Православная Беседа

Форум: Все темы >> Беседы о Православии >> Основной вопрос к современному христианству

Владимир Ковальджи
администратор
Православный (РПЦ)

Сообщений: 181
Дата регистрации: 22.11.2004
Re: апофатия с оговорочкой
04.02.2014 14:28:41 в ответ на "Re: апофатия с оговорочкой" (slavindo)

> странной какой-то эта апофатия получается: Бог ни там ни сям, ни то, ни это. Это спросим - нет. То спросят - тоже нет. По всем вопросам: нет! нет! нет! А как дело касается связки "Бог-церковь" - так сразу везде да!

Во-первых, странной какой-то является ваша логика. Разве богословие есть только апофатическое? Нет, не только. Апофатика - важная и даже необходимая часть богословия, но не единственная. В Евангелии, например (даже в таком особо богословском, как четвертое), апофатики практически нет, а положительное богословие есть ("Отец", "Любовь", "и волос не упадет без Его воли", "Видевший Меня видел Отца" и проч.) Так что никакого "по всем вопросам нет, нет, нет" не существует, а значит нет и противоречия с тем, что по одному из вопросов (о церкви) "да".

Во-вторых, "церковь" = "собрание". Собрались два, три или более христиан во имя Христово - вот и церковь, собсно. Это следствие их веры Тому, Кто сказал про такое собрание "Я посреди них". Вот и всё, вот почему они отвечают "да".

Следующим вопросом будет "а причем тут преемство рукоположения священства, и зачем оно вообще (ведь оно не гарантирует от наличия иногда подонков в рясе и т.п.)?" Да, очевидно, что в принципе без этого можно было бы обойтись, ибо Богу никакие формальные рамки и условия не требуются. Но нам - требуются. Для нас необходим определенный общий формальный (не эмоциональный и не субъективный) критерий. Потому что, если каждый из нас будет сам определять критерии, то будет полный раздрай и бардак - все люди несовершенны, и любого человека один посчитает достойным, другой нет, а третий вообще замрет в позе буриданова осла между ними. Перенесение же вопроса о благодатности священнодействий в формальную плоскость (казалось бы столь несвойственную благодати) часто позволяет этого избежать, отделяя друг от друга сомнения в человеке от несомненности таинства (что, впрочем, абсолютно не мешает мне, не сомневаясь в законности священнодействий попа N, никогда к нему и близко не подходить в силу некоторых знаний о нем лично - одно другому просто никак не противоречит).

Ответить