А, это уже чуть яснее. Попытка разобраться с верой вообще с позиций веры в универсальность формальной логики.
Хотя я и не охотник использовать молоток не только для забивания гвоздей, но и для открывания консервных банок, но пару моментов отмечу и с таких позиций.
Схема "Верую, что Великий Потхан есть Истинный Урхан" остроумна, но не совсем по адресу. Ну, возьмем для примера известный всем "Символ веры":
1) Верую в единого Бога - первое "неизвестное" по вашей терминологии. Оно же по сути и единственное! И при всей своей "неизвестности" (непостижимости, неописуемости - и т.д. вся апофатика) вместе с тем довольно-таки конкретное - Творец. Уже одного этого хватает. Потому что, если мы подходим мыслию к вопросу о происхождении всего, то всё равно по любому упираемся в бездоказательные умозаключения - либо "Творец", либо "всё само собой"; и второе, мягко говоря, не яснее первого ))
Ну ладно, поищем "второе неизвестное".
2) Далее самый большой фрагмент "Символа" - об Иисусе Христе. Т.е. об историческом человеке, распятом в Иерусалиме при Пилате - никаких "неизвестных". Предметом же веры является то, что Он одновременно и Бог, воплощенный предвечный божественный Логос. Всё остальное - спасительный смысл смерти и воскресения - вполне определяется предыдущим. Т.е. словами вашей статьи это "дядя Коля Иванов - Великий Потхан", но никак не "Великий Потхан есть Истинный Урхан".
3) Да, собственно, и всё... О Духе (вообще о триединстве Бога) - это явно не новые "неизвестные", а разработка первого и главного. О церкви, крещении и грядущем - тоже.
Т.е. что такое христианство?
а) Вера в Бога (Творца) - это т.ск. базовый обще-умозрительный момент, характерный для человека (даже в примитивном многобожии, как правило, есть кто-то верховный, главный) и даже в некотором роде логически необходимый (ибо его отрицание на том же умозрительном уровне ни к чему сколь-нибудь "более ясному" не приводит).
б) Плюс вера другого уровня - не умозрительная, а до-верие. Если вообще кто-то заслуживает доверия, то это Христос. Если кто-то и говорил только правду, то это Он. Или же правды нет вообще в принципе.
|