Re (7): по поводу истины и духовника


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 12:18:08 08/04/1999
в ответ на: Re (6): по поводу истины и духовника, отправлено Ольга 17:11:28 07/04/1999

>>  Не могу с Вами согласиться. Послушание против истины не спасает, но губит. Слепой слепого поведет .. 
>  
> Если Вы лучше духовника знаете, что есть Истина, то зачем он Вам вообще? Живите своим умом. :)  
 
Совершенно верно, Ольга! Истина — Христос, который "послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя". Поэтому послушание, если не нарушает заповеди, не может быть против истины. 
Но меня удивляет, почему Вы не применяете тот же критерий истины, когда речь идет о послушании священнику, которое выражается, помимо всего прочего, и в том, чтобы не делать ему замечаний. Если, конечно, Вы не делаете этого по долгу службы. Вы не исправите ни одной его кажущейся неисправности, если не будете иметь такого послушания. Послушание рождает смирение, смирение рождает любовь, а без нее Вы "не сможете творить ничесоже". Они, эти неисправности, для того и даны нам, чтобы мы приобрели такое устроение, и сами по себе ничтожны по сравнению с ним.  
Никакое делание добрых дел само по себе не имеет никакой цены, а только делание их ради Христа, ради стяжания образа и подобия Христова. "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". Заметим, что преподобный говорит здесь не "отвергнись себя ради служения ближнему, подражая таким образом Христу" (так могла бы сказать м. Мария, и в этом вся разница между ней и прп. Серафимом. К слову сказать, такое подражание живо напоминает "Подражание Христу" Фомы Кемпийского), а "смирись, стяжи дух мирен, и мир твой исправит не только недостатки окружающих, но и исходатайствует им спасение". Стяжи, а не отвергнись. 
"Нет больше той любви, кто положит душу свою за други своя". Заметим, как здесь говорится о степенях любви, одна превосходнее другой. Не тот, кто приложит внешние усилия на пользу ближнему и мнит имети в себе любовь, угоден больше Богу, хотя и эта добродетель почтена Им, а тот, кто отдал душу свою за другого, стал "нищим духом", смирился перед ним, ибо не только его, но и того, за кого он отдал душу свою,- "тех есть Царствие Небесное".  
Вы пишете, что Вашу подругу отвратило от Церкви неудачное замечание священника. То есть первое же искушение, от Бога посланное испытание, куда склоняется ее воля, она не выдержала. А что же дальше? В Церкви искушений больше, чем в миру, еще больше в клире, а больше всего их в монастырях. Путь спасения состоит в претерпевании этих искушений и через это (и только через это) в победе над ними. Наградой победителю (даже самых малых искушений, ибо не в меру дает Господь) будет мир превыше мира и спасение тех, кто в нем пребывает.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]