> Правда, я не знаю, насколько точно здесь передан оригинал.
Благодарю за тактичность, я действительно воспроизвел высказывания профессора по памяти, которая меня нередко подводит. Поэтому дальше Алексея Ильича не трогаем :)
К сожалению, далее Вы начали разговор с воображаемым собеседником, доведя мои слова до абсурда. Я нигде не утверждал, что в храме собираются "постоять и подумать каждый о чем-то своем" (совсем напротив!). Слово "настрой" имеет не одно значение, мне очень жаль, что Вы выбрали самое неподходящее и с душой попеняли на него. Настройка музыкальных инструментов - это не эмоция, а вполне конкретное действие. Я не помышлял о богослужении, как о бессмысленном "благочестивом шуме"...
Я пытался сказать вот о чем. Человек заходит в храм. Он видит служащик клириков, слышит клиросное пение. Он видит действие, которое прекрасно совершается без него. Главными действующими лицами с этой точки зрения являются церковнослужители, произносящие необходимые формулы, а человек - лишь благочестивый зритель "божественного спектакля", сопереживающий ему. С этой точки зрения, важно расслышать все, что "говорится со сцены" (видимо, чтобы вполне сопереживать происходящему). Я думаю, Вы знаете, сколь распространено такое отношение к службе даже среди мирян-старожилов.
Другое дело, когда воспринимаешь себя участником Общего дела, общей молитвы. И здесь бубнеж чтеца (хоть он и вполне досаден) не может служить оправданием для лично моего ступора, ибо есть Иисусова молитва. Понимание значения своего личного участия в богослужении вовсе не означает "атомизации" молящегося, совсем наоборот. И, конечно, это рассуждение - не предлог для отказа в попытках разобраться в составе и смысле богослужения. Это возможность включиться в общую молитву, когда для этого есть объективные (внешние) или субъективные (внутренние) препятствия.
|