В начале перенесу сюда то, что говорила Татьяна в ветке "дары волхвов" из Гостиной:
> Господь говорит: "Просите и дано будет вам". Понятно, что не BMW-X5 нужно просить, хотя в определенных случаях и такое бывает наверное. Но Он же и говорит, что Отец наш небесный знает в чем мы имеем нужду.
Рассмотрим внимательно главную по данной теме цитату из Евангелия:
"молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш..." (Мф.6:7-9)
В греческом не силен, поэтому разбирать будем русские слова, но думаю, что смысл в переводе сохранен достаточно точно.
Итак, "не говорите лишнего", молитесь без "многословия". А позднее дается образец краткой молитвы. Из этого очевидно, что то обстоятельство, что и так "знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду", молитву вообще бессмысленной вовсе не делает, но лишь сподвигает не "говорить лишнего".
Теперь хорошо бы выяснить, где же, хотя бы примерно, происходит переход количества в качество, т.е. от немногословия к многословию и лишнему. И не переходим ли мы эту грань на практике.
Сперва посмотрим на наше богослужение. "Очевидно! - воскликнет некто, - Вы каждый раз по два-три часа поете да читаете кучу текстов из своих толстенных книг. Если и это не многословие, то я балерина-космонавт..."
Во-первых, обратим внимание на контекст - "ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения". Он вполне определенно указывает, что речь в данном случае о молитве в смысле прошения, просьбы, "мольбы о".
А теперь придем в церковь, скажем, в день святого N (на вечернюю службу - самую многословную и насыщенную изменяемыми текстами из толстенных книг) и разберемся вкратце, что происходит:
1. Спели или прочитали предначинательный псалом. Древний духовный стих из еще ветхозаветного Писания. Ну, быть может, если не этот, то некоторые другие псалмы и грешат неким многословием, но это всё же поэзия, песня, да и ветхозаветная. Оставим его пока, пойдем дальше, в основную часть службы.
2. Ектения (и вообще ектении). Вот это прямо по теме, это прошения - "о (том-то) молимся" или "с (том-то) просим". Но сильно многословными их никак не назовешь: всего три (великая, сугубая, просительная) кратких набора по нескольку прошений, совершенно стандартных, т.е. одинаково в неизменном виде повторяющихся на каждой службе. Все вместе на одной страничке умещаются запросто. Бывают исключения, но они редки и только подтверждают правило. Так что ектения, если и несколько пространнее в прошениях, чем "Отче наш", то не намного; это еще не многословие.
3. А дальше мы начали долго и нуд... благолепно распевать стихиры. Вот оно! Текстов много, и каждый день они разные - в целом выходит длинная полка с толстыми Минями, не меньше, чем полное собрание сочинений Толстого. Это ли не многословие? Да, слов более чем много. Но почитаем их. Вот примерное содержание типичной стихиры:
"Являя образец того-то и того-то, сделал ты то-то и то-то, преподобне отче N. И презрев то-то и то-то, устремился к тому-то и тому-то. И славный подвиг совершив, ныне в обителях Небесных предстоишь Господу, Егоже моли спастися нам"
То же самое в общих чертах относится и ко всем циклам стихир, к тропарям, кондакам, канонам и прочим седальнам-светильнам - таким образом, Минеи на 99% - это вообще не "молитва" (в контексте нашей цитаты), а назидательная энциклопедия святых и праздников. Разве что статьи в этой энциклопедии не по алфавиту, а по дням года и изложены не справочной прозой, а гимническими стихами.
Т.е. бОльшая часть богослужения составляют или повестовательно-назидательные тексты из Минеи (в которых лишь обычно в конце маленькие и всегда одинаковые по сути и самые общие по содержанию элементы просительной молитвы - "моли Бога о нас" или "моли спастися душам нашим"), а также гимны и песни, только в некоторых из которых есть небольшие просительные моменты (немного в "Сподоби", немного в великом славословии и т.п.) Ну, и небольшие и тоже типовые ектении, о которых было выше.
В общем, никакого особого многословия в просительном плане в богослужении нету. В покаянном плане (особенно в великопостной Триоди) - несомненно есть, в славословном - имеется местами. А в просительном - нет; всё вполне лаконично.
Хорошо. Теперь о личных молитвах. Самые распространенные последования - утренние и вечерние чины и подготовка к Причастию. С последним всё ясно - там набор молитв преимущественно покаянных, а единственное прошение - это "сподоби неосужденно причаститися" (в разных вариациях). В утреннем и вечернем наборах из Молитвослова тоже, в общем-то, особого просительного многословия не наблюдается. А если оно и есть немного, то, как легко заметить, только опять-таки "вариационное", а по сути прошения в большинстве своем самого общего характера и практически одинакового содержания.
В общем и целом можно определенно сказать, что просительная молитва в довольно-таки точном соответствии с приведенной цитатой Евангелия занимает во всех наших церковных последованиях самое скромное место и в основном варьирует несколько самых общих прошений. Разве что в ектениях появляется чуть-чуть дополнительной конкретики, но в таких кол-вах, что говорить о "многословии" всерьез не приходится.
> Так о чем просить?
Вероятно, в просительном смысле - только о главном (подай необходимое, избавь от непосильного, дай разума понимать Твою волю и сил исполнять). А в покаянном - ну, и так ясно.
> Давайте будем все дружно подпрыгивать и кричать: Господи! Исцели детей в хосписах, просвети несчастных в психушках, помилуй в тюрьмах и зинданах сидящих. И что? Хоть что-то изменится?
Ну, в некоторых случаях (хотя и редко) кое-что может и измениться. Господь умеет чудеса творить. Но чаще всего - ничего не изменится, конечно. Пока мы сами не пойдем к тем, кто нуждается в помощи. Он - Глава (голова) Церкви, а мы - руки и ноги. "Голова! - вопиют руки и ноги, - Помоги бабушке перенести сумку через дорогу!" "Я всецело за! - отвечает голова, - Идите, ноги, к бабушке; берите, руки, сумку". А если сами не собираемся идти, то к чему прыгать и кричать об этом? В этом случае лучше просить о чем-то другом - о себе, "научи мя творити волю Твою", как в одном из песнопений, например.
Теперь уже из этой ветки:
> ...не приставая к нему с конкретными просьбами?
Дык, как я показал выше, и богослужение, и общепринятые образцы личных молитв почти совсем не содержат "конкретных", а почти сплошь только "общие".
А зачем и общие, если "и так знает, что нужно"? Это, я думаю, проще. Ну, на примере "Отче наш" хотя бы: там три прошения - о хлебе насущном, об оставлении долгов и об избавлении от искушений. И все три (первые два - со всей очевидностью) прошения явно "синергичны", явно обращены и к себе самому тоже, а не только к Нему. Подавай необходимое - это и напоминание себе о том, что нужно лишь необходимое, а не грести лопатой под себя. Прости долги наши, как и мы прощаем должникам - вообще напрямую напоминаем себе, что, если сами не простим, то нечего и молиться о своем прощении. Очень похожи в этом смысле и все остальные "общие" прошения из молитв и служб. Например, "отверзи ум мой к соблюдению заповедей Твоих" или "научи мя творити волю Твою" очевидно предполагают, что мы и сами к этому стремимся, этого хотим и приложим для этого какие-то усилия.
Вообще любая молитва так или иначе "синергична". В приведенных случаях - просто напрямую. Иногда более косвенно.
|