> Мне остается только добавить, что по другую сторону Вашей аргументации остается пресловутая "намоленность" помещений и артефактов, которая пахнет настоящим магизмом
Почему "по другую сторону"? Я ж именно об этом и говорил.
В свою определенную меру ощущения от "намоленности" или какой-то принадлежности - это совершенно нормально, это часть нашей природы. Человек духовно-материален, и это нормально, что он не только витает мыслью в области "чистого духа", но и привязывается ею к месту, времени, предметам. Например, приходит конкретно на могилу близкого человека конкретно в его день рождения, скажем. Ясно, что вообще-то думать о нем можно в любое время и в любом месте, однако выбирается и посвящается этому определенное место и время. В этом ничего такого. Так же и церковная жизнь устроена с ее календарем праздников. Теоретически можно жить с мыслями о Преображении, Благовещении, Рождестве и проч. всегда и везде. Однако, практически у нас вряд ли хватает мозгов и сердца всегда и на всё сразу. Поэтому мы актуализируем тему Рождества в определенный день года, а в другие дни - другие темы. Так же и икона - это не радиопередатчик, без которого тебя такой-то святой не услышит; но это не значит, что она вообще не нужна, как полагают некоторые "гностико-монофизиты", которым кажется, что разумно-духовное это всё, а телесно-материальное это ничто и вообще презренная чепуха. Нет, конечно. Человек неразрывно состоит из духа и тела, и если он не забывает, что из них главное, а что второстепенное, то это второстепенное ничуть не вредно, а даже и обязательно.
А вот когда это выпирает на первый план и становится магизмом - тогда да, беда.
|