Православная Беседа

Форум: Все темы >> На клиросе >> Ошибка в минее или всё же нет?

Eniack
пользователь
Православный христианин

Сообщений: 4
Дата регистрации: 15.10.2013
Ошибка в минее или всё же нет?
15.10.2013 17:03:01

В тексте службы Антонию и Феодосию Печерским (2 сентября ст. ст.) на стиховне вечерни в первой стихире находим "во празднественный день". Не является ли это ошибкой? По опыту вроде бы всегда "празднственный", "всепразднственный", "предпразднственный"... Минея 2003 года, если что.

Ответить
Владимир Ковальджи
администратор
Православный (РПЦ)

Сообщений: 181
Дата регистрации: 22.11.2004
Re: Ошибка в минее или всё же нет?
17.10.2013 22:16:24 в ответ на "Ошибка в минее или всё же нет?" (Eniack)

Вероятнее всего так и было в оригинале, если служба достаточно позднего происхождения. Такое написание весьма распространено уже в начале-середине 19 века (в переводах из свв. отцов, в проповедях, в трудах Феофана Затворника, в некотороых акафистах и т.п.) Да и разницы в данном случае совершенно никакой, ибо всё равно ни один человек не может воспроизвести сочетание "зднств" так, чтобы в реальности не возникло ни одного дополнительного слога. Так что огласовка в тексте ничего не добавляет, она в любом случае есть при произнесении.

Ответить
Eniack
пользователь
Православный христианин

Сообщений: 4
Дата регистрации: 15.10.2013
Re: Ошибка в минее или всё же нет?
20.10.2013 15:41:35 в ответ на "Re: Ошибка в минее или всё же нет?" (Владимир Ковальджи)

> ни один человек не может воспроизвести сочетание "зднств" так, чтобы в реальности не возникло ни одного дополнительного слога. Так что огласовка в тексте ничего не добавляет, она в любом случае есть при произнесении.

Странно. Мы всегда поём столько слогов, сколько написано; допустим, "предпразднственная" - на 5. Да и настоятель, когда объявляет расписание, произносит "попразднство" на 3. Я вообще впервые слышу, чтобы культура и традиции чтения и пения на клиросе допускали такие вольности со слогами. Служим, вроде бы, пока что не на французском. И объяснение тут простое: кого как приучили, тот так и произносит. В любом случае, даже чисто логически, правильное количество слогов гораздо важнее правильного произнесения "зднств". Мало ли кому что "неудобно", "непривычно", "мы так привыкли", "мы так всегда пели" - таких персонажей масса. Естественно среди т. н. пенсионеров со своими "традициями". Помню, одна певчая рассказывала, как в каком-то храме принципиально в тропаре небесным силам поют "оградите" вместо "оградите". Якобы с ударением на последний слог "язык сломаешь". "На спасение это не влияет". Ну это же смешно. Люди, не знающие толком ЦСЯ и нотную грамоту, разглагольствуют о спасении. Так давайте, может, не будем вообще в церковь ходить. Ибо там порой вообще не понимают, о чём поют. С таким же успехом можно посетить цирк. Простите, Владимир.

Ответить
Владимир Ковальджи
администратор
Православный (РПЦ)

Сообщений: 181
Дата регистрации: 22.11.2004
Re: Ошибка в минее или всё же нет?
20.10.2013 21:04:30 в ответ на "Re: Ошибка в минее или всё же нет?" (Eniack)

> Мы всегда поём столько слогов, сколько написано; допустим, "предпразднственная" - на 5.

Если не трудно (а это совсем не трудно) - произнесите это слово в диктофон и выложите файл для прослушивания. Условие - чтоб было слышно все шесть согласных (а не "предпрасственная", как это обычно звучит), а время на каждый слог было одинаковым (будто этим словом подтекстована последовательность из пяти ровных восьмых).

> "На спасение это не влияет". Ну это же смешно. Люди, не знающие толком ЦСЯ и нотную грамоту, разглагольствуют о спасении.

А что, влияет?

А как быть со старинными огласовками, когда пели вместо "днесь" "де-не-се" и т.п.? Известнейшие распевщики тоже толком ЦСЯ не знали?

Ответить