Re: о новатианах


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Игорь Кузьмин 18:52:27 24/10/2000
в ответ на: о новатианах, отправлено Алексей Чумаков 06:09:49 24/10/2000
 
>>не видите противоречия в том, что если принять форму крещения самочинников, раскольников и еретиков, как степень удаления от Церкви, то почему свв. отцы 6 Вс. Собора в 95 правиле постановили принимать раскольников-новатиан (у которых и ереси-то никакой нет и «преемство» присутствует) через миропомазание, а явных еретиков (их ереси осужденны соборами) несториан и монофизитов «всего лишь» через исповедание веры?
 
>
 
> Новатиана называли еретиком не только св. Киприан, но и вся Церковь. Хотя происхождение было чистым расколом (Новатиана не хотели делать и священником, он же обманом устроил себе рукоположение в анти-папу).
 
> Он утверждал что есть грехи (в частности, идолопоклонение) которые не могут быть прощены даже и при раскаянии и пожизненном покаянии грешника, что Церковь не может простить такой грех. В этом собственно и состояла ересь Новатиан, и именно поэтому св. Киприан писал что Новатиане уже не следуют кафолической вере и той вере, что они исповедывали при своем крещении — на вопрос «веруешь ли во оставление грехов и жизнь вечную, через святую церковь» они лгали. Ересь, таким образом, вполне фундаментальная.
 
 
Алексей, я с Киприаном и с Вами  полностью согласен, если речь идет о Новатиане и если его еретическое учение было принято всеми единомысленными с ним, т. е. на соборе. Но вот о новатианах, т.е. крещенных и рукоположенных Новатианом я приведу свидетельство из книги Максима Грека, который говорит об этом еретике, слово 68.
 
«Слыши же внятно, и разумей прямо: еретики, иже oт Новата презвитера бывша римскаго, новатиане нарицаеми, ниже о крещении, ниже о таинстве православныя веры, ниже о ином коем законе церковном беззаконноваху, но зане точию дарованное oт человеколюбия Спаса Хриcта грешником покаяния oтрицаху и не приимаху на покаяние обращающихся, иже в гонении Хриcта oтвергошася. За то едино oтриновени быша oт великаго собора православных, и прокляты быша».
 
И свт. Василий Великий, в 1 правиле, определяет причину раскола в различном суждении о покаянии.
 
Толкователи же Зонара и Вальсамон, считают,  что Новатиан и новатиане осуждены на римском соборе при папе Корнилии не за отступление в вере, а за не милосердие и братоненавидение. (Толк. На 8 правило 1 Всел. Собора)
 
 
С уважением,
 
Игорь.
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]