Отправлено Евгений 16:41:43 29/12/1999в ответ на: Re (2): О том, как надлежит выносит решение о впадении епископа в ересь, отправлено Алексей Чумаков 00:54:10 28/12/1999
> Но от Вашего прямого вопроса мы удалились действительно, каковы последствия молитвенного общения с епископами-еретиками? Что Вы сами по этому поводу думаете, в чем тут опасность? В том что мы примем их ересь и станем думать как они, или есть некая мистическая сторона дела, и заблуждение (пусть искреннее) отделяет нас от Бога? Или же начав думать как они, мы и действовать станем как они, исходя их их воззрений на Бога, Христа и проч. и именно эти самые неправые действия будут для нас душевредны? Просьба высказаться. > Увы, мистическая сторона дела, по-видмому, существует. Впрочем, трудно было предполагать, что это было бы как-нибудь иначе. Поминовение это общение и через это общение уподобление тому, кто поминается. Вот что пишется об этом в «Послании с исповеданием веры, посланное от всех Святогорцев к царю Михаилу Палеологу, когда тот всеусильно спешил неразсудительно соединить с нами Италианцев, хотя они пребывали вовсе неисправленными в своих ересях и нераскаянными» (М., 1895, пер. и изд. текста Епископа Кирилловского Арсения /Иващенко/; документ относится к эпохе Лионской унии, заключенной в 1274 г.; император-униат Михаил Палеолог требовал от Святогорских монахов введения литургического поминовения Папы Римского и патриарха-униата Иоанна Векка): «Православная Церковь признает возношение имени архиерея при священнодействии за совершенное общение. В “Изъяснении Божественной литургии” св. Германа, патриарха Константинопольского, написано: “Священнодействующий возносит имя архиерея, показывая и свое подчинение высшему, и общение с ним, и преемство его веры и священнодействий”. Вот о чем пишется далее в этом документе. Тот, кто поминает еретика за литургией оскверняет Священную Трапезу и самого себя. “Священники нарушали закон Мой, пишется об этом в Священном Писании, и оскверняли святыни Мои. Не отделяли несвятое от святого” (Иез. 22:26). “Общение через одно поминовение его, пишет о еретиках преп. Феодор Студит, налагает пятно, хотя бы поминающий был православен”». Вообще, приветствующий еретика уподобляется ему в его делах: «Кто приходит к вам и не приносит сего [православного] учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (II Иоанн. 10-11). Если приветствующий уподобляется тому, кого он приветствует, то тем более поминающий за Божественной литургией. О мистической стороне опасности литургического общения верных с еретиками пишет и преп. Иоанн Дамаскин в "Точном исповедании православной веры", утверждая, что в Евхаристии мы таинственно соединяемся в одно тело, и болезнь, поражающая один орган этого тела, переходит и на все остальные. Не знаю как кого, а меня следствия из этой концепции, если мы ее правильно понимаем, ужасают. При этом получается, что литургия в церковных сообществах, переходных от православия к ереси или наоборот, совершается (а не так как утверждают сторонники теории "выключателя" прекращает совершаться решительно и бесповоротно), но плодом сознательного причащения с еретиками является сама эта болезнь (или нечувствие к ней). Но как это может быть? Как может через Таинство передаваться болезнь? Или как соединение с Богом может, во-первых, осуществляться не только с недостойными, но и противящимися Ему, а во-вторых, распространять это противление Истине на других? Но, во-первых, таинство Евхаристии, единственное из всех, имеет смысл эсхатологический. В нем реально (или прообразующе как кому будет угодно) наступает конец времен и совершается Второе Пришествие Христово. В этом Втором Пришествии Господь войдет в соединение со всем творением, с праведными и с недостойными Его. Это соединение будет для них Судом: вечным блажеством для праведников и вечной мукой для неправедных. Не стоит поэтому удивляться тому, что соединение с Богом возможно для противящихся Ему: оно само является для них мучением. Во-вторых, и преп. Иоанн Дамаскин пишет, что соединение с Богом в Евхаристии является очистительным и наказующим огнем для недостойных. Через болезни и различные несчастные случаи он восприемлет уже в этой жизни наказание, которое следовало бы ему, в противном случае, на Страшном Суде. Тогда чему тут и удивляться. Если ты сознательно причащаешься с еретиками, то восприемлешь и их участь. Ты несешь вместе с ними суды Божии уже в этой жизни, и они тебя либо очистят, либо предадут в руки Судящего.
- Re (4): мистическая сторона литургического общения Unknown 14:44:30 30/12/1999 (0)
- Вот именно поэтому и важно точное, а не произвольное употребление слова "еретик". Алексей Чумаков 22:55:32 29/12/1999 (2)
- Re: Вот именно поэтому и важно точное, а не произвольное употребление слова "еретик". Unknown 14:45:49 30/12/1999 (1)
- Re (2): Вот именно поэтому и важно точное, а не произвольное употребление слова "еретик". Алексей Чумаков 23:41:34 30/12/1999 (0)
- Re (4): мистическая сторона литургического общения partizan 18:11:34 29/12/1999 (1)
- Re (5): мистическая сторона литургического общения Unknown 14:47:04 30/12/1999 (0)
- Литургическое общение и его последствия свящ. Димитрий 16:50:00 29/12/1999 (10)
- Re: Литургическое общение и его последствия Unknown 14:58:19 30/12/1999 (0)
- Re: Литургическое общение и его последствия Unknown 14:48:55 30/12/1999 (1)
- Re (2): Литургическое общение и его последствия Павел П 18:17:11 30/12/1999 (0)
- Re: размышления о выборе Евгений 18:48:06 29/12/1999 (2)
- Умозаключение о выборе:) Тер 02:27:07 30/12/1999 (0)
- А что говорит история? Иг. Товия 17:57:04 29/12/1999 (3)
- Re: А что говорит история? полковник Рюмин 23:44:56 29/12/1999 (2)
- Re (2): А что говорит история? Unknown 15:12:31 30/12/1999 (1)
- Re (3): А что говорит история? полковник Рюмин 11:32:30 31/12/1999 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]