А теперь по поводу "новообновлецев". Моих сло здесь не воспринимают, предложим документик.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено полковник Рюмин 01:51:12 10/08/1999:

Священник Александр Борисов  
О НАЦИОНАЛИЗМЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ  
Русская Православная Церковь чтит память святого митрополита Московского Филиппа, который жил в 1 XVI веке при Иване Грозном. Всем известна картина русского хуложника «Кончина митрополита Филиппа»: мрачная фигура Малюты Скуратова, который появляется в проеме двери его кельи, и изможденная, на коленях, фигура митрополита, который молится перед иконой, понимая, что прихолит последняя минута его жизни. Это олин из немногих потрясаюших примеров противостояния главы Церкви государству, крайне жестокому монарху, сумасшедшему, которому везде мерещились заговоры, который не считал количества жертв, лишь бы удержать власть и уничтожить тех, кто в какой-то мере в чем-то не согласен. Этот пример противостояния — надо честно сказать, не слишком частый для Церкви вообше, для русской Церкви в частности — особенно подчеркивает значимость той темы, о которой мы сегодня говорим.  
Тридцати от роду лет митрополит Филипп, в миру Федор Ко- лычев, оставил государственную службу (он был высокопостав ленным чиновником при дворе Иоанна Грозного) и отправился в Соловецкий монастырь в крестьянской одежде, простым иноком. Игумен Алексий, глава монастыря, прекрасно знал молодого человека, принадлежавшего к известному боярскому роду, и поручил ему одну из работ по организации быта монастыря. Вскоре Федор Колычев становится видным управителем Северной Фива- иды, как часто называют эту монашескую обитель. Соловецкий монастырь был не только духовным, но и экономическим центром, и будущий митрополит Филипп вносит большой вклад в развитие обители. Вскоре он, будучи вновь замеченным Иваном Грозным, приглашается на московскую кафедру, становится главой Русской Церкви, предупреждая, что будет отстаивать подлинно христианские идеалы. Это предупреждение сбылось: митрополит сначала выбирал деликатные формы,' затем все более явно стал обличать царя за его жестокости. Последнее обличение было произнесено публично. Незамедленно последовали кары: он был заточен в Кремле в келье, леревянная кололка была налета на шею, руки и ноги закованы в кандалы. Митрополита отправили в От рочь монастырь, гле через год он был задушен собственноручно Малютой Скуратовым.  
Мы видим, что угроза фашизма, как крайней степени государственного тоталитаризма, не является новой, хотя само название появилось недавно. Упоминание Церкви в этой связи может многих шокировать, поскольку христианство, которое обьявляет, что во Христе нет ни иудея, ни эллина, но все ученики Христа — новый народ Божий, неожиданно оказывается связанным с националистическим движением. Это не может не удивлять и не может не печалить. Но Россия находится в состоянии человека из евангельской притчи. Из этого человека изгоняется дух зла, который его держит в тисках, и когда злой дух возвращается через некоторое время и видит сердце человека пустым, то берет с собой семь злейших себя и поселяется в человеке, и бывает ему хуже, чем до этого. В таком состоянии находится Россия, потому что народ слишком привык к тому, чтобы его сверху поучали, что надо делать и чего делать не надо, и многие обескуражены тем, что им не говорят, к чему они должны стремиться, куда идти.  
Неразработанность демократическими силами перспектив развития, идейной задачи, отсутствие разъяснений, что мы хотим созидать, какую Россию, оборачиваются провалом самой идеи демократии. Основная надежда возлагается на христиан- ство, которое через Русскую Православную Церковь, главную духовную силу в России, должно этот вакуум заполнять. Однако наследие предшествующего 70-летнего атеизма и здесь сказывается роковым образом, потому что Церковь не имеет достаточного числа священнослужителей, не имеет разработанного богословия и конкретных рекомендаций стать идейной опорой современной жизни.  
Ситуация, сложившаяся в России конца XX века. Русской Православной Церковью в полной мере не осмыслена. Русскому обществу, православным, людям, которые хотят прийти ко Христу, предлагаются книги, написанные в XIX веке, которые сейчас издаются массовыми тиражами и слабо соотносятся с тем, что происходит с нами сейчас — 100 лет спустя. Поэтому люди, при- , шедшие сравнительно недавно в Православную Церковь, попала- -' ются на удочку даже самого названия «Православие». Церковь *' для многих людей, недавно в нее пришедших и еще плохо ориентируюшихся в христианстве, становится неким символом, который оказывает дурную услугу: мы — православные, а другие — неправославные, мы правильно славим Бога, а все остальные — неправильно. При этом люди, недавно бывшие членами партии, пионерами и комсомольцами, внезапно становятся очень активными православными. Многие из них даже говорят: «Я в Бога не верю, но я православный!» Происходит вроде бы смена идеологии, при том что остается прежняя психология большевизма, который формально был устранен как идеологическая доктрина государства.  
 
