> А вот когда обычные люди ... претерпевают некое преобразование ... - это умопостигаемое чудо или видимое?
А может мы не будем углубляться в трактовки термина "чудо"? Это было бы очень долгим и нудным занятием. Вы ж и так поняли, о чем я говорил.
Таинство Евхаристии (как и другие таинства) никакого видимого и осязаемого "чуда" не предлагает и не может предлагать, ибо является символом, имеющим однако реальную силу в пространстве веры (но и только в пространстве веры). Это принципиально синергическое действие, никоим образом не проявляющее свою объективность вне субъекта (поэтому православию чуждо отдельное от евхаристии поклонение Св. Дарам, возникшее позднее у католиков).
Таким образом, преобразование субъекта (возможно, ощущаемое им именно как чудо, связанное с таинством) извне регистрируется не как чудо (только как "чудо" в переносно-бытовом смысле, как хорошая погода плюс вовремя подошедший автобус), а как благоприятный процесс, могущий иметь разные, но вполне естественные объяснения.
|