Хорошо, поясню о чём я пытаюсь речь вести


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр С. 21:55:26 05/11/2000
в ответ на: Пускай., отправлено Анахоретъ 01:14:43 05/11/2000
 
> Начало греха — гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость (Сирах, 10, 15). Это так, навскидку.
 
> Относительно остального см. Дьяченковскую «Симфонию для проповедников», (если она есть, конечно), на понятие «Гордость».
 
> Также Иоанна Лествичника или в Добротолюбии, или в отдельно издававшейся «Греховные страсти и борьба с ними» со схемами всякими...
 
 
Мысли, которые не дают мне покоя, как раз и родились после чтения такой литературы (видел я и схемы). Но и не в последнюю очередь — подбором цитат на главной странице. Я пытаюсь выяснить, не упустил ли я чего-нибудь столь важного в Новом Завете — почему борьба именно с гордостью, даже не с ней (поделом ей), а со всем, что только может её НАПОМИНАТЬ (например, элементарное чувство собственного достоинства) — стало просто таки параллельным «символом веры» — откуда это пошло? Ясно, что не от Ветхого Завета.
 
 
Откуда родилось мнение, что человек должен ощущать себя ХУЖЕ ВСЕХ? Этого Спаситель не говорил. Он говорил (известной притчей) о том, что опасно переоценивать себя, считать лучше других, потому что такому Господь в своё время укажет его настоящее место, и ему придётся со стыдом «переместиться». Но хуже всех — зачем? Мы этого просто не знаем — кто лучше кого, вот и всё!
 
 
Ну а распространение «неосуждения» с людей уже на сами ДЕЛА людские, запрет на осуждения воровства (не вора!), лжи, убийств — это уже просто перечёркивание Закона Божьего.
 
 
На что надеяться христианину в борьбе, которую постоянно приходится вести по жизни, если он хуже всех а приори? Все эти идеи как будто специально призваны сделать нацию нашу эдаким коллективным Платоном Каратаевым из Толстого, с соответствующим финалом. Согбенный, благостный дурачок, который слова против не скажет, что бы ни происходило — идеал человека для либерального общества, оно его с удовольствием переварит, кем бы он ни был, верующим или атеистом. Приходилось уже читать о том, что либерализм и христианство — близнецы и братья? Если нет — могу ссылочки дать.
 
 
Откуда это всё пошло? Я далёк от того, чтобы говорить что-либо недоброе о св.Иоанне Лествичнике или «поправлять его». Гордость — наверное, действительно мать всех прочих грехов. Но почему нужно начинать с неё? Заставлять этой борьбой ещё ниже вжимать голову в плечи верующих, а все прочие (интеллигенция) — зевнув, согласятся : да, нехорошо это, но... Если все этим больны — то это вообще не болезнь, а норма.
 
А не лучше ли вспомнить — и напомнить — о том, что ещё есть в Библии, помимо этого? Тем более, если по всем этим моим «пунктам», в Ней, как я понял, сказано не так уж много — почему же такой «крен» в богословской литературе?
 
 
С уважением
 
 
А.
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]