В психологию большевизма включались три основных момента: мы — самые первые, прокладываем путь, мы — самые лучшие, потому что исповедуем единственно правильное марксистско-ленинское учение, и мы окружены врагами. Понятно, это были американские империалисты, германские реваншисты и т.д. Эти же самые элементы включаются сегодня в психологию православных националистов: мы — самые первые, мы — самые лучшие, потому что русские. Москва — это Третий Рим, правда, не совсем понятно, почему это вызывает гордость. Собственно, Рим — для Евангелия — всегда был символом языческой державы, ложного царя, римского императора, который противостоит истинному царю — Христу. И мы окружены врагами со всех сторон. Только сейчас это не германские реваншисты и американские империалисты, а это католики, протестанты, масоны и, конечно, евреи.  
 
Тут открывается обширное поле наработок в русском национализме, которые были сделаны в конце Х1Х-начале,ХХ в. Поднимается на щит миф о крови христианских младенцев, которую добавляют в мацу, о ритуальных убийствах и т.п. Даже одно из самых жестоких преступлений русской революции — убийство царской семьи — трактуется не как политическая акция, а как ритуальное убийство, тут идут в ход и фамилии части исполнителей, и загадочные знаки на стенах и т.д. Создается новая мифология. Она крайне примитивна, а потому понятна и удобна. Суть ее в том, что все дурное, что происходит в мире, а в России особенно, потому что русские — это самый чистый и лучший народ, Святая Русь,- все это инспирируется извне евреями. Все события в стране и в мире направляются жидомасонским заговором. И вот тут начинают играть огромную роль пресловутые «Протоколы сионских мудрецов», которые издавались, ксерокопировались и до этого, но в связи со свободой печати сейчас появились многотысячные тиражи этой фальшивки. Самое печальное злесь то, что такие книги начинают продаваться в церквах — не только в подземных переходах и на станциях метро, но именно в церковных киосках. Не надо объяснять, что книга, купленная в церкви или церковном киоске, обретает совсем другую значимость, чем книга, купленная в обычном магазине, — Церковь благословляет! А ведь оценка «Протоколов» справедливо дана в названии известной книги Кона на эту тему — « Благословение на геноцид». Сами «Протоколы» давно разоблачены в книге Бурцева. Но, по странному стечению обстоятельств, ни книга Бурцева, ни книга Кона на широкий рынок не вышли: появившись, они сразу стали раритетом. Куда они исчезли, просто непонятно.  
 
Одновременно надо сказать о том, что наряду с печальным участием Церкви в антисемитской пропаганде и распространении антисемитского мифа имеются и положительные признаки, которые заключаются в том, что в газетах, издаваемых также Церковью, например, в газете Троице-Сергиевой лавры «Жизнь вечная», совершенно неожиданно мы встречаем анти- монархистскую позицию, в частности, дается необычная оценка династии Романовых. Приводится документ, который до недавнего времени известен не был, — письмо митрополита Филарета императору Николаю 1. Того самого Филарета, митрополита Московского, который был канонизирован Русской Церковью на недавнем архиерейском соборе. Там он пишет, что причиной бед и нестроений в Русской Православной Церкви — дело происходит в середине XIX века — является синодальное управление, когда Церковью управляют государственные чиновники, обер-прокурор Синода. Эта позиция московского святителя и сам факт ее обнародования служат обнадеживающим знаком того, что в Русской Православной Церкви есть и здоровые силы, которые не выбирают из истории то, что подходит под их идейную концепцию, а смотрят на вещи объективно, понимая, что монархия, которая подчинила себе Церковь и превратила ее в аппарат имперской идеологии, является опасностью для здорового развития христианства, а не наоборот, как нас хотят в этом убедить.  
 
Сейчас главная задача всех, кому дороги христианские идеалы, — жить по Евангелию, а не превращать христианство в православную идеологию.  
 
Ой, Господи! Когда Msier. Kaverin предложил мне, я позвонил о. Александру на радио и спросил его о "машиахе" женским голосом."А это Господь наш Иисус Христос!",-ответил о.Александр.  
 
Это-то утверждение и послужило причиной столь бурной реакции епархиального собрания. Ну и что?


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]