены, а видимые экуменические тенденции части священноначалия РПЦ — довольно неожиданно — потерпели решительное поражение.
 
Православная Церковь утверждается единственной истинной Церковью Христовой. Идеологии «равноблагодатных» «Церквей-Сестер» нет и в помине.
 
 
"1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова
 
1.2. Церковь Христова едина и единственна
 
1.7. Церковь имеет вселенский характер — она существует в мире в виде различных Поместных Церквей"
 
 
 
Спасение возможно только в Православной Церкви.
 
 
 
«1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство. »
 
 
В обществах, отпавших от Православной Церкви, довольно разумно утверждается наличие «остатков благодатной жизни». Причем эти «остатки» относятся к внешней формальной стороне совершения таинств, к формально правильно совершаемому Крещению, к внешнему благочестию, к проповеди Слова Божия.
 
 
«1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1-2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие».
 
 
В частности, Римская Католическая Церковь признается отделившийся от единства с Православной Церковью.
 
 
«1.13. На протяжении христианской истории от единства с Православной Церковью отделялись не только индивидуальные христиане, но и целые христианские сообщества... Во II тысячелетии за отделением Римской Церкви последовали внутренние разделения западного христианства.»
 
 
Признается повреждение католиками вероучительных основ.
 
 
«В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви».
 
 
В этой связи признание формального апостольского преемства в РКЦ означает то же самое, что признание в РКЦ формально правильно совершаемого крещения. Действительна только форма таинства (потом как и в принятии крещения, так и в принятии «в сущем сане», она восполняется реальным содержанием), а само таинство не совершается. Здесь опять же, довольно разумно, остатки благодатной жизни в РКЦ сведены к формальной стороне совершаемых таинств.
 
 
«Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений».
 
 
Решительно и впервые в истории Православной Церкви отвергнута «теория ветвей» во всех ее вариантах (осуждение ее «собором» РПЦЗ нельзя признать состоятельным, так как сам «собор» нельзя признать законным).
 
 
«2.3. Но, признавая необходимость восстановления нарушенного христианского единства, Православная Церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные »модели" единства представляются неприемлемыми.
 
2.4. Православная Церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем «христианским миром», что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров и что разделенность церквей принадлежит исключительно к несовершенному уровню человеческих отношений. По этой концепции, Церковь остается единой, но это единство недостаточно проявляется в зримых формах. В такой модели единства задача христиан понимается не как восстановление утраченного единства, а как выявление единства, неотъемлемо существующего. В этой модели повторяется возникшее в Реформации учение о «невидимой церкви».
 
2.5. Совершенно неприемлема и связанная с вышеизложенной концепцией так называемая «теория ветвей», утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных «ветвей».
 
2.8. Неприемлема мысль о том, что все разделения суть трагические недоразумения, что несогласия кажутся непримиримыми только от недостатка любви друг к другу, от нежелания понять, что при всем различии и несходстве есть достаточное единство и согласие в «главном». Разделения не могут быть сведены к человеческим страстям, эгоизму или тем более культурным, социальным или политическим обстоятельствам. Также неприемлемо утверждение, что Православную Церковь отличают от христианских сообществ, с которыми она не имеет общения, вопросы второстепенного характера. Нельзя сводить все разделения и разногласия к различным небогословским факторам.
 
2.11. Разделение христианского мира есть разделение в самом опыте веры, а не только в доктринальных формулах. Должно быть достигнуто полное и искреннее согласие в самом опыте веры, а не только в ее формальном выражении. Формальное вероисповедное единство не исчерпывает единства Церкви, хотя и является одним из его необходимых условий."
 
 
Еще раз решительно отвергнута идеология «Церквей-Сестер».
 
 
«2.7. Православная Церковь не может признавать »равенство деноминаций". Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены. Это означает, что путем к единству является путь покаяния, обращения и обновления".
 
 
Практика общения с инославными в таинствах осуждена как канонически недопустимая.
 
 
«2.12. Единство Церкви есть прежде всего единство и общение в Таинствах. Но подлинное общение в Таинствах не имеет ничего общего с практикой так называемого »интеркоммуниона". Единство может осуществиться только в тождестве благодатного опыта и жизни, в вере Церкви, в полноте таинственной жизни в Духе Святом.
 
7.3. ...Опасность для Церкви представляют и те, кто участвует в межхристианских контактах, выступая от лица Русской Православной Церкви без благословения церковной власти, а также и те, кто вносит соблазн в православную среду, вступая в канонически недопустимое сакраментальное общение с инославием".
 
 
Сформулировано разумное отношение к экуменическим контактам.
 
 
"Диалог Православной Церкви с экуменическим движением не означает признания равноценности или равнозначности с остальными участниками движения. Членство во Всемирном Совете Церквей не означает признания ВСЦ церковной реальностью более всеобъемлющего порядка, чем сама Православная Церковь, поскольку она и есть Единая, Святая, Соборная и апостольская Церковь, или даже просто признание того, что ВСЦ и экуменическое движение обладают хоть какой-то церковной реальностью сами по себе. Духовная ценность и значимость ВСЦ обуславливается готовностью и стремлением членов ВСЦ слышать и отвечать на свидетельство кафолической Истины.
 
О принципах отношения Православной Церкви к «экуменическому единству» и его институциональным формам писал священномученик Иларион (Троицкий) в своем ответе одному из лидеров экуменического движения и инициатору создания Всемирного Совета Церквей Роберту Гардинеру. Посвятив свой ответ беспощадной критике «экуменической экклезиологии», которую, по-видимому, разделял Гардинер, св.Иларион в завершении письма говорит следующее: «Не думайте, что мое решительно несогласие с Вашим понятием о единстве Церкви есть осуждение самой идеи всемирной конференции христианства (прообраз ВСЦ). Нет, я уже сказал о своем полном молитвенном благожелании проектируемой конференции. Но я твердо убежден, что было бы громадным шагом на пути единения, если бы конференция утвердила бы прежде всего истину единства Церкви и не считала бы все современные христианские вероисповедания и секты, взятые вместе, за единую Христову Церковь, потерявшую лишь видимое единство»."
 
 
Короче говоря, даже беглое перечисление положений состоявшегося Собора говорит о том, что идеология экуменизма была решительно (что довольно неожиданно) отвергнута, а различного рода раскольники, как за рубежом, так и отечественные, остались в дураках, не имея отныне даже видимых поводов для пребывания в расколе.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